Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на развитие депрессии и совладающее поведение.

Вопрос №29. Нарушения психического развития в подростковом возрасте и раннем юношеском возрастах.

Неплохо бы прояснить вначале, что такое подростковый и юношеский возраста и какое должно быть нормальное развитие психических функций, поведения, общения; вкратце. Но это – в других вопросах.

Почему-то во всей литературе речь прежде всего идет о нарушениях поведения и разных его причинах, причем из нарушений поведения можно вывести проблемы нарушения общения.

Часто количество и качество психологических травм в отрочестве очень преувеличивается. Это влечет за собой появление двух проблем:

1) считается, что все подростки испытывают психологический дистресс;

2) подростков, которые действительно нуждаются в помощи, на воспринимают всерьез, потому что относятся к их поведению и чувствам как к нормальным явлениям на данном этапе развития.

Важно отличать подростков, находящихся в нормальном состоянии от тех, кто находится в состоянии психологического дистресса.

Депрессия.

Согласно данным подростковой психиатрии, средняя и тяжелая формы депрессии в возрасте от 13 до 19 лет встречаются довольно редко, но ее симптомы могут приставлять угрозу для жизни тех, кто оказался в таком состоянии. Например, по данным исследования: несмотря на то, что процент случаев депрессии в средней и тяжелой формах увеличивается при переходе от отрочества к юности, процент переживающих депрессию остается низким на протяжении всего этого периода, обнаруживая пики в 16 и 19 лет.

Различия в симптомах у испытывающих проблемы подростков имеют связь с полом. Подростки-мальчики, вероятнее всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как деликвентность или употребление наркотиков. Подростки-девочки, скорее, загоняют свои симптомы внутрь и развивают депрессии. В общем, среди тех, кто испытал депрессию, девочек-подростков и взрослых женщин вдвое больше, чем представителей мужского пола. Психологи полагают, что причины этого могут быть связаны со значительным снижением самоуважения, которое иногда наблюдается у девочек при переходе в младшую среднюю школу. Это – влияние полоролевой социализации, которая сопровождает половое созревание. Давление со стороны сверстников и средств массовой информации понуждает девушек стремится быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений.

Исследователи также обнаружили зависимость частоты подростково-юношеских депрессий от этнической принадлежности. Например, у белых американцев и американцев азиатского происхождения симптомы депрессии после стресса появляются чаще, чем у афро-американцев и испано-язычных американцев. Высокие оценки по шкале депрессии – не редкость для представителей молодежной гомосексуальной популяции, а риск суицида среди них в 2 раза выше, чем среди гетеросексуалов данной группы.

Депрессия и другие расстройства.

Депрессия в подростково-юношеском возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение. Так, депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе. У мальчиков-подростков и юношей депрессия нередко сопровождается срывами, у девочек и девушек – нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия и булимия. Значительная доля тех, кто покушается на самоубийство, переживают депрессию, по меньшей мере после своей попытки. Депрессия, мысли о самоубийстве и употребление наркотиков также связаны между собой.

У девушек недовольство своим телом может привести к расстройствам пищевого поведения, а затем к депрессии. Как известно, особую опасность депрессии всегда связывали с нездоровьем, - исходя из предположения, что депрессия делает человека уязвимым к болезни. Депрессия может вызывать и другие проблемы, вследствие ее влияния на межличностные отношения. Вызываемое депрессией обеднение общения может ухудшать отношения «родитель-ребенок» в отрочества и влиять на романтические отношения в юности. Например, среди переживающих депрессию девушек число беременностей в три раза превышает среднестатистическую «норму».

Факторы, влияющие на развитие депрессии и совладающее поведение.

Биологические изменения в процессе полового созревания, равно как и социальные перемены, связанные с переходом из начальной школы в средние и старшие классы, - все это требует громадных усилий для психологического приспособления, особенно девочек-подростков.

Факторы риска. Вероятность возникновения у тинэйджеров депрессии и стрессовых реакций повышают следующие факторы:

· Негативный образ тела, по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения;

· Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личности и своего будущего может, по-видимому, повышать риск развития депрессии, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах;

· Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей, по утверждению многих специалистов, могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам.

· Супружеские раздоры или развод и экономические затруднения в семье вызывают стресс и депрессию.

· Низкая популярность среди сверстников устойчиво связывается депрессией в подростково-юношеском возрасте и служит одним из самых надежных предсказателей депрессии у взрослых.

· Низкая школьная успеваемость ведет к развитию депрессии и нарушениям поведения у мальчиков, но, по-видимому, не сказывается столь негативно на девочках.

Многие девочки выходят из отрочества с ущербным Я-образом, сравнительно низкими ожиданиями в жизни и гораздо меньшей уверенностью в себе и своих способностях, чем мальчики. В возрасте 9 лет большинство девочек относятся к себе позитивно, но к старшим классам колы такое отношение сохраняется менее, чем у трети девушек. И хотя самооценка мальчиков в период обучения в средней школе снижается, однако не так сильно, как у девочек.

В этом снижении самоуважения существуют значительные расовые различия – это явление характерно, в основном, для белых (афро-американцы опираются в своих оценках больше на семью и общину, умеют перекладывать вину за неудачи с себя на несправедливое общество). К 15016 годам многие белые девушки начинают сомневаться в себе. В возникающих в школе трудностях они винят себя, тогда как мальчики объяснили бы неудачу «ненужностью» предмета.

Факторы защиты. Существуют 3 группы уравновешивающих факторов, которые помогают тинэйджерам справляться с переходными процессами этого периода:

1) Хорошие отношения с родителями, а в конце отрочества - начале юности и со сверстниками, служат амортизаторами стресса, связанного с жизненными переменами. Значение защитных, поддерживающих отношений трудно переоценить;

2) Определенная сфера компетентности или мастерства (в спорте, музыке, ремесле, учебе) может обеспечить подросткам основу для уверенности в себе;

3) Роль, которая подразумевает ответственность за других (например, членов команды или младших братьев и сестер), может помочь подростку определить приоритеты и встретить жизненные испытания или кризисы, не впадая в уныние.

Совладающее поведение. Подростки используют разнообразные формы совладающего поведения, чтобы справится со стрессом повседневной жизни. Позитивные совладающие стратегии могут содействовать облегчению умеренного стресса:

- тщательное планирование и организация;

- установление приоритетов;

- обретение близкого друга или поверенного в сердечных делах и т.д.

При сильном стрессе возрастет использование более негативных защитных стратегий, основные из которых: употребление наркотиков, алкоголя, курение, отвлекающие и бунтарские реакции. Кроме того, отвлекающие реакции включают в себя хождение по магазинам, горячую ванны или душ, прогулки с друзьями, сон, телевизор и еду – эти занятия не являются прямым решением проблем, но отвлекают от них внимание. Наконец, бунтарские реакции подразумевают протест против правил или обращение к насилию. Лишь очень немногие подростки,. Испытывающие жестокий стресс, смотрят на борьбу с ним как на выбор. В этом они мало чем отличаются от взрослых.

Что касается психических функций, приходит в голову только случаи шизофрении, так как нарушения психических процессов (памяти и мышления) наблюдаются прежде всего там.

Но перед этим [4.] можно сказать о формализме в усвоении школьных знаний Отсутствие необходимой ступени в развитии познавательных интересов, с одной стороны, и недостаточная подготовленность в развитии абстрактных форм мышления приводит к формализму. 5-7 классы (пред- и раннеподр) два рода формализма: 1 – заучивание без достаточного понимания – в итоге – вербализм, пристрастие к штампам в речи и мысли. 2 – понимаемые формальные знания лишены познавательного значения для учащихся, тогда как при подлинном понятии – знания не забываются, а закрепляются и перестраивают прежние представления и понятия ученика.

[6.] Распространенность шизофрении резко повышается в 15 лет (по США), достигает пика в конце подросткового возраста и стабилизируется к 30-и годам.

[2.] При этом существуют шизофренные проявления в подростковом возрасте – то есть у здоровых подростков в пубертате наблюдаются особенности характера, напоминающие шизофренные проявления: наклонность к излишнему самоанализу, резонерству, манерности, дурашливости. Но это относится уже к личностным переживаниям, кот. Могут сделаться источником болезненных состояний.

[2.] При шизофрении в особенности на первый план выступают личностные нарушения. Они касаются обоих моментов содержания личности; происходит отход больного от коллектива, изменяются его интересы, идеалы и все поведение. На высоте острого шизофренического приступа личность больного теряет свое единство и утрачивает связи с окружающим миром. Трагедия многих учащихся, больных шизофренией, начинается еще задолго до манифестного проявления болезни; прежде всего в затруднениях, связанных с учением.

Характерным для больных шизофренией является нарушение восприятия, которое заключается в невозможности объединять отдельные воспринимаемые элементы в целостный образ. + никогда не обращают внимания на переживания действующих лиц, поэтому часто они не м. понять многие картины с содержанием эмоционального характера.

Непроизвольное внимание сохраняется длительнее, чем произвольное. Активное внимание – слабое. Характерна способность к распределению внимания, причем она может облегчить контакт с экспериментатором (параллельная автоматич. деятельность выводила из состояния аутического мышления).

Для запоминания важно состояние внимания. Следовательно, могут страдать все виды запоминания, когда нет возможности сосредоточиться.

У больных с высоким общим развитием лучше логическая память, чем механическая.

Нарушения мышления у больных шизофренией в подростковом возрасте приближается к нарушению мышления взрослых больных. (задача мышления – установления связей и отношений между предметами; мышление является активным процессом и характеризуется своей направленностью на предмет).

Больные теряют способность контролировать течение своих мыслей, амбивалентность при объяснении отвлеченных понятий, особенно нарушается процесс обобщения. Конкретно-наглядное мышление также затруднительно для них.

Формы нарушения мышления в дефектных состояниях при шизофрении.

1. Невозможность правильного обобщения ведет к поверхностному обобщению, когда часть начинает играть роль целого.

2. Аффективные и субъективные связи становятся на место логических.

3. Мышление спускается на генетически низшие ступени.

[4.]трудности произвольного поведения в подростковом возрасте – сильные эмоции эмоции блокируют «разумное решение». Но это и в норме

[5.]Говард Каплан (1977-1980) – пониженное самоуважение коррелирует со многими видами девиантного поведения: нечестностью, членством в преступных группах и совершением правонарушений (делинквентное), наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением, попытками самоубийства и различными психическими расстройствами.

[1.] Нарушения поведения у подростков обнаруживают связь с различными видами неполноценности ЦНС, большей частью – резидуально-органического генеза, реже – психопатиями, акцентуациями характера.

Следствием неполноценности нервной системы являются такие имеющие значение для декомпенсации в подр. взрсте. Факторы, как нарушения познавательной деятельности, эмоциональная незрелость, отклонения темпа полового созревания.

«В формировании нарушений поведения бесспорная роль принадлежит социальному фактору: неблагоприятным условиям обучения, явлениям микросоциальной и пед. запущенности, в происхождении которой, помимо недостаточности уровня интеллектуального развития и умственной работоспособности, большое значение имеют эмоционально-волевые органического и социального генеза, дефицитарное формирование личностных установок.

Нарушения поведения могут иметь как непатологический, так и патологический уровень. Наличие последнего обусловлено массивностью этиологического фактора: как биологического (выраженностью недостаточности нервной системы, более тяжелой степенью нарушений интеллектуального и эмоционального развития, дисгармонией процесса полового созревания), так и социального (грубыми дефектами воспитания, хронической психотравмирующей ситуацией, приводящими к патологическому формированию личности) – либо сочетанием этих факторов.

Значительная часть нарушений имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек – повышенная сексуальность». [1]

Лебединская и Ко определяет несколько вариантов нарушений развития и сопоставляет их со свойственным каждому типом асинхронии развития.

- нарушения поведения по типу психической неустойчивости коррелируют с незрелостью эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, задержкой полового и физического созревания. (несоответствие развития возрасту)

- нарушения поведения по типу повышенной аффективной возбудимости коррелируют с ускоренным темпом полового и физического созревания, утрированностью подростковых психологических проявлений и наличием установок на более взрослый образ жизни. (а интеллекта не хватает)

- Нарушения поведения по типу расторможенности влечений также коррелируют с ускоренным типом полового и физического созревания, установкой на образ жизни, обеспечивающий реализацию потребностей, связанных с влечениями. Асинхрония развития проявляется в диссоциации между ранним пробуждением влечений либо между их патологическим усилением и выраженной незрелостью эмоционально-волевой, личностной сферы. (самое тяжелое)

[6.] Ньюком разделяет нарушения на три большие группы:

a) экстернальные (недостаток контроля)

b) интернальные (чрезмерный контроль)

c) отклонения в развитии (психотические состояния)

а – сюда же – злоупотребление психоактивными веществами по причине неспособности выполнить задачи подросткового периода (справления со стрессом, конфликтами, фрустрацией, овладение когнитивными, социальными и профессиональными навыками, устаноыления значимых межличностных отношений). У рано созревающих девочек выше риск девиантного поведения (Caspi, Lynam, Moffitt & Silva, 1993)

b – страхи, тревожность, депрессивные состояния. Глубоко подавленное состояние может быть связано с когнитивными и аффективными нарушениями. У девочек особая подверженность депрессии (внешность, опасность секс. насилия, давление со стороны взрослых) Суицид – результат «кульминации в череде трудностей». Расстройства пищевого поведения – анорексия, булимия.

с – аутизм и шизофрения. (в принципе, см. ранее) и шизофренные проявления.

[3.] А.Е. Личко излагает другую классификацию нарушении поведения, исходя из понятий «подростковый комплекс» и «пубертатный криз».

G. Nissen (1971) – пубертатный криз слагается не только из кризиса идентичности (Эриксон), но также из «кризиса авторитетов» (следствие Эдипова к.) и «сексуального кризиса». И тогда поведенческие нарушения располагаются так:

o «кризис авторитета» - побеги из дома и бродяжничество (т.к. протест распространяется на всех взрослых из-за слабой роли отца)

o «кризис идентичности» - склонность к психогенным депрессиям и суицидальному поведению +эпизоды дереализации и деперсонализации

o «кризис сексуальности» - Личко умолчал

По теории самого Личко существуют специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды, которые вместе с психологическими особенностями и поведенческими моделями входят в понятие «подросткового комплекса».

v Реакция Эмансипации – стремление высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старшего поколения вообще, которое связано с борьбой за самоутверждение. Возможно, филогенетически развивающийся механизм. Соответствует «кризису авторитета» и крайние проявления такие же.

v Реакция Группирования со сверстниками – скорее, архаическое явление, имеющее даже филогенетические корни. Существует 2 типа групп

§ - с фиксированной ролью, иерархией, территорией, ритуальностью (инициацией), состав этой группы – однополый.

§ - разнополый и нестабильный состав, отсутствие постоянного лидера, нечеткое распределение ролей.

§ Этой реакцией может объясняться факт «подавляющее болшинство правонарушений у подростков совершается в группе». А также там же – алкоголизация, токсические в-ва.

§ В закрытых заведениях для подростков (интернаты, спортивные лагеря, подрост. отделения психиатр. больниц) р.г. проявляется с особой силой. В этих условиях, а также при семейно-педаг. запущенности р.г. может стать главным регулятором поведения подростка.

v Реакция Увлечения – по мнению Личко, важны в этом возрасте так же, как в детстве – игры. /мое мнение – это м.б. мех-мом становления идентичности по Эриксону/. Личко выделяет разные типы хобби, опираясь на классификацию акцентуаций, и также уточняет, что одно увлечение может основываться на разных побуждениях. Отклонения – возможная асоциальность увлечений (и, по-моему, психопатизация)

§ Интеллектуально-эстетические увлечения (шизоидные подростки) – забрасывание учебы и других дел ради увлечения

§ Телесно-мануальные (сенситивные подростки с р. гиперкомпенсации)

§ Лидерские увлечения (гипертимные) – см. выше?

§ Накопительские (коллекционирование) (эпилептоидные)

§ Эгоцентрические (истероидность)

§ Азартные (эпилептоидные и гипертимные)

§ Информативно-коммуникативные увлечения (неустойчивые и конформные подростки)

v Реакции, обусловленные Сексуальным влечением

Ø Непосредственные проявления сексуальной активности

Ø Нарушения поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски, но которые, в действ., д.б. отнесены сюда:

§ Отдельные случаи избирательной агрессии

§ Демонстративный суицид

Сексуальное поведение подростков отличается неустойчивостью и легко может приближаться к патологическим формам, по причине недифференцированной сексуальности подростков.

v Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте.

Ø Реакция отказа (от контактов, пищи);
оппозиции (вернуть прежнее внимание или «досадить сопернику») – прогулы и побеги из дома (туда, где их будут искать), кражи и попытки к самоубийству, вызывающее поведение, бравирование алкоголизацией.

Ø Реакция имитации – причина нарушения тогда, когда выбран антисоциальный герой

Ø Реакция компенсации;
гиперкомпенсации – банальные нарушения поведения совершаются с целью скомпенсировать робость и застенчивость

Про нарушение общения можно достать А. Л. Венгера - изолированные неформальные группы с ритуализованным общением – сатанисты; компьютерщики – почти такие же, так как говорят только про компы. Уходят, чтобы скомпенсироваться, но на самом деле - усугубляют

З [1.] Анализ нарушения подростков с ЗПР подтверждает мнение о роли о благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения в подр. возрасте. В условиях специального обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.

У подростков с олигофренией наблюдаются те же закономерности формирования нарушения поведения, что и у «трудных» подростков с ЗПР. Клиническая картина отличается большей грубостью и гротескностью, обусловленными умственной отсталостью.

 

Использованная литература:

1. К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. – Подростки с нарушениями в аффективной сфере.//Хрестоматия детская психопатология/сост. Белопольская

2. М.П. Кононова Шизофреные проявления у подростков. Там же.

3. А.Е. Личко. Социо-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения //Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Сост. Дубровина. Академия, 2001/

4. Л.И Божович «о формализме в усвоении школьных знаний» и «Развитие воли в онтогенезе». В той же Хрестоматии.

5. И.С. Кон там же.

6. Ньюкомб. Психология развития.

7. Крайг Г. Психология развития.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...