Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и задачи общей и медицинской психологии




Предисловие

Все больше осознается мысль о том, что психология — не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное и необходимое звено в образовании всякого культурного специалиста. Поэтому с каждым днем расширяется круг лиц, в программу образовательной и воспитательной подготовки которых входит психология. С 1966 г. психология включена в обязательную программу подготовки врачей и средних медицинских работников.

Количество часов, отведенных на преподавание психологии в медицинских учебных заведениях, еще недостаточно для знания основ психологии, но даже с этим запасом знаний учащиеся начинают осознавать необходимость изучения психологического состояния больного. Именно психология учит, что человек — не только организм, но и личность, и учет всех его особенностей необходим как при лечении больного человека, так и в процессе предупреждения заболевании.

В современной печати неоднократно поднимался вопрос о важном значении среднего звена медицинских работников в лечении больных и вообще в их деятельности по охране здоровья трудящихся. Нет сомнения в том, что это положение правильно. Средний медицинский персонал осуществляет назначаемое врачом лечение, следит за изменениями в состоянии больного, наблюдает за динамикой восстановления его здоровья и трудоспособности, осуществляет лечебно-профилактические и гигиенические мероприятия.

Именно средний персонал с наибольшей полнотой, выражаясь словами И. П. Павлова, «соединяет работу головы и рук в деле нервного здоровья и помощи больному человеку». Поэтому важнейшей задачей является достижение высокого уровня профессиональной подготовки среднего медицинского персонала, и психология занимает в этом очень важное место.

Предлагаемый учебник, насколько нам известно, является у нас первой попыткой написания учебного пособия по психологии для среднего медицинского персонала. Совершенно естественно, что эта работа была сопряжена с немалыми трудностями. Перед авторами стояла задача изложить на современном уровне сжатый, но не упрощенный курс психологии.

Нужно было учесть, что современное среднее образование пока еще не включает этого предмета. Поэтому задачей учебника является ознакомить слушателей с началами общей психологии, а также дать необходимое психологическое освещение ряду вопросов медицинской практики: психологической оценке симптомов болезней, психологическим средствам диагностики, учету психологических моментов и их роли в подходе к больному и при воздействии на него, пониманию значения психики в борьбе за сохранение и восстановление здоровья человека.

Совершенно ясно, что в настоящее время еще трудно отделить то, что нужно знать из области психологии врачу, от того, что достаточно знать среднему медицинскому работнику. Необходимо было также подумать о том, чтобы книга, знакомя с основами психологии, давала возможность несколько расширить и углубить специальные знания.

Исходя из этого, некоторые части текста, которые можно признать и не обязательными, изложены петитом. Для того, чтобы дать возможность учащемуся еще больше расширить свои знания, рекомендована небольшая, преимущественно медицинская и психологическая литература. Особенно близка к задачам данной книги монография М. С. Лебединского и В. Н. Мясищева «Введение в медицинскую психологию», на которую в определенных разделах опираются авторы учебника.

Авторы приносят благодарность Б. В. Иовлеву, Б. Б. Малахову, Т. А. Немчину и В. М. Шкловскому за любезное разрешение использовать в учебнике некоторые рисунки из их работ.

 

Предмет и задачи общей и медицинской психологии

Общая психология — это наука о психической деятельности человека, о ее принципах и закономерностях.

Она имеет теоретический раздел, в котором излагаются общие данные и закономерности развития психики, и прикладной раздел, который изучает влияние различных видов деятельности человека на его психику и роль последней в отдельных специальных условиях.

Так выделились следующие отрасли психологической науки: педагогическая психология, социальная психология, психология труда, из которой развилась инженерная психология, космическая психология, юридическая психология, медицинская психология и т. д.

Медицинская психология — сравнительно новый предмет. Ее развитие связано с огромными достижениями современной медицины и новыми задачами, которые встают перед ней. В настоящее время мало изучать физиологические процессы, происходящие в организме, так же как в свое время недостаточно было изучать лишь строение человеческого тела.

Психика человека, его характер, интеллект, эмоции, жизненный опыт и жизненные отношения ео многом определяют проявления и развитие не только нервных и психических, но и соматических (внутренних) болезней. Психический фактор играет очень большую роль в лечении различных заболеваний.

Еще великий хирург Н. И. Пирогов подметил, что если раненый находится в угнетенном, подавленном состоянии, у него хуже и дольше протекает заживление ран. Состояние психики человека играет огромную роль при соматических заболеваниях, особенно таких, как гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, тиреотоксикоз.

Медицинская психология изучает:

а) психические проявления болезней,

б) роль психики в возникновении и течении болезней,

в) роль психики в их лечении,

г) роль психики в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

Примерами психических проявлений болезни являются состояния эйфории (повышенного настроения) и в то же время раздражительности у больных туберкулезом, состояния сильного страха и тревоги при сердечных заболеваниях, изменения психики (эмоциональное слабодушие, снижение памяти) у больных атеросклерозом и т. д.

Роль психического фактора в возникновении болезней иллюстрируют такие примеры, как возникновение неврозов (т. е. функциональных заболеваний нервной системы) под влиянием острой психической травмы или длительно воздействующей травмирующей психику обстановки или возникновение иатрогенных заболеваний. Иатрогенные заболевания (или иатрогении) — это болезни, возникающие вследствие травмирующего влияния на нервную систему больного человека высказываний и поведения врачей или среднего медицинского персонала. Далее будут приведены примеры таких высказываний и такого поведения.

Роль психики в лечении раличных болезней очень велика. Уже давно доказана возможность лечебного применения психических воздействий на больных. Планомерно, систематически проводимые психические воздействия на больных с лечебной целью носят название психотерапии. К психотерапевтическим воздействиям относятся лечение словом (внушение и убеждение), создание благоприятно влияющей на психику больного окружающей обстановки и режима, четкая организация лечебных процедур, высокая медицинская культура всего персонала.

Роль психики в предупреждении болезней, в сохранении и укреплении здоровья изучают особые дисциплины: психогигиена и психопрофилактика. В гл. 16 мы остановимся на этом более подробно.

В состав медицинской психологии входят два близких, но не совпадающих друг с другом понятия — психопатология и патопсихология (патологическая психология). Психопатология — это совокупность болезненных нарушений психнки, прежде всего при душевных заболеваниях, а также и при иных болезнях. Патопсихология — это отрасль психологии, изучающая эти нарушения, или учение о психике больного человека.

В результате ряда заболеваний, особенно тяжелых и хронических, психика человека может претерпевать очень значительные изменения, вплоть до возникновения психопатологических симптомов: бреда, обманов чувств, слабоумия, расстройств сознания и т. п.

При болезнях внутренних органов, хирургических болезнях и др. психика приобретает большое значение в борьбе с болезнью, если больной отличается самообладанием, бодростью, оптимизмом. И напротив, состояние психики может стать источником ухудшения состояния больного при страхе или неуверенности в исходе болезни. Большое значение имеет психика при болезнях, развивающихся у детей. Страх перед врачебным исследованием, непривычной больничной обстановкой, перед медицинскими процедурами и манипуляциями может значительно ухудшить состояние ребенка, снизить его сопротивляемость основному заболеванию.

Изменения психнки при психических и соматических болезнях не всегда легко обнаружить: необходимо исследовать больного, а искусство такого исследования опирается не только на знание симптомов болезни, но и на медико-психологическое изучение личности больного в целом. Надо уметь установить с ним глубокий психологический контакт и добиться максимального доверия и откровенности больного.

Следует заметить, что роль фельдшера и медицинской сестры в таком исследовании очень велика. В самом деле — больной больше наблюдается средним медицинским персоналом, особенно во вторую половину дня, когда врачей нет в отделении; персонал ближе к непосредственным нуждам и действиям больных, и, следовательно, ему нужно уметь подмечать такие высказывания, особенности поведения и действий больного, которые свидетельствуют об определенном состоянии его психики.

Изменения психики у больных имеют различное происхождение. Иногда они связаны с непосредственным повреждением самого мозга. Так бывает при травмах черепа и мозга (контузии, сотрясения мозга, ранения), при опухолях, инфекционных заболеваниях головного мозга (энцефалит, менингит), при сосудистых нарушениях (кровоизлияние, закупорка сосудов, склероз и т. д.).

Но иногда непосредственно вещество мозга не страдает. Например, значительные изменения психики имеют место при болезнях желез внутренней секреции, особенно щитовидной железы (базедова болезнь, микседема, кретинизм). Заболевания внутренних органов: сердца, почек, печени, желудка и кишечника — влекут за собой изменения состояния мозга и расстройство психической деятельности (соматогенные расстройства).

Например, очень характерным нарушением психики при заболеваниях внутренних органов является так называемая астения или астеническое состояние, которое характеризуется явлениями психической слабости, повышенной утомляемости и раздражительности, сопровождающимися рядом неприятных ощущений в различных частях тела.

Могут быть изменения и расстройства психики, вызванные психическими потрясениями или, как говорят, психическими травмами. К ним относятся тяжелые переживания и состояния психического перенапряжения, отрицательные эмоции, связанные с неправильными взаимоотношениями людей. Могут быть и психические травмы, которые вытекают из внутреннего конфликта (противоречия) между, например, потребностями или желаниями человека и необходимостью в силу различных причин ограничивать их или отказаться от них.

Таким образом, в возникновении психической травмы играют роль как внутренние, так и внешние условия. К внешним условиям относятся социальные факторы — условия жизни, питания, работы, взаимоотношения в семье, в различных социальных коллективах и группах (родственники, соседи, сослуживцы и т. д.), к внутренним условиям — особенности организма и личности больного. Особенности организма — это общая конституция и состояние отдельных органов, обусловленные врожденными и приобретенными индивидуальными особенностями.

Личность человека — понятие социально-психологическое; оно определяет приобретенную в процессе жизни и формирования в обществе совокупность его общественных отношений, которые, в свою очередь, основаны на приобретенном опыте его психологических связей с окружающими людьми, событиями, явлениями, предметами.

В возникновении многих болезней тесно переплетается роль соматических и психических моментов. Часто, например, бывает, что заболевание, начинаясь как чисто соматическое, у тревожно-мнительного больного сопровождается значительной психической реакцией на болезнь (депрессивной, тревожной, ипохондрической реакцией, состоянием страха и т. д.). Эта реакция, закрепляясь, вызывает ухудшение соматического состояния больного, что, в свою очередь, усиливает психические нарушения и т. д.

Изучение личности больного проводится во время первичного ознакомления с ним, с его жалобами, во время собирания анамнеза, а также при получении дополнительных сведений о больном от родственников и сослуживцев больного. Большое значение имеет также наблюдение больного на дальнейших этапах его пребывания в медицинском учреждении, особенно его отношений, поступков, реакций в коллективе других больных. Здесь также очень велика роль среднего медицинского персонала.

Личность больного может характеризоваться чертами сензитивности (повышенной чувствительности, впечатлительности), замкнутости или общительности, концентрацией (фиксацией) внимания на своем заболевании, тревожным ожиданием дальнейших событий. Для многих больных обходы врачей, медицинские процедуры, какие-либо разговоры, имеющие отношение к болезни, являются тревожащими факторами, вызывающими психическое напряжение.

Роль психики больного и значение психических воздействий как лечебного средства давно подчеркивались крупнейшими отечественными клиницистами — М. Я. Мудровым, С. П. Боткиным, И. Е. Дядьковским, Г. А. Захарьиным, В. А. Манассеиным, С. С. Корсаковым, В. М. Бехтеревым и др. Так, например, основоположник московской школы терапевтов — М. Я. Мудров писал: «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости, чаще из психологии...».

Надо отметить, что крупнейшие отечественные физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов также постоянно подчеркивали ведущую роль высшей нервной, иначе психической, деятельности как в здоровом, так и в больном организме. Основу экспериментально-психологических исследований, имеющих большое значение для исследования психики больного человека, заложили крупные отечественные ученые — В. М. Бехтерев, А. А. Токарский, Н. А. Бернштейн, Г. И. Россолимо и др.

Следует подчеркнуть, что советская медицинская психология исходит из неразрывного единства психического и соматического, из тесного взаимодействия личности с окружающей ее средой, понимает психику как продукт деятельности высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Отражая объективно существующую реальность, психическая деятельность человека, в свою очередь, преобразует окружающий мир.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое общая психология? Что такое медицинская психология?

2. Перечислите прикладные отрасли психологии, укажите, какие вопросы они изучают.

3. В чем состоят психические проявления соматических болезней?

4. В чем заключается роль психики в возникновении и течении болезней?

5. В чем заключается роль психики в лечении и предупреждении болезней?

6. Что такое психопатология и патопсихология? Какие вопросы они изучают?

7. Каковы основные причины изменений психики у больных людей?

8. Как влияют особенности личности на течение заболеваний (приведите примеры)?

9. Каковы основные соотношения психического и соматического в возникновении и течении заболеваний?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...