Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы психологии развития. Лонгитюдное исследование.




Предмет и задачи психологии развития.

Психология развития – раздел психологии, в котором изучаются закономерности и динамика развития психики человека в пределах его индивидуальной жизни.В качестве объекта может выступать психика человека, а предметом является развитие психики в онтогенезе.Чтобы объяснить и описать процесс психического развития человека исп-ся 4 осн. категории: развитие, созревание, рост, становление. Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека. Необратимость – способность к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений над уже имеющимися. Направленность – способность сис-мы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Закономерность – способность сис-мы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Созревание – процесс, зависящий от индивидных (унаследованных) св-в чел-ка и состоящий в последовательности генетически запрограммированных изменений не только внешнего вида орг-ма, но и его сложности, организации и функций. Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции. Становление – созревание и рост, развитие навыков, усовершенствование ф-ций; – саморазвитие чел-ка. Формы развития:1. филогенез – эволюционное развитие2. антропогенез – развитие психики в процессе истории, историческое развитие чел-ка3. онтогенез – развитие человека на протяжении его жизни.

4. актуалгенез – разворачивание какой-либо ф-ции в данный момент (напр. формир-е образов восприятия) Сферы развития: психофизическая, психосоциальная, когнитивная. Цели псих. развития = направленность Факторы психического развития: 1. наследственность- генотип- фенотип 2. Среда 3. активность личности Задачи, которые решает возрастная психология: 1. Описание, феноменология возраста – описание того как выглядит поведение ребенка на каждом этапе 2.Обоснование категории «возраст» и построение периодизации психического развития. 3.Определение факторов и причин психич. развития. 4.Выявление закономерностей и механизмов психического развития. 5.Разработка норм психического развития

 

Возраст и возрастные категории.

Возраст – категория психологии развития, обозначающая исторически изменчивые, хронологически и символически фиксированные интервалы онтогенетического развития индивида (эпохи, стадии, фазы). Виды возрастов:

- хронологический (паспортный/физический) - биологический - социальный (социальная значимость события, например, в каком возрасте женился) - возрастное самосознание (к какой психологической группе человек себя относит, на сколько лет себя ощущает) - психологический (изменения психических функций, структуры личности) Этапы жизни: 1. младенчество (0-1 год) 2. ранее детство (1-3 года) 3. дошкольный возраст (3-6/7 лет)

4. младший школьный возраст (6/7 – 11/12 лет) 5. отрочество (подростковый) (11/12 – 15/17 лет) 6. юность (15/17 – 19/21 лет) 7. молодость (ранняя взрослость) (19/21 – 25/40 лет) 8. зрелость (средняя взрослость) (25/40 – 55/60 лет) 9. старость (поздняя взрослость) (от 55/60 лет …) Возрастные категории рассматривается в 3 -х системах координат (измерениях): (И.С. Кон) 1. индивидуальное развитие (онтогенез, жизненный путь человека) 2. социально-возрастные процессы (связаны с разделением общества на опред. возрастн. слои (страты), в процессе развития мы проходим из одного слоя в другой) 3. возрастной символизм – представления о возрасте, которые преобладают в данной культуре: - нормативные критерии возраста – терминология, периодизация - возрастные стереотипы – черты, св-ва представителей - символизация возрастных процессов – представления о том как протекают

- возрастные обряды – ритуалы, характерные для данной возрастной группы (поступление в университет, начало работы) - возрастная субкультура (в каждой возр. группе свои наборы ценностей, обычаи, способы поведения)

 

Основные закономерности психического развития человека.

- Неравномерность – неодинаковость темпа и направленности психич. развития отдельных ф-ций, процессов, св-в. Выделяют стадии подъёма, стабилизации и спада в развитии индивида. - Гетерохронность – разновременность, несовпадение во времени, асинхронность фаз развития различных психических функций, органов (формирование характера, мышления). - Неустойчивость развития – проявляется в том, что есть периоды постепенного развития – литические, и есть кризисы. В крит. пер. происходит быстрая перестройка психики, всей личности. - Сензитивность – чувствительность развития психич. функций к внешним воздействиям на данном этапе развития. Сензитивный период – период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию). - Кумулятивность означает, что результат каждой предшествующей стадии развития включается в следующую, определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Например, развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления – каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя. - Дивергентность / конвергентность хода развития – дифференциация и повышение разнообразия психических функций, с одной стороны, и их интеграция‚ синтез‚ с другой стороны. Эта закономерность работает применительно как к отдельным ф-циям, так и применительно ко всей психике в целом.

 

Методы психологии развития. Лонгитюдное исследование.

Методы сбора данных: 1. Наблюдение. Самонаблюдение (дневники, сочинение, опросники).2. Беседа (интервью, анализ индивидуальных случаев).3. Эксперимент – позволяет обнаруживать причинно-следственные связи: констатирующий (констатация состояний, функций личности, уровень развития) и формирующий (генетико-моделирующий, обучающий, моделируются условия развития функции). Условия: лабораторные, естественные.

4. метод анализа продуктов деят-ти - тестирование – выделяют тесты достижений и способностей, метод самоотчёта, проективные методы. Методы интерпретации данных: - количественные – количественное определение уровня развития той или иной функции. - качественные – оценка процесса решения задач; индивидуальный подход. Пр: матрица Равенна – колич: решил/не решил; кач: почему не решил?

лонгитюдный метод (план) – организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода в разные моменты их жизни.Измерения повторяются через значительные промежутки времени и сравнива­ются с данными, полученными на предыдущих этапах. Исследователи могут строить кривые роста или научения в таких областях, как языковое развитие, когнитивное развитие или формирование физических навыков. За детьми могут наблюдать вплоть до достижения ими взрослости, чтобы посмотреть, какие свойства личности сохраняются, а какие исчезают. Лонгитюдные планы особенно привлекают специалистов в области возрастной психологии. Поскольку испытуемые в этом случае сравниваются сами с собой в раз­ные моменты своей жизни, их не требуется сортировать и уравнивать по всем осталь­ным параметрам, кроме возраста. Но у лонгитюдных исследований есть и отрицательные стороны. Они требуют значительных временных затрат как со стороны ученых, так и со стороны испытуемых. Человек может заболеть, уехать в отпуск, переехать в другой город или просто отказаться участвовать в исследовательской программе. Некоторые люди привыка­ют к тестированию и, в целом, показывают лучшие результаты по сравнению с теми, кто тестируется впервые.

 

5. Организация исследования в психологии развития. Экспериментальный план исследования.

Принцип объективности: Полученные выводы не должны зависеть от личных особенностей и пристрастий исследователя, должны быть получены в рез-те применения научного метода исследования, основы на использовании методов, адекватных предмету исследования. В понимающей пс. не исключено участие самого психолога. Проведение исследования включает 4 этапа: 1. постановка проблемы исследования 2. формулировка гипотез

3. проверка гипотезы (сбор данных, стат. обработка данных, содержательная интерпретация данных) 4. формулировка выводов Эффективность исследования определяется 3 критериями: - надёжность (степень согласованности рез-тов) - валидность (адекватность метода относительно объекта, показатель точности) - репрезентативность Экспериментальный план исследования – выбор исследователем условий исследования, испытуемых, методов измерения и анализа данных при изучении психического развития, позволяющий упорядочить сбор данных и структурировать полученную инф-цию.. Виды условий: лабораторные и естественные.

Типы экспериментальных планов исследования: 1. лонгитюдный план (метод) – одних и тех же испытуемых изучают на протяжении длительного времени.2. метод поперечных срезов – представители разных возрастных групп сравниваются между собой. Необходимо учитывать влияние побочных факторов, учет экологической валидности (учёт побочных факторов)..

3. когортно-последовательный (комбинированный) – люди разных возрастных групп наблюдаются на протяжении установленного времени. Проводится редко, так как дорогостояще и трудоёмко.

 

*6. Эксперимент в психологии развития.

Даёт возможность целенаправленно вызвать изучаемое явление, позволяет обнаруживать причинно-следственные связи.

Разновидности эксперимента: - констатирующий (констатация состояний, функций личности, классический эксперимент, уровень развития) - формирующий (генетико-моделирующий метод (Л.С, Выготский), обучающий, моделируются условия развития функции): изучаемое явление формируется (моделируется) в процессе проведения эксперимента, что позволяет актуализировать логику и факторы его развития.

*7. Опросные методы и тесты в психологии развития.

Тестирование Тесты – стандартизированные задания, предназначенные для выявления характеристик психического развития. Преимущества: - Возможность определения нормы (среднестатистической) развития.- Как правило не требует длительной подготовки- Кратковременность и возможность опроса нескольких испытуемых одновременно- Возможность повторных испытаний Недостатки:- Тест не чувствителен к «не норме» (судится по результату, а не по детерминации результатаВыделяют тесты достижений и способностей, метод самоотчёта, проективные методы.

*8. Качественные методы исследования и диагностики психического развития. Качественный метод: Методики Пиаже, Выготского, Леонтьева.

Задания для качественного эксперимента могут быть те же, что и для количественных методов. Вопрос в интерпретации полученных данных, а не в их содержании.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...