Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место произведения в творчестве писателя.




Введение

Объектом моей работы является пьеса Б. Шоу «Пигмалион» - одна из самых известных пьес выдающегося английского драматурга.

Цель работы заключается в том, чтобы показать художественные особенности пьесы Б. Шоу «Пигмалион» путем проведения литературоведческого анализа.

Данная цель предопределила постановку следующих задач:

1) Изучить литературу по тематике работы

2) Определить места произведения в творчестве автора; соотнести с биографическими сведениями об авторе

3) Выяснить литературный род и жанр произведения

4) Определить тему, проблему и идею произведения

5) Определить композицию произведения

6) Определить систему образов произведения.

 

Актуальность проблематики данной работы можно отнести к разряду вечных, ведь пока есть люди их взаимоотношения всегда будут сложными и многообразными. Динамика событий разворачивается стремительно.

 

 

Время и обстоятельства написания текста.

 

Комедия Б. Шоу «Пигмалион» написана в 1912-1913 гг.

Рубеж ХIХ-ХХ веков был периодом активизации женского движения. Его называют «женским», но фактически оно объединяло в своих рядах людей обоих полов в борьбе за равноправие женщин. И в Европе и в Америке женщины не имели политических, а также многих других гражданских и экономических прав. На рынке труда им были открыты лишь очень малые возможности (швея, гувернантка, кухарка и т.п.). Наемный труд был уделом женщин из низших слоев и нередко считался унизительным или временной необходимостью (до замужества). При этом женщины-работницы подвергались еще более жестокой экономической эксплуатации, чем мужчины (не говоря уже о сексуальных домогательствах и насилии). Вопрос о равной плате за равный труд сохранял актуальность затем в течение всего ХХ в. (не утратил он, надо сказать, актуальности и поныне, как, впрочем, и вопрос о недопустимости сексуальных домогательств).

Постепенно женское движение стало важным явлением общественной жизни и превратилось в реальную, хотя весьма аморфную и разноголосую, политическую силу, а дискуссия по женскому вопросу выдвинулась на авансцену во всех слоях западного общества. Спорили о том, каково же место женщин в обществе, чем они должны заниматься, какова сфера их бытия. Ведь колоссальные социально-экономические сдвиги, произошедшие в результате промышленной революции середины XIX в., привели к изменению всех форм общественной и частной жизни. Женщин эти перемены коснулись, пожалуй, более всего: неуклонно росла доля женщин и их роль на рынке труда, сильнее становилось стремление женщин получить высшее образование, женщины все более становились фигурами публичной жизни. Перед женщинами встал вопрос о том, какова вообще должна теперь быть их жизнь. Речь шла о вещах основополагающих, ранее никогда не подвергавшихся столь явному сомнению: выходить ли замуж, создавать ли семью, ограничивать ли себя домашней жизнью или иметь профессию и самим зарабатывать деньги, делая собственную 2 профессиональную карьеру. По мере движения к современному промышленному обществу ограниченность того круга жизни, который предписывался женщинам, становилась все более очевидной.

В этот период времени происходил и весьма существенный сдвиг в определении задач и целей женского движения, расстановки многих акцентов. Были сформулированы идеи современного феминизма, хотя сам термин появился несколько позже, – в 1910-е годы. Он стал использоваться для характеристики нового подхода к женскому движению: феминизм ставил задачу уничтожить сложившуюся гендерную общественную иерархию, вскрыть социальную природу распределения ролей по половому признаку (не объяснимую исключительно очевидными различиями в биологической природе), мобилизовать активность женщин как особой социальной группы, объединенной общими целями и задачами. Феминизм стал смыкаться с различными политическими движениями: анархистами, социалистами.

 

 

Место произведения в творчестве писателя.

Родился Бернард Шоу в 1856 году в Дублине. Мятежный характер юноши восставал против мертвой и сухой системы школьной учебы. По его словам, он "убежал из классической школы" именно тогда, когда ему "угрожали занятия с Гомером". В 1871 году пятнадцатилетний Шоу начинает работать клерком. В 1876 году он переезжает в Англию. Но именно Ирландия, где все социальные, национальные и религиозные противоречия эпохи сказывались особенно остро, сформировала характер Шоу - одновременно бурный и насмешливо спокойный, такой, который совмещал жажду справедливости и язвительный скептицизм.

В конце 70-х лет Бернард Шоу окончательно избирает путь профессионального литератора. Сначала он создает романы, которые интересны в первую очередь с точки зрения формирования драматургического метода Шоу. Сжатые описания ситуации, которая напоминает сценическую ремарку, яркий, часто насыщенный парадоксами диалог, - все это предвещает в романисте будущего драматурга.

В 80-ые годы Бернард Шоу работает литературным рецензентом, театральным обозревателем и музыкальным критиком, в нескольких газете и журналах. Блестящие и оригинальные за изложением мысли и парадоксальные по форме статьи, подписанные буквой G.b.s., привлекают внимание публики.

Именно в это время сформировались и социальные взгляды Б. Шоу. В 80-ые годы он активно участвовал в деятельности Фабианского общества - социал-реформистской организации

«Пигмалион» – одна из самых известных и любимых публикой пьес Шоу. Написанная с учетом конкретных социальных задач своего времени почти век тому назад (Шоу не раз подчеркивал ее «явно и сознательно дидактический характер»), она в течение целого столетия сохраняет удивительную актуальность. Думается, одной из причин такой жизненной стойкости является то, что Шоу в данной пьесе не просто остро поставил вопрос о положении женщины, но придал его рассмотрению особый ракурс, существенный для феминистского сознания ХХ в.; с другой стороны, со свойственной ему иронией он вступил в полемику не только со старыми стереотипами мышления, но и с характерными феминистскими иллюзиями, проявляющимися порой до сих пор; более того, Шоу предложил свое весьма реалистичное видение отношений между мужчиной и женщиной в той новой социальной реальности, которую принес с собой ХХ век

Шоу обратился к этой проблематике еще в своем первом цикле – «Неприятных пьесах». Однако особой вехой в развитии женских образов в творчестве Шоу стала его пьеса «Пигмалион» (Pygmalion), впервые поставленная на сценах Лондона и Нью-Йорка в 1914 г. и опубликованная в 1916.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...