Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия - социальный институт семьи

Социологические понятия - «брак» и «семья»

Семья, как группа - члены объединены кровнородственными или супружескими связями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Брак - социально-регулируемые отношения между полами, которые санкционируются обществом. Признание и санкционирование брака связано с социальной формой: племенная форма, церковный брак, гражданская регистрация.

Основные классификации

· по структуре властных отношений (патриархальные, матриархальные, эгалитарные).

· по количеству детей (бездетные, мало-, средне-, многодетные семьи)

· по практике наследования (патрилинеальные, матрилинеальные, билинеальные)

· по месту проживания (патрилокальные, матрилокальные, неолокальные)

· по структуре семьи - нуклеарные и расширенные семьи.

Патриархальная семья - устоявшийся феномен с момента сотворения ее Создателем (Ветхий Завет).

Матриархальная семья - «Ористея» Эсхила – борьба материнского и отцовского права, в итоге проигрывает материнское.

Эгалитарная семья -равноправие и совместные принятия решений.

Семья как социальная система. Основные функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, коммуникативная.

К ультурное структурирование семьи

В каждом обществе культура определяет правила, на которых строятся семейные отношения- нормы в отношении выбора партнеров, к исполнению ролей жена/муж/родитель/ребенок (численность партнеров по браку, разделение труда, распределение полномочий, внебрачные сексуальные отношения), и, наконец, нормы, регулирующие отношения с родственниками.

Роли мужа и жены предписаны обществом и отношения определяются взаимными ожиданиями того, что считается подобающим поведением в рамках конкретной культуры. Каждый играет свою роль в системе предписанных ограничений.

Нет универсальных норм и правил, определяющих бытие семьи. Структура, ценности, роли культурно специфичны.

Культура выступает важной переменной, влияющей на возникновение и трансформацию семейной жизни. Представления о семье часто связаны с религиозными верованиями, которые могут определять эти представления и сопротивляться любым переменам.

Социология рассматривает религию как зависимую переменную и влияние социальных трансформаций на изменение религиозных установок в отношении семьи. Обществу трудно совмещать принципиальные разногласия между религиозными предписаниями и практикой. Давление религиозных организаций отражается на законодательстве (особенно в части, которая регулирует разводы).

Например, моногамия на западе сложилось, прежде всего, под влиянием религии. Задолго до эпохи христианства греческая и римская религии оказали сильное влияние в пользу пожизненного единобрачия. Благосостояние духов усопших предков зависело от проявленной к ним заботы со стороны потомков. Почитание предков и забота о них легли в основу семейного культа, но они могли проистекать только от сыновей, рожденных в освященных религией браках. Внебрачные половые отношения жен наказывались.

Cтабильность семьи проистекает из правовых рамок и моральных ограничений, и любое их ослабление (например либерализация законов о разводе) приводит к осложнению семейных связей и способствует распаду семьи.

Общие системы юридических и социальных связей дают значительнее расхождения в структуре брака и семейной жизни. Одни правила направляю мужей и жен к ведению совместной деятельности, совместным принятиям решений, другие наоборот ограничивают совместную зону только местом проживания или отдыха, когда каждый ведет самостоятельную социальную жизнь и например жена, получает от мужа ежемесячную зарплату на ведение хозяйства.

Одно из объяснений -различия в традициях семейной жизни. Мужчины и женщины воспроизводят конкретные способы исполнения семейных ролей через воспитание и транслируют их на свои семейные отношения следующим поколениям. Они соответствуют субкультурам своего места проживания, принятым нормам или правилам семейного поведения (мужчина должен быть главным), ценностям соотносимым с аспектами жизни в браке (супружеское общение- одно из самых приятных в семейной жизни), различным преставлениям о браке и отношениях полов (мужчины по природе полигамны).

Субкультура закрепляет одни модели и запрещает другие. Там где принято мужчинам проводить вечера вне дома, мужу будет трудно остаться домоседом. Раз установившаяся поведенческая модель противится изменениям.

Современный мир - универсальная тенденции трансформации патриархальной семьи в супружескую, сдвиг в сторону более равноправных отношений.

Кейс-стади: Семья и культура. Базовые культурные ориентации и нормативное пространство семьи в Китае.

Особый характер культурной традиции- достижение гармонии внутренней природы человека через его включение в общий космогонический цикл. Понятия мужского и женского рассматриваются не как результат половой дифференциации, а как продукт соединения высших сакральных сил.

Маскулинность - фемининность в данном контексте являются аспектами противоположных, но взаимно дополняющих начал (Янь и Инь).

Традиционная китайская семья- отключена от решения проблем мужское- женское во взаимоотношениях между полами. В семье - социализация членов, которым прививалось категория долга, почтительности к старшим. В ее основе - не отношения меду мужчиной и женщиной, а отношения поколений - проявление асексуальности китайской семьи.

Принципы, на которых строилась система родства - родословная, поколения, пол, главенствование - рассматривали взаимоотношения, как продолжение отношений отец-сын, то есть, с одой стороны, основывались на управлении, а с другой, на чисто этическом уважении и подчинении. Отношения жены-мужа репродуцировали эту связь, жена становилась не столько спутницей мужа, сколько членом большой семьи. Свадьба ритуально оформляла то, что родители брали приемную дочь, а не то, что сын вял себе жену.

Брачный союз заключался ради прагматических целей, первой из которых являлась патрилинейное продолжение семейной традиции. Вторая цель проявлялась в мужской центровке, когда за основу союза брали понятие долга и благодарности – воздаяния женщины мужу и приемным родителям. Третья цель брака - предусматривала мораль двух стандартов. Если для вдовца повторная женитьбы была нормальной, то для вдовы- бесчестие. Положение женщины в китайской семье, основанное на реализации понятия долга создавало стрессовую ситуацию, ведущую к возникновению иных союзов между полами. Целью таких союзов, которые не редко заключались между людьми одного пола, была реализация непосредственных сексуальных отношений, которые могли приобретать сакральный статус.

Урбанизация и семья

В ходе миграции населения из сельской местности в города существенно изменился характер социальных связей и отношений, в который включен человек. Углублялся разрыв поколений, что приводит к нарушениям в деятельности механизма вертикальной культурной трансмиссии. Человек лишился социальной поддержки –одного из основных механизмов преодоления стрессов.

Тенденция распада традиционной семьи- в города мигрируют молодые люди, не приспособленные к городской жизни, требующей резкой адаптации. Они могут сохранять связи со своими сельскими родственниками, но влияние главы патриархального клана постепенно сходит на нет, и не заменяется новыми субъектами и формами контроля за действиям молодого человека. Соответственно возникает угроза потерь ранее накопленных моральных ценностей и деформации старого образа поведения.

После переезда молодых людей в города, в сельских районах остаются женщины и старики. Разрыв семейных уз отрицательно сказывается на возможностях внутригрупповой защиты и поддержки. Рождаемость и качество жизни падают.

Урбанизация сопровождается принципиальными трансформациями института семьи: традиционная семья уступает место городской.

50-60 лет назад в России преобладали патриархальные отношения, многодетные, сложные по составу семьи. Сейчас 3\4 всех семей - городские. Сельские семьи тоже приблизились к городским (стало меньше детей). Изменился размер и состав семьи. Проще отношение к заключению и расторжению брака, появлению детей, возросло многообразие форм семейной жизни и жизненного устройства, меняются представления о семейных ролях и морали.

Традиционное доиндустриальное общество - семья представляла собой самостоятельный организм, выступающий одновременно и хозяйствующим субъектом и основным институтом социализации молодых поколений, и общностью, обеспечивающей социальную поддержку индивиду, действующую как механизм адаптации к стрессовым ситуациям. В современном мире семь утратила большую часть этих функций.

Важнейшее социально-психологическое последствие модернизации -переориентация индивида с внутрисемейных на внесемейные связи. Семья сохранила позиции только в сфере обеспечения социальной поддержки личности. Три основные трансформации:

· нуклеаризация семьи, сокращение числа детей. Ослабевает значение родстенных связей.

· Изменяется значение внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиция, обычай): традиционные ценности расширенной семьи стали менее значимыми по сравнению с нормами поведения, выработанными членами семьи в ходе совместной жизни.

· Эгалитаризация семьи, внутрисемейных отношений от взаимодополняемости к взаимозаменяемости, перераспределение власти и обязанностей.

 

Последствия разные. Семейные сети как фактор социально-психологической поддержки и экономической помощи в современной России. Тема социальных сетей в России играет роль стабилизирующего фактора и в экономической жизни, что частично компенсирует кризис государственных социальных институтов.

Женские сети более эффектны по частоте контактов (но не по эффективности), женщины чаще получают помощь от родственников, и особо то матерей. Отношения с матерью для многих на всю жизнь остается важнейшим эмоциональным и материальными ресурсом. Помощь оказывается при первом трудоустройстве, потом с детьми, материальные трансферы. Материнская помощь- особый элемент социальной сети. Доминирование в России если недетоцентричной семьи, то во всяком случае детоцентричной женской судьбы. Если родители живут вместе, то помощь может пониматься как обобщенно родительская, но чаще мать выходит на первое место, потому что ее помощи разнообразнее -деньги и труд. Помощь выросшим детям придает смысл жизни женщин старших возрастов, являясь основным источником позитивного утверждения и их идентичности.

От отцов чаще всего помощь при трудоустройстве. И дело не в материнской самоотверженности, а в том, что в большинстве семей материальными ресурсами занимаются женщины. В советский период большинство семей было матрилокальными и это поддерживало тесный паттерн связей прежде всего дочерей с матерями.

Различается качественный состав мужских и женских сетей. Мужчины в полтора раза чаще получают помощь от коллег, чем от родственников. Женщины от тех и других. Женщины более мужчин погружены в мир родственных связей, а для мужчин более характерна корпоративность как основа поддержки личных отношений. Мужские сети более профессионализированы и специализированы, более эффективны как трудовые стратегии. Это отражает большую роль сфер работы и профессии в мужских мирах, когда даже неформальные отношения сохраняют профессиональную окраску, и таким образом личная и трудовая части их жизни взаимодополняют и поддерживают друг друга.

Возраст- значимый фактор для характера социальных сетей. Только в младшей возрастной когорте (18-25лет) объем мужской помощи превышает объем женской (от отцов), в остальных возрастных группах объем женской помощи больше.

Для молодежи сетевой ресурс изначально определяется возможностями родительских семей, что естественно. Затем по мере взросления происходит дифференциация: у ориентированных на стабильность она надолго остается такой же с преимущественной ролью родственных контактов; у тех кто склонен к риску и стремится к ранец вертикальной или горизонтальной карьере, быстро нарастают свои сети- у юношей и девушек одинаково.

Взаимосвязь работы и семьи четко видна по исследованиям экстремальных профессий, которые предъявляют жесткие требования человеку.

Англичане- шахтеры и экспедиционный рыбный промысел. Опасная работа, связанная с высоким уровнем травматизма, требует тесного взаимодействие на работе, когда ошибка одного чревата смертью для остальных. Мужчин она привлекает - хорошо оплачивается и считалась работой для настоящих мужчин. Но они одновременно ненавидели многие ее аспекты - забвение в алкоголе во время походов по клубам. Ожидает что трудности компенсируются в семье, жена будет кормить и ублажать его, практически ничего не требуя в замен. Отношение к прислуге.

В некоторой степени отношение к работе зависит от того, какую роль играет семья в его жизни. Можно было предположить, что тем меньше сосредоточен на работе, тем большую роль будет играть семья в его жизни, и рассматривать жену как спутницу жизни. Но это непонятно.

Профессия мужчины определяет его положение на рынке (доход, безопасность, карьерные возможности) и это влияет на отношение между мужьями и женами. Мужья, стоящие выше на профессиональной лестнице, располагают большими ресурсами для своих семей.

Процесс ролевых торгов - та степень контроля которую семь может осуществлять по отношению к своим членам, зависит частично от из способности к ведению торга, то есть к размеру благ и преимуществ, предлагаемых каждым членом другим.

Семья рабочего имеет немного ресурсов для управления своими членами. В отличии от сельскохозяйственного сообщества когда сыновья экономически зависят от отцов, промышленное общество предложило сыновьям экономическую независимость и шанс улучшить материальное положение. Отцы из высших классов предлагают своим сыновьям экономические преимущества и социальное положение, врядли сыновья смогут получить это вне семьи. Это ресурс влияния на сыновей.

Отсюда вывод (достаточно парадоксальный)- наиболее успешными в индустриальной и урбанизированной системе становятся не супружеские семьи, которые отвечают новым условиям, а семьи, структура которых включает в себя несколько поколений.

Экономическое положение женщины заметно улучшилось к к.20в. Работающие женщины изменили распределение труда внутри семьи- больше возможности для ведения торга внутри семьи (так же как и юное поколение) и это внесло свой вклад в снижение власти мужей над женами и родителей над детьми.

Женщины работают в основном, чтобы поднять уровень жизни своих семей (меньшинство ради мотивации, связанной с профессиональной деятельностью).

Рост ориентированных на дом семей.

Поддерживающая функция семьи -в доиндустриальном обществе производство часто организовано на семейной основе. Индустриализация отделила производство от домашнего хозяйства, но семья осталась основной единицей потребления (жилье, пища, досуг). Семья давала не только физическую поддержку и убежище своим членам, заботилась о них во время болезни и в старости. Семья утратила функцию производственного коллектива, но усилила другие. Важно-взаимное общение, помощь, удобство, которое каждый имеет от партнера. На индивидуальном уровне семья очень важна как регулятор стрессов.

Функция социализации

Человеческая личность - пластична. Из биологического материала может получится широкий спектр типов. В процессе социализации мы учимся играть роли.

В различных обществах нормы мужского и женского поведения различны. Есть общества в которых социальные роли полностью противоположны нашим. Мужчины сидят, праздно сплетничая и интригуя, украшая волосы цветами и гадая какая женщина посмотрит в их сторону, а женщины работают, контролируют семейный кошелек. Какие бы не были нормы люди вырастая думают, что то к чему они привыкли, и есть человеческая прирола.с.244.

Устойчивость гендерных стереотипов - жена хранительница очага, муж- добытчик. Что касается детей, мать занимается заботой о режиме, сне, гигиене, питании; отец- организацией досуга с детьми. Российское общество продолжает оставаться патриархальным, при этом мужчины оказываются «забытой половиной человечества», т.к. их проблемы мало разрабатываются социологами (если об ущемлении прав женщин при распределении внутрисемейных ролей принято говорить, то о дискриминации мужчин нет, хотя у них фактически отсутствует свобода при определении приоритетных видов деятельности; общество говорит том что для него приоритетны экономические функции, мало кто поймет если мужчина поставил на первое место домашнее хозяйство и воспитание детей, хотя если женщина заявит о своем желании делать карьеру вызовет одобрение).

Неравенство мужчин и женщин в социальных сферах (самых разных). Недоучет трудового вклада женщин в общественно-экономическое развитие страны. Фактическая дискриминация женщин в сфере домашнего труда. Домашний труд женщины по воспроизводству человека и обслуживанию семьи не оплачивается и не учитывается при расчетах ВНП, другая проблема- женщины как неполноценные или второстепенные работники на рынке труда.

У женщин суммарная трудовая активность в течении дня в два раза больше чем у мужчин, что и является главным препятствием для равного с мужчинами участия в сфере общественного труда.

Конечно, ролевые отношения зависят от уровня жизни семьи. Финансовое лидерство мужчина возвращает все к классической схеме.

Тезис Г.Беккера - семья максимизирует единую функцию материального благосостояния, и для ее благополучия не важно, кто обеспечивает доходы. Социальные нормы закрепляют биологическую обусловленность разделения внутрисемейных ролей. Т. Парсонс - семейное благополучие основывается на том, что мужчина как инструментальный лидер обеспечивает семье доход, а женщина, как экспрессивный, лидер налаживает внутрисемейные взаимодействия.

В условиях городского окружения все реже сохраняется семья из трех уровней- патриархальная семья, которая ранее была основной производительной единицей общества (чем больше детей, тем большая производительность). В городском, индустриальном окружении эта зависимость резко ослабляется. Многие функции семьи (уход за детьми, образование, медицина, воспитание и т.д.) выполняются иными социальными институтами.

Россия - социальный институт семьи

С начала 19в. стал распадаться патриархальный институт семьи, как доминантный. Послереволюционная насильственная индустриализация страны, форсированная урбанизация населения были дополнены истреблением наиболее производительных семей патриархального типа в сельском хозяйстве (кулаки), лишением семей экономической основы в виде частной собственности. Атеизм как государственная идеология лишила институт брака его религиозной составляющей. Утверждение приоритета общественного над личным, государства над гражданином, официальной идеологии над общечеловеческими, моральными, этическими, религиозными ценностями во многом извратил содержание первичной социализации индивида в рамках семьи.

Сейчас тоже изменения - возрастает уровень социальной мобильности, конкретные члены семьи постоянно перемещаются, где открываются возможности для карьерного роста, обязательства по отношению к семье уступают место императиву мобильности как залогу достижения материального благополучия и успеха. Семейные узы ослабевают или распадаются.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...