Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Советы: от альтернативных органов самоуправления к новой государственной власти




Одновременно с описанными выше процессами в России складывалась система параллельных органов власти в виде советов. Важнейшая особенность советского государства, возникшего в результате Октябрьской революции, состояла в том, что

4.3 Отношения "центр — регионы "в советский период

оно формировалось снизу, через консолидацию системы советов, впервые сло­жившейся во время революции 1905 г. Прежние властные структуры были сметены революцией. Их место заняла новая территориальная сеть, которая ранее играла роль структур местного самоуправления, созданных беднейшими и отчужденными от власти слоями преимущественно городского населения при активном участии различных левых партий.

История первого совета хорошо известна: он возник в 1905 г. в текстильном Иваново-Вознесенске, городе в Центральной России, где рабочие создали совет де­легатов для ведения переговоров с начальством. В 1905 г. советы занимались орга­низацией стачек и в целом представительством интересов трудящихся в их отно­шениях с работодателями и властями. В таком "идеальном" виде их можно считать структурами местного самоуправления, складывающимися при сочетании социаль­но-классового и территориального признаков. Хотя, конечно, советы на том этапе не являлись органами подлинно территориального самоуправления, защищая пре­имущественно классовые интересы, но в привязке к территории определенных го­родов и местностей. Первый всплеск их деятельности связывают с осенью 1905 г. Неудивительно, что наиболее крупными и политизированными оказались советы в Санкт-Петербурге и Москве. Во многих источниках Санкт-Петербургский совет описывается как своеобразный рабочий парламент. Хотя ведущие роли в нем и в других крупных советах играли представители левых партий, т.е. советы изначально получили вполне определенную партийную окраску. Меньшевики называли советы органами рабочего самоуправления, уделяя им огромное внимание.

Вторая и гораздо более мощная волна советских структур поднялась в 1917 г. после Февральской революции. Левые партии воспроизвели уже известный и хорошо изученный опыт, руководя формированием советов. К осени 1917 г. в ус­ловиях общего беспорядка и острых политических конфликтов территориальная сеть советов представляла собой одну из существующих систем власти. Наиболее крупные советы были политизированы и функционировали под управлением ле­вых партий. Советы на районном уровне, а также созданная по производственному принципу сеть фабзавкомов (фабрично-заводских комитетов) в большей степени были насыщены представителями народных масс. Причем они реально решали многие локальные вопросы, такие, как обеспечение рабочих жильем, столовыми, их детей — яслями, организация помощи жертвам войны и пр.

Таким образом, к моменту Октябрьской революции в России функциониро­вала разветвленная сеть органов "сословного самоуправления наоборот". Она име­ла отчетливо выраженную классовую природу (вспомним, что система земского самоуправления в царской России оказалась по преимуществу дворянской) и строилась как по территориальному, так и по производственному (фабзавкомы) признаку. Наличие этой сети позволило революционерам провозгласить лозунг "Вся власть Советам!" и осуществить замену старой властной системы на новую.

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр — регионы "

При этом отдельной задачей партии большевиков был перехват власти в советах, которые поначалу больше тяготели к меньшевикам и эсерам.

Известная классификация Д. Кипа определяет три способа захвата власти большевиками в советах в зависимости от типа территории.

• Первый и самый простой способ был реализован в старопромышленных районах, превратившихся в политические бастионы радикальных левых: здесь боль­шевики изначально доминировали в советах и фабзавкомах.

• В больших городах, где в советах преобладали эсеры и меньшевики, созда­валась параллельная власть на основе военного гарнизона или фабзавкома (влия­ние большевиков среди солдат, а также в заводских комитетах было выше).

• В наиболее сложных случаях консервативных городов среднего размера разворачивалась острая, зачастую вооруженная борьба; антибольшевистски настро­енные советы создавали комитеты спасения, пытаясь не допустить переход власти к большевикам.

В дальнейшем, как отмечает Н. Верт, "власть снизу", т.е. "власть Советов", набиравшая силу с февраля по октябрь, через различные децентрализованные ин­ституты, созданные как потенциальное "противостояние власти", стала превращать­ся во "власть сверху", присвоив себе все возможные полномочия, используя бюро­кратические меры и прибегая к насилию" [Верт, 2003, с. 123]. По мнению Н. Верта, власть в России переходила от общества к государству, а в государстве — к партии большевиков. На региональном уровне это означало превращение советов из орга­нов самодеятельного местного сословно-классового самоуправления и политиче­ской самоорганизации в каркас новой государственной власти, которую при этом взяли в свои руки большевики, оттеснив тех, кто на первых порах играл в советах более значимую роль.

4.3.3





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.