Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентировочная оценка (сек.) пробы с задержкой дыхания для определения способностей к воспитанию скоростной выносливости




Возраст Отлично Хорошо Удовлетворительно
9—10 1 1 — 12 13—14 Больше 55 Больше 70 Больше 95 50—55 65—70 90—95 40—50 55-65 80-90

 

Описанная проба для определения предпосылок к воспитанию скоростной выносливости имеет вспомогательный характер. Более точно уровень развития этого качества следует определять позднее, на последующих стадиях отбора, когда спортсмен уже владеет некоторыми основами техники избранного вида спорта.

Быстрота является одним из наиболее важных физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, хотя проявляется в них различно. Одна из разновидностей проявления быстроты — быстрота движений — основа для достижения высоких результатов в спринтерском беге, легкоатлетических прыжках, метаниях, фехтовании, спортивных играх и пр.

Во многих видах спорта предельно быстрых движений нет (например, в стайерском беге, лыжном спорте, гребле); Здесь большую роль играет другая разновидность проявления быстроты — высокий темп движений, что за­висит прежде всего от способности нервно-мышечной системы предельно быстро чередовать напряжения и расслабления мышц, а также предельно быстро «выклю­чать» мышцы-антагонисты.

Наконец, третья разновидность проявления быстро­ты— быстрота реакции (на сигнал или на смену обста­новки) необходима почти во всех видах спорта.

Быстрота—это до определенной степени врожденное качество, трудно поддающееся воспитанию в процессе тренировки. Поэтому в тех видах спорта, где быстрота необходима (особенно быстрота движений), нужно ис­кать ее задатки уже при первичном отборе. Самый прос­той способ выявления скоростных качеств — бег на 30, 40, 60 м. Ориентировочные данные в этом контрольном уп­ражнении для различных возрастных групп приведены в программах по видам спорта

В этом упражнении есть одна специфическая особенность, заключающаяся в том, что очень часто бег на 60 м в возрасте 10—14 лет выигрывает не самый быстрый, а самый сильный новичок (как правило, опережающий своих сверстников в физическом развитии). Многие же даже очень быстрые дети не могут показать высокого результата, так как у них просто не хватает сил для быстрого стартового разгона. Поэтому для более точного выявления скоростных качеств (особенно у девочек) целесообразнее применять бег на 30 м с хода.

В тех видах спорта, где есть возможность провести массовый конкурс и желательно выявить самых быстрых детей, целесообразно наряду с упражнениями на быстроту движений (типа описанных выше) дать контрольные упражнения на другие разновидности проявления быстроты.

В качестве контрольного упражнения, характеризующего способность спортсмена развивать максимальный темп, можно использовать, например, прыжки со скакалкой (кто быстрее выполнит 10—12 прыжков или кто сделает больше прыжков за 10—15 сек.). Для детей, плохо прыгающих через скакалку, можно на этих же условиях дать прыжки с ноги на ногу через какое-нибудь низкое препятствие. Аналогичные упражнения можно дать и для рук. Например, стоя в 15—20 см от конца коня (гимнастического бревна), выполнять прямыми руками хлопки в ладони поочередно сверху и снизу коня.

Во всех упражнениях, рекомендуемых для определения максимального темпа, должны быть обеспечены такие условия, при которых не изменялась бы форма движений. Например, если в качестве скоростного упражнения выполнять прыжки на месте без скакалки, то новичок неизбежно и непроизвольно будет увеличивать темп не за счет быстроты движений, а за счет их укорочения, т. е. практически перестанет отрывать ноги от пола при подскоке.

Гибкость в различных видах спорта проявляется в разной степени. Поэтому при отборе следует учитывать следующее:

1. Очень хорошая гибкость необходима только в некоторых видах спорта. Во многих видах спорта максимальная подвижность нужна лишь в одном-двух суставах (например, в плавании — в голеностопном и плечевом суставах, в фехтовании — в тазобедренном суставе и крестцово-подвздошном сочленении).

2. Гибкость хорошо поддается тренировке, особенно в детском возрасте, а следовательно, некоторый недостаток гибкости у новичка может быть в дальнейшем ликвидирован с помощью специальных упражнений. Изучение практики отбора детей в детские спортивные школы по плаванию показывает, что, как правило, дети с хорошей гибкостью более ловки, обладают более мягкими, эластичными движениями, быстрее схватывают технику плавания. Очевидно, существует прямая зависимость между гибкостью и координацией движений, а следовательно, контрольные упражнения «на гибкость» свидетельствуют, хотя и косвенно, и об уровне развития ловкости.

Ловкость (способность к координации движений) является важным качеством в любом виде спорта.

Недостаточно ловкий спортсмен никогда не сможет овладеть первоклассной спортивной техникой и тем более успешно выступать в тех видах спорта, где необходимо выполнять быстрые двигательные действия в быстро меняющейся обстановке (бокс, борьба, спортивные игры и т. д.).

Поэтому в основе отбора должно лежать прежде всего испытание координационных возможностей новичков, и лишь тех из них, кто имеет достаточную ловкость, следует проверять при помощи других тестов. Необходимо помнить, что в отличие от других качеств, которые могут быть в какой-то степени развиты или компенсированы в процессе тренировки, ловкость после 11—12 лет развивается с большим трудом.

При отборе следует обратить внимание как на общую ловкость, так и на специфическую, т. е. характерную для данного вида спорта.

Общая ловкость может быть определена простым наблюдением за выполнением новичками обычных упражнений, за игрой в мяч и т. д.. Можно сразу отметить детей с очень плохой координацией, бросающейся в глаза угловатостью и неловкостью движений, слабо ориентирующихся, с замедленной реакцией.

Еще большее значение имеет специфическая ловкость. Бывает, что недостаточно ловкий в упражнениях или игре новичок совершенно преображается, попав в воду или встав на коньки. Из этого следует, что специфическую ловкость следует изучать в условиях, максимально приближенных к «своему» виду спорта, т. е. ловкость пловца — в воде, ловкость лыжника — на лыжах. По-настоящему надежно о специфической ловкости спортсмена можно судить только после весьма продолжительной работы с ним (не менее 2—3 месяцев).

В каждом виде спорта выработаны свои практические приемы, позволяющие судить о специфической ловкости. Перечислить их здесь не представляется возможным, однако следует выделить основные принципы их подбора:

1. Упражнения должны быть максимально приближены к условиям «своего» вида спорта.

2. Сложные упражнения с новыми двигательными навыками могут вызвать длительное торможение и скованность движений не столько потому, что у новичка не хватает ловкости, сколько в силу своей сложности для него. Поэтому при отборе необходимо соблюдать дидактическое правило «от простого к сложному».

3. Следует также учитывать, что при выполнении некоторых сложных упражнений даже у очень хорошо координированного новичка могут возникнуть непреодолимые трудности из-за того, что у него плохо развито иное качество (чаще всего сила). Поэтому необходимо соблюдать правило «от легкого к трудному».

Соблюдая эти принципы, необходимо помнить о том, что в некоторых случаях скованность движений вызывается психологическими причинами и является следствием того, что новичок попал в незнакомую компанию, непривычную среду и т. д.

С понятием «специфической ловкости» (иногда ее отождествляют со специфическими способностями спортсмена к данному виду спорта) в каждом виде связывают некоторые дополнительные качества, такие, как равновесие, чувство ритма, чувство среды (воды, льда), чувство пространства, способность быстро ориентироваться в обстановке и т. д.

Уровень развития некоторых из этих качеств (например, равновесия) можно определить уже на первом этапе отбора, для других требуется время, и уровень их развития может быть выявлен лишь в процессе обучения и тренировки.

Медицинская экспертиза

На первом этапе отбора медицинская экспертиза должна:

1. Дать оценку состоянию здоровья новичков, их физическому и функциональному развитию. Отсеять детей,имеющих противопоказания к занятиям спортом. Особенно тщательным отсев должен быть в тех видах спорта, для которых характерны большие тренировочные нагрузки и частое участие в соревнованиях.

2. Уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждается юный спортсмен, обладающий необходимыми данными для занятий избранным видом спорта.

Следует помнить, что даже при очень тщательном соблюдении всех необходимых рекомендаций по отбору и большом опыте тренера на первом этапе возможны ошибки. Поэтому необходимо еще раз подчеркнуть, что первый этап отбора — предварительный — не должен ставить своей задачей поиск будущих «звезд»; он должен, во-первых, отсеять кандидатов, явно непригодных для занятий данным видом спорта, и, во-вторых, укомплектовать учебные группы для дальнейшего более глубокого и внимательного изучения новичков в процессе первоначального обучения и тренировки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...