Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Региональное и местное самоуправление




Региональная и местная власть в СССР сформировалась на основе советов, пре­вратившихся в структуры новой государственной власти. Особенностью советской региональной структуры было отсутствие разделения властей по вертикали: вся сис­тема советов на всех уровнях представляла собой единую государственную власть, функционирующую на принципах демократического централизма. Под местной по­нималась власть во всех административно-территориальных образованиях кроме республик. В РСФСР, таким образом, в нефедерированных ATE первого порядка (края, области) власть именовалась местной, в отличие от власти в автономных рес­публиках и по аналогии с властью на уровне населенных пунктов и районов. Это еще раз подчеркивало различия между национально-территориальными автономиями и "обычными" регионами.

Формально основной структурой региональной (в том числе местной) власти являлись советы. Функции исполнительной власти выполняли исполнительные комитеты, аналог региональных правительств, которые избирались депутатами со­ветов из своих рядов.

Выборность советов при этом претерпела важные изменения. На первом этапе использовалась система многоступенчатых выборов, когда население (при­том ограниченное по избирательному цензу только "трудящимися" категориями) выбирало депутатов в населенных пунктах. Советы более высокого уровня форми­ровались с помощью делегирования из советов нижестоящих уровней. Всенарод­ные выборы советов на всех уровнях были введены после 1936 г. (республиканские советы избирались на четыре года, местные — на два года). В 1977 г. срок полномо­чий советов был немного увеличен: в республиках — до пяти лет, в других ATE — до двух с половиной лет.

Автономия советов была ограничена принципами демократического центра­лизма, предполагавшего жесткую властную иерархию. Вышестоящие органы власти

55 В 1936 г. при формировании двух палат использовали два разных принципа. Совет Национальностей формировался по принципу квотированного представительства автоно­мий разного уровня, а Совет Союза — в привязке к числу жителей (один депутат на 300 тыс. человек).

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр регионы "

имели право приостанавливать или отменять решения нижестоящих. Существовала двойная подотчетность исполкомов — перед своими советами и перед вышестоя­щими исполкомами.

В действительности ключевыми структурами региональной власти в СССР стали партийные комитеты, действующие на принципах демократического цент­рализма.

На самом первом этапе доминирование партийной власти не было столь очевидным. Достаточно вспомнить, что В.И. Ленин, являясь главой государства, занимал пост председателя Совнаркома, т.е. исполнительного органа власти, дей­ствовавшего при ВЦИК — Всероссийском исполнительном комитете Советов. На региональном уровне в первые годы после революции ключевыми все-таки были органы советов.

Формирование партийной власти как несущей конструкции региональной власти следует связать с именем И.В. Сталина, который стал генеральным секрета­рем ВКП(б) в 1922 г. После смерти В.И. Ленина и вплоть до распада СССР глава государства был генеральным (или первым) секретарем ЦК КПСС. Это предопре­деляло доминирование партийных комитетов и их руководителей на региональ­ном уровне %. Таким образом, первым лицом в регионе становится первый секре­тарь соответствующего регионального комитета КПСС. Советы и их исполкомы оказываются в подчиненном положении, под партийным контролем.

В советский период формируется и новая региональная элита. Ее основу со­ставляет партийно-хозяйственная номенклатура, целиком состоящая из членов КПСС и занимающая все ключевые позиции во властных структурах, а также на производстве. Укоренение и стабилизация региональных элит происходят в после­военный период. На этом этапе резко замедляется ротация региональных должно­стных лиц, все чаще региональными руководителями становятся местные урожен­цы (в автономиях — представители титульных национальностей). Усиливается и приток в центр "свежей крови" из регионов. Как результат, появляется типичный для эпохи "застоя" феномен первого секретаря, занимающего свой пост 10 и более лет. По ситуации на 1981 г. первый секретарь обкома КПСС в России занимал свою должность в среднем 10 лет". Возникает феномен, который западный иссле-

3'' КПСС формироналась по территориально-производственному признаку. Ее ос­новными структурами считались общие собрания в первичных организациях, конференции в регионах, съезды и союзных республиках и СССР в целом. В действительности основная работа велась постоянно действующими исполнительными органами — комитетами. Глава (первый секретарь) этого комитета фактически являлся руководителем партийной власти на данной территории.

57 Хотя и других республиках этот показатель мог быть меньше. Например, в Узбеки­стане он составлял четыре года, в Казахстане — три. Это связывают с коррупционными скандалами и межклановыми конфликтами в Центральной Азии. При этом первые секре­тари в самих республиках, наоборот, находились у власти предельно долгие сроки.

4.3 Отношения "центр регионы "в советский период

дователь Дж. Хоф в своем классическом труде еще в 1960-е гг. назвал "советскими префектами" [Hough, 1969]. И важно отметить, что первый секретарь рассматрива­ется им не просто как ставленник центра, проводящий в жизнь его политику. Врас­тая в "почву", превращаясь в лидера подлинно региональной элиты, первый секре­тарь выступает в роли посредника в отношениях между центром и регионами [Верт, 2003, с. 443].

4.3.10

Территориальное экономическое планирование и управление

Огромное влияние на формирование отношений "центр — регионы" в СССР ока­зали реалии плановой социалистической экономики. Экономический фактор ока­зался еще одним мощным фактором централизации государства, наряду с партийным.

В СССР отчетливо проявилась типичная для России конкуренция двух под­ходов к экономическому планированию и управлению — территориального и от­раслевого.

Территориальный принцип управления советской экономикой в наиболее ярком, юридически оформленном виде был проявлен при создании в регионах со­ветов народного хозяйства, совнархозов.

Первая история совнархозов связана с 1918—1932 гг. Уже на рубеже 1917— 1918 гг. для управления экономикой был создан Высший совет народного хозяйст­ва. Одновременно началось создание губернских, областных, районных и уездных совнархозов на всех уровнях управленческой иерархии кроме самых нижних. "По­ложение о районных (областных) и местных совнархозах" было утверждено ВСНХ 23 декабря 1917 г. В соответствии с этим положением совнархозы определялись как "местные учреждения по организации и регулированию производства, руководи­мые ВСНХ и действующие под общим контролем соответствующего Совета рабо­чих, солдатских и крестьянских депутатов". Совнархозы не обязательно строго со­ответствовали административным границам регионов. Районные совнархозы объе­диняли несколько губерний для удобства управления58.

В дальнейшем, однако, чисто территориальный принцип управления социа­листической экономикой уступает смешанному, а затем — отраслевому. На обще­национальном уровне идет формирование новых структур: в 1920 г. создается Со­вет труда и обороны, в 1921 г. — Госплан. После создания СССР ВСНХ получил статус объединенного наркомата. В 1932 г. история ВСНХ завершилась: он распал­ся на три отраслевых ведомства — Наркомтяжпром, Наркомлегпром и Наркомлес-пром. За этим следовало дальнейшее разукрупнение наркоматов.

58 Например, Северный промышленный район включал 8 губерний, Московский — 11. Уральский — 8 и др.

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр регионы "

Вторая история совнархозов связана с 1957—1965 гг., т.е. периодом правле­ния Н. Хрущева. На Февральском пленуме ЦК КПСС 1957 г. официально про­возглашен территориальный принцип управления. Для его реализации были уп­разднены 25 министерств и созданы 105 экономических административных районов, в том числе в РСФСР — 70. В каждом таком районе функционировал совет народ­ного хозяйства со своими отраслевыми и функциональными управлениями и отде­лами. Вопросы экономического управления решались, таким образом, примени­тельно к каждой территории в зависимости от ее специализации.

Развитие системы совнархозов практически сразу стало восприниматься как ослабление централизации. Для усиления их координации в 1960 г. были созданы совнархозы союзных республик — РСФСР, Украины, Казахстана. В 1962 г. воз­ник Совет народного хозяйства СССР (с 1963 г. — ВСНХ СССР), а сами регио­нальные совнархозы были укрупнены. Наконец, концепция централизованного управления экономикой одержала верх. По закону от 2 октября 1965 г. совнархозы упразднили, вместо них создали промышленные министерства. В 1966 г. XXIII съезд КПСС признал, что территориальная система управления промышленностью привела к дроблению руководства, что воспринималось негативно.

В то же время интересы управления экономикой требовали упрощенный формат работы с регионами. Сложная система советского АТД была для этого слишком неудобной. Поэтому в СССР в официальном порядке была создана сис­тема экономических районов. Экономические районы не являлись управленческим уровнем, здесь не было органов власти. Но вся система управления экономикой (например, разработка народно-хозяйственных планов) была организована в раз­резе этих районов, а не многочисленных регионов.

В основу этой системы были положены принципы социалистического эко­номического районирования, одобренные ВЦИК под председательством М. Кали­нина в 1921 г. Основная известная из советской истории сетка экономических рай­онов была утверждена в 1963 г. и уточнена в 1966 гг. В соответствии с ней СССР делился на 18 экономических районов (кроме того, отдельно рассматривалась не­большая Молдавия, которая не соответствовала уровню района, но отличалась от соседних районов Украины). На территории РСФСР были созданы 10 экономиче­ских районов — Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Вол­го-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Кроме того, Калининградская область вошла в Прибалтийский район вместе с тремя прибалтийскими республиками. Позднее Северо-Западный район был разделен на Северный и Северо-Западный.

Литература

Основная

Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3-х кн. М., 1992-1993.

Литератури

Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990. Градовский А.Д. История местного управления в России. СПб., 1904. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.

Златопольский Д.Л. СССР — федеративное государство. М., 1967.

Институт губернатора в России: традиции и современные реальности / Под ред. Н. Слеп­цова. М., 1997.

Ключевский В.О. Боярская Дума Древней Руси. Добрые люди Древней Руси. М., 1994. Лепешкин А.И. Советский федерализм (теория и практика). М., 1977. Тархов С.А. Историческая эволюция административно-территориального и политиче­ского деления России // Регионализация и развитие России: географические процессы и проблемы. М., 2001. С. 191—213.

Туровский Р.Ф. Проблема централизации и модели русской региональной политики в ХТН—XVI вв. // Полис. 2004. № 1.

Дополнительная

Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М., 1998.

Вернадский Г.В. Монголы и Русь. М., 1997а.

Вернадский Г.В. Московское царство. В2-хч. М., 19976.

Вернадский Г.В. Россия в средние века. М., 1997в.

Верт Н. История Советского государства. М., 2003.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

Ежов М.В. История государственного управления в России. СПб., 1996.

Ермаков В.Г. Федерация как форма государственного устройства России. М., 1999.

Железное Б.Л. АССР — высшая форма советской автономии. Казань, 1984.

Имперский строй России в региональном измерении (XIX — начало XX века): Сборник

научных статей. М., 1997.

Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 1 — 55. М., 1958—1965.

Лохвицкий А. Губерния, ее земские и правительственные учреждения. СПб., 1864.

Медведев Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. М., 1993.

Медведев Н.П. Становление федерализма в России. М., 1995.

Медушевский А.Н. Административные реформы в России XVIII—XIX вв. М., 1990.

Мохов В.П. Эволюция региональной политической элиты России (1950—1990 гг.). Пермь, 1998.

ОльденбургС.С. Царствование императора Николая П. СПб., 1991.

5""

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр регионы "

Платонов С.Ф. Борис Годунов. М, 1999.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI— XVII вв. М., 1995.

Пресняков А.Е. Образование великорусского государства. М., 1998. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Столяров М.В. Федерализм и державность: российский вариант. М., 2001. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. М., 1958. Шмурло Е.Ф. История России 862—1917 гг. М., 1999.

Шумилов ММ. Губернская администрация и органы центрального управления в Рос­сии во второй половине XIX века. Л., 1988.

Ященко А.С. Теория федерализма: опыт синтетической теории права и государства. Юрь­ев, 1912.

Ященко А.С. Что такое федеративная республика и желательна ли она для России? М., 1917. Hough J. The Soviet Prefects. Cambridge, 1969.

Контрольные вопросы

1. Дайте предстаапение о конфедеративно-вотчинной модели региональной политики. В чем состояли внутренние региональные проблемы Владимирской конфедерации и Московского княжества?

2. Какую региональную политику проводила Москва в процессе "собирания земель"?

3. Как осуществлялся переход от удельной к уездной модели региональной политики в средневековой России?

4. Опишите развитие земского самоуправления в средневековой России? Какие ре­формы были проведены в этом направлении при Иване Грозном?

5. Каким образом Российское государство на разных этапах своей истории использо­вало принципы экспериментальных зон и адресного регионального управления?

6. Какие институты прямого администрирования в регионах существовали в России в XVI-XVI1 вв.?

7. Назовите институты военно-административного управления в российской истории XVII-XIX вв.

8. В чем состояла асимметрия российской региональной политики XVII—XIX вв.?

9. Какие подходы использовала Россия в отношениях со своими этническими перифе­риями?

10. В каких направлениях проходила реформа региональной политики при Петре I?

Контрольные вопросы

11. В чем состояло новое содержание реформы региональной политики при Екатерине II? В чем эта реформа повторяла и развивала региональную политику Петра I?

12. Назовите основные институты регионального управления и самоуправления в Рос­сии XVII-XIX вв.

13. Какова история городского самоуправления в России XVIII—XIX вв.?

14. Как развивалось губернское управление в России XVIII—XIX вв.?

15. Раскройте историю земского самоуправления в России второй половины XIX — на­чала XX вв.

16. Опишите процесс "колебаний маятника" в российской региональной политике XV- XIX вв.

17. Какие принципиальные изменения в региональной политике произошли после ре­волюций 1917 г.? Каковы исторические предпосылки этих изменений?

18. Как и почему происходили расколы прежнего имперского пространства после рево­люций 1917 г.?

19. Что такое советский (социалистический) федерализм?

20. Как возник и развивался институт национально-территориальной автономии в СССР и РСФСР?

21. Опишите историю национально-территориальных автономий в составе РСФСР.

22. Как экономическая политика СССР повлияла на его региональную политику?

23. Как менялось место РСФСР в системе советских социалистических республик в 1918-1991 гг.?

24. Какие признаки федеративного государства были характерны для СССР? Как про­водилось разграничение полномочий между центром и регионами? Как развивались региональное участие и региональное самоуправление?

25. Какие политические институты и каким образом способствовали консолидации советской территории? Как функционировала советская властная вертикаль?

26. Какие проблемы региональной политики характерны для России на всем протяже­нии ее истории? Что можно считать императивами российской региональной политики и ее '"вечными вопросами"?

 

5

глава





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.