Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Принципы изменения административно-территориального деления




В большинстве государств любая реформа АТД является прерогативой центра и разновидностью административной реформы. При этом, конечно, должны учиты­ваться мнения региональных элит и местного населения.

Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства

В некоторых федеративных государствах в процессах изменения АТД задей­ствованы региональные власти и население. Эти ситуации заслуживают отдельного внимания.

Децентрализация может пробуждать интерес не только к расширению авто­номии существующих регионов, но и к созданию новых. Интерес центра состоит в том, чтобы обеспечить стабильность, а значит, принять по этому поводу обоснован­ное государственное решение, не влекущее за собой конфликты в системе и учиты­вающее мнение других регионов. Данный вопрос имеет наибольшее значение в фе­деративных государствах, где изменение административно-территориального деле­ния практически невозможно без учета региональных интересов, поскольку в про­тивном случае оно чревато конфликтом между центром и регионами.

Обычная формула реорганизации территории подразумевает взаимное согласие центра и регионов. В соответствии с этой формулой в большинстве федераций доз­воляются изменения политической карты с созданием, укрупнением, выделением субъектов федерации, приемом в состав федерации новых территорий или повы­шением статуса существующих.

Ситуация, когда решающее слово в реорганизации федеративной системы АТД принадлежит исключительно центру, довольно редка. Она более характерна для Индии, где субординация уровней власти велика: здесь решение о реорганизации территории принимает парламент с помощью закона. Как правило, законодательст­во федеративных государств предполагает учет мнения заинтересованных террито­рий и даже всех территорий страны.

Можно выделить следующие идеально-типические модели учета региональ­ных интересов в процессе изменения АТД.

Мнение региона определяется через позицию их легислатур: эта технология используется в федерациях повсеместно. Например, в Аргентине создание новых провинций требует одобрения не только федерального, но и местных парламентов. Изменение границ штатов Малайзии нуждается в согласии Совета правителей, как органа центральной власти, и легислатуры заинтересованного штата.

Мнение региона определяется с помощью всенародного референдума. Плебис­цит при реорганизации территории обязательно требуется в Бразилии. В Германии разработана целая процедура, предполагающая участие населения. Создание новых земель здесь может проводиться с помощью референдума на территории, которая меняет свой статус, и на всех заинтересованных землях. Также предусмотрен ин­ститут народного опроса для территорий с населением более 1 млн. человек по тре­бованию 10% избирателей: в случае выраженного стремления жителей этой терри­тории сформировать землю в течение двух лет должен быть принят федеральный закон, определяющий дальнейшие действия. Голосование предусмотрено и в Авст­ралии в случае изменения границ штата: решение должно быть подтверждено на­циональным и региональным парламентами и населением всего штата.

¶148

я

2.1 Административно-территориальное деление государства

В самой "идеальной" ситуации при изменении АТД учитывается мнение на­рода, заинтересованных регионов и центральной власти. Именно так, например, ставится вопрос в швейцарской конституции.

Возможна ситуация, когда участие в реорганизации территории принимают все субъекты федерации, а не только заинтересованные. Федерация при таком под­ходе считает, что изменения в ее составе являются делом, значимым для всех ее участников. Данная процедура четко прописана в мексиканском законодательстве. Здесь для создания нового штата нужно, чтобы соответствующее решение было ра­тифицировано большинством региональных легислатур. Причем в случае, если ле­гислатуры заинтересованных штатов, границы которых меняются, не ратифициро­вали решение, используется более высокая планка для всех штатов: тогда две трети всех регионов должны поддержать изменения, как бы компенсируя несогласие од­ного из заинтересованных регионов.

Итак, степень участия центра и регионов в реорганизации территории до­вольно сильно различается в федеративных государствах. В более централизован­ных федерациях (Индия) центр имеет решающий голос в этом процессе. Более либе­ральные варианты предполагают максимальный учет мнения всех заинтересованных сторон — референдумы или, как минимум, решения региональных легислатур. При­чем принципы федерализма иногда воспринимаются так, что реорганизация терри­тории невозможна без учета мнения всех, а не только заинтересованных регионов.

2.1.10





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.