Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья.




  1. Понятие о физических качествах способностях.
  2. Основные закономерности развития физических способностей.

 

Вся человеческая деятельность, интеллект, труд, чувства, обще­ние, эмоции побуждаются к жизни движениями. Установлено, что по­требность в движении сложилась в ходе эволюционного развития челове­ка. Выполняя те или иные двигательные действия, он проявляет в них свои способности, отличающиеся качественным своеобразием. Так, ха­рактеризуя отдельные способности человека, говорят, что он сильный, ловкий, выносливый и т.п. По существу, в этих характеристиках проявля­ются физические способности, которые в научной и методической лите­ратуре часто называются физическими качествами.

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития фи­зических качеств, присущих человеку.

«Физические способности — это комплекс мор­фологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечиваю­щих эффективность ее выполнения».

Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека.

К основным физическим качествам отно­сят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и лов­кость.

Основу двигательных способностей человека составляют физичес­кие качества,

а форму проявлениядвигательные умения и на­выки.

 

Для лиц с сенсорными, соматическими, интеллектуальны­ми и другими нарушениями -

физические способности -совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма человека, единство которых обеспечивает готовность больного или инвали­да к бытовой, производственной, спортивной и другим видам социальной деятельности.

 

Способности проявляются и развиваются в процессе выполне­ния деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов.

На уровень развития и проявления физических способностей оказывают влияние:

средовые факторы наследственные факторы
   
Ø социально-бытовые условия жизни анатомо-физиологические задатки:
Ø климатические и географические ус­ловия  
Ø анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, строение коры головного мозга, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
Ø материальное обеспечение мест занятий Ø физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
Ø методика развития физических способностей и т. п. Ø биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
Ø телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
Ø хромосомные (генные).

Направленному развитию всех физических способностей присущ це­лый ряд закономерностей. Закономерности рассматриваются как выражение действия зако­нов и отражают общие тенденции педагогического процесса независи­мо от состояния здоровья занимающихся.

1. Движение — ведущий фактор развития физических способностей.

Организм человека рассчитан па по­стоянное движение, поэтому оно рассматривается как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формиру­ющее начало в его развитии. Физическое развитие не проис­ходит само собой с достижением нужного возраста, а является резуль­татом двигательной активности.

Для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов движение — не только условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания работоспособности, но и способ развития всех зон коры больших полу­шарий мозга, координации межцентральных связей, формирования дви­гательных взаимодействий, анализаторных систем, познавательных процессов, коррекции и компенсации недостатков в физическом и психи­ческом развитии

2. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физи­ческими способностями.

Проявляясь в деятельности, физические способности практически неотделимы от двигательных умений. Совершенствование техники того или иного двигательного действия в решающей мере зависит от соот­ветствующих физических способностей и, наоборот, — чем выше уро­вень физических способностей для выполнения конкретного упражне­ния, тем быстрее оно осваивается.

Существуют упражнения сопряженного воздействия, направленные одновременно на развитие физических способностей и совершенствова­ние элементов техники изучаемого двигательного действия.

Например, та­кие подводящие упражнения, доступные для лиц с сохранными двига­тельными функциями, как бег с высоким подниманием бедра, с захлес­тыванием голени, семенящий, по разметкам, в гору, под уклон, по пес­ку, с небольшими отягощениями и др., выполняемые многократно, с одной стороны, развивают силу разгибателей ног, амортизационные свой­ства стопы, общую силовую выносливость, с другой — направлены на обучение технике бега: уменьшение реакции опоры, вынос бедра, коор­динацию движений рук и ног, расслабление, темп и ритм движений.

В физической подготовленности детей с различными отклонениями самым слабым звеном являются координационные способности: рав новесие, тонкая моторика, расслабление, ритмичность движений и др. Казалось бы, что эти способности нужно интенсивно развивать, чтобы компенсировать двигательные недостатки. Однако на практике оказы­вается, что дети нуждаются в обучении движениям, требующим про­явления этих способностей. Таким образом, задачи обучения и разви­тия сливаются, что подтверждает эту закономерность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...