Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила выделений логических ударений

ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ

 

пишется произноситься
1. А и О не ударные и находятся в начале слова или в первом предударном слоге произносятся как «А».
Аромат Облака Огорчить арАмат Аблака АгАрить
2. А и О ударные или находятся перед предударным слогом произносятся как средний звук между «А и Ы» (этот звук называется редуцированнй (ослабленный) звук а+ы= Ъ
Линейка Клубника Обезьяна ЛинекЪ КлубникЪ АбезьянЪ
3. Е и Я не ударные – произносятся как средний звук между «Е и И».
  Бегемот   Ячейка   Запятая   бЕгеЕмот   ЕчЕйкЪ   ЗапЕтаЕ
4. Звонкий слог в конце слова заменят соответствующими им глухими (закон ассимиляции или уподобления).
Клуб Лоб Клюв Берег Друг Багаж клуП лоП клюФ Берех друХ багаШ
5. Глухие согласные перед звонкими произносятся как соответствующие звонкие.
Просьба Сгорел Сзади Отгадать   К жене проЗьба Згорел Ззади аТгадать   Г жене
6. Перед сонорными Л, Р, М, Н и перед звуком В ассимиляции не происходит.
Из леса С роскошью К воде Из лиса С роскашью К ваде
7. Звук И переходит в Ы после твердой согласной, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим.
Кот и повар Из игры (выйти) В избе Пошел искать котЫповар ЫзЫгры вЫзбе пашолЫскать
8. Ч и Щ произносятся мягко.  
Чай   челнок щетка чЯй   челнок щьётка
9. Ж,Ш,Щ произносятся твердо.  
жевать железо шелест шинель жЭвать жЭлез шЭлест шИнель (исключение)
10. С-Ш, З-Ш произносятся как Ш-Ш.  
Низший класс Высший Залезший   бесшумный нисШШий класс выШШий залеШШий   беШШумный
11. С-Ж, З-Ж произносятся твердо как Ж-Ж, если находятся на стыке приставки и корня, предлога и слова.
изжога разжигать сжечь С жаром Без жира С жадностью иЖЖога раЖЖигать ЖЖечь ЖЖаром беЖЖира ЖЖаднастью

Сочетание З-Ж и Ж-Ж произносятся мягко, как долгое Ж с мягким знаком, если оба звука относятся к корню слова.

  позже наезжать прожженный   поЖЬЖЬе наеЖЬЖЬать проЖЬЖЬёный
13. Сочетание С-Ч и З-Ч произносится как С-Щ и З-Щ.
счет расчет счастье указчик разказчик Щёт раЩет Щастье укаЩик раСкаЩик
14. Сочетание Т-Ч и Д-Ч произноситься как долгое Ч (ЧЧ).
  Пулеметчик   подчеркнуть   пулемёЧЧик   паЧЧеркнуть  
15. Сочетание согласных Т_Ц, Д_Ц произносится как долгое Ц (ЦЦ).
  девятнадцать золотце   девитнаЦЦать золоЦЦэ
16. В сочетаниях С-Т-Н, З-Д-Н, С-Т-Л согласные Т и Д выпадают.
  прелестный страстный праздник счастливый поздно   прелеСНый страСНый праЗНик щаСЛивый поЗн
17. В сочетаниях С-Т-К, З-Д-К произношение согласной Т сохраняется.
невестка бороздка нивеСТка бароЗТк
18. В сочетаниях С-Т-В звуки С-Т перед мягким В смягчаются.
  Отечественный фильм   общественнй   атечеСТЬвенный   абщеСТЬвенный
19. Имена прилагательные в единственном числе, оканчивающиеся на –КИЙ, -ГИЙ, -ХИ, произносятся как звук между А+Ы (Ъ)
гибкий беленький долгий ветхий ГибкЪЙ БелинькЪЙ ДлогЪЙ ВетхЪЙ
20. Окончание прилагательных во множественном числе Ы-Е или И-Е произносятся как ЫИ или ИИ.
быстрые любимые дорогие могучие быстрЫИ любимЫИ дарагИИ магучИИ
21. Глагольное окончание СЬ в большинстве случаев произносится твердо.
боюсь улыбаюсь борюсь баюсЪ улыбаюсЪ барюсЪ
22. Глагольные окончания СЯ произносятся твердо как СА (СЪ).
Защищайся смейся защищайСЪ смейСЪ
23. Глагольные окончания ШЬСЯ произносится как ШСА (ШСЪ).
загораешься   радуешься загараеШСЪ   радуеШСЪ
24. Глагольные окончания ТСЯ, ТЬСЯ произносятся как долгое Ц с А (ЦЦЪ).
поправляться заниматься   смеяться паправляЦЦЪ занимаЦЦЪ   смеяЦЦЪ
25. В глагольных окончаниях –КИВАТЬ, -ШВАТЬ и –ХИВАТЬ звук И произносится как средний звук между А+Ы (Ъ).
подчеркивать натягивать патчеркЪвать натягЪвать
26. Некоторые односложные предлоги с определенными существительными принимают на себя ударение НА, ЗА, ПОД, ИЗ, БЕЗ.
  НА спину, НА зиму, НА сорок   ЗА воду, ЗА голову, ЗА город,   ПОД ноги, ПОД гору   ПО лесу, По носу   ИЗ дому, ИЗ виду   БЕЗ вести, БЕЗ четверти, БЕЗ году неделя   Час ОТ часу, год ОТ году

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ ЧТЕЦА НАД ТЕКСТОМ

 

1 этап – первое впечатление от прочитанного произведения (записать свои ощущения, ассоциации).

 

2 этап – сведения об авторе, его жизни, определение стиля языка и т.д.

 

3 этап – определения темы, идеи.

 

Тема – это проблема, положенная в основу произведения.

Идея – отношение автора к проблеме.

Конфликт – противоборство, противостояние между изображаемыми в произведении действующими силами, характерами, характером и обстоятельствами, или различными стонами характера. Конфликт непосредственно раскрывается в сюжете, обычно составляет ядро темы.

 

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

 

Л.Н. Толстой говорил, что искусство писателя заключается в том, чтобы находить «единственно нужное размещение единственно нужных слов». Задача чтеца – понять замысел автора, проникнув в тайну этого единственно нужного размещения нужных слов. Здесь помогает в первую очередь умение логически мыслить и знание особенностей родного языка – его лексики, специфического построения фраз, значения знаков препинания. В словесном действии это имеет не маловажное значение, но и обязательным условием является интонация (движение голоса вверх, вниз при развитии мысли, при завершении ее). Она должна точно передавать мысль, которую хотел сказать автор. А для этого нужно проникнуть в существо мысли.

Такая задача ставится в первую очередь при логическом анализе текста. Мы изучаем не интонационные подходы сами по себе. Мы идем к тому кругу мыслей, видений, подтекстов, которые необходимы для раскрытия замысла автора. Это и помогает рождению нужных интонаций для единственно нужных слов.

Каждое отдельное предложение делится по смыслу на группы, состоящие их одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением или понижением голоса. Такое интонационное выделение слова называется – логическим ударением.

Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль. Ударение каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Внутри такта не может быть паузы, и все слова произносятся слитно, почти как одно слово. А между тактами и в конце предложения может быть логическая пауза. Логические паузы могут проставляться там, где находятся знаки препинания. Но логических пауз в предложении может быть гораздо больше, чем знаком препинания.

 

Виды пауз:

1. Разъединительные паузы – такая пауза, которая означает границы сюжетных композиционных кусков. Перед разъединительной паузой характерно понижение голоса.

 

2. Соединительные паузы – это паузы, не отмеченные знаками препинания и бывают в следующих предложениях:

- между группой подлежащего и группой сказуемого (если подлежащее не выражено местоимением).

Дочка, V слушала с любопытством.

 

- между двумя подлежащими или двумя сказуемыми перед соединительными союзами И, ДА, ИЛИ, и др.

Иван Матвеевич, V садится V и широко улыбается.

- после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения, реже в середине или в конце.

Со школьных лет V я чувствовал красоту русского языка.

 

перед: Ходжи Мурат V прожил неделю V в доме Ивана Матвеевича.

 

3. Психологические паузы – это паузы, которые не подчинены законам логики, они всецело относятся к области словесного действия.

«Там, где, казалось бы, логически и грамматически не возможно сделать остановки, там ее смело вводит психологическая пауза.» (К.С. Станиславский).

 

4. Люфт пауза – пауза для добора воздуха. Она не заметна.

 

Длительность пауз

I - короткая, ставится между речевыми тактами (соединительная пауза).

 

II - более длительная пауза, ставиться между предложениями.

 

III - еще более длительная пауза, ставиться между сюжетными кусками
(соединительно-разъединительная).

 

I - пауза чтеца (логическая).

 

Марья Гавриловна I закрыла книгу, I и I потупив глаза I ушла. II

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

 

Грамматическими паузами мы называем паузы связанные со знаком препинания. Это особые помощники для чтеца, подсказывающие как лучше передать смысловую сторону интонации. Зачастую знаки препинания совпадают с логическими паузами.

 

(.) - показывает завершение мысли, сильное понижение голоса на ударном слове.

(;) - разъединяет и в то же время соединяет в одно целое части одной картины.
Голос перед ней несколько понижается, но не так сильно как при (.). Обычно
эта пауза более короткая, чем при (.)

(,) - показывает, что мысль не закончена, но происходит понижение голоса на
ударном слове.

(:) - указывает на намеренье разъяснить, перечислить то, о чем сказано перед
ним. Перед (:) голос на предшествующем ему ударном слове несколько
понижается, но значительно меньше чем на (.).

(-) - разъясняет то, что находится перед ним. (-) требует повышения голоса на
предшествующем знаку ударном слове.

 

ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЙ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ

 

Как уже говорилось, в каждом речевом такте слова группируются возле одного главного слова. Такое слово называется ударным, т.к. произносится оно обычно с некоторым усилением голоса.

Фраза может состоять из одного или нескольких речевых тактов. Эти такты неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных тактов неодинаковы. Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых тактов (например, группы обстоятельств), выделяются менее акцентировано. Выделение главных по мысли слов зависит, прежде всего, от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.

 

1. Подлежащее и сказуемое в простом не распространенном предложении на одно из них и падает логическое ударение. Обычно это слово занимающее второе порядковое место в предложении.

Поля V опустели; I обнажились V леса.

 

Правило о новом понятии.

- если подлежащим или сказуемым является слово, означающее новое для данного текста понятие, то на нем ставится ударение. Если впервые упоминаются оба понятия, то они оба выделяются.

 

- если данное понятие уже упоминалось в тексте, то оно не выделяется.

 

Вот V дом, I

Который построил V Джек, II

А это V пшеница, I

Которая в темном V чулане хранится I

В доме,

Который построил Джек. II

 

Сверкнула V молния, I прогремел V гром. II

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...