Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция казахской политической мысли в ХVIII - ХIХ вв.




 

2.1. Развитие политической мысли в эпоху саков и тюрков. История политической мысли в Казахстане берет свое начало от саков и тюрков. В Греции воздвигнут памятник нашему предку Анахарсису Скифскому. Анахарсис Скифский известен как мыслитель и философ. Он жил в VI в. до н.э., был другом известного афинского законодателя Солона. Аристотель считал верными утверждения Анахарсиса о том, что развлечение не может быть целью жизни.

Анахарсис считал, что абсолютной истины не существует. По его мнению, когда люди спорят, то одни из них выступают в роли обвинителей, а другие – в роли обвиняемых, каждое их слово одновременно является и истиной и ложью, поэтому в любом споре нужен посредник. Анахарсис утверждал, что правитель должен решать государственные вопросы, советуясь с подданными.

Образ Анахарсиса запечатлен в работе Плутарха «Пир семи мудрецов». К семи мудрецам обычно относили греческих мыслителей и политических деятелей конца VII - начала VI вв. до н. э., прославившихся своей житейской и государственной мудростью. После возвращения на родину Великий скиф был предательски убит своим родственником, царем Савлием.

Преемниками саков становятся тюрки, создавшие древнетюркское письмо обладавшее политическим, государствообразующим признаком, традиции которого достигли совершенства в последующих веках. Сохранение тюркского языка способствовало росту этнического самосознания, расцвету культурных и общественно-политических традиций. Наряду с арабским и персидским языками, тюркский был языком огромного мусульманского мира. Примерно в 582-583 гг. была установлена Бугутская стела в память о Таспар-кагане – правителе первого Восточно-Тюркского каганата. К VIII в. относятся древнетюркские рунические памятники – стелы в честь Кюльтегина, Бильге и Тоньюкука, где дается изложение истории становления и управления II Восточно-Тюркского каганата (681-744 гг.). Эти источники содержат ценные разноплановые сведения об общественном строе, воинском искусстве, религии, быте тюрков. Иоллыг-тегина, которого считают автором двух последних памятников, можно назвать первым тюркским историком.

Бумын-каган объединил разрозненные тюркские племена в одно государство. Древние летописи говорят о нем как об искусном полководце, политике, считавшем, что сила государства состоит в его единстве. Брат Бумына Истеми-каган, умелый стратег и хитроумный политик - расширил границы каганата, что дало мощный импульс для развития торговли. Время его правления – время расцвета и социально-экономического подъема Тюркского каганата. Поэтому автор «Большой надписи в честь Кюльтегина» говорит, что у власти должны стоять «разумные» правители, радеющие за народ и государство. Иоллыг-тегин от имени Бильге-кагана повелел вырезать на камне: чтобы не погибло государство, не «иссяк» народ, необходимо единство, подчинение кагану, соблюдение законов, а правителям нужно беззаветно любить свой народ и приумножить его силу и богатство.

Взгляды Аль-Фараби(870-950 гг.) на государственное устройство изложены в «Трактате о взглядах жителей идеального города» и других его работах. Заслуга аль-Фараби заключается в том, что он одним из первых разработал учение об особенностях и структуре общественной жизни, выделил науку о государственном управлении в отдельную научную дисциплину, поднял такие вопросы, как задачи науки об общественной жизни; функциях государства, его особенностях и формах управления; месте и обязанностях человека в обществе, вопросы нравственного и интеллектуального воспитания молодёжи.

По Фараби, к наукам об общественной жизни относятся политическая наука (ал-маданийа), юриспруденция (фикх) и мусульманская теология (калам). Искусство управления предполагает как теоретические знания общих законов управления, так и практическую деятельность по управлению. Их сочетание делает управление гибким и сильным. Фараби считал, что общество существует для удовлетворения потребностей людей и их совершенствования. Таким он представляет «добродетельный город», в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, где царит мир и взаимоподдержка, где «люди помогают друг другу в целях достижения счастья».

Аль-Фараби указывает на три возможные формы правления: единовластие (монархия), правление небольшой группы людей (олигархия) и правление наиболее достойной личности, выбираемой народом (представительная демократия). При этом не столько важна форма правления, сколько её разумность. Глава «добродетельного города», по мнению аль-Фараби, должен обладать всеми добродетелями здоровьем, проницательным умом, совестью, знаниями и ласковым обращением со своими подданными.

Владыка должен руководствоваться принципами справедливости, равноправия и всеобщего блага, быть учителем, наставником для своего народа. Как законодатель, правитель должен уметь внедрять свои законы, уметь повелевать. Если это не происходит, то его указания не будут иметь законной силы и не будут восприняты обществом. Закон должен быть воплощением правильного, справедливого и прекрасного, благодаря такому единству закон может стать регулятором человеческого поведения.

Фараби перечисляет двенадцать качеств, которыми должен обладать правитель, а так как воплотить в себе все добродетели сложно, допустимо и групповое правление. Конечная цель государства – всеобщее благо, путь к нему – наука и воспитание.

Известным позднетюркским мыслителем можно назвать Юсуфа Баласагуни (1020-1069 гг.). Социально-политические взгляды Баласагуни характеризуются своей конкретностью, реалистичностью и стремлением улучшить и укрепить феодальные отношения и политическую настройку общества. Мыслитель глубоко верил в возможность совершенствования общественной жизни и управления государством, опираясь на просвещение и науку. Глубокое знание общественных отношений позволило мыслителю на основе двух критериев – по имущественному цензу и по роду занятий – дифференцировать население общества. Поэт понимал, что в обществе существует имущественное неравенство между людьми, что общество по своей социально классовой структуре делится на крупных и средних баев, а также на бедняков. По роду занятий население делилось на дехкан, ремесленников, скотоводов, торговцев и др.

Ю. Баласагуни рассматривает различные социальные группы с точки зрения их роли в общественной жизни. Земледельцы, считает поэт, - нужные люди, так как «они и питье, и питание дают», скотоводы обеспечивают общество молочными продуктами, животными, шерстью и т.д., «все дива Вселенной – плод мастерства» ремесленников. Он призывает всех членов общества дружить и с уважением относиться к людям этих профессий, поскольку они кормят и одевают людей.

Мыслитель осуждает деспотизм жадных ханов и глупых беков, которые жестоко эксплуатируют массы, попирая их достоинство и право, грабят их. Он ощущал настоятельную необходимость упорядочить на новой основе жизнь недавних кочевников во всех ее сферах, внести в не политико-правовую организацию, такое государственное управление, которое должно дать подвластному народу самое главное – закон. Именно благодаря политико-правовой мысли Баласагуна в тюркоязычной литературе уже с XI в. четко закреплено понимание того, что одно из главных условий преобразования государственно-правовых отношений – это верховенство в нем закона.

Философ считал, что если государство будут возглавлять просвещенные ханы, опирающиеся в своей деятельности на науку, то они будут издавать справедливые законы и действовать на основе этих законов. Справедливость, подчеркивает Баласагуни, – это необходимое нравственное качество главы государства. По мнению поэта, правитель в решении вопросов управления обществом, не может в своих действиях разделять людей на рабов и беков, а обязан относиться к ним одинаково. Только когда глава государства действует на основе закона, тогда возникает идеальное государство. Мыслитель считает, что справедливый властелин должен быть просвещенным, мудрым, он должен обладать разумом, знаниями и рассудком. По мнению Баласагуни, правитель имеет перед своим народом долг, который заключается в том, что он во-первых должен соблюдать чистоту серебра; во-вторых, он должен дать людям справедливый закон; и в третьих, держать пути под охрано.

Мыслитель поставил перед собой задачу – разработать пути и методы управления обществом, которые способствовали бы переходу к идеальному государству. С этой целью и был написан его основной труд «Кудатку билик» («Благодатное знание») – этико-моралистический трактат, в котором определены правила поведения людей в идеальном обществе.

Наследие Ходжа Ахмета Яссауи(ХII в.) также прочно вошло в национальную культуру духовной мысли, став одной из основ ее формирования. Мыслитель призывает к гармонии человека с природой и другими людьми, учит людей жить в согласии со своей совестью, учит добру, справедливости и веротерпимости. Переживая и беспокоясь, думает и заботится о будущем народов, о духовном состоянии правителей и моральном облике общественных деятелей, решавших судьбы людей. Его хикметы представляют собой стройную мировоззренческую систему. Яссауи удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских племен с их тенгрианско-зороастрийскими представлениями и психологическими стереотипами. «Аллах одарил человека свободой, и именно она стала врагом его», – говорит он, то есть Аллах, создавая человека, дал ему волю, свободу выбора. Человек волен в этой жизни, свободен в выборе.

Взгляды и идеи мыслителей легли в основу мусульманской концепции государства, которая сложилась в основном в ХI-ХVI вв., и развивалась преимущественно в рамках мусульманского права. Именно в этот период получили распространение понятия «имамат» (первонач. - руководство молитвой) и халифат (первонач. - преемственность), использущиеся для обозначения мусульманского государства.

 

2.2. Особенности политической мысли в период образования Казахского ханства. Творческое наследие Коркута, Юсуфа Баласагуни, Ахмета Яссауи, аль-Фараби, Махмута Кашгари стало отправной точкой формирования общественного мировоззрения казахского народа. В 1465-1466 гг. в урочище Козы-Басы, что находится в пойме реки Шу, образовался новый этнос – казахский, образовано Казахское ханство. Большую роль в становлении казахской государственности сыграли народные предания и легенды. Стержневой идеей казахской государственности являются исторические предания о первом казахском хане, основателе Казахского государства Алаша-хане и трёх сотнях (жузов). Исследователь истории казахского народа А.Левшина считает, что Алаша-хан есть устроитель казахского общества, его первых законов и традиций, таких как конак-асы, жылу (асар) и др.

До середины ХV в. название «казахи» (казаки) имело больше социальный оттенок, нежели этнический. В этот период в обществе господствовали идеи степной демократии, свободомыслия, традиции избрания хана, выборы биев – долгое время сохранившиеся в евразийских степях. К этому времени относится творчество жырау Асана Кайгы, Доспамбета и первого политического мыслителя казахского народа Мухамеда Хайдара Дулати.

Асан Сабит улы(ХV в.) – первый жырау, выдающаяся личность, общественный деятель, создатель нового учения о земле обетованной, ставшего основой государственной концепции построения Казахского ханства.

Земля – это главное, основополагающее понятие в истории становления национального самосознания, мировосприятия народа, считал Асан Кайгы. Слово «жер уйык» состоит из двух частей – «жер» (земля), «ую» – (благодать). «Ую» в широком смысле для Асана Кайгы означает понятие гражданственности, единства, единения, этнической консолидации нации.

Таким образом, Асан Кайгы является первым, кто заложил основы государственного обустройства казахского ханства. Определение территории, правила и принципы государственного управления, особенности формирования единой нации – все эти вопросы поднимал и предпринимал попытку решить первый степной мыслитель. Светлой печалью пронизаны его мысли о будущем. Мудреца одолевают сомнения: смогут ли последующие поколения удержать независимость, укрепить государственность, смогут ли остаться обладателями земли обетованной, доставшейся им в наследство от предков?

Емко, выразительно Асан Кайгы воссоздает образ будущего, желая подготовить потомков к трудностям, сформировать у них чувство ответственности за судьбу государства. Во все времена мудрецы были духовными поводырями сменяющих друг друга поколений. Наблюдая за повседневными распрями и склоками, Асан Кайгы предупреждает: если жить среди соотечественников, на родной земле, в едином государстве без лада и согласия, то и дело нападая друг на друга и обвиняя во всем тех, кто рядом с тобой, то это ни к чему хорошему не приведет. Асан Кайгы – родоначальник отечественной философии, заложивший исторические формы национальной идеи.

Доспамбет – жырау(ХVI в.) – в своих произведениях обосновывает идею полного равенства людей от рождения, независимо от их общественного положения. Это равенство дано им самой природой и ничем, в сущности, не отличается от того равенства, которое имеет место между городами, построенными людьми.

Другой родоначальник казахской общественной мысли – видный государственный деятель, поэт, писатель Мухамед Хайдар Дулати (1499-1551 гг.), в книге «Тарих-и-Рашиди» ярко и убедительно показывает духовное единство тюрков и прослеживает их связь с мировой цивилизацией. В книге содержится не только полная и обстоятельная история Могулистана и Казахского ханства. М.Дулати, выделяет десять принципов государственного управления, подробно характеризует обязанности правителя и рекомендует довести их до сознания каждого гражданина. «Знай, что права законопослушного мусульманина должен признавать тот, кто стоит у руля власти», – резюмировал он.

 

2.3. Политико-правовое устройство Казахского ханства. Особенность геополитического положения Казахстана, древние традиции взаимодействия с различными цивилизациями, специфика хозяйствования, сложнейшая этнополитическая история – все это обусловило богатство и своеобразие духовной культуры казахского народа, его общественного мировосприятия. Свидетельством тому служат дошедшие до нас письменные и устные памятники этической, юридической, историко-политической мысли.

Своеобразным проявлением толерантного сознания и гуманизма, свойственного казахскому народу можно рассматривать его природное гостеприимство. Толерантность мировосприятия казахского народа выражалась в том, что гостеприимство рассматривалось как благо, добродетель и обязательный элемент счастья. Гостеприимство, а также такие качества, как отзывчивость, открытость миру и доброжелательность дали возможность казахам выжить в достаточно суровых условиях территориальной разобщенности и при этом без больших трений установить дружеские отношения с соседними народами. Так же очень характерны для казахской общественно-политической мысли идеи патриотизма, борьбы за независимость, глубокое осознание необходимости единства народа, кочевой демократии.

С образованием Казахского ханства харизматический характер власти первых казахских ханов был способен консолидировать общество. В руках хана находилась вся полнота исполнительной власти. Хан избирался маслихатом из сословия торе – потомков Чингизхана и исполнял свои обязанности пожизненно. Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат – съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался раз в год и на нем решались наиболее важные государственные вопросы. При хане существовал совет биев – совещательный орган, в который входили наиболее авторитетные бии. Территория и население ханства делились на уделы во главе с султанами, удел в свою очередь делился на улусы, во главе улусов так же стояли султаны, назначаемые ханом. Во главе родов стояли бии – родовая знать и батыры – военная знать. В начале XVI в., при правлении хана Касыма был разработан и принят кодекс законов – «Касым ханның қасқа жолы» ( «Светлый путь Касым хана»), направленный на укрепление ханской власти.

Политическая система казахских ханств являлась неустойчивой, т.к. держалась только на личном авторитете правителя. Это привело к междоусобице во второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Все это и слабость межрегиональных экономических связей, и господство натурального хозяйства, и внутриполитическая борьба привели к коренному реформированию политической системы Казахского государствав начале XVII в. Юридически эти изменения были закреплены в своеобразной конституции – «Есим ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»). Суть ее заключалась в том, что главенство закрытой элиты – торе заменялось на главенство биев и старшин. Полномочия ханов были существенно урезаны. Так хан мог объявлять войну и направлять посольства лишь с согласия маслихата. Также хан был лишен права выносить смертный приговор. Вместо улусной системы, в начале XVII в., была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены тремя жузами – хозяйственно-территориальными объединениями. Была определена и постоянная столица Казахского ханства – город Туркестан, где хан находился в зимнее время.

Изменения политической обстановки в начале XVIII в., усиливающаяся война с джунгарами вызвала настоятельную необходимость переработки правовой базы организации казахского общества. Эта работа нашла свое закрепление в своде законов «Жеті Жарғі» («Семь установлений»), разработанный при участии известных биев Казыбек-бия, Толе-бия, Айтеке-бия, направленный на укрепление единоличной ханской власти. Своеобразными дополнениями к кодексу были положения съездов биев – «Ереже» и «Билер сөзі» – рассказы о судебном прецеденте. Судопроизводство было основано на обычном мусульманском праве – шариате. Судебная функция была в руках биев – родоправителей. Особенно сложные дела рассматривались съездом биев.

2.4. Эволюция казахской политической мысли в ХVIII - ХIХ вв. Казахская общественная политическая мысль развивались в лоне религии, и тяготела в связи с этим, к морально-этическому направлению. Призывы к сочувствию и милосердию, доброте, жалости и человеколюбию, присущие исламу, нашли свое яркое воплощение в творческом наследии Бухар-жырау (1668-1781 гг.). Мыслитель полагал, что подчинение и служба Аллаху – не только долг, но и величайшая радость для человека, залог его счастья. Необходимо подчеркнуть, что до Бухар-жырау никто из казахских мыслителей не говорил от имени всего казахского народа и не обращался ко всему народу. В творчестве жырау казахский народ воспевается как нечто цельное, в нем фигурирует единый народ, нет ни баев, ни бедняков. Под «хорошими» и «плохими» он подразумевал не членов различных социальных групп, а членов всего общества. Бухар-жырау не воспевал бая и не унижал бедняка, он желал для всех без исключения мира, покоя, единства и благополучия. Истинный смысл и цель человеческой жизни, счастье человека, а также разрешение многих других нравственных проблем Бухар-жырау видел в служении народу и борьбе за свободу и независимость. Мыслитель, ставший, бесспорно, одним из символов казахской духовности, полагал, что доброе имя остается у человека, поступавшего нравственно, делавшего добро людям, служившего интересам своего народа.

В XVI - ХVIII в.в., с целью захвата казахских земель, совершают неоднократные набеги джунгары. Это нашествие стало одной из причин принятия казахами протектората России. После присоединения Казахстана, Российская империя начинает проводить здесь переселенческую политику, насильственное изъятие земель, проводить политики русификации через крещение в православие и замену арабского алфавита кириллицей. Все это вызывало недовольство со стороны казахского населения.

Одним из первых и значительных движений казахов против колониальной политики было восстание 1783 - 1797 гг. под предводительством Срыма Датова. Срым батыр (?-1802 г.) выдающаяся личность, по праву занявшая видное место в нашей истории. Он стремился упразднить ханство, создать государство, управляемое народом. Идея, выдвинутая С.Датовым, была новой даже для Европы. Форма управления «народный совет» родилась в степи за 4 года до того, как Великая французская революция отдала в руки народных представителей управление города Парижем в 1781-1794 гг.

В истории развития политической культуры казахского народа XIX в. становится переломным и определялось рядом факторов внутриэтнического характера, а так же объективными условиями развития казахского общества. В этом процессе можно выделить две тенденции.

Во-первых, традиционно настроенные акыны критиковали современное им состояние казахского общества и настаивали на возвращении к кочевым корням казахов. Окружение казахской степи сетью военных укреплений, ростовщичество и капиталистическая эксплуатация, поражение ряда крупных восстаний – все эти события породили среди казахской общественной мысли пессимистическое направление, известное под названием «Зар Заман» («Эпоха Скорби»). Эта была скорбь по разрушившимся, ушедшим в небытие духовным ценностям. Яркими представителями данного направления были Шортанбай Канайулы,Мурат Монкеулы, Дулат Бабатайулы, Абубакир Кердери.

Родоначальником этого направления был поэт Шортанбай Канайулы (18181881 гг.). В своем произведении «Зар заман» он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе - новое байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений, ростовщичество. Он считал, что за крушением традиционного хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом состоянии казахского общества, призывал людей искать защиту в религии и соблюдать религиозные обряды.

Созвучны с мыслями Шортанбая и произведения Дулата Бабатайулы (18021874 гг.). В своих нравоучительных стихах «Осиет-Наме» он воспевает прошлую жизнь казахского народа. Современную ему эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Дулат осуждает действия казахских ханов XVIII в., допустивших русских на казахскую землю, рисует будущее казахов в самом мрачном виде, выступает за сохранение традиционного образа жизни. Разоблачая представителей местной власти, грабительский характер колониальной администрации, Дулат в своих произведениях осуждает казахов, служивших в царском аппарате. Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое несчастье казахского народа. Он говорил: «Страна твоя осталась в кольце. В этих условиях все богатство будет разграблено, а люди будут находиться на учете».

Во-вторых, осознание вековой отсталости вынуждало некоторых представителей казахской интеллигенции, воспитанной на русской литературе, верующей в европейскую культуру, возлагать свои надежды на цивилизованное влияние России. Тем более что после перехода казахов в российское подданство изменениям стали подвергаться все сферы казахского общества: внешнеполитические условия развития, экономика края, социально-политические отношения. Главным представителем общественной мысли этого направления стал Ч. Уалиханов.

Шокан Уалиханов (18351865 гг.) сыграл большую роль как в изучении истории Казахстана, так и на формирование общественного сознания казахов. При изучении политических взглядов Ч. Валиханова мы сталкиваемся с определенными трудностями, связанными в первую очередь с тем, что он жил в годы усиленного царского гнета, контроля над мыслями и разветвленной цензуры. Заточение в тюрьмы, ссылка в Сибирь получили в то время широкие масштабы в карательной политике правительства. С другой стороны, Ч. Валиханов был офицером русской армии, ученым с видным положением в обществе и в высоких официальных органах. То и другое обстоятельства наложили известный отпечаток на форму выступлений и высказываний, изложения своих политических взглядов.

Ш.Уалиханов протестовал против введения в степи телесных наказаний. Он отмечал, что «у киргизов телесные наказания никогда не существовали». Шокан выступал против предстоящих и обсуждаемых в обществе царских реформ (1867-1868 г.г.). Он подчеркивал, что «самым важным и близким для народа считаются реформы экономические и социальные, прямо касающиеся нужд народа, а реформы политические допускаются как средство для проведения нужных экономических реформ, ибо каждый человек отдельно и все человечество коллективно стремится в развитии своем к одной конечной цели – к улучшению своего материального благосостояния, и в этом заключается так называемый прогресс…».

Исходя из этого Ш.Уалиханов писал, что «суд биев действующий у киргизов теперь, при господствующем у них родовом быте и родовых отношениях, вполне удовлетворяют развитию народа, как продукт, непосредственно выработанный самим народом». А царскую судебную реформу, введение должности мирового судьи считал «неприемлемым в отношении киргизского (казахского) народа».

Ш. Уалиханов идеализировал остатки древней демократии, казахскую аульную общину, строил идеи относительно самоуправления народов и обеспечения социального равенства в обществе. Он говорил о праве самозащищения народа против тирании и деспотизма. По своим политическим убеждениям и деятельности он был последователем освободительной мысли в России 60-х годов и одним из ведущих членов политического кружка «Сибирское землячество» в Петербурге в 1860-1861 гг., вошедшего впоследствии в состав революционной организации «Земля и Воля».

Т.о., история политической мысли в Казахстане восходит своими корнями в глубокую древность. По мере развития государственности на территории Казахстана развиваются взгляды мыслителей и на политическое устройство, на отношения между гражданами и правителями. Но наивысшего развития политические идеи получают в XIX в. в трудах ученых, общественных деятелей.

Основные термины

жер уйыкжуз

маслихат народный совет

торе Зар Заман

совет биев

 

?!
Вопросы для самопроверки

1. В чем созвучие взглядов Анахарсиса Скифского и Иоллыг-тегина? Раскройте их.

2. Какой наказ потомкам дали правители Великого Тюркского каганата?

3. Почему казахский народ назвал Асана Сабит улы – «Кайгы»?

4. В чем заключаются основные мысли Мухамеда Хайдар Дулати?

5. В каких направлениях развивалась казахская политическая мысль в ХIХ в.?

 

¯
1. Какие изменения произошли в правовом устройстве Казахского ханства в XVI, XVII, XVIII веках. В связи с чем были вызваны эти изменения?

2. Проведите сравнительный анализ взглядов Иоллыг-тегина, Асана Кайгы, Мухамед Хайдара Дулати на государство.

 

&
Рекомендуемая литература:

Баласагуни Ю. Благодатное знание. Л., 1990.

Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Политология: учебное пособие. – Алматы: Данекер, 2005.

Козлов Г.Я., Булуктаев Ю.О. Политология: учебное пособие. – Алматы, 1995.

Мусабалина Г.Т. Политология: учебное пособие. – Семипалатинск, 2002.

Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под общей редакцией А.Н.Нысамбаева. А. 1998.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...