Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Личность преступника.




 

Определите, какие из приведенных ниже свойств, черт, признаков, качеств и отношений характеризуют индивида (человека) как личность.

Это:…

1) Мнительность, слабоволие, слабая сообразительность, высокая эмоциональная возбудимость, повышенная внушаемость, рассеянность.

2) Упрямство, социальная пассивность, лживость, замкнутость, легкомыслие, неуверенность в себе, доверчивость.

4) Общительность, трудолюбие, старательность, аккуратность, искренность, целеустремленность, ответственность, стремление помочь другим людям, попавшим в неприятное положение или беду, совестливость, доброта.

5) Завистливость, жадность, мстительность, жестокость, эгоизм, повышенное самомнение, карьеризм, стремление к успеху «любой ценой».

 

Способны детерминировать преступное поведение: 1, 5;

Могут способствовать в определенной ситуации совершению преступления, какие из них являются криминологически (криминогенно) нейтральными: 2;

Являются антикриминогенными: 4.

 

Из перечисленных характеристик человека назовите те из них, которые относятся к числу криминогенных факторов или которые способствуют совершению преступления либо являются криминологически (криминогенно) нейтральными.

Это:…

1) Умственные и психосоматические расстройства психозы, психоневрозы).

4) Врожденные или приобретенные психические нарушения (слабоумие, психопатия).

5) Гармональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью или импотенцией.

6) Низкий интеллектуальный уровень, умственная ограниченность, невежество.

 

3. Ознакомившись с характеристикой личности и поведения М., ответьте на следующие вопросы:

Какие интеллектуальные, волевые и эмоционально-чувственные свойства личности М. можно установить по данной его характеристике?

Определите такие элементы структуры личности М., как его социальные роли и статусы.

Охарактеризуйте культурный уровень М.

Дайте обобщенную нравственно-психологическую характеристику личности М.

Следует ли говорить о том, что личность М. присуща устойчивая антиобщественная ориентация корыстного характера (установка на совершение корыстных преступлений)?

 

Ответ:

Интеллектуальные, волевые и эмоционально-чувствительные свойства. М. не окончил школу, но имеет стремление к получению образования. Однако считает, что время упущено. Школа была им оставлена ввиду стремления к материальной обеспеченности. Увлечён спортом. В период отбытия наказания освоил новую профессию. Эмоционально-чувствительные свойства М проявляются при разговоре о семье, что позволяет говорить о наличии у него ценностей семьи, даже ввиду того, что он воспитывался в детском доме.

Социальные роли и статусы. М. женат, имеет 8-летнего сына.

Культурный уровень. Низкий.

Нравственно-психологическая характеристика. Все совершённые М. преступления совершены им в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому можно сделать вывод о снижении самоконтроля в этом состоянии и наличии зависимости от алкоголя.

Однако такие факты, как добровольное возмещение вреда и осознание своей зависимости от пагубной привычки характеризуют М. положительно. Из этого можно сделать вывод, что лечение от алкогольной зависимости, помощь в получении образования и трудоустройства М. – это тот минимум, который необходим для возврата М к нормальной, законопослушной жизни.

Анализ вышеназванных фактов позволяет сделать вывод об отсутствии у М. антиобщественной ориентации корыстного характера.

 

Назовите основные составные части (подсистемы, свойства) структуры личности преступника.

Это:…

4)Социально-демографическая и образовательно-культурная характеристики, социальные функции в системе общественных отношений и отношение к ним, нравственно-психологическая и уголовно-правовая характеристики, характеристика преступной деятельности.

6) Социальная подструктура, включающая социальный опыт, социальную направленность и социальные установки, социальный статус, социальные роли, социальные ориентации и социальные ценности; психологическая подструктура, включающая особенности памяти, восприятия, ощущений, особенности протекания интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов, способности, наличие или отсутствие психических аномалий, возрастные особенности психики; физическая (биологическая) подструктура, включающая особенности организма человека, его физической конституции, физические особенности, состояние здоровья, биологически значимые потребности и влечения.

Назовите основные признаки типологии преступников.

Это:…

1) Характер и степень общественной опасности совершенных преступлений и связанной с ними общественной опасности личности преступника.

3) Степень устойчивости и автономности преступного поведения во взаимодействии с социальной средой.

6) Направленность преступной деятельности, её содержание, характер, продолжительность и интенсивность, нравственно-психологические свойства и качества.

6. Определите основные криминологические черты, типы личности и роль конкретной жизненной ситуации, исходя из следующих данных:

а) Глаголев характеризуется высоким уровнем импульсивности, склонностью действовать по первому побуждению, агрессивностью. Является злостным, опасным преступником, т.е. ранее совершавшим преступления. Ситуация послужила поводом совершения преступления.

б) Ситуационный. Случайный преступник, с неустойчивым характером. Григорьев на протяжении 3-х месяцев получал письма о «супружеской измене». «Аморальное поведение» супруги и Костромина привели в душевное волнению, что послужило также поводом совершения преступления.

в) Случайный преступник. Иванов сам спровоцировал совершение преступления.

г) Случайный преступник. Голод послужил поводом для совершения преступления.

Тема 6. Причины и условия конкретного преступления.

 

Назовите основные отличия причин конкретного преступления от условий, способствующих его совершению.

Полагаю, что:…

3) Причины первично воздействуют на индивида и являются для него социально более значимыми, а условия воздействуют на него вторично, создавая лишь «фон» совершения преступления.

Назовите основную причинно-следственную цепочку механизма совершения умышленного преступления, следуя в обратном порядке, т.е. от следствия к причине: (1)-(2)-(3).

Звенья этой цепочки следует расположить следующим образом:

1)преступление (1) – предпреступн.волевое - формирование негативн.

решение и выбор его нравственно-психологич.

преступником из ряда свойства личности (3а)

др. решений (2)

- создание криминогенных

условий и жизненных

ситуаций (3б)

 

С целью изучения методики выявления причин и условий, способствующих совершению конкретного преступления и принятие по нему предупредительных мер, предполагается следующая фабула учебного дела.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...