Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведение осмотра (обследования)




Целью проведения осмотра является получение информа­ции, необходимой для решения задач выездной налоговой проверки, путем установления соответствия документаль­ной информации, представленной проверяемым, фактичес­кому состоянию.

Функциональная сущность осмотра состоит во всесторон­нем визуальном изучении объектов осмотра.

Возможными причинами проведения осмотра в ходе выезд­ной налоговой проверки в НК названы:

· необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах, документальным данным, доставленным налогоплательщиком (п. 2 ст. 91 НК);

· выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК).

Объекты осмотра. НК названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки (п. 1 ст. 92 НК):

1) территория проверяемого налогоплательщика;

2) помещения проверяемого налогоплательщика;

3) документы;

4) предметы.

Осмотр помещений и территорий. Налоговым органам со­гласно пп. 6 п. 1 ст. 31 НК и п. 4 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» предоставлено право осматривать независимо от места их нахождения производствен­ные, складские, торговые и иные помещения и территории:

· используемые налогоплательщиком для извлечения дохода;

· связанные с содержанием объектов налогообложения.

Проводящим налоговую проверку должностным лицом налогового органа могут быть осмотрены только те помеще­ния и территории налогоплательщика, которые используют­ся им для осуществления предпринимательской деятельнос­ти (п. 2 ст. 91 НК).

Осмотр документов и предметов (п. 2 ст. 92 НК). В отличие от осмотра помещений и территорий осмотр документов и предметов может производиться вне рамок выездной нало­говой проверки. К таким исключениям отнесены ситуации, когда:

· документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;

· при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Лица, участвующие в проведении осмотра. При проведении любого осмотра независимо от его формы в обязательном по­рядке должны присутствовать понятые (п. 3 ст. 92 НК).

Право проводить осмотр непосредственно реализуется проводящими налоговую проверку должностными лицами налогового органа.

В проведении осмотра также имеют право участвовать (п. 3 ст. 92 НК):

· проверяемый (лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка);

· представитель проверяемого;

· привлеченные специалисты.

Решение о личном участии при проведении осмотра или участии своего представителя проверяемый принимает са­мостоятельно.

Привлечение специалиста для участия в осмотре возможно по инициативе как проверяющего, так и проверяемого лица.

Применение специальных средств при проведении осмотра. В НК предусмотрена возможность использования при про­ведении осмотра так называемых специальных средств, в ча­стности (п. 4 ст. 92 НК):

• фотосъемка;

• киносъемка;

• копировальные аппараты (для снятия копий с документов);

• иные специальные средства.

Использование специальных средств может быть осуще­ствлено и по инициативе проверяемого лица.

Оформление результатов осмотра. О производстве осмотра составляется отдельный протокол (п. 5 ст. 92 НК). Обяза­тельными элементами протокола являются:

· его наименование (пп. 1 п. 2 ст. 99 НК);

· место и дата производства конкретного действия (пп. 2 п. 2 ст. 99 НК);

· время начала и окончания действия (пп. 3 п. 2 ст. 99 НК);

· должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (пп. 4 п. 2 ст. 99 НК);

· фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком (пп. 5 п. 2 ст. 99 НК);

· содержание действия, последовательность его проведения (пп. 6 п. 2 ст. 99 НК);

· выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (пп. 7 п. 2 ст. 99 НК).

К протоколу могут прилагаться выполненные при произ­водстве действия (п. 5 ст. 99 НК):

· фотографические снимки и негативы;

· киноленты;

· видеозаписи;

· другие материалы.

В протокол заносятся замечания понятых по произведенным в процессе осмотра действиям. Удостоверение факта, содержания и результатов осмотра подтверждается подписями понятых (п. 5 ст. 98 НК).

После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве осмотра или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу (п. 3 ст. 99 НК).

Оформление протокола завершается подписанием соста­вившими его должностным лицом проверяющего органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве осмотра или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол прилагается к акту налоговой проверки.

 

Проведение инвентаризации

Цели проведения инвентаризации:

· выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

· сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

· проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация имущества, принадлежащего налогопла­тельщику, производится в рамках выездной налоговой про­верки уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

Правовая основа проведения инвентаризации. В НК не со­держится специальной статьи, посвященной процедуре ин­вентаризации имущества налогоплательщика. В настоящее время данный вопрос урегулирован предписаниями Поло­жения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке, утвержденного совместным приказом МНС России № ГБ-3-04/39 и Мин­фина России № 20н от 10.03.1999 (далее — Положение об инвентаризации имущества).

Объекты инвентаризации. В составе имущества налогопла­тельщика, подлежащего инвентаризации, названы: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, про­чие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность, иные финансовые активы.

В рамках налоговой проверки инвентаризация произво­дится в отношении имущества, внесенного в соответствую­щий перечень. При этом инвентаризации может быть подверг­нуто любое имущество налогоплательщика независимо о места его нахождения.

Документальное основание проведения инвентаризации.

Основанием для осуществления инвентаризации имущества является соответствующее письменное распоряжение, кото­рое может быть принято руководителем (заместителем руко­водителя) налоговой инспекции по месту нахождения:

· проверяемого налогоплательщика;

· принадлежащего проверяемому недвижимого имущества;

· принадлежащих проверяемому транспортных средств.

Перечень имущества, подлежащий инвентаризации в ходе

налоговой проверки, устанавливается руководителем (замес­тителем руководителя) налогового органа.

Лица, участвующие в проведении инвентаризации. Если этого требуют обстоятельства, представители налоговых органов имеют право при проведении инвентаризации воспользо­ваться профессиональной помощью:

· переводчиков;

· экспертов;

· иных специалистов.

Привлечение экспертов в ходе проведения инвентариза­ции обязательно в случаях необходимости:

· оценки выявленных инвентаризацией неучтенных объектов;

· определения суммы увеличения или снижения балансовой стоимости объекта.

Оформление результатов инвентаризации. Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентариза­ционные описи. Последние составляются не менее чем в двух экземплярах. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклату­ре и в единицах измерения, принятых в учете. Составленные инвентаризационные описи подписывают все члены инвен­таризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают рас­писку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие у них каких-либо претензий к членам комиссии.

Акт инвентаризации по окончании налоговой проверки подлежит приложению к акту налоговой проверки. Акт инвентаризации составляется не менее чем в двух экземплярах.

Проведение опроса

Проведение опроса свидетеля в рамках налоговой про­бки заключается в даче им показаний относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля в форме налоговой проверки, и последующей фик­сации полученной информации.

Состав лиц, подвергаемых опросу в качестве свидетеля. Процедуре опроса в качестве свидетеля могут быть подверг­нуты любые физические лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуще­ствления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК).

Опросу в качестве свидетеля могут быть подвергнуты и лица, участвовавшие в проведении отдельных действий на­логовой проверки в качестве привлеченных специалистов (п. 3 ст. 96 НК).

Опрос не может быть проведен в отношении лиц, которые:

· в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (пп. 1 п. 2 ст. 90 НК);

· получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор (пп. 2 п. 2 ст. 90 НК).

Проведение опроса. По общему правилу опрос свидетеля производится в помещении налогового органа (п. 1 ст. 90 НК). До момента получения свидетельских показаний долж­ностное лицо, проводящее опрос, обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний (п. 5 ст. 90 НК).

При проведении опроса свидетель имеет право воспользо­ваться нормой п. 3 ст. 90 НК, дающей ему возможность отка­заться отдачи показаний по основаниям, предусмотренным за­конодательством РФ. В этом случае будут задействованы нормы ст. 57 Конституции, предусматривающей возможность отказа гражданина от дачи свидетельских показаний против своих близких родственников или самого себя.

Проведение опроса свидетеля в случае невозможности его явки в налоговый орган. В НК предусмотрено, что опрос сви­детеля может быть проведен по месту его пребывания в слу­чаях (п. 4 ст. 90 НК):

· болезни свидетеля;

· старости свидетеля;

· инвалидности свидетеля;

· иных достаточных причин по усмотрению проверяющего должностного лица.

Оформление результатов опроса. Показания свидетеля за­носятся в протокол (п. 1 ст. 90 НК).

Обязательными элементами протокола являются:

· его наименование (пп. 1 п. 2 ст. 99 НК);

· место и дата производства конкретного действия (пп. 2 п. 2 ст. 99 НК);

· время начала и окончания действия (пп. 3 п. 2 ст. 99 НК);

· должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (п. 4 п. 2 ст. 99 НК);

· фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком (п. 5 п. 2 ст. 99 НК);

· содержание действия, последовательность его проведения (п. 6 п. 2 ст. 99 НК);

· выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (п. 7 п. 2 ст. 99 НК).

Помимо указанных требований в протоколе должна быть сделана отметка о том, что перед началом дачи показаний, свидетель был предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Данная отметка должна быть удостоверена подпи­сью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК).

К протоколу могут прилагаться выполненные при произ­водстве действия (п. 5 ст. 99 НК): фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи, другие материалы.

После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу (п. 3 ст. 99 НК).

Оформление протокола завершается подписанием соста­вившим его должностным лицом проверяющего органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве опро­са или присутствовавшими при его проведении. По оконча­нии проверки протокол опроса свидетелей подлежит вклю­чению в состав приложений к акту налоговой проверки.

Проведение экспертизы

Причины назначения экспертизы. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК).

Предмет проведения экспертизы должен находиться в пре­делах специальных познаний эксперта. Вопросы, поставленные эксперту, не могут выходить за пределы его специальных познаний (п. 2 ст. 95 НК).

Назначение экспертизы. Экспертиза назначается соответствующим постановлением должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку (п. 3 ст. 95 НК).

В постановлении должны быть указаны:

· основания для назначения экспертизы;

· фамилия эксперта;

· наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза;

· перечень вопросов, поставленных перед экспертом;

· перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Постановление о назначении экспертизы подлежит вклю­чению в состав приложений к акту налоговой проверки.

По факту ознакомления проверяемого лица с постанов­лением о назначении экспертизы и разъяснением ему в свя­зи с этим его прав составляется отдельный протокол (п. 6 ст. 95 НК).

Формы проведения экспертизы (ст. 95 НК). Нормами НК определена возможность проведения в рамках налоговой проверки трех форм экспертизы:

1) первичная экспертиза;

2) дополнительная экспертиза;

3) повторная экспертиза.

Первичной является экспертиза, назначаемая впервые по поводу разъяснения определенных вопросов.

Дополнительной признается экспертиза (п. 10 ст. 95 НК), назначаемая по окончании проведения первичной экспер­тизы при недостаточной ясности или полноте данного экс­пертом первоначального заключения.

Дополнительная экспертиза может быть назначена в слу­чаях, если:

· форма ответов эксперта на поставленные вопросы при производстве первичной экспертизы подразумевает возможность неоднозначного понимания сущности и смысла таких ответов;

· ответы эксперта на поставленные вопросы не являются исчерпывающими и в связи с этим объем его первоначального заключения не может быть признан полным;

· в рамках одной и той же налоговой проверки после проведения первичной экспертизы возникли новые вопросы, для разъяснения которых необходимо привлечение к участию в деле эксперта.

Проведение дополнительной экспертизы, как правило, поручается тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу, но может быть поручено и другому эксперту.

Повторной признается экспертиза (п. 10 ст. 95 НК), на­значаемая при необоснованности или ошибочности перво­начального заключения эксперта. Повторная экспертиза на­значается в случаях:

· необоснованности заключения эксперта;

· сомнений в правильности заключения.

Проведение повторной экспертизы всегда поручается другому эксперту.

Отвод эксперта. Право заявлять отвод эксперту как при назначении, так и в ходе производства экспертизы предос­тавлено проверяемому лицу (п. 7 ст. 95 НК).

Оформление результатов экспертизы. По результатам экс­пертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени, в котором излагаются:

· проведенные им исследования;

· сделанные в результате их выводы;

· обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы о них в свое заключение.

Заключение эксперта по окончании проверки подлежит обязательному приложению к акту налоговой проверки

Отказ эксперта от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы и его последствия. Эксперт может отказаться от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы в случаях, если (п. 5 ст. 95 НК):

· предоставленные ему материалы являются недостаточными для проведения экспертизы;

· эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

Отказ эксперта имеет форму сообщения о невозможности дать заключение.

 

Осуществление перевода

Проведение перевода может быть поручено только тому специалисту, который обладает статусом переводчика (п. 1 ст. 97 НК).

Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, в том числе лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица (п. 2 ст. 97 НК).

Назначение проведения перевода. Инициатива назначения проведения перевода согласно НК может принадлежать только должностному лицу со стороны проверяющего. При­влечение переводчика для осуществления перевода происходит на основании соответствующего вызова (п. 1, 3 ст. 97 НК).

При проведении налоговой проверки лицо в качестве пере­водчика может быть привлечено только на договорной основе.

Обязанности переводчика:

· явиться по вызову назначившего его должностного лица для проведения процедуры перевода (п. 3 ст. 97 НК);

· точно выполнить порученный ему перевод (п. 3 ст. 97 НК).

Обязанность точно выполнить перевод предполагает осу­ществление по возможности дословного перевода, а если та­ковая процедура невозможна в силу лингвистических осо­бенностей языка, с которого осуществляется перевод, то основным требованием к переводу является точная передача смысла сказанного (написанного, если речь идет о переводе документа).

Оформление результатов перевода. По результатам проведе­ния перевода оформляется соответствующий протокол. В про­токоле о проведении перевода должен быть отмечен факт предупреждения переводчика об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод. Указанная запись должна быть удостоверена подписью переводчика (п. 4 ст. 97 НК).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...