Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 30. Судебная взрывотехническая экспертиза




 

Целями судебной взрывотехнической экспертизы являются установление факта взрыва, причин возникновения чрезвычайной ситуации, природы взрыва, его эпицентра и механизма, определение конструкции взрывного устройства, принципа его функционирования, поражающих свойств, массы использованного заряда взрывчатого вещества, а также квалификации, необходимой для изготовления самодельного взрывного устройства; установление нарушений правил взрывобезопасности, требований технических регламентов и проч.

Как правило, взрывотехнические экспертизы назначаются по уголовным делам. В силу многообразия и разноплановости объектов эти экспертизы часто выполняются комплексно с судебными трасологическими, металловедческими, пожарно-техническими, дорожно-транспортными экспертизами, судебными экспертизами веществ и материалов и некоторыми другими.

Вопросы, выносимые на разрешение взрывотехнической экспертизы, в зависимости от объектов можно подразделить на несколько групп.

I. Диагностика взрывных устройств и взрывчатых веществ.

1. Является ли представленное на исследование вещество взрывчатым? Если да, то какое это взрывчатое вещество (решается комплексно совместно с экспертизой веществ и материалов)? Какова его область применения и целевое назначение, как оно изготовлено: промышленным способом или является самодельным?

2. Является ли данный предмет взрывным устройством? Изготовлено ли это устройство промышленным способом или оно самодельное? Если данное устройство самодельное, то аналогом какого взрывного устройства промышленного изготовления оно является?

3. Содержит ли данное взрывное устройство заряд взрывчатого вещества? Какого именно?*(277)

4. Является ли данный предмет боеприпасом? Каким именно?

5. Было ли взрывное устройство, представленное на исследование, подготовлено (пригодно) для производства взрыва до его расснаряжения? Какова причина несрабатывания взрывного устройства?

6. Каковы поражающее действие и радиус опасного поражения при взрыве данного взрывного устройства?

7. Мог ли произойти самопроизвольный взрыв взрывного устройства, при каких условиях?

8. Если на элементах конструкции взрывного устройства имеются маркировочные обозначения, то на каком предприятии, в какой период времени изготовлено данное устройство?

9. Если во взрывном устройстве использована электрическая схема, то каков ее принцип работы, каково назначение и область ее применения и пригодна ли она для обеспечения срабатывания взрывного устройства?*(278)

10. Каковы профессиональные навыки во взрывном деле лица, изготовившего (применившего) взрывное устройство?

11. Имеются ли среди представленных объектов детали часовых механизмов, и если да, то каков их тип (марка), каким предприятием, в каком году они изготовлены?

12. В каком качестве использовался во взрывном устройстве часовой механизм, имеются ли в нем какие-либо конструктивные изменения, какое время замедления могло быть установлено?

II. Диагностика механизма взрыва по его следам.

1. Какова природа взрыва и механизм его возбуждения? Где расположен очаг взрыва (эпицентр), какие признаки свидетельствуют об этом?

2. Имеются ли на представленных предметах остатки (микроколичества) взрывчатого вещества, если да, то какого именно и каковы его назначение и область применения?

3. Имелись ли во взрывчатом веществе посторонние включения (дробь, иголки, гвозди, соль и проч.)?

4. Какова конструкция и способ изготовления (самодельный или промышленный) примененного взрывного устройства, его элементов? Являлось ли взорванное устройство боеприпасом, каким именно?

5. Каков способ подрыва и механизм приведения в действие использованного взрывного устройства?

6. Каковы поражающие свойства взорванного взрывного устройства? Какова масса и тротиловый эквивалент взорванного заряда?

7. Если взорвано самодельное взрывное устройство, то аналогом какого взрывного устройства промышленного изготовления оно являлось?

8. Не являются ли данные осколки (с места происшествия, из тела потерпевшего) частями корпуса взрывного устройства?

9. Имеются ли на фрагментах деталей взрывного устройства следы частей машин, механизмов и инструментов, на которых или с помощью которых изготавливались эти детали? В результате каких технологических операций образовались данные следы?

10. Пригодны ли следы, имеющиеся на деталях взрывного устройства, для идентификации инструмента (механизма, оборудования), их оставивших?

11. Какими навыками должно обладать лицо, изготовившее данную деталь взрывного устройства?*(279)

Вопросы идентификационного характера.

1. Аналогичны ли по своей конструкции, использованным материалам и другим признакам взорванное и представленное на экспертизу взрывные устройства?

2. Не составляли ли ранее представленные на исследование фрагменты взрывного устройства единого целого?

III. Диагностика взрывоопасных аварийных ситуаций, механизмов технологических взрывов, нарушений правил взрывобезопасности*(280).

1. Какова природа взрыва и механизм его возбуждения, является ли взрыв технологическим?

2. Не обусловлена ли аварийная ситуация данными обстоятельствами? Имелась ли причинно-следственная связь этой ситуации и возникновения взрыва?

3. Каковы были в данном случае причины и условия образования избыточного давления в оборудовании; взрывоопасной концентрации газо-, паро- и пылевоздушной смеси? Что явилось источником воспламенения взрывоопасной концентрации смеси в помещении, оборудовании?

4. Что произошло ранее: взрыв или пожар?

5. Находилось ли оборудование перед взрывом в исправном состоянии? Какие имелись неисправности, которые могли привести к взрыву? Не произошел ли взрыв от данной неисправности оборудования? В чем причина неисправности, возникла ли она внезапно или в течение определенного времени?

6. Отвечает ли оборудование требованиям технического проекта, соответствующих технических регламентов с точки зрения взрывобезопасности его эксплуатации?

7. Отвечала ли организация производственного процесса, характер производимых работ требованиям правил взрывобезопасности?

8. Имелась ли возможность предотвратить причины возникновения взрыва и какие меры взрывобезопасности было необходимо принять для этого?

9. Отвечает ли проект данного производственного здания (сооружения) требованиям взрывобезопасности, и если нет, какие требования не предусмотрены или предусмотрены недостаточно?

Объектами взрывотехнической экспертизы являются:

а) вещества и устройства (в демонтированном виде), которые предположительно могут относиться к взрывоопасным объектам;

б) предметы, части, фрагменты, которые предположительно могут относиться к остаткам взрывных устройств и их элементам;

в) элементы вещной обстановки - носители следов воздействия взрыва (осколочных повреждений, деформаций, закопчения и проч.) и предполагаемые носители остатков взрывчатых веществ и продуктов взрыва;

г) образцы почвы и веществ из мест наибольших разрушений (из воронок, со сколов и разломов), соскобы и смывы (ацетоном и водой), сделанные на закопченных и опаленных местах;

д) место взрыва;

е) поврежденные взрывом механизмы и оборудование, а также их узлы и детали;

ж) деформированные и поврежденные взрывом конструктивные элементы и части зданий (строительные конструкции, выполненные из металлов, камня, железобетона, древесины и пластмасс), предметы интерьера;

з) поврежденные транспортные средства и другие крупногабаритные предметы (в том числе громоздкое технологическое и иное оборудование, имеющееся на месте взрыва, изъятие которого не представляется возможным).

В качестве сравнительных образцов при назначении взрывотехнических экспертиз представляются образцы веществ, почвы, устройства, инструменты и механизмы, другие образцы для производства сравнительных исследований и модельных экспертных экспериментов.

При производстве взрывотехнической экспертизы, как и пожарно-технической, возникает необходимость анализировать техническую документацию объекта и его оборудования, обобщать сведения об обстоятельствах возникновения, обнаружения и развития аварийной ситуации вплоть до взрыва, проводить моделирование процессов, происходивших в ходе взрыва. К представляемым эксперту материалам относятся:

а) протоколы осмотров места взрыва, подробно иллюстрированные фототаблицами, чертежами, схемами;

б) сведения о событиях, предшествовавших взрыву и могущих находиться в причинно-следственной связи с его возникновением;

в) описания технологического оборудования, его состояния, ремонтов, их причин; пожаро- и взрывоопасных свойствах технологического процесса и аномалиях его протекания;

г) характеристика архитектурно-строительных и конструктивных особенностей здания или сооружения, явившегося местом происшествия или находившегося в зоне действия поражающих факторов взрывного воздействия;

д) нормативные материалы (правила и инструкции по технике безопасности, относящиеся к данному производству и работам, а также по эксплуатации данного оборудования).

Взрывотехнические экспертизы, связанные с взрывами взрывных устройств, производятся в экспертных подразделениях ФСБ и МВД России, а с технологическими взрывами - в РФЦСЭ Минюста России. По гражданским делам экспертизы такого рода выполняются частными экспертами и негосударственными экспертными учреждениями.

Одна из подобных экспертиз была назначена арбитражным судом. Бригада ОАО "Г." производила в городской черте взрывные работы. Однако от взрыва возникла трещина на боковой стене старого здания, расположенного поблизости, где находился офис другой фирмы. Для решения вопросов, связанных с возмещением ущерба, была назначена комплексная судебная взрывотехническая и строительно-техническая экспертиза, на разрешение которой были поставлены следующие вопросы.

1. Отвечала ли организация взрывных работ требованиям правил взрывобезопасности (разрешается взрывотехнической экспертизой)?

2. Каков механизм образования трещины боковой стены здания (разрешается комплексно)?

3. Какова стоимость выполнения ремонтно-строительных работ (разрешается строительно-технической экспертизой)?

Результаты произведенной экспертизы позволили арбитражному суду принять решение в пользу истца.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...