Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Павильон РСФСР (№71). Главный вход (№227). Северный вход (№285). Южный вход (№286)




Павильон РСФСР (№71)

- Павильон РСФСР – один из многих павильонов на центральной площади, построенных в процессе послевоенной реконструкции выставки. Архитектура павильона отличается торжественной пышностью, характерной для советских построек первой половины 1950-х годов (в качестве примера того же стиля можно привести, например, станцию метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии).

- Под портиком у входа в павильон расположена фреска. Ее название: «Народы России построили социализм». В центре композиции взрослые и дети несут круглую картину в богатой раме. На картине – портрет Ленина. В правой части портрета можно заметить некоторую странность в пропорциях и контуре картины. Все дело в том, что изначально портрет был парным – Ленин и Сталин.

- После смерти Сталина и XX съезда КПСС, все его изображения с выставки были удалены. Но всю фреску из-за этого уничтожать не стали. Голову Сталина просто закрасили, уменьшив радиус портрета и дорисовав руку женщины справа.

- Авторы фрески – Бела Уитц (венгерский художник-коммунист, принявший советское гражданство) и Оксана Павленко. Эти же авторы написали фреску с аналогичным сюжетом для фасада павильона Белорусской ССР (№18).

- Сейчас в павильоне проводятся различные тематические выставки.

Главный вход (№227)

- Главный вход – это часть ансамбля, построенного к открытию выставки в 1954 году. До войны у выставки был другой главный вход – сейчас он называется Северным (№285). В то время вся территория, которую занимает теперь Главный вход, центральная аллея и Центральный павильон, находилась за пределами выставки. Здесь располагались пустыри и часть построек села Алексеевское (остальные постройки находились на другой стороне Ярославского шоссе).

- Чтобы освободить всю территорию от Ярославского шоссе до старой границы выставки, в начале 1950-х годов потребовалось снести 55 жилых домов и переселить 1500 жителей.

- Главный вход – это целый комплекс построек, состоящий из центральной арки и полукруга боковых крыльев, которые завершаются административными зданиями – все вместе эти постройки раскинулись на ширину 300 м.

- Центральная часть Главного входа – пятипролетная триумфальная арка высотой 32 метра. Она построена по образцу Бранденбургских ворот в Берлине, что символизировало недавнюю победу в Великой Отечественной войне.

- На триумфальной арке расположена 8-метровая скульптурная группа «Тракторист и колхозница». Автором композиции является скульптор Сергей Орлов. В 1954 году, одновременно с «Трактористом и колхозницей», Орлов создал еще один символ Москвы – конную статую Юрия Долгорукова на Тверской улице. Скульптурная группа «Тракторист и колхозница» изготовлена не из бронзы, как может показаться издалека. Это железобетон, облицованный смальтой. Сноп изготовлен из латуни.

- Пилоны (колонны) арки украшены барельефами, изображающими фигуры агронома, механизатора, животновода и садовода (арка имеет 6 пилонов, так что фигуры повторяются).

- Полуциркульная арка в центральном пролете является цитатой арки Северного входа.

Северный вход (№285)

- Арка Северного входа была главным входом на выставку с 1939 по 1941 годы. Посетители приезжали на выставку по Ярославскому шоссе (сейчас эта часть магистрали называется проспект Мира). На площади перед аркой находились конечные остановки трамваев, троллейбусов и автобусов, а также стоянка маршрутных такси. Метро в окрестностях выставки еще не было.

- Посетители проходили через арку, по алее на центральную площадь выставки (до войны здание главного павильона было другим, а фонтана «Дружба народов» еще не существовало).

- Знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной была установлена как ориентир при повороте с Ярославского шоссе к арке главного входа. Сегодня связь между скульптурой и аркой больше не просматривается, так как теперь их разделяют павильоны №69 и №75.

- В наши дни арка Северного входа оказалась внутри территории выставки и на практике уже не является входом. Целиком она видна только с площади Административного павильона (№230).

- Трехпролетная арка мало напоминает классические прототипы: у нее нет аттика, и центральная арка поднимается в небо двумя легкими дугами. Зайдя под боковые купола ярки, можно оценить эффектность конструкции. На пилонах арки частично сохранились декоративные барельефы 1939 года.

Южный вход (№286)

- Южный вход появился в результате послевоенной реконструкции выставки. Он составил симметричную пару Северному входу (№285, который к тому времени перестал быть главным).

- В 1950-е годы в районе Южного входа планировалось создать большой строительный раздел (перевести его с Фрунзенской набережной). Сегодня этот вход в основном используют те, кто оставляет свои автомашины на парковках, расположенных рядом.

- Фасад Южного входа украшают несколько одинаковых барельефов, изображающих медаль участника ВСХВ (медали участника имели одинаковый дизайн и в 1939 году, и после войны).

- С обратной стороны на углах арки видны цифры «1953». Это дата фактической постройки Южного входа, за год до официального открытия в 1954 году.

- Архитектурный проект Южного входа разработан учениками знаменитого архитектора Ивана Жолтовского при его личных консультациях. Одним из учеников был Дмитрий Олтаржевский, племянник первого главного архитектора ВСХВ[8].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...