Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности аудита предприятий малого бизнеса




Введение

В настоящее время экономика России находится в трудном положении. Одним из путей выхода из этого положения считается всемерное развитие малого бизнеса. Сторонники данного пути опираются на опыт стран с развитой рыночной экономикой, где предприятия малого бизнеса дают до 50 % рабочих мест. Для достижения поставленной задачи разработаны и приняты ряд нормативно-правовых актов, общее содержание которых – предоставление значительной свободы предприятиям малого бизнеса, сокращение надзорных функций государства по отношению к ним. В данных условиях значительно возрастает роль и значение аудита малых экономических субъектов. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Вопросы, сходные с выбранной темой, рассматривались в трудах (монографии, учебники и учебные пособия) таких авторов, как Медведев А.Н., Пархачева М.А., Патров В.В., Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В., Старостин С.Н., Фомичева Л.П.,

.(см.приведенный в конце работы список использованной литературы).

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей аудита предприятий малого бизнеса, как в теоретическом аспекте, так и на практическом примере.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1)ввести основополагающие для данной работы понятия «предприятие малого бизнеса», «аудит», «аудируемое лицо», и некоторые другие термины, необходимые для решения поставленной задачи.

2)описать особенности аудиторской проверки предприятий малого бизнеса, как в теоретическом аспекте, так и на практическом примере.

3) выявить проблемы, возникающие на предприятии малого бизнеса в процессе аудиторской проверки

4) дать рекомендации по устранению выявленных проблем.

 

1.Теоретические аспекты аудита предприятий малого бизнеса.

1.1.Терминология и общие теоретические вопросы

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119, аудит (аудиторская деятельность) - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (которые называются аудируемые лица).. Аудиторской деятельностью могут заниматься имеющие соответствующие лицензии аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Кроме аудиторской деятельности, аудиторские организации и аудиторы могут оказывать и сопутствующие услуги. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Законом установлено, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги, но не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Аудиторская организация - это коммерческая организация,осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке,предусмотренном Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119, и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Аудиторская организация может быть создана в любойорганизационно-правовой форме, за исключением открытого акционерногообщества. Законом установлено, что не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории России, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - то граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории России, должны составлять не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Дадим определение предприятия малого бизнеса. Для целей настоящей курсовой работы предприятием малого бизнеса будем считать предприятие, соответствующее критериям и требованиям, изложенным в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Особенности аудита малых экономических субъектов" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1) для малых экономических субъектов, согласно которым к малым экономическим субъектам относятся экономические субъекты, которые соответствуют 1 из 2 условий:

1) отнесены законодательством Российской Федерации к субъектам

малого предпринимательства. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно - технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и 50 человек;
  • при осуществлении других видов деятельности

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

2) обладают такими специфическими особенностями, которые позволяют

аудитору на основе своего профессионального суждения отнести данный

экономический субъект с позиций проведения аудиторской проверки к

субъектам малого предпринимательства.

 

1.2.Нормативная база для аудита предприятий малого бизнеса

В РФ система нормативного регулирования аудита предприятий малого бизнеса имеет многоуровневое строение.

Первый уровень включает Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119, который определяет место, цель и задачи аудита в финансово-хозяйственной системе, и Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", который дает определение предприятия малого бизнеса, раскрывает особенности их правового положения.

Второй уровень включает федеральные стандарты аудиторской деятельности (по мере разработки и принятия Правительством РФ) и ныне действующие российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Правила (стандарты) определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг. Основным стандартом аудита предприятий малого бизнеса является Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Особенности аудита малых экономических субъектов" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1).

Третий уровень составляют правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональных объединений, которые регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне объединений, министерств, и ведомств.

Четвертый уровень составляют внутрифирменные аудиторские стандарты, которые разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами самостоятельно, и используются при проведении аудита и сопутствующих услуг.

1.3.Методическая база для аудита предприятий малого бизнеса

Основным методическим документом для проведения аудита предприятий малого бизнеса Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Особенности аудита малых экономических субъектов" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1).

Согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 до

утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует руководствоваться правилами

(стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по

аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Целью указанного Правила (стандарта) является описание особенностей действий аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в случае аудита предприятия малого бизнеса.

Задачами указанного Правила (стандарта) являются:

1)описание особенностей систем бухгалтерского учета и внутреннего

контроля предприятия малого бизнеса, оказывающих влияние на проведение аудита таких субъектов;

2)формулировка требований, которые следует выполнять при

планировании аудита предприятия малого бизнеса;

3) указание на особенности порядка получения аудиторских

доказательств в ходе аудита предприятия малого бизнеса.

Требования данного Правила (стандарта) являются обязательными

для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита,

предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за

исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят

рекомендательный характер. Кроме того, требования данного Правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного Правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

 

1.3.1.Особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия малого бизнеса

В ходе аудита предприятия малого бизнеса аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует применять правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем для предприятия малого бизнеса характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов. Данные особенности, как правило, вызваны следующими факторами:

1)ограничены или отсутствуют разделения полномочий сотрудников,

отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;

2)преобладающее влияние владельца и (или) единоначального

руководителя на все стороны деятельности предприятия малого бизнеса

Поэтому для целей Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Особенности аудита малых экономических субъектов" и при

планировании соответствующих аудиторских процедур аудиторским

организациям и индивидуальным аудиторам следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только простыми критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Российской Федерации.

Во время аудита предприятия малого бизнеса особое внимание

необходимо уделить следующим факторам риска:

1) учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного

соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения

дел, что повышает риск искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) руководители предприятия малого бизнеса могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация или индивидуальный аудитор дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;

3)на предприятии малого бизнеса вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;

4)в условиях предприятия малого бизнеса возможна ситуация, когда

сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким

активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты

или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;

5) если предприятие малого бизнеса осуществляет большое количество

операций за наличные деньги возможна ситуация, когда выручка не

фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового

законодательства), а расходы - завышаются (с целью провести как

производственные затраты средства, направленные на личное потребление

руководящих работников);

6) в условиях предприятия малого бизнеса при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

Рассмотрим указанные особенности аудита предприятий малого бизнеса подробнее.

На предприятиях малого бизнеса дополнительный риск средств

контроля возникает в области использования систем компьютерной обработки

данных: если на предприятии малого бизнеса используется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или

ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить

несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять

программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции "задним

числом", проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в

установленном порядке.

Кроме того, фактор преобладающего влияния владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности предприятия малого бизнеса может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого предприятия:

1) положительное воздействие - персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета предприятия в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны.

2) отрицательное воздействие - преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности.

Поскольку документирование изучения и оценки системы

бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно

соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта, в условиях предприятия малого бизнеса такое документирование может проводиться в

упрощенном виде по сравнению с документированием иных экономических

субъектов.

 

1.3.2. Особенности планирования аудита предприятия малого бизнеса

Уже на стадии предварительного планирования сотрудникам аудиторской организации следует ознакомиться с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия малого бизнеса. В случае, если из-за недостатков этих систем получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным предприятием. Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообразно приостановить работу с данным предприятием либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

Перед началом аудита предприятия малого бизнеса особенно

важным является согласовать в договоре или письме-обязательстве условия

проведения аудита, права и обязанности аудиторской организации и

экономического субъекта. При этом следует руководствоваться требованиями

правил (стандартов) аудиторской деятельности "Права и обязанности

аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов",

"Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение

аудита" и "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг".

Рекомендуется привлечь внимание руководителей экономического субъекта к

положениям п.п.6.1 и 6.2 правила (стандарта) "Цели и основные принципы,

связанные с аудитом бухгалтерской отчетности", где указано, что

ответственность за подготовку, составление и своевременное представление

достоверной бухгалтерской отчетности несет руководство экономического

субъекта, в свою очередь аудиторская организация несет ответственность за

формирование и выражение профессионального мнения о достоверности

бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных

отношениях.

Как и в случае аудита любых экономических субъектов, в ходе

аудита предприятия малого бизнеса следует тщательно планировать

работу, анализировать специфику деятельности данного субъекта, изучать

системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Сотрудникам аудиторской организации необходимо оценить, позволяют ли системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля собрать аудиторские доказательства, необходимые для подготовки мнения аудитора.

В соответствии с ранее изложенными причинами, в ходе планирования аудита предприятия малого бизнеса рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего контроля как "низкой", если нет явных доказательств противоположного. Сотрудникам аудиторской организации рекомендуется в меньшей мере полагаться на средства внутреннего контроля подлежащего проверке предприятия малого бизнеса, а в качестве основного способа сбора аудиторских доказательств использовать аудиторские процедуры по существу.

На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств

контроля аудиторская организация определяет допустимый риск

необнаружения. Для предприятия малого бизнеса значение риска

необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных

экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения аудиторской организации рекомендуется планировать необходимое увеличение объема аудиторских выборок.

 

1.3.3. Особенности получения аудиторских доказательств при аудите предприятия малого бизнеса

С учетом особенностей аудиторского риска на предприятиях малого бизнеса аудиторской организации следует исходить из того, что ее мнение

о степени достоверности бухгалтерской отчетности должно в преобладающей

мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при

проведении аудиторских процедур по существу. Аудиторская организация при

сборе аудиторских доказательств должна соблюдать требования правил

(стандартов) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства" и

"Аналитические процедуры".

В соответствии с ранее изложенными причинами,), в ходе аудита предприятия малого бизнеса следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы аудиторской организации свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта". Надо учесть, что письменные разъяснения, предоставляемые руководством предприятия малого бизнеса, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.

В ходе сбора и оценки информации о малом экономическом субъекте

аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов:

1) упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации

деятельности предприятия малого бизнеса;

2) упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности предприятия малого бизнеса;

3)допустимость использования (при соблюдении необходимых условий)

предприятиями малого бизнеса самостоятельно разработанных форм

для документирования хозяйственных операций и представления форм

бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно;

4)меры государственной поддержки субъектов малого

предпринимательства, влияющие на их финансово-хозяйственную деятельность;

5) влияние особенностей регионального и местного законодательства на

функционирование предприятия малого бизнеса.

При получении аудиторских доказательств в ходе аудита предприятия малого бизнеса, использующего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, аудиторской организации, в частности, следует рассмотреть:

1)обоснованность применения предприятием малого бизнеса

упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности исходя из

нормативных критериев, по которым предприятия малого бизнеса

подпадают под действие такой системы;

2) соблюдение предприятием малого бизнеса порядка отражения

хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов;

3) правильность исчисления валовой выручки или совокупного дохода предприятия малого бизнеса (исходя из соответствующего перечня расходов).

Использование компьютеров при аудиторской проверке предприятия малого бизнеса (в случае, когда такое использование имеет место) должно производиться в соответствии с разделом 8 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Проведение аудита с помощью компьютеров".

 

2. Изучение особенностей аудита проверки предприятий малого бизнеса на примере ООО «Консультационная группа «Баланс»

2.1.Приглашение аудиторской организации для проведения проверки предприятия малого бизнеса

Предприятие малого бизнеса, так же как любой другой экономический субъект, имеет право выбора аудиторской организации для проведения обязательной аудиторской проверки, и аудиторской организации или индивидуального аудитора для проведения инициативных проверок.

Однако выбор аудиторских организаций несколько сужается при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъектов РФ составляет не менее 25 %. В этом случае выбирать следует из аудиторских организаций-победителей открытого конкурса на право проведения открытых проверок указанных организаций. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ.

После выбора аудиторской организации предприятие малого бизнеса направляет на имя руководителя аудиторской организации приглашение провести аудиторскую проверку:

Директору ООО «Консультационная группа «Баланс»

Дубовой Жанне Владимировне

 

Приглашение для проведения аудиторской проверки

Прошу Вас рассмотреть настоящее приглашение провести аудиторскую проверку нашего предприятия за 2002 г и дать ответ до 01.11.2002.

ООО «Сибсельмаш - Комплект» занимается производством мебели и оптовой торговлей ею. Учредитель предприятия – физическое лицо. Среднесписочная численность работников 80 человек. Филиалов и обособленных подразделений нет. Бухгалтерский учет ведется классическим методом. Предприятие отнесено к разряду субъектов малого предпринимательства.

Объект проверки – бухгалтерская (финансовая) и налоговая отчетность

за 2002 г. Цель проверки – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) и налоговой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского и налогового учета законодательству Российской Федерации.

В случае необходимости возможен допуск представителей Вашей организации для предварительного ознакомления с особенностями и условиями деятельности нашего предприятия.

Просим сообщить Ваши условия, стоимость услуг и предполагаемые сроки исполнения.

Ваш ответ будет рассмотрен в течение 2 недель с момента получения.

директор Гуща Лариса Геннадьевна

ООО «Сибсельмаш - Комплект»,

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...