Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Федератизм как форма федерализма




Особой формой федерализма считается федератизм. Он определяется как "асим­метричные взаимоотношения между федерированным государством и более круп-

44 Потом Эфиопия "потеряла" второй субъект — Эритрею, а сама преобразовалась на оставшейся территории в полисубъектную федерацию.

2.4 Современный сравнительный федерализм

ной федеративной державой. В этом случае основой поддержания союза является сохранение федерированным государством широкой внутренней автономии при отказе от некоторых форм участия в управлении федеративным образованием" [Элейзер, 1995, с. 107].

Классические случаи федератизма связаны с США. Они могут одновремен­но рассматриваться и как форма децентрализации для заморских территорий. Спе­цифика ситуации с федератизмом состоит в том, что роль центра в системе выпол­няет федеративное государство в лице США. Этим и объясняется модель отноше­ний, когда заморские территории получают автономию и органы самоуправления, напоминающие таковые в американских штатах, но при этом не включаются в об­щенациональный процесс принятия политических решений, не входя таким обра­зом в состав федерации.

Отношения федератизма не распространяются на государства, которые на­ходятся в свободной ассоциации с США (Федеративные штаты Микронезии, Мар-шалловы острова и Республика Палау). Речь идет о территориях, не имеющих статуса суверенных государств, тогда как указанные выше территории являются членами ООН.

Одним из ярких примеров федератизма служит Пуэрто-Рико. Губернаторские выборы, аналогично американским штатам, проводятся на этом карибском острове с 1948 г. С 1952 г. действует конституция Пуэрто-Рико, которая наделяет остров ста­тусом свободно присоединившегося государства. Пуэрто-Рико, как наиболее круп­ное из числа подобных политических образований, находится в неустойчивом по­ложении в связи с выступлениями одной части населения за превращение в 51-й американский штат, а другой — за независимость. Плебисциты проводились в 1967, 1993 и 1998 гг. и во всех случаях закончились в пользу сторонников статус-кво. Правда, в 1967 г. за преобразование Пуэрто-Рико в полноценный штат голосовали 38,9%, а в 1998 г. - уже 46,5%.

Еще одним примером являются Северные Марианские Острова, часть быв­шей подопечной территории Микронезия, которая не пошла по пути создания но­вой государственности, как это сделали Федеративные штаты Микронезии. По ре­зультатам плебисцита в 1975 г. острова получили статус свободно присоединив­шейся территории. В 1978 г. здесь было введено самоуправление, в 1986 г. оформлен политический союз с США. В 1992 г. было официально прекращено действие опе­ки ООН. При этом на островах, как и в американских штатах, избираются губерна­тор и легислатура.

Похожий, но не идентичный статус в системе американских периферий име­ют Гуам, Американское Самоа и Виргинские острова. К настоящему времени там везде выбираются губернаторы и легислатуры. Основной закон острова Гуам был принят конгрессом США еще в 1950 г., Виргинских островов — в 1954 г. Более спе­цифическая ситуация существует в Американском Самоа, которое считается неин-

Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства

корпорированной территорией США, и, как территориально-политическая систе­ма, находится в процессе формирования. Здесь губернаторские выборы стали про­водить только в 1977 г. (ранее губернатор назначался министерством внутренних дел США). Правда, легислатура избирается в Американском Самоа еще с 1948 г. Особенностью этой территории является наличие традиционной власти — сената, состоящего из местных вождей.

Как уже говорилось, федератизм не предполагает участия соответствующего региона в управлении "большим" государством. В этом его отличие от француз­ской и датской моделей отношений с заморскими территориями (и сходство с ав­стралийской и новозеландской моделями). В то же время почти все указанные тер­ритории все-таки имеют в конгрессе США своих делегатов без права голоса. В конг­рессе нет только представителя Северных Марианских островов. Пуэрто-Рико от­правляет в конгресс комиссара-резидента с правом законодательной инициативы, но без права голоса.

2.4.6





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.