Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Завершение отношений консультирования

 

Энергично, как это обычно бывает на сессиях, мы продвигаемся с вами к постижению сути переживаний – конечной цели нашего совместного путешествия.

Сегодня вечером, когда вы нерешительно покинете мой офис, уходя в раннюю темноту зимнего дня или в темноту декабрьской ночи, вы заживете самостоятельной жизнью.

Все-таки это время кристаллизации изменений, хотя и едва заметных, и время, проведенное вместе, и наши слова могут стать тем воспоминанием, из которого прорастет семя вашей новой жизни – не без знания травм прошлых лет, но все же, скорее, от отрезвляющего понимания, что услышанное вами дает шанс заполнить время различными чувствами и наслаждаться ими тихими часами, когда вы остаетесь один.

 

«Memory traces», byS. T. Gladding, 1977. North Carolina Personnel and Guidance journal, 6, 51. 1977


Термин «завершение " «относится к решению, одностороннему или взаимному, пре кратить консультирование» (Burke, 1989, р. 47}. Вероятно, завершение является наименее исследованным и часто пренебрегаемым аспектом консультирования. Как правило, теоретики и консультанты полагают, что завершение должно происходить естественным путем, а клиент и консультант – оба – остаются довольными и удовлетворенными достигнутыми результатами. Гудиер (Goodyear, 1981) заявляет, что «мы как бы опираемся на мифическое представление о том, что завершение является процессом, который совершенно не влияет на консультантов и который оказывает воздействие исключительно на клиента" (р. 347).

В реальности завершение отношений консультирования оказывает воздействие на всех участников, и оно часто происходит трудно и болезненно. Завершение может вызывать смешанные чувства и у консультанта, и у клиента (Cowger, 1994; Kottler, Sexton & Whiston, 1994). Например, клиент может испытывать как благодарность, так и сожаление по поводу конкретного опыта консультирования. Если это должным образом не учитывать, завершение может принести столько же вреда, сколь и пользы.

Эта глава посвящена рассмотрению завершения как многомерного процесса, который может принимать несколько различных форм. Особое внимание будет уделено функции завершения вообще, а также завершению отдельных сессий и отношений консультирования в целом. Кроме того, будут рассмотрены стратегии завершения, сопротивление завершению, преждевременное завершение, инициированное консультантом завершение и значение завершения отношений на положительной ноте. Будут также охвачены смежные области дополняющего, уточняющего и повторного консультирования.

Функция завершения

Исторически обращение непосредственно к процессу завершения избегалось по нескольким причинам. Уорд (Ward, 1984) приводит две из числа наиболее значимых. Во-первых, завершение ассоциируется с потерей – традиционным предметом табу во всех частях общества. Даже несмотря на то, что, как указывает Хейес (Hayes, 1993), потеря может сопровождаться созданием чего-либо заново, усовершенствованием, достижением лучшего знания себя и новыми открытиями, консультирование обычно все внимание уделяет росту и развитию безотносительно к завершению. Во-вторых, умение завершить консультирование не относят непосредственно к навыкам, облегчающим взаимоотношения консультирования (Ivey, 1988). Вследствие этого завершение не является таким процессом, которому обычно уделяют внимание при обучении консультантов. Все же его значение начало осознаваться в связи с социальными тенденциями, такими как старение американского населения (Hodgkinson, 1992), широкое принятие концепции стадий жизни (Sheehy, 1976) и увеличение внимания к смерти как части жизненного процесса (Kubler-Ross, 1969).

Завершение выполняет несколько важных функций. Во-первых, завершение сигнализирует о том, что нечто закончено. Жизнь – это ряд «здравствуй» и «прощай» (Goldberg, 1975; Maholick & Turner, 1979). «Здравствуй» начинаются с рождения и «прощай» заканчиваются со смертью. Между рождением и смертью индивиды встречаются и расстаются с огромной вереницей явлений и событий, включая работу, взаимоотношения и смену жизненных периодов. Развитие и приспособляемость зависят от способности участвовать в максимальном количестве этих событий и извлекать из них уроки. Чтобы приступить к чему-нибудь новому, необходимо завершить и осмыслить предыдущее событие (Perls, 1969). Завершение – это возможность должным образом закончить усвоение опыта, на личностном или профессиональном уровне (Hulse-Killacky, 1993). В консультировании завершение «является больше чем действием, означающим конец терапии», оно является также мотиватором (Yalom, 1995).

И клиента, и консультанта мотивирует знание того, что опыт консультирования ограничен во времени (Young, 1998). Это осознание подобно пониманию молодым человеком того, что он не может оставаться всегда подающим надежды и молодым, – событие, которое часто происходит на пороге 30-летия. Такое пони мание может вызвать прилив бурной деятельности, чтобы успеть, пока еще остается время, сделать что-либо значительное. Отдельные консультанты, в частности, связанные со стратегической, системной, проблемно-риентированной семейной терапией, преднамеренно ограничивают количество сессий консультирования с тем, чтобы клиенты и консультанты лучше осознавали ограниченность времени и максимально использовали сессии (Gladding, 1998). Ограничение числа сессий также эффективно сказывается в индивидуальном консультировании (Munro & Bach, 1975).

Во-вторых, завершение является средством сохранения уже достигнутых изменений и генерализации приобретенных в процессе консультирования навыков решения задач (Dixon & Glover, 1984; Doyle, 1998). Успешное консультирование приводит к значительным изменениям в способах восприятия, мышления и деятельности клиента. Эти изменения отрепетированы в консультировании, но они должны быть осуществлены в реальном мире. Завершение обеспечивает возможность для такой практики. Клиент может всегда возвратиться к консультанту для любого необходимого продолжения работы, но завершение – это естественная отправная точка для начала независимой деятельности. Это придающий силы опыт для клиента, который позволяет ему взглянуть на то, что происходит в на стоящем, совершенно новым или, по крайней мере, модифицированным способом. В завершении создается возможность придать «осмысленность деятельности» (Gladding, 1990, р. 130). Другими словами, то, что кажется финалом, оказывается началом.

В-третьих, завершение служит напоминанием о том, что клиент стал более зрелым (Vickio, 1990). Помимо приобретения клиентом новых навыков или способности по-новому взглянуть на себя, эффективное консультирование, которое заканчивается соответствующей процедурой завершения, ставит веху в жизни клиента, обозначая начало периода, когда он может меньше быть поглощен и озабочен личностными проблемами и способен лучше адаптироваться к новым людям и событиям. Эта способность управлять внешними обстоятельствами может привести к установлению более взаимообусловленных отношений, которые являются взаимно благоприятными и, следовательно, приводят к «более независимой и удовлетворяющей жизни» (Burke, 1989, р. 47). Достигнув успешного разрешения проблемы, клиент обретает новое понимание и способности, которые сохраняются в памяти и могут быть вызваны в необходимых случаях.

Выбор времени завершения

Когда завершать отношения – вопрос, который не имеет однозначного ответа. Если отношения заканчиваются слишком скоро, клиенты могут утратить опору, которую они получили в процессе консультирования, и вернуться к прежнему поведению. С другой стороны, когда время завершения никак не обозначено, клиенты могут стать зависимыми от консультантов и терпеть неудачи в разрешении трудностей и в личностном росте. Существует тем не менее несколько прагматических соображений по поводу выбора времени завершения (Hackney & Cormiefl 1994; Young, 1998).

· Смогли ли клиенты достичь поведенческих, познавательных или эмоциональных целей контракта? Когда клиенты и консультанты имеют ясное представление относительно того, достигнуты ли конкретные цели или нет, выбор времени завершения будет сделан легко. Ключом к такому решению является заключение взаимно согласованного контракта перед началом консультирования.

· Смогут ли клиенты конкретно показать, в чем из того, что они хотели достичь, они добились прогресса? В этой ситуации определенный прогресс может быть основанием для принятия решения о завершении консультирования.

· Полезны ли отношения консультирования? Если клиент или консультант чувствуют, что происходящее в сессиях консультирования бесполезно, пора переходить завершению.

· Изменился ли контекст начального консультационного соглашения? В случаях, когда наблюдается перемена или выявляется хроническое заболевание, необходимо рассмотреть вопрос о завершении (а также о направлении j, к специалисту).

В целом не существует никакого единственно правильного времени завершения отношений консультирования. Время завершения должно определяться в соответствии с особенностями ситуации и общими этическими и профессиональны ми принципами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...