Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика органов налоговой администрации




Термин «администрация» (от лат. «administratio» — управ­ление, руководство) в настоящее время используется в двух основных значениях. Первое характеризует разновидность действия, а второе — особую совокупность субъектов, реа­лизующих управленческую деятельность.

С одной стороны, администрация — это коллектив лю­дей, имеющий определенные организационные формы (ап­парат, органы власти, руководящий персонал, руководство) и осуществляющий руководство действиями других людей (организационный аспект). С другой стороны, администра­ция — это деятельность данного коллектива людей в сфере управления (содержательный аспект). Представляется целе­сообразным разграничить организационный аспект админи­страции и содержательный путем введения понятия «адми­нистрирование». В связи с этим термин «администрация» следует рассматривать преимущественно с позиции органи­зационно-структурного, формального обеспечения, а термин «администрирование» — с позиции деятельности по управле­нию и руководству людьми.

Администрацию можно классифицировать в зависимос­ти от сферы администрирования, т.е. сферы управления. Например, на уровне государства использование термина «администрация» возможно для характеристики государственного управления (администрирования) в той или иной сфере. В этом случае под государственной налоговой (финансовой, экологической и т.п.) администрацией понимается совокупность государственных органов, а также коллек­тив государственных служащих, работающих в этих органах, осуществляющих руководство в той или иной сфере.

Государственная (национальная) налоговая администра­ция — это совокупность государственных структур исполни­тельной власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопас­ности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем осуществления мероприятий государственного налогового администрирования, реализуемых с целью защи­ты механизма налогообложения.

Налоговая администрация — это институт государствен­ного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государствен­ной функции по достижению и поддержанию состояния на­логовой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.

Понятия «государственная налоговая администрация» и «налоговая администрация» могут быть тождественны в том случае, если речь не идет о системе негосударственного уп­равления в сфере налогообложения или системе налогового администрирования на международном уровне.

Функционирование системы государственной налоговой ад­министрации предполагает решение задач по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплатель­щиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налого­плательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каж­дой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

На систему государственной налоговой администрации возлагается выполнение двух генеральных функций в нало­говой сфере: контрольной и правоохранной.

Осуществление контрольной деятельности системы налоговой и администрации направлено на выявление фактов нестандартного, отклоняющегося от установленных норм поведения налоговых субъектов. Следует обратить внимание, что ее результаты носят сугубо констатационный характер. С содержательной точки зрения по данным контроля можно лишь сделать вывод о том, были или не были выявлены факты нестандартного поведения налогового субъекта. Оценка характера, выявление причин и последствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят. Ответы на эти вопросы могут быть получены в ходе правоохранной де­ятельности системы налоговой администрации.

Правоохранная деятельность системы налоговой админис­трации заключается во всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указывающей на возможное про­блемное поведение налогового субъекта, и принятии адекват­ных мер по пресечению противоправного поведения.

Одной из особенностей организации системы государ­ственной налоговой администрации является возможность ее построения в моносубъектной или в мультисубъектной модификации.

При моносубъектной модификации системы функции на­логовой администрации возложены только на один обособ­ленный субъект государственной власти (на одну государствен­ную структуру). Весь объем полномочий в области налогового администрирования осуществляется этим органом единолич­но. Фактически этот уполномоченный государственный орган и является налоговой администрацией государства, а его структурное построение соответствует структуре госу­дарственной налоговой администрации.

Мультисубъектная модификация системы в свою очередь означает, что полномочиями по налоговому администрирова­нию наделяются сразу несколько обособленных друг от друга субъектов государственной власти (несколько самостоятель­ных государственных структур). Соответственно понятие го­сударственной налоговой администрации здесь означает со­вокупность всех субъектов государственной власти, входящих в ее состав.

При использовании такой модификации появляется не­обходимость дополнительного распределения полномочий в сфере налогового администрирования между всеми входя­щими в систему субъектами. Деятельность в области налого­вого администрирования осуществляется каждым из субъек­тов в пределах выделенных ему полномочий. Каждый из субъектов налоговой администрации является самостоя­тельным участником налоговых правоотношений.

Действующая система организации государственной налого­вой администрации РФ основывается на принципе мультисубъектного построения. За обеспечение налоговой безопасности государства отвечают сразу несколько специализированны" государственных структур, обособленных друг от друга.

Необходимость создания в России системы государствен­ной налоговой администрации с четко определенной структу­рой и полноценной законодательной базой деятельности появилась в самом начале 1990-х гг. Этому способствовало принятие решения о реформировании тогда еще советской экономики с внедрением в нее рыночных отношений. След­ствием глобальной переориентации экономической полити­ки государства явилось воссоздание системы государствен­ной налоговой администрации

В настоящее время в систему налоговой администрации РФ входят:

система налоговых органов;

· уполномоченные финансовые органы;

· Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России (ФСЭНП МВД России).

В определенных случаях полномочиями в сфере налого­вого администрирования могут быть наделены таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов РФ. При наступлении указанных в законодательстве случаев данные органы также следует относить к элементам системы национальной налоговой администрации, но в отличие от налоговых органов и органов ФСЭНП МВД России они не являются ее постоянными элементами.

Права органов налоговой администрации. Органы налого­вой администрации действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Они осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных НК и иными федеральными законами, определяющими по­рядок их организации и деятельности.

Особенности взаимодействия между отдельными элемен­тами системы налоговой администрации определяются на основании заключенных между ними соглашений о взаимо­действии. НК (п. 3 ст. 82 НК) предусмотрено, что органы на­логовой администрации информируют друг друга об имею­щихся у них материалах:

· о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях;

· принятых мерах по их пресечению;

· проводимых ими налоговых проверках.

Органы налоговой администрации вправе осуществлять мен иной необходимой информацией в целях исполнения изложенных на них задач.

Ответственность органов налоговой администрации. Органы налоговой администрации несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправо­мерных действий (решений) или бездействия, а равно неправо­мерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей (п. 1 ст. 35 НК).

Должностные лица налоговых органов (таможенных орга­нов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыска­нии налога или сбора за счет имущества налогоплательщика (п. 6, 8 ст. 47; п. 9 ст. 48 НК).

Причиненные при проведении налогового контроля не­правомерными действиями убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (ст. 103 НК).

За причинение убытков в результате совершения неправо­мерных действий органы налоговой администрации несут от­ветственность, предусмотренную федеральными законами.

Убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц органов налоговой, администрации, воз­мещению не подлежат, за исключением случаев, предусмот­ренных федеральными законами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...