Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Панорама современного естествознания




2. Панорама современного естествознания

2. Естествознание объединяет науки о природе, то есть об органическом и неорганическом мире, существующем во Вселенной. Под наукой понимают систему знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельную отрасль таких

знаний. Предмет естествознания – это различные формы движения материи в природе; Природа, которая служит предметом естествознания, рассматривается не абстрактно,

вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, так как

ее познание достигается в итоге теоретической и практической деятельности людей.

Цели естествознания двояки:

- находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или

создавать новые явления;

- раскрывать возможность использования на практике познанных законов. Дадим научные определения терминам «гипотеза», «эксперимент», «теория», «закон природы». Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какихлибо явлений и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того,

чтобы стать достоверной теорией. Эксперимент – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом

явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих

закономерности природы, общества, мышления. В более узком значении теория – это совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее, а также правил в области какого-либо мастерства, искусства. Законом принято называть наиболее глубокие и твердо установленные обобщения. Законы природы – это основанные на

практической деятельности (в самом широком смысле этого слова) и сформулированные

человеком представления о механизме различных явлений. В естествознании можно выделить эмпирическую, теоретическую и производственно-прикладную стороны. Они соответствуют общему ходу познания. В целом естествознание представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями. Ему свойственны специфические черты, отличающие его от других областей научного знания, особые закономерности и тенденции развития. Развитию естествознания свойственен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе оно суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат входит неотъемлемой частью в его общий фонд, не перечеркиваясь последующими успехами познания, а лишь переосмысливаясь и уточняясь. Преемственность естествознания приводит к необратимому характеру его поступательного развития. Первоначально новые отрасли естествознания формировались по предметному

признаку – сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности. Для современного естествознания становится все более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в

связи с выдвижением определенной крупной теоретической или практической проблемы. К одной из наиболее быстро развивающихся новых наук относится радиоастрономия. Современные и, казалось бы, совершенные телескопы обладают ограниченной возможностью. В радиоастрономии наблюдения ведутся с помощью радиоволн. Важной чертой блока естественных наук является его теоретико-логическая строгость, стройность, высокая математизированность и доступность математизации. Еще одной выигрышной особенностью естествознания является преодоление многими составляющими его науками своих объектных и методологических границ, выход их

на общенаучный уровень. Особо надо отметить физику, кибернетику, объектом изучения

которой являются управленческие процессы и системы любой природы (включая живые

организмы в информационном аспекте), этологию (науку о поведении высокоорганизованных животных и их сообществ), экологию.

 

 

3. 1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания

Многовековой опыт позволил людям придти к выводу, что природу можно изучать

научными методами. Понятие метод (от греч. «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией («учение о методах»). Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других

характеристик методов познания. Методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования. Различают всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.

Всеобщих методов в истории познания два: диалектический и метафизический. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни

общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение); другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а

некоторые (например моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом. Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического.

К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления.

Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология) имеет свои специфические методы исследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...