Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты размещения промышленности.




Сегодня гордостью экономико-географической характеристики Японии является ее промышленный комплекс. Мощная энергетика работает на привозной нефти и газе из стран Персидского залива и Индонезии, обеспечивая весь комплекс энергией. По объемам ее производства Япония в мировой экономике уверенно занимает первое место. Второй главной отраслью промышленности, после энергетики, идет металлургия. Из преимущественно импортного сырья, импортируемого из Австралии, государство Ниппон производит прокат, трубы разных диаметров, спецсталь, прокат меди, алюминия и легированные сплавы цинка и свинца. На собственной металлургической базе развивается машиностроение, особенно транспортное, электротехническое, станкостроительное и приборостроительное. Япония в мировой экономике занимает первое место по производству судов. За ними идет выпуск мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, ориентированных на экспорт. Промышленные роботы, офисная техника, оптическая аппаратура являются еще одними отраслями специализации Японии в мировой экономике. Кроме этого, страна цветущих сакур и каменных садов стоит на 2-м месте после США по производству синтетических смол, красителей, пластмасс, кислот и медикаментов – продукции химической промышленности. Традиционно развивается легкая промышленность – это изготовление шелка, шерстяных и хлопчатобумажных тканей. В 20-м столетии к ним прибавилось производство синтетических и высокотехнологических тканей.

В конце 50-х начале 60-х годов 20 века производственный потенциал страны, основу которого с довоенных лет составляла легкая промышленность, был переориентирован на тяжелую индустрию. Кроме того был взят курс на преимущественное развитие наукоемких производств при некотором сдерживание энергоемких и металлоемких отраслей. В 70-е годы 20 века опережающими темпами стали развиваться электроника, точное и сложное приборостроение, оптика, производство фотоаппаратов, медикаментов, научно-лабораторного оборудования. Основой энергетики Японии является импортная нефть (75% в топливно-энергетическом балансе). В Японии насчитывается свыше 1 тыс. электростанций. Правительственная программа предусматривает значительное увеличение этого числа. Основу электроэнергетики составляют крупные ТЭС размещенные вблизи больших городов. Но определенную роль играют и около 600 ГЭС. Все большую роль приобретает атомная энергетика. В стране работает 39 энергоблоков, еще около 12 находятся в стадии завершения. В ядерной энергетике главную роль играют монополии – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо». Поставка уранового сырья производится в основном из Африки. Черная металлургия в Японии относится к числу особо приоритетных производств. Лидер металлургии корпорация «Ниппон сэйтэцу», объединяющая более 500 компаний. Черная металлургия ориентируется на импортное сырье. Железная руда поступает из Индии, Австралии, ЮАР, Чили. Коксующийся уголь – США, Австралии, Канады. В последние десятилетия, в связи с развитием новейших отраслей в Японии повысился спрос на цветные и редкие металлы. Большинство медеплавильных заводов расположено вблизи рудников в северной части острова Хонсю и на острове Сикоку (руды бедные, транспортировать их невыгодно). Полиметаллические руды вместе с серными и медными колчеданами встречаются практически на всех крупных островах Японии. Тем не менее свинец приходится ввозить из Австралии, Канады и Мексики, как и алюминий. Интересно, что редкие элементы, необходимые в электронике и точном приборостроении – кадмий, селен, теллур, рений, индий, таллий, германий – получают путем утилизации отходов производства меди и полиметаллов, а также коксохимических производств. Машиностроение Японии одно из самых развитых в мире. Основные крупные центры машиностроения находятся в главных индустриальных районах страны (Токио – Иокогама, Нагоя, Осака – Кобе). Некоторые виды машиностроения возникли на северо-западе Кюсю, особенно в городе Нагасаки (судостроение). Вообще о развитие японской экономики после 2 мировой войны говорят как о «японском чуде». Механизм подобного чуда можно более подробно рассмотреть на примере японского автомобилестроения.
После первой мировой войны автомобилестроение в Японии в основном было занято копированием американских образцов и технологий. В середине 30-х годов 20 века в стране был принят закон, по которому все расположенные на территории Японии предприятия становились собственностью Японии. В результате американские компании были вынуждены свернуть свою деятельность в Японии. В результате автомобильная промышленность страны все больше отставала от мирового уровня. Разрыв в технологическом отношении резко увеличился в году войны, когда зарубежный опыт стал вообще недоступен. После поражения Японии во 2 мировой войне, в годы оккупации, развитие автомобильной промышленности было искусственно заторможено введением различного рода запретов и ограничений, в частности на выпуск продукции, со стороны оккупационных войск. И хотя в 1949 году они были сняты, а предприятия автомобильной промышленности изъяты из списка подлежащих демонтажу и вывозу по репарациям, тем не менее конец 40-х годов расценивается как период борьбы за выживание автомобильной промышленности Японии. К тому же немалый урон отрасли в это время наносил импорт иностранных автомобилей. Официально он до 1949 года был запрещен, но автомашины ввозились американцами. В определенной мере развитие национального автомобилестроения сдерживалось и тем, что в 40-х годах в руководстве Японии не было единого мнения о перспективах отрасли. Банк Японии и финансовые круги оценивали капиталовложения в автомобилестроение как малоперспективные. С подобным подходом были не согласны специалисты Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). Они считали, что эта отрасль должна стать «локомотивом промышленного развития». МВТП рекомендовало ограничить импорт автомобилей и сформировать собственную базу для подъема отрасли. 26 июня 1950 года началась война в Корее. Для обеспечения боевых действий США начали закупать в Японии сталь, автомобили, фармацевтическую продукцию, текстиль и многое другое. Японцы назвали это событие «благодатный дождь после засухи». Американские спецзаказы позволили автомобильным компаниям «Тойота», «Нисан», «Исудзу» выйти в число ведущих промышленных компаний страны. Большую роль в подъеме автомобильной промышленности сыграла «Программа восстановления американских автомобилей». Она действовала с 1945 года, когда после демобилизации армии США в Японию начали свозиться автомобили со всего Тихоокеанского театра военных действий. Правительство взяло под жесткий контроль развитие отрасли. Упрочив финансовое положение за счет заказов армии США, обновив оборудование, автомобильная промышленность Японии начала бурно развиваться. Первые попытки внедрится на автомобильные рынки развитых стран окончились провалом. Хотя цены на японские машины были невысокими, их качество значительно отставало от мировых стандартов. На государственном уровне была поставлена задача добиться повышения надежности японских изделий, исходя из того, что главным орудием в конкурентной борьбе в перспективе станет качество. Это оказалось делом далеко не простым, и успех к японскому автомобилестроению на внешних рынках пришел лишь в конце 60-х годов, когда была создана производственная система, обеспечивавшая оптимальные масштабы производства, невысокие издержки и, главное, отличное качество автомобилей за счет строгого контроля на каждом рабочем месте непосредственным исполнителем, имеющим к тому же высокую квалификацию. 70-е годы стали триумфальными для японских автомобильных компаний. Именно тогда заговорили о «японском» этапе в мировом автомобилестроении. «Нефтяной шок» 1973 года вызвал рост цен на бензин. В результате покупатели стали отдавать предпочтение малогабаритным, экономичным автомобилям, а над такими моделями долгие годы работали японские конструкторы в расчете на условия внутреннего рынка. В США покупатели месяцами были готовы ждать поставок японских автомобилей. Американские дилеры ехали в Японию, чтобы ускорить отгрузки. Уже в 1974 году Япония обошла по экспорту автомобилей Германию и с тех пор не уступает первого места в мире по этому показателю. В 1980 году Япония впервые преодолела 10-миллионный рубеж в выпуске автомобилей. Япония вышла на первое место в мире по производству автомобилей и удерживала его 15 лет. Сейчас производство автомобилей в самой Японии по ряду причин сократилось, в первую очередь из-за роста курса иены. США вновь вышли на первое место в мире по этому показателю. Но это не вызвало особого беспокойства у руководства японских компаний. Они давно, еще с середины 80-х годов, начали перенос производства за рубеж, в том числе и в США. Япония активно сотрудничает в глобальной «Программе развития автомобильной промышленности», в которой участвуют 7 держав с развитой автомобильной промышленностью (США, Япония, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция). На эти страны приходится 75% объема мирового производства автомобилей, 65% продаж новых автомобилей. Все участники программы едины во мнении, что жесткие торговые ограничения, протекционизм и изоляция рынков несовместимы с развитием мирового автомобилестроения. Японские компании исходят из того, что внутренний рынок должен наполняться местным производством, обеспечивая занятость, а коренные технологические секреты должны сохраняться внутри страны. Перенося производство за рубеж, они оставляют за собой изготовление наиболее важных узлов – двигателей, коробок передач. Развитие своего производства японские компании начали на всех уже сложившихся и потенциальных автомобильных рынках. Компании стремятся создать производственные базы непосредственно в США, Европе, Азии. Входящие в эти базы предприятия должны поставлять продукцию в свои регионы в соответствие с требованиями и спросом на местах. В первую очередь японские компании начали налаживать собственное производстве на емком американском рынке. Большое внимание японские компании уделяют созданию своей производственной базы в странах Азии, особенно в Китае, рынок автомобилей которого расценивается как весьма перспективный. Заглядывая в будущее большинство специалистов констатируют изменение баланса сил в мировом автомобилестроении и рекомендуют использовать по возможности японский опыт организации производства и управления. Японское автомобилестроение лидирует в мире по низким издержкам производства. По оценкам зарубежных специалистов, это лидерство заметно, например, на организации управления складскими запасами. Если бы «Дженерал моторз» смогла управлять своими запасами также эффективно, как «Тойота», то она смогла бы высвободить несколько миллиардов долларов, которые у нее заморожены на складах и в цехах в форме незавершенного производства, сырья и комплектующих. Работая по системе «поставки точно в срок», японские компании создают значительные резервы для борьбы в ценовой конкуренции на внешних рынках. В отличие от крупных американских компаний, которые пытались снизить издержки производства, наращивая число машин в серии, японские компании основную ставку начали делать на внедрение гибких производственных систем, которые позволяют на одном конвейере выпускать небольшие серии моделей, с учетом персональных запросов покупателей. По размерам производств многих видов химических товаров Япония стоит на 3 месте в мире (после США и ФРГ). Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-западе Японии. Наиболее значительны комбинаты в городах Киото, Хиросима, Ямагути. Легкая промышленность работает как на местном химическом волокне, так и на хлопке и шерсти из США, Австралии и ЮАР. В числе старинных национальных производств видное место занимает керамическое производство. В Японии свыше 170 месторождений каолина, около 35 тыс. предприятий по выпуску керамики. Деревообработка по количеству предприятий уступает лишь текстильной и пищевкусовой отраслям. В стране насчитывается до 30 тыс. лесопильных и фанерных заводов, кроме того существуют специализированные предприятия по выпуску тары, японской национальной обуви (гэта), зонтов, вееров, посуды, труб из бамбука и т.д. крупные лесопильные предприятия находятся в окрестностях больших городов – Нагои, Токио, Иокагамы, Осаки-Кобе, Хиросимы, Окаямы, на севере Кюсю и на юге Хоккайдо.

6.Основные черты размещения сельского хозяйства.
По своей структуре японское сельское хозяйство следует отнести к типу многоотраслевых. Основой его является земледелие, главным образом возделывание риса и других зерновых культур, технических культур и чая. Значимую роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство. В Японии к сельскому хозяйству относят также лесной промысел, рыболовство и морской промысел.Обрабатываемая площадь страны составляет 5,4 млн. га, а посевная превышает ее в силу того, что в ряде районов снимают по 2-3 урожая в год. Под зерновыми занято свыше половины посевной площади, около 25% под овощами, остальная занята кормовыми травами, техническими культурами и тутовым деревом. Господствующее положение в земледелии занимает рис. В то же время наблюдается снижение сборов пшеницы и ячменя (низкая доходность и конкуренция импортного). Овощеводство в основном развивается в пригородах. Как правило круглогодично в тепличном грунте. На Хоккайдо культивируют сахарную свеклу, на юге сахарный тростник. Выращивается также чай, цитрусовые, яблоки, груши, сливы, персики, хурму (эндемик Японии), виноград, каштаны, арбузы, дыни, в теплицах ананасы. На юго-западе Хонсю большие площади отведены под клубнику. Животноводство стало активно развиваться только после 2 мировой войны. Стадо крупного рогатого скота достигает 5 млн. голов (половина – молочные коровы). В южных районах развивается свиноводство (около 7 млн. голов). Центром животноводства является север страны – остров Хоккайдо, где создаются специальные фермы и кооперативы. Особенностью японского животноводства является то, что оно базируется на привозных кормах (много ввозится кукурузы). Собственное производство обеспечивает не более 1/3 кормов. Лесная площадь страны составляет около 25 млн. га. Исторически более половины лесов находятся в частном владении (в том числе бамбуковые насаждения). В основном лесовладельцами являются мелкие крестьяне, имеющие до 1 га. леса. В число крупных собственников лесов входят члены императорской фамилии, монастыри, храмы, владеющие наиболее высококачественными лесами. Рыболовство характеризуется засильем крупных компаний монопольного типа. К основным объектам лова относятся сельдь, треска, лососевые, камбала, тунец, палтус, акула, сайра, сардина и т. д. Добывают также морскую капусту и моллюсков. Рыболовный флот Японии насчитывает несколько сот тысяч судов (в основном мелких). Около 1/3 улова дают воды в районе Хоккайдо. Важным районом промысла является северо-восточное побережье Хонсю. Широкое распространение получила аквакультура: искусственное разведение рыб в лагунах, горных озёрах и на рисовых полях и разведение жемчужниц.
во многом уникальная страна, и практически во всех отраслях человеческой деятельности японский путь развития отличается от любого другого. Не является исключением и сельское хозяйство Японии. Несмотря на то, что природные условия в Японии не способствуют развитию этого вида деятельности, земледелие и скотоводство всегда были здесь достаточно развиты. На сегодняшний момент доля сельского хозяйства в ВВП Японии составляет 2%, что на общем фоне промышленно развитой державы выглядит более чем неплохо, особенно с учетом того, что соседствующие азиатские страны вполне способны обеспечить Японию дешевой сельхозпродукцией. Тем не менее, этого количества явно недостаточно, и Япония является одним из крупнейших импортеров продуктов питания в мире. То, каким образом развивается сельское хозяйство Японии, зависит в первую очередь от географических условий и исторических особенностей. Япония расположена на островах вулканического происхождения, и доля пахотных и пастбищных земель здесь очень мала. Площадь земель, используемых под сельскохозяйственные нужды, составляет не более 15 процентов от общей площади государства. Основной тип хозяйств – мелкие фермы, где все находится в частной собственности. Традиционными составляющими японской кухни являются рис и морепродукты, поэтому основная часть производителей сельхозпродукции занимается именно выращиванием риса – на его долю отводится свыше 80% производства. Животноводство развито слабо в связи с тем, что большую часть белковой пищи японцы получают с морепродуктами, поэтому пастбищные земли занимают незначительную часть от общей площади. Несмотря на то, что в последнее время рост потребления продуктов животноводства растет, количество хозяйств, занимающихся этим видом деятельности, сокращается, поскольку гораздо выгоднее покупать эту продукцию у соседей, например, в том же Китае. К тому же, корма для животноводства приходится импортировать из-за границы, и это тоже сказывается на его рентабельности.
Незначительную роль в экономико-географической характеристике Японии занимает сельское хозяйство, поэтому страна вынуждена импортировать подобную продукцию. Стопроцентно предки айнов обеспечивают себя лишь рисом, а вот чай, овощи, фрукты, сахароносы вынуждены завозить с ближайшего материка. По количеству прибыли и занятых в отрасли людей растительная отрасль все же лидирует над животноводством. Последнее отличается ориентацией на рыбоводство и отлов рыбы, по объемам и уровню потребления которой Япония в мировой экономике конкурентов пока не имеет.

7.Основные черты географии транспорта.
Транспорт – еще одна гордость экономико-географической характеристики Японии. Эта страна имеет наибольший по тоннажу флот на планете, если отбросить корабли, которые ходят под флагами и «липовой пропиской» к портам Либерии и Панамы. Именно морские перевозки осуществляют львиную долю импортно-экспортных операций страны. В центре страны распространены перевозки сенкансенами – скоростными поездами и автомобилями.
Япония отличается одной из самых развитых транспортных систем. В развитие данной системы правительство страны вкладывает очень много средств. В стране левостороннее движение. В стране несколько десятков железнодорожных компаний, которые конкурируют между собой. Практически все города соединяются посредством курсирующих по стране 250 высокоскоростных поездов. Движение по маршрутам происходит с высокой точностью. Ввиду этого железнодорожный транспорт в стране является главным средством перевозки жителей и гостей страны. Железнодорожный сервис осуществляется не только государственными, но и частными компаниями. Всего в стране насчитывается 23670 км железнодорожных линий. Все поезда в стране оборудованы автоматами с кофе, мягкими креслами. В поездах обязательно присутствует туалет, городской телефон. Табло с информацией представлено не только на японском, но и на английском языке.


Автомобильный транспорт в Японии
В Японии насчитывают 1 152 207 км автомобильных дорог. Количество скоростных магистралей – 6 114 км. Чуть менее 300 тысяч км не имеют специального покрытия. В стране предусмотрены высокоскоростные, платные и разделенные дороги. Количество автобусных перевозок в стране достаточно обширно. Причем данный вид транспорта имеет невысокие тарифы, и он предполагает обслуживание не только в дневное время, но и ночью. Но по сравнению с поездами, на поездку автобусом нужно иметь больше времени.

Воздушный транспорт Японии
Япония имеет большое количество аэропортов. Нарита, Тюбу, Кансай являются главными международными аэропортами страны. Основным внутренним центром является аэропорт Токио. All Nippon Airways и Japan Airlines являются основными авиаперевозчиками страны. Но есть еще масса пассажирских компаний, которые выполняют большое количество рейсов. Все внутренние рейсы в Японии строго регулируются правительством. Самым крупным компаниям выделяются несколько воздушных маршрутов. Стоимость перелета на самолете устанавливается правительством. Но в настоящее время авиакомпании сами могут устанавливать стоимость проезда. Если стоимость проезда будет очень высокой, то правительство может устанавливать свои расценки.

Водный транспорт в Японии
Водные маршруты Японии насчитывают 1770 км. У всех побережий можно увидеть морские японские суда. Статус важных морских портов имеют 22 города-порта: Хиросима, Кобе, Тиба, Химедзи, Токио и другие. Паромы связывают остров с его мелкими островами. Международные пассажирские маршруты запланированы во многие страны, в том числе в Южную Корею, Россию, Китай, Тайвань. За счет строительства мостов в прибрежных зонах количество прибрежных паромов сократилось.
В пределах города можно воспользоваться службой такси. Но здесь есть своя особенность. Если у машины горит зеленый огонек, то это значит, что она занята. Ну а красный цвет означает, что машина свободна. Если же машина движется по телефонному вызову, то у нее горит желтый цвет. В том случае, если пассажир потеряет в такси любую личную вещь, он может получить за нее 100% компенсацию.

 

8.Главные экономические районы.
Канто - ведущий экономический район Японии, расположен на крупнейшей в стране равнине. Его площадь составляет около 10% от территории страны, но здесь проживает 1/3 ее населения и производится более 35% национального дохода. Особенности размещения населения в Канто определяются наличием крупнейшей городской агломерации Кейхин, в которой сосредоточен мощный производственный, управленческий, культурный, научный потенциал. Канто отличается многоотраслевой структурой экономики, при этом выделяясь повышенной долей машиностроения, особенно наукоемкого (радиоэлектроника, приборостроение, авиаракетно-космическая промышленность), а также отраслей, ориентирующихся на крупный рынок столичного региона (легкая, пищевая, полиграфическая). На базе университета города Уцуномия развивается технополис, где ведутся исследования в области производства средств автоматизации предприятий, новых материалов, тонкой керамики.
Велико значение Канто как фокуса всей транспортной системы Японии, где сходятся крупные магистрали, связывающие столицу с приморскими и внутренними районами. Канто выделяется столичными функциями Токио, здесь расположена основная часть государственных административно-управленческих учреждений, штаб-квартиры крупнейших промышленных, торговых компаний и банков не только Японии, но и других стран. В Токио действует одна из крупнейших в мире финансовых бирж.
Кинки - расположен на юго-западе о-ва Хонсю. В его пределах проживает около 16% населения страны. По значению в экономике, Кинки - второй район в стране. Он сочетает в себе черты историко-культурного ядра "старой" Японии и крупного промышленного региона. Здесь располагаются предприятия как традиционных (текстильной, деревообрабатывающей, судостроительной), так и самых передовых отраслей (радиоэлектроника, нефтехимия). В Химедзи на базе технологического института функционирует технополис, экономический профиль которого составляют оптоэлектроника, производство микросхем для ЭВМ, биотехнология. Крупнейший экономический центр района - Осака, вокруг которой сложилась городская агломерация Хансин. В нее входят также города Кобе, Амагасаки, Химедзи, Сакаи. Своеобразен город Киото - единственный из городов-миллионеров страны, расположенный вне морского побережья. Киото, бывший долгое время резиденцией японских императоров, политическим, культурным и религиозным центром страны, ныне привлекает большое число туристов и паломников. В год Киото посещают до 40 млн. туристов.
Токай расположился в центральной части о-ва Хонсю на тихоокеанском побережье между Канто и Кинки. В его экономике ведущее место занимает обрабатывающая промышленность, среди отраслей особенно выделяются автомобилестроение, нефтехимия, текстильная и целлюлозно-бумажная. Действует технополис Хамамацу, здесь получили развитие оптика, производство визуальных информационных систем. Большая часть производственного потенциала и населения сконцентрированы вокруг города Нагоя. Токай сохраняет значение важного сельскохозяйственного района, выделяясь производством чая и цитрусовых. Хорошо развит транспорт, в транспортной системе страны он выделяется развитием морского, здесь функционируют порты - Нагоя, Йоккаити, Симидзу.
Кюсю занимает одноименный остров в южной части страны и отличается неравномерностью развития северной и южной частей. Северный Кюсю - самый старый промышленный район Японии, где сложилась угледобыча, черная металлургия, тяжелое промышленное машиностроение, производство цемента, судостроение. Одновременно Северный Кюсю остается важной житницей, производя рис (второе место в стране), пшеницу, ячмень, фрукты. В южной части острова до недавнего времени развивалось лишь сельское хозяйство и местная промышленность. Однако в последние два десятилетия здесь активно развиваются самые передовые производства: радиоэлектроника, биотехнология, тонкая химия. Для их ускоренного развития на территории района сформированы 6 технополисов: Северная Оита, Миядзаки, Кокубу-Хаято, Кумамото, Сасебо, Куруме- Тосу.
Они известны исследованиями и разработками в области электронного машиностроения. Здесь же находятся 2 национальных космических центра. Недаром, Кюсю принято ныне называть "силиконовым" островом. Крупнейшие экономические центры Кюсю - Китакюсю, Фукуока, Кагосима.
Тюгоку занимает юго-западную часть Хонсю и прилегающие острова. Горным хребтом территория района делится на две области, имеющие исторические названия Санъё и Санъин. Более развитой всегда была южная, Санъё, расположенная на побережье Внутреннего моря. Выгодное экономико-географическое положение области способствовало появлению здесь после второй мировой войны множества промышленных предприятий. И ныне Тюгоку выделяется самой высокой в стране долей материалоемких и энергоемких производств - черной металлургии, нефтепереработки, химической промышленности. Развиваются также судо- и автомобилестроение. Характерной чертой является отсутствие в районе явно выраженного центра, а также определенная специализация крупных промышленных узлов: в Хиросиме преимущественно развито машиностроение, в Курасики - нефтепереработка и химия, в Фукуяме - черная металлургия. На юге Тюгоку (Убе, Токуяма) сформировался один из самых мощных в Японии комплексов химической промышленности. Несмотря на индустриальный характер развития, Санъё является важным районом туризма. Перспективы развития района связывают с тремя технополисами - Окаяма, Хиросима, Ямагути. В первых двух развивается электроника, а в Ямагути - выпуск новых материалов, программное обеспечение ЭВМ и освоение ресурсов океана.
Хокурику занимает центральную часть западного побережья Хонсю и некоторые внутренние горные районы этого острова. Факторами, тормозящими его развитие, являются преобладающий горный рельеф, заболоченные низменные побережья, отсутствие удобных бухт для портового строительства. Пока по развитию обрабатывающей промышленности Хокурику уступает ведущим экономическим районам. В основном здесь получили развитие базовые отрасли, особенно цветная металлургия и металлообработка. Район выделяется развитием нефтедобывающей промышленности (75 % добычи ее в стране). На территории Хокурику развивается технополис Тояма (специализация - биотехнология, фармацевтическая промышленность). Важнейший экономический центр района - Ниигата.
Тохоку расположен в северо-восточной части острова Хонсю. В масштабах страны выделяется развитием добывающих отраслей. Он дает 25% национальной добычи нефти, почти 70% железной руды, около 60% серебра, 1/2 свинца, 1/4 золота. Для ускорения развития северо-востока страны в Тохоку развиваются 3 технополиса: Аомори (получение и переработка сельскохозяйственной продукции с использованием биотехнологии), Акита (производство полупроводников и новых материалов) и Нагаока (производство "умных" станков и гибких производственных систем - ГПС). Кроме добывающей промышленности в районе развивается сельское хозяйство (рис, скотоводство), рыболовство, лесозаготовки. Главный экономический центр Тохоку - Сендай.
Хоккайдо по структуре хозяйства напоминает Тохоку. По сравнению с другими районами в структуре экономики Хоккайдо значительную долю составляют сельское, лесное хозяйство, рыболовство и добывающая промышленность. В районе сосредоточено почти 1/4 общего поголовья крупного рогатого скота. Здесь добывается 1/2 национального производства угля, 60% марганцевой руды, 25% золота. Интенсивно развивается целлюлозно-бумажная промышленность. В целях содействия промышленному развитию на Хоккайдо развивается технополис Хакодате (электроника, биотехнология, освоение ресурсов океана). Главный город района - Саппоро. Сикоку - четвертый по величине остров Японского архипелага, образует самостоятельный экономический район. Отличается неравномерным экономическим развитием. Более развита северная часть района, где сосредоточены предприятия машиностроения и химической промышленности. Однако в целом промышленный облик района формируют пищевая, целлюлозно-бумажная и текстильная отрасли. Развито
субтропическое земледелие, в год снимают 2-3 урожая. Важнейшие города - Мацуяма и Такамацу.
Район Окинава образован островами архипелага Рюкю. Относится к числу наименее развитых территорий. Слабое хозяйственное развитие объясняется помимо причин природно-географического и социально-экономического характера, длительной оккупацией его территории США (1945-1972 гг.). Пока наиболее развитыми направлениями в экономике района остаются тропическое земледелие и обслуживание военно-морских баз США, которые занимают 12% территории Окинавы.
В целом по особенностям экономического развития выделенные районы можно сгруппировать следующим образом:
. Высокоразвитые многофункциональные районы центральной Японии - Канто, Кинки, Токай. Они занимают лишь около 1/3 территории страны, но в их пределах концентрируется основной демографический (около 70% населения), научный, экономический (производится 70% национального дохода и % промышленной продукции) потенциал страны. Здесь расположена основная часть Тихоокеанского промышленного пояса. В структуре экономики высок удельный вес сферы услуг (торговля, кредитно- финансовая деятельность, транспорт, связь) и обрабатывающей промышленности. Районы имеют мощную энергетическую базу, здесь расположены крупнейшие в стране ТЭС, а также атомные электростанции; в Токай расположены каскады ГЭС. Из отраслей промышленности выделяются: электронное и транспортное машиностроение (производство автомобилей и морских судов), станкостроение, черная металлургия, нефтехимическое производство.
Меньшее значение в экономике имеет сельское хозяйство, здесь выращивают рис, овощи, виноград, цитрусовые. Наличие многочисленных памятников истории, культуры, архитектуры и бережно сохраняемой природы привлекают туристов, как из Японии, так и из-за рубежа. В центральных районах расположены крупнейшие транспортные центры страны.
. Индустриально-аграрные районы западной и юго-западной Японии. Расположенные в исторически наиболее древней области японской цивилизации Тюгоку, Хокурику, Кюсю, Сикоку, Окинава, в совокупности занимают ХА территории и сосредоточивают 1/5 часть населения Японии. В хозяйстве районов сочетаются отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности. В юго-западной части Японии добывают каменный уголь, хромитовые, молибденовые, вольфрамовые, полиметаллические, урановые руды, ведется активная добыча рыбы и морепродуктов, развиваются хозяйства марикультуры. Среди обрабатывающих отраслей выделяются материалоемкие и энергоемкие производства - цветная и черная металлургия, нефтехимия, судостроение, цементная, а также современные наукоемкие - станкостроение, производство интегральных схем и тонкой керамики. Для Окинавы основным направлением хозяйственной деятельности остается обслуживание размещенных здесь американских войск. Сельское хозяйство субтропического юго-запада специализируется на производстве риса, батата, ранних овощей, мандаринов.
. Индустриально-аграрные северные районы относительно более позднего освоения - Хоккайдо и Тохоку занимают 40% территории страны. Районы слабо заселены: здесь проживает около 13% населения Японии. Индустриализация этой части Японии началась в 1950-60-е гг. Об относительно низком уровне развития Хоккайдо и Тохоку свидетельствует их участие в экономике страны - около 10% национального дохода. Север страны относительно богат природными ресурсами: лес, биологические ресурсы моря, каменный уголь, нефть, железные, золотые, полиметаллические руды. С ресурсной базой связано развитие многих отраслей промышленности - деревообрабатывающей, целлюлозно- бумажной, рыбной, химической. На сельскохозяйственных землях выращивают пшеницу, ячмень, лен, кукурузу, рис, сахарную свеклу; разводят крупный рогатый скот.

9.Роль и география внешних экономических связей.
Япония вынуждена импортировать топливо и руды всех металлов, продовольствие и корма для животных. Однако, суммы, затраченные на импорт, в сотни раз меньше того, что получает Ниппон от своего экспорта. Япония продает по всему миру автомобили, суда, офисную и бытовую технику, станки и множество других высокотехнологичных товаров. Япония также внедряет высокие технологии и инвестирует капиталы в промышленный сектор соседних стран – азиатских тигров. Поэтому Япония имеет позитивное торговое сальдо и имидж одной из самых экономически развитых стран мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...