Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Методология судебной экспертизы




 

Метод в широком смысле есть способ познания действительности, изучения явлений природы или общественной жизни, достижения какой-либо цели, решения задачи, т.е. определенным образом упорядоченная познавательная деятельность. Методология судебно-экспертной деятельности представляет собой учение о структуре, логической организации, методах и средствах этой деятельности.

Судебно-экспертное исследование по своей гносеологической сущности является разновидностью процесса познания объективной действительности, осуществляемого путем применения методов различных наук. Внешне зачастую сходное с научным исследованием, изучение вещественных доказательств отличается от него рядом особенностей, присущих практической деятельности, которая в области судебной экспертизы является научно обоснованной, использующей положения ряда наук, в том числе правовых, естественных, технических и гуманитарных. Но эти положения, научные методы и средства используются в деятельности судебных экспертов и экспертных учреждении не для открытия новых законов и закономерностей природы и общества, не для установления научных фактов, не для создания теории и проверки научных гипотез, а для решения практических задач по установлению истины по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Методы судебно-экспертной практической деятельности, представляющие собой системы действий и операций по решению практических экспертных задач, базируются на соответствующих научных методах, зависят от характера и свойств объекта исследования и основываются на опыте решения конкретных экспертных задач, в том числе на алгоритмических правилах и разработанных самим экспертом эвристиках*(41).

Таким образом, в практической судебно-экспертной деятельности могут применяться те же методы, что и в научном исследовании, если их использование не противоречит требованиям законности и этическим нормам, т.е. отвечает принципу допустимости в его общей форме. В остальном же судебный эксперт практически не ограничен в выборе средств и методов исследования при условии соблюдения общих правил работы с доказательствами.

Характер применяемых методов, состав и связи между ними обусловлены спецификой судебно-экспертного исследования, особенностями его объектов, условий и задач, а также логической последовательностью, основными его этапами и формами. Каждый из методов исследования имеет свои преимущества и ограничения в применении. Каждый из них выражает какую-то существенную сторону, черту познавательного процесса, поэтому в чистом виде может быть выделен лишь в абстракции. В реальном процессе познания все методы взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга. В то же время арсенал средств и методов, применяемых при производстве судебных экспертиз и исследований, постоянно расширяется за счет применения новых методов исследования вещественных доказательств, обогащается новыми приборами и аппаратурой.

Возникает закономерный вопрос: любой ли новый метод может быть использован для расширения возможностей судебной экспертизы? Следует ли при этом требовать правовой регламентации этого метода? Существует две точки зрения по поводу правомерности применения в уголовном судопроизводстве научно-технических средств и методов. Представители первой из них, например В.И. Гончаренко, считают возможным использование только тех средств и методов, которые прямо указаны в законе, или, во всяком случае, считают необходимой жесткую процессуальную регламентацию большей их части, за исключением имеющих сугубо подсобное значение*(42).

Представители второй точки зрения, например Р.С. Белкин, Н.А. Селиванов*(43), чью точку зрения разделяем и мы, полагают, что правомерность того или иного средства или метода должна определяться, исходя из общих принципов допустимости научно-технических средств и методов в судопроизводстве. В процессуальном законодательстве невозможно поместить исчерпывающий перечень научно-технических средств, что объясняется их многочисленностью, неоднозначностью и постоянным, в силу перманентности научно-технической революции, совершенствованием.

Сформулируем общие принципы допустимости использования методов и средств в судебно-экспертном исследовании.

1. Законность и этичность метода. Поскольку метод используется в сфере судопроизводства, объектами исследования могут быть не только предметы, но и люди. Поэтому возможно применение только таких методов, которые отвечают конституционным принципам законности и нравственным критериям общества, т.е. не ущемляют права граждан, не унижают их достоинства, исключают угрозу и насилие и не приводят к нарушению норм процессуального права. Должна соблюдаться процессуальная форма заключения эксперта и все требуемые для нее реквизиты. В соответствии с ГПК, АПК, УПК эксперт должен поставить свою подпись, удостоверяющую, что он предупрежден об ответственности по ст. 307 УК за дачу заведомо ложного заключения. Полученные в результате применения экспертных методов иллюстративные материалы (спектрограммы, негативы, фотоснимки, диаграммы и др.) должны быть оформлены как приложения к заключению эксперта.

2. Наиболее важным при выборе методов и средств при производстве экспертных исследований является научность методов, средств и специальных знаний. Одно из требований научной состоятельности методов, используемых в производстве судебных экспертиз, - это научная обоснованность методов и достоверность получаемых с их помощью результатов. Положительные ответы на вопросы о соответствии средств и методов этим требованиям должны содержаться в той науке, из которой заимствованы эти методы и средства и где они испытаны первоначально.

3. Большое значение имеет точность результатов, которая тем выше, чем меньше разница между измеренной и истинной величиной. Так, если при взвешивании известного стандарта с массой 10,00 г показания одних весов равны 10,01 г, а других - 10,08 г, то первые весы являются более точными, чем вторые. Выбор весов в данном случае зависит от того, с какой точностью необходимо произвести взвешивание. Очевидно, что если - до десятых долей грамма, то безразлично, какие использовать весы, если же до сотых долей грамма, то необходимо использовать первые весы; или минимальный разброс между измерениями в серии должен составлять 0,01. Например, если при повторном взвешивании одного и того же объекта показания весов соответственно 1,37; 1,38; 1,36; 1,37 г., то данные весы обеспечивают лучшую воспроизводимость, чем те, показания которых равны 1,32; 1,36; 1,39; 1,30 г.

4. Существенным критерием является надежность результатов, возможность их проверки, повторимость экспертизы, что связано в первую очередь с использованием исправных и настроенных приборов и аппаратуры, проведением их гостировок и поверок в установленном порядке и регулярно в соответствии с инструкциями по эксплуатации.

5. Значимым при выборе того или иного метода является его эффективность для решения тех или иных экспертных задач. Для того чтобы метод был эффективным, он в первую очередь должен позволять в оптимальные сроки с наибольшей продуктивностью достигнуть намеченной цели. Во-вторых, метод должен быть рентабельным, т.е. затраченные силы и средства должны соразмеряться с ценностью полученных результатов. На практике сложные экспертные исследования в ряде случаев назначаются и производятся ради "украшения" дела, когда для раскрытия и расследования преступления этого вовсе не требуется, или для продления сроков производства по делу, его намеренного "затягивания".

6. Судебно-экспертные методы и средства должны быть безопасны, т.е. их применение не должно угрожать жизни и здоровью людей. Многие методы для своей реализации требуют высокого электронапряжения, использования вредных для здоровья реактивов или излучений, поэтому вопросы соблюдения техники безопасности очень важны. Особенно это актуально при использовании опасных для жизни и здоровья методов и средств вне лабораторий, когда судебные эксперты выступают в качестве специалистов при производстве следственных и судебных действий (например, при использовании в процессе обыска просвечивающих рентгеноустановок).

Рассмотрим далее основные классификации методов судебно-экспертного исследования. Поскольку в судебно-экспертной деятельности используются те же методы, что и в научных исследованиях, их систему можно представить совокупностью трех групп методов: 1) всеобщим диалектическим методом; 2) общенаучными методами; 3) специальными методами частных наук.

I. Всеобщий диалектический метод есть совокупность наиболее фундаментальных принципов и приемов, регулирующих всякую познавательную и практическую деятельность. Методология научных исследований базируется на диалектическом подходе к материальной действительности. При этом фундаментальную роль играют положения диалектики о способности материи к отражению, о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, о соотношении единичного, особенного и общего, например, в процессе экспертного исследования возможен анализ самых разных форм отражения: начиная от простейших, связанных с контактным взаимодействием двух объектов, и до значительно более сложных, когда факты и обстоятельства позволяют проследить причинно-следственные связи и установить механизм события по его отображениям.

1. Поскольку законы материалистической диалектики имеют всеобщее значение и присущи любой форме движения материи: развитию природы, общества, мышления, то диалектический метод является всеобщим методом познания, равно применимым во всех разновидностях процесса познания. Важнейшее значение диалектического метода заключается в том, что он является базовым, т.е. таким методом, на котором основаны и из которого вытекают все другие методы, применяемые для изучения и овладения предметом науки, изучения конкретных объектов познания - отдельных фактов и явлений объективной действительности. Диалектический метод, выражая общие методологические принципы процесса познания, не подменяя собой специальных инструментов исследования, позволяет сконструировать систему частных методов, пронизывает их содержание и входит сам в эту систему в качестве основополагающего элемента.

Рассматривая роль приемов логического мышления в экспертном познании, отметим, что анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, аналогия и другие категории формальной логики, выражая процесс движения мысли, не связаны с предметом исследования. Независимо от того, что анализируется, операция анализа с логической точки зрения осуществляется одинаково. То же относится к абстрагированию, гипотезе, дедукции и т.д. Таким образом, все эти категории более высокого порядка, чем методы исследования, если под последними понимать мыслительную деятельность эксперта.

2. С другой стороны, исходя из того, что формальная логика представляет собой составную часть логики диалектической, а последняя есть всеобщий метод познания, можно рассматривать категории формальной логики как элементы диалектического метода, т.е. как элементы всеобщего метода. Соблюдение законов формальной логики - это условие, а не метод познания, поскольку формальная логика обеспечивает лишь правильность мышления по форме, а не его истинность, правильность сочетаний мыслей, мыслительных операций, но не соответствие мыслей объективной действительности. В то же время сами приемы логического мышления играют и роль методов познания как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, поскольку при условии истинности посылок формальная логика позволяет получить знание не только правильное по форме, но и новое по существу. Такие логические приемы, как анализ и синтез, формализация и аксиоматизация, индукция и дедукция, гипотеза, аналогия, представляют собой методы познания, применяемые в экспертных исследованиях. Однако логические методы не обращены непосредственно к материальной действительности и являются элементами всеобщего метода.

Таким образом, структура всеобщего диалектического метода состоит из двух частей: категории и законы диалектической (философской) логики; формально-логические методы познания.

II. Общие или общенаучные методы - это методы, используемые во всех (или, во всяком случае, в очень многих) науках и сферах практической деятельности.

1. Чувственно-рациональные методы, сочетающие в себе и чувственное и рациональное познание, поскольку воспринимается не просто сумма отдельных изолированных друг от друга элементов, а их совокупность, систематизированная определенным образом. Рассмотрим эти методы подробнее:

1) наблюдение, под которым понимают восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно с целью его изучения. Основное условие экспертного наблюдения - объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента).

В судебно-экспертных исследованиях объектами наблюдения являются люди, животные, отдельные предметы и элементы вещной обстановки или их отображения в виде следов (копий следов), фотоснимков, аудио- или видеозаписи, документы, явления, процессы и проч. Субъектом наблюдения является судебный эксперт. Он может осуществлять наблюдение лично, и тогда информация об объектах наблюдения поступает к нему без промежуточных звеньев - непосредственное наблюдение. Однако это не всегда возможно, поскольку объекты могут быть недоступны для непосредственного восприятия. Тогда используется опосредованное наблюдение, когда информация о наблюдаемом объекте, событии, факте получается из других источников, например из протоколов следственных или судебных действий. В случае если выводы эксперта базируются на результатах опосредованного наблюдения, их достоверность определяется тем, соответствуют ли действительности результаты этого наблюдения. Заметим, что проверка достоверности сведений, содержащихся в материалах, предоставляемых в распоряжение эксперта следователем или судом, находится исключительно в их компетенции и не входит в обязанности эксперта;

2) описание, при котором указываются признаки объекта, представленного на экспертизу. Оно имеет большое значение при производстве судебной экспертизы, причем подробно описывается упаковка вещественных доказательств, ее целостность, признаки ее нарушения, содержимое упаковки. Подробно описывается примененная экспертная методика, процесс экспертного исследования, использованная аппаратура, полученные результаты*(44).

Описываемые признаки устанавливаются путем наблюдения или с помощью других методов и являются средством фиксации полученной информации. Различают непосредственное и опосредованное описание. Под непосредственным понимают такое описание, которое осуществляется экспертом для выражения результатов непосредственного наблюдения и заключаются в фиксации признаков, наблюдаемых им самим, в процессе наблюдения или по его окончании по памяти. Опосредованное описание также осуществляется самим экспертом, но включает признаки объектов, воспринимавшиеся другими лицами, т.е. при этой форме описания фиксируются результаты опосредованных наблюдений, например состояния дорожного покрытия в момент дорожно-транспортного происшествия.

С помощью описания производится обозначение, выражение и систематизация знаний. Систематизация может достигаться путем использования разных видов описаний, начиная от типовых, позволяющих систематизировать обобщенные знания о группе событий, явлений, фактов. Эти типовые описания используются, например, в компьютерных системах поддержки принятия решений эксперта, являющихся составной частью компьютеризированного рабочего места судебного эксперта*(45). Эксперт в диалоговом режиме отвечает на типовые вопросы, например, о состоянии упаковки, печатей, о размерах и признаках объекта. Далее автоматически формируется типовое описание, которое затем пополняется и индивидуальными признаками;

3) сравнение - это сопоставление свойств или признаков двух или нескольких объектов экспертного исследования. Данный метод позволяет выявлять общее и особенное в явлениях, ступени и тенденции их развития. Объектами сравнения в судебно-экспертной деятельности могут быть конкретные материальные образования, мысленные образы, выводы и предположения, результаты действий и проч. Применение сравнительного метода исследования предполагает наличие не менее двух объектов сравнения.

При сравнении содержание и значение сравниваемых объектов познаются не столько в процессе их раздельного изучения и оценки, сколько посредством их сопоставления. Следовательно, объекты сравнения должны быть сопоставимы, т.е. должны обладать признаками, общими для данных объектов. По этим признакам устанавливается сходство, различие и сущность изменений сравниваемых объектов, причем предметы и явления познаются глубже, чем при изолированном изучении. Сравнение систематизирует знания и исключает их формальное усвоение. Чем полнее и всесторонне сравниваются между собой отдельные явления и факты, тем лучше они запоминаются. Сравнение является важнейшей предпосылкой, основанием для обобщения.

Практикой экспертных исследований выработаны следующие правила, определяющие эффективность метода сравнения:

а) сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеримые явления (объекты);

б) в сравниваемых явления (объектах) не следует ограничиваться установлением признаков сходства, но и выявлять признаки различия;

в) сравнение должно осуществляться прежде всего по существенным признакам.

Поскольку сравнение преследует цель выявления того общего, что есть у сравниваемых объектов, эти объекты интересуют эксперта только с какой-то определенной стороны, которая и составляет содержание сравнения. Метод сравнения является одним из основных при решении идентификационных задач, например, путем сравнения экспериментального отпечатка пальца на дактилоскопической карте и следа пальца с места происшествия решается идентификационная задача установления идентификации личности по следу пальца;

4) эксперимент представляет собой изучение объекта, основанное на активном целенаправленном воздействии на него путем создания искусственных условий или использования естественных условий для выявления соответствующих свойств, характеристик и других особенностей объекта. При этом может производиться воспроизведение явления или события для изучения связей его с другими явлениями. Целью эксперимента является установление природы наблюдаемого явления, его сущности и происхождения, путей и методов управления им. Посредством эксперимента исследуемое явление выделяется из многообразия других явлений и фактов и может изучаться изолированно от связанных с ним причин и следствий, а из многообразия взаимоотношений причинных связей между исследуемыми явлениями - интересующая исследователя зависимость, которая и будет объектом изучения.

Экспертный эксперимент как метод исследования объектов широко используется в практической судебно-экспертной деятельности, а также при разработке новых судебно-экспертных методик исследования доказательств. Например, только экспериментальным путем можно установить, является ли наркотическим вещество, представленное на исследование;

5) моделирование, суть которого состоит в замене объекта-оригинала моделью, т.е. специально созданным аналогом. Это могут быть модели предметов, устройств, систем, явлений и процессов. При этом под моделью понимается такая материальная или мысленно представляемая, идеальная система отображения моделируемого объекта, которая воспроизводит существенные признаки, свойства объекта-оригинала. Это может быть устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства, а также любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления. К моделированию как методу судебно-экспертных исследований прибегают в тех случаях, когда изучение самого объекта, явления, процесса по тем или иным причинам невозможно или нецелесообразно. Например, при производстве судебной пожарно-технической экспертизы на экспериментальной установке моделируется система электрозащиты объекта. Далее производятся эксперименты по созданию аварийного режима и изучаются оплавленные электропровода и аппараты электрозащиты.

С гносеологической точки зрения процесс моделирования представляет собой логическое единство трех этапов. Первый этап связан с разработкой модели, на втором этапе модель исследуется как самостоятельный объект, на третьем этапе полученные в результате исследования модели знаний переносятся на изучаемый объект-оригинал. По способу реализации различают мысленное (например, при разработке следственных версий и планировании расследования), физическое (создание материальных моделей макетов, муляжей, предметов-аналогов), математическое (моделирование условий протекания процессов и явлений с помощью соответствующих расчетов) и смешанное моделирование.

Математическое моделирование есть метод исследования процессов и объектов, основанный на построении и исследовании математических моделей. Физическое моделирование - это метод исследования процессов или объектов, при котором исследуемые процессы и объекты воспроизводятся с сохранением их физической природы или с использованием подобных физических явлений. Он позволяет производить исследования, например, движения автомобилей при дорожно-транспортном происшествии. Физическое моделирование отличается большой наглядностью результатов и позволяет исследовать широкий класс процессов. Во многих случаях лучших результатов можно добиться, используя смешанные модели, сочетающие элементы математического и физического моделирования.

Частным случаем моделирования является реконструкция, т.е. восстановление первоначального вида, состояния, облика объекта по остаткам или письменным источникам. Возможно как материальное реконструирование, осуществляемое с помощью макетирования или натурной реконструкции (например, по черепу воссоздание в графической или скульптурной форме лица человека при жизни на основе статистически достоверных измерений мягких тканей лица, коррелирующих с костной основой), так и мысленное реконструирование - логическое моделирование на основе отражений наглядных образов, возникающих у субъекта в результате ознакомления с определенными объектами и (или) их описаниями.

2. Математические методы в судебно-экспертной деятельности объединяют: измерение, вычисление, геометрические построения, уже упомянутое математическое моделирование.

При измерении путем сравнения исследуемой величины с однородной ей величиной, обычно принимаемой за единицу измерения и называемую мерой, устанавливают количественное соотношение известной и неизвестной величин. Различают прямые измерения и косвенные измерения. Объектами измерения являются различные характеристики предметов, явлений, процессов, такие как размеры, масса, объем, температура, временные интервалы, скорость движения, спектральные характеристики и многое другое.

Для установления этих параметров в судебно-экспертной деятельности часто используются вычисления. Необходимы они и при проведении математического моделирования. Тесно связан с измерением другой общенаучный метод - геометрические построения, когда проведение непосредственных измерении затруднено (например, на месте происшествия имеется крутой обрыв и нельзя просто измерить расстояние между объектами).

3. Новая группа общенаучных методов, которые, тем не менее, активно внедряются в судебно-экспертную деятельность, - это кибернетические методы (не надо их путать с математическими, поскольку осуществление вычислений и математическое моделирование - это только часть задач, решаемых с помощью кибернетических методов). Новые информационные технологии, основанные на использовании этих методов, позволяют осуществлять поиск и автоматическую обработку информации (например, в базах данных), компьютерное моделирование (например, для реконструкции элементов вещной обстановки до события, сопряженного с большими ее изменениями, такими как взрывы, пожары, технологические аварии)*(46).

III. Специальные методы частных наук представляют собой современные методы судебно-экспертного исследования, основанные на интеграции новых технологий, использовании сложных приборных комплексов, компьютерной техники, и включают в себя характерные черты одного или нескольких общенаучных методов исследования. Однако их сочетание бывает настолько своеобразным, а реализация настолько опосредствованной, что не позволяет отнести подобный метод к числу какого-то общенаучного.

Многие из этих методов, требующие использования сложного аналитического оборудования, часто называют инструментальными, однако это не совсем корректно, поскольку само по себе применение прибора не меняет гносеологической сущности метода: сравнение, например, всегда остается сравнением независимо от того, осуществляется ли оно визуально или с применением прибора. Однако простое отрицание этого термина еще не означает решения возникающей при этом проблемы.

Ближе всего для обозначения "инструментальных" методов подходит термин "специальные". Но здесь возникает иное препятствие: отличие между общенаучными и специальными методами заключается в сфере применения - общей у общенаучных, ограниченной - у специальных. Между тем методы, о которых мы ведем речь, применяются или в принципе могут применяться практически во всех родах и видах судебных экспертиз, т.е. для судебно-экспертной практики они являются общими. Для терминологического отграничения их от общенаучных методов, так как в операциональном плане они от них отличны: применяются не во всех науках и не во всех видах практической деятельности, такие методы именуются общеэкспертными. К ним относятся многие физические, химические и физико-химические методы, например электронная и оптическая микроскопия, хроматография, химико-аналитические методы, биологические, психологические и многие другие. Основой большинства общеэкспертных методов являются фундаментальные и прикладные научные знания и технические решения.

В то же время некоторые методы, применяемые только в экспертизах данного рода или только для определенных объектов, называют частноэкспертными (например, в фоноскопических экспертизах используются методы акустического анализа).

Система общеэкспертных методов исследования вещественных доказательств включает методы: 1) анализа изображений; 2) морфологического анализа; 3) анализа состава; 4) анализа структуры; 5) изучения физических, химических и других свойств.

Методы анализа изображений используются для исследования традиционных криминалистических объектов - следов человека, орудий и инструментов, транспортных средств, а также документов, кино-, фото- и видеоматериалов и проч. В основе этих методов лежит выявление признаков и их сравнение, диагностирование свойств объекта оригинала по его изображению. Но если раньше анализ изображений (в дактилоскопической, трасологической, баллистической, почерковедческой экспертизах) производился визуально или с использованием увеличивающих приспособлений, то в настоящее время широко применяются математические методы анализа изображений в сочетании с компьютерными технологиями. Иллюстрацией этого тезиса служит использование в дактилоскопической экспертизе современных автоматизированных идентификационных дактилоскопических систем (АДИС)*(47).

Методы анализа изображений используются для исследования таких традиционных криминалистических объектов, как следы человека, орудий и инструментов, а также документов, кино-, фото- и видеоматериалов. При экспертном исследовании информация об объекте часто передается в компьютер путем аналого-цифрового преобразования (сканирования, фотографирования цифровой фотокамерой, оцифровкой звукового сигнала). В этом случае под анализом изображения понимается как визуальное изучение компьютерной информации в графическом формате, отображенное на мониторе компьютера эксперта, так и его программный анализ с использованием стандартных программных средств, например графических редакторов типа Adobe Photoshop или специально разработанного программного обеспечения. Программный анализ изображений в экспертизах иного рода может трактоваться и по-другому. Так, в судебной компьютерно-технической экспертизе, где этот метод является одним из основных, программный анализ изображений производится, например, на вложенность в графическую среду объекта текстовых сообщений либо графических данных с изображением оттисков печатей.

Методы морфологического анализа. Под морфологией понимают внешнее строение объекта, а также форму, размеры и взаимное расположение (топография) образующих его структурных элементов (частей целого, включений, деформаций, дефектов и т.п.) на поверхности и в объеме, возникающих при изготовлении, существовании и взаимодействии объекта в расследуемом событии. В эту группу общеэкспертных методов входят методы оптической микроскопии, электронной микроскопии и рентгеноскопические методы*(48).

1. Наиболее распространенными методами морфологического анализа являются методы оптической микроскопии - совокупность методов наблюдения и исследования с помощью оптического микроскопа. Морфологию любого объекта можно изучать, если разные его частицы неодинаково отражают и поглощают свет либо отличаются одна от другой (или от среды) показателем преломления. Эти несходства обусловливают неодинаковость амплитуд или фаз световых волн, прошедших через разные участки образца, от чего, в свою очередь, зависит контрастность изображения. В зависимости от свойств объекта и задач экспертного исследования используются различные методы пробоподготовки и наблюдения, дающие несколько отличающиеся изображения объекта:

метод светлого поля в проходящем свете используется для исследования прозрачных объектов с включениями. Пучок света, проходя через непоглощающие зоны препарата, дает равномерно освещенное поле. Включение на пути пучка частично поглощает его, частично рассеивает, вследствие чего амплитуда прошедшего через включение света будет меньше и частица выглядит темным пятном на светлом фоне;

1) метод темного поля в проходящем свете используется для наблюдения прозрачных неабсорбирующих объектов, невидимых при методе светлого поля. Изображение создается светом, рассеянным элементами структуры препарата, который отличается от среды показателем преломления. В поле зрения микроскопа на темном фоне видны светлые изображения деталей. Наиболее часто методы светлого и темного поля в проходящем свете используются в экспертном исследовании ювелирных камней и объектов биологической природы. Например, показатель преломления у минералов всегда больше единицы. Изменением его величины в зависимости от изменения длины волны монохроматического излучения (дисперсией показателя преломления) определяется игра (сверкание) камня. Наиболее высокая дисперсия у алмаза;

2) метод светлого поля в отраженном свете применяют для наблюдения непрозрачных объектов. Свет на исследуемый объект падает под углом, и морфология объекта видна вследствие различной отражательной способности его элементов. Метод используется для изучения широкого круга вещественных доказательств: изделия из металлов и сплавов, лакокрасочные покрытия, волокна, документы, следы-отображения и проч.;

3) поляризационная микроскопия используется для исследования анизотропных объектов в поляризованном свете (проходящем и отраженном), например минералов, металлических шлифов, химических волокон;

4) люминесцентная (флуоресцентная) микроскопия использует явление люминесценции. Объект освещается излучением, возбуждающим люминесценцию. При этом наблюдается цветная контрастная картина свечения, позволяющая выявить морфологические и химические особенности объектов. При расследовании уголовного дела необходимо было установить, кому адресована посылка. Она была обшита тканью, адрес написан черными чернилами, но в пути посылка попала под дождь и надпись на ней была полностью уничтожена. Эксперт сфотографировал под микроскопом картину инфракрасной люминесценции, полученную при монохроматическом освещении. На негативе ясно читался адрес и фамилия получателя;

6) микроскопические измерения включают измерения линейных и угловых величин, а также некоторых физических характеристик объектов как в проходящем, так и в отраженном свете (в том числе и поляризованном) при изучении формы микрокристаллов, микрорельефа поверхности исследуемых объектов. Этим методом также производятся измерения показателей преломления микрочастиц прозрачных минералов, стекла, химических волокон и др.;

7) ультрафиолетовая и инфракрасная микроскопия позволяет проводить исследования за пределами видимой области спектра. Ультрафиолетовая микроскопия (250-400 нм) применяется для исследования биологических объектов (например, следов крови, спермы); инфракрасная микроскопия (0,75-1,2 мкм) дает возможность изучать внутреннюю структуру объектов, не прозрачных в видимом свете (кристаллы, минералы, некоторые стекла, следы выстрела, залитые, заклеенные тексты);

8) стереоскопическая микроскопия позволяет видеть предмет объемным. Применяется для исследования практически всех видов объектов (следы человека и животных, документы, лакокрасочные покрытия, металлы и сплавы, волокна, минералы, пули и гильзы и т.д.). За счет двух окуляров микроскопы дают объемное изображение и, как правило, снабжены насадкой для фотографирования;

9) телевизионная микроскопия позволяет наблюдать микрообъекты на телеэкране, дает возможность чисто электронным путем изменять масштаб, контрастность и яркость изображения.

2. Электронная микроскопия:

1) просвечивающая электронная микроскопия основана на рассеянии электронов без изменения энергии при прохождении их через вещество или материал. Просвечивающий электронный микроскоп используют для изучения деталей микроструктуры объектов, находящихся за пределами разрешающей способности оптического микроскопа (мельче 0,1 мкм). Позволяет исследовать объекты - вещественные доказательства в виде тонких срезов (например, волокон или лакокрасочных покрытий для исследования особенностей морфологии их поверхности) или суспензий (например, горюче-смазочных материалов). Микроскопы просвечивающего типа имеют разрешающую способность в несколько ангстрем*(49);

2) растровая электронная микроскопия (РЭМ), получившая широкое распространение в экспертных исследованиях, основана на облучении изучаемого объекта хорошо сфокусированным с помощью специальной линзовой системы электронным пучком предельно малого сечения (зонд), обеспечивающим достаточно большую интенсивность ответного сигнала (вторичных электронов) от того участка объекта, на который попадает пучок. Разного рода сигналы представляют информацию об особенностях соответствующего участка объекта. Размер участка определяется сечением зонда (от одного-двух до десятков ангстрем). Чтобы получить информацию о достаточно большой области, дающей представление о морфологии объекта, зонд заставляют сканировать заданную площадь по определенной программе. РЭМ позволяет повысить глубину резкости почти в 300 раз по сравнению с обычным оптическим микроскопом и достигать увеличения до 200 000 раз. Широко используется в экспертной практике для микротрасологических исследований, изучения морфологических признаков самых разнообразных микрочастиц: металлов, лакокрасочных покрытий, волос, волокон, почвы, минералов. Многие растровые электронные микроск<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...