Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Роль экономической региональной политики в политическом процессе




Важнейшим политическим ресурсом, которым обладают регионы, является их фи­нансово-экономическая база. Связанные с нею возможности позволяют региону более или менее эффективно отстаивать свои позиции на федеральном уровне. В об­ратной ситуации регионы могут оказаться в глубокой зависимости от центра. Феде­ральный центр, проводя экономическую региональную политику, обладает пре­красными возможностями для регулировки и "тонкой настройки" баланса отно­шений "центр — регионы". С помощью федеральных законов, действующих в экономической сфере, и правительственных решений федеральный центр может

6.6

Экономическая региональная политика как особая (рорма региональной политики

перераспределять ресурсную базу, усиливая собственные позиции или же позиции регионов.

Предпосылкой для экономической региональной политики является неравно­мерность экономического развития государственной территории, существенные социально-экономические различия между регионами [Бандман, 1996; Иванов, 1998]. В России отмечается значительная экономическая дифференциация (табл. 7, карта 5). Современное расслоение между регионами сложилось в процессе перехо­да к рыночным отношениям и реализации курса либеральных реформ. В регио­нальном разрезе отмечается усиление межрегиональных контрастов. В ситуации ослабления централизованного регулирования экономики выделились регионы-лидеры, в основном — производители экспортного сырья и продукции первичного передела (углеводороды и металлы). На первые позиции вышел ведущий политиче­ский и финансовый центр в лице Москвы. Аналогичное расслоение произошло внутри субъектов федерации, которые поделились на более благополучные адми­нистративные и индустриальные центры и неблагополучную периферию.

В этой ситуации обязательной задачей центра является рациональное пере­распределение средств между регионами (а внутри регионов — между городами и районами), позволяющее снизить диспропорции. В противном случае может про­изойти превышение допустимой амплитуды межрегиональных различий, что угро­жает политическому единству государства в связи с опасным совпадением социаль­ной и территориальной поляризации. Механизм перераспределения обычно рабо­тает таким образом, что часть средств подлежит централизации, а затем — распре­делению между регионами, которые нуждаются в поддержке.

Экономическая региональная политика в условиях государства с большой амплитудой социально-экономических контрастов имеет неоднозначный полити­ческий эффект. С одной стороны, она позволяет решать проблему чрезмерной тер­риториальной контрастности, имеющей огромное геополитическое значение. С дру­гой стороны, такая политика имеет ряд негативных эффектов, известных из миро­вой практики:

• "ловушка богатства" — недовольство богатых регионов, которые вынуж­дены "кормить" всю страну;

• внутренний колониализм, когда окраины, в частности сырьевые, богатые природными ресурсами, считают себя колониальным придатком центра (противо­речия проявляются в результате политики централизации финансов);

• региональный фаворитизм, когда федеральная поддержка зависит не столь­ко от экономических показателей, сколько от лоббистских возможностей, когда средства распределяются не только законами, но и нормативными актами прави­тельства или президента, а методики их распределения непрозрачны;

• региональная зависимость, когда бедные регионы не имеют возможно­стей для самостоятельного развития;

Глава 6 Региональная политика и баланс отношений "центр регионы "в современной России

• "выгода от бедности", когда наиболее зависимым от центра регионам может быть выгодна такая зависимость, поскольку крайняя бедность является га­рантией федеральной помощи.

6.6.2





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.