Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

свв. Зосима, Савватий и Герман Соловецкие - 21.08.2016

С Праздником поздравляю Вас, братья и сестры! Сегодня церковь предлагает для нашего поучения, для размышления, для научения нас праведной жизни последующее Евангельское повествование. Мы пройдемся по нему на русском языке, потому что церковно-славянский не всегда мы все понимаем, хотя сюжеты, уже сто раз читанные, и вами слышанные тоже очень много раз, тем не менее, бывает, что какой-то оборот непонятен.

И вот сегодня мы видели, как Господь сказал своим ученикам, чтобы они сели в лодку, и отправились прежде Его на другую сторону, пока он отпустит народ. Такая была воля Господа, и они послушались, и сели в лодку, и поплыли. И, отпустив народ, Господь взошел на гору помолиться наедине, что очень важно: помолиться наедине. Пускай каждый из нас себя спросит соответственно: насколько ему это любезно и сладко – помолиться именно наедине, чтоб никто не видел, никто не знал, что человек молится.

И вечером Господь оставался сам-Один, а лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же сразу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: Это призрак; и от страха вскричали.

Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: Ободритесь, это Я, не бойтесь! Петр сказал ему в ответ: «Господи! Если это ты, повели мне прийти к Тебе по воде»! Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но, видя сильный ветер, испугался, и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: Маловерный! Зачем ты усомнился? И когда вошли в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

Такое свидетельство произнесли люди, находящиеся в лодке. И немудрено, потому что были одни, были в опасности, и даже когда господь пришел. А вы представляете, что такое, может, кто-то и не представляет, что такое настоящий шторм, когда ветер, когда волны выше судна, которое колышется волнами и бросает судно в щепку. И вот в этой опасности, когда иногда люди уже отчаялись использовать какие-либо средства в борьбе со стихией, вдруг кто-то идет по волнам. Закричали апостолы, это были люди не слабые духом, это были рыбаки, которые не один раз попадали в такие переделки. Но вот они закричали, эти мужчины. Это было страшно для них. Господь говорит им: не бойтесь, это Я.

Нам много непонятного бывает в Евангелии. И много непонятного в том, что Господь советует нам делать здесь, на земле. Иногда до того нам непонятно, что мы как бы с недоумением относимся к тому, что видим, слышим от Господа в Евангелии, и не можем на себя никак примерить это иго Христово. Но Господь говорит нам: «Не бойтеся, это Я»! Не надо нам бояться, братья и сестры. Бояться нам нужно только греха.

И вот Петр в этот самый момент, когда только что кричали они, и Господь только что ответил им, и они еще в сумраке разглядывали, правда ли это Господь, похоже ли это видение на Господа их, на их Учителя, Петр тут же говорит: Господи, повели мне, и я приду к тебе по воде.

Заметим, что апостол сказал «повели мне», сам не дерзал, и не говорил «разреши мне пойти», а говорит «повели мне», то есть за послушание он все готов был сделать. И вот Господь говорит: иди!

И апостол идет, как и мы тоже идем, по этому часто бушующему морю, которое совсем не расположено к тому, чтобы христианин в нем жил, который подставит вторую щеку, который простит обидчика, который простит долг, который у него взяли. И мы идем по этому морю, оно колышется, но Господь повелел, и мы идем. И что же случается дальше, часто? И со всеми нами случалось?

Вдруг начинает нас эта пучина морская поглощать. И отчего же стал тонуть Петр, Господь ему сразу говорит. Петр не понимал, почему он тонет, хотя, наверное, догадывался. И даже здесь в Евангелие есть слова: но видя сильный ветер, испугался и начал утопать. И закричал: «Господи, спаси меня»!

Видя сильный ветер. Человек ни один не может прожить жизни, чтобы не увидеть сильного ветра в своей жизни. Всякие события случаются. Другое дело, что для одного сильный ветер, это если ему понизили зарплату на 5000, а для другого сильный ветер – когда его с топором гоняют и могут зарубить. Вот это разные вещи - сильный ветер. Но для нас Господь так вот дает такую картину, когда Петр увидел и испугался. Забыл, что Господь рядом, что вот он - два шага осталось до Господа. И он усомнился, что он сможет пройти, испугался, и Господь ему так и говорит. Сначала, заметим, простер руку, поддержал апостола. Не так, как мы, - человек оступился, но вместо того, чтобы утешить его духом кротости, как повелевает само Евангелие, мы начнем читать нотации, объяснять, в чем он неправ, укоризны произносить всякие, а человек, того и гляди, потонет. Так вот Господь сначала поддержал его рукой, и говорит ему потом, объясняет, почему же он утопать стал. Объясняет ему: Маловерный! Зачем ты усомнился?

Малая вера и сомнение – вот то, что погружает нас во тьму и всякую бездну. Это маловерие и сомнение, которые идут рука об руку.

И когда вошли в лодку, ветер утих. Дальше мы уже с вами знаем, что ученики исповедовали Господу, Сыну Божьему.

Так что ж нам сказать о маловерии и о сомнении? Они действительно очень близко, и немудрено человеку, имеющему разум, который позволяет ему выбирать между добром и злом, немудрено человеку иногда усомниться. Но крайняя степень этого состояния, когда человек сомневается. Когда-то в одном из трудов то ли Карла Маркса, то ли Фридриха Энгельса там были такие слова: подвергай все сомнению.

Такие были постулаты, такие. Такие заповеди. Мы, конечно, не можем, все сомнению подвергать. Хотя испытывать обязаны духом и смыслы, но подвергать все сомнению нам никак нельзя, потому что лукавый обязательно поможет что-нибудь такое найти, в чем будете сомневаться. Сначала в малом, потом в чуть большем. А потом и в самом великом человек сомневается, и иногда отходит от церкви, иногда находится в ней, но не живет ее жизнью, а просто приходит иногда на Богослужение, куличи святить, водички святой взять. Это такая жизнь не церковная. Все начинается с таких вот вещей, именно с маловерия и сомнения.

Как нам устранить сомнения наши и как нам укрепить нашу веру? Для укрепления веры средств очень много, их перечислять может быть, сейчас опять не стоило бы. Вот по поводу сомнений нужно, наверное, сказать сегодня одно, что малые знания оно удаляет от Бога. А знание такое прочное, твердое, глубокое – оно к Богу приближает.

Так вот мы живем во время, когда приветствуется такое знание малое, поверхностное знание. Тем более с нынешним построением нашего образования такое знание, которое не позволяет человеку заглянуть вглубь предмета. И мы этим больны, и судим поверхностно. А судя поверхностно, мы рискуем ошибаться и впадать в то самое сомнение. Но если мы употребим силу нашей души и наш интеллект, и коснемся знания глубокого о предметах, о природе, о человеке, о церкви, то тогда наша вера будет прочнее. И сомнения нас будут посещать намного реже.

Сегодня мы празднуем память, точнее, привнесение мощей святых угодников Божьих Соловецких Зосима, Савватия, Германа, которые удалились в столь далекие края, что и сегодня, когда плывешь на пароходике по морю, удивляешься, как эти люди, когда плавали. Когда мы в этом году ездили в Соловецкий монастырь. На переправе был там такой паренек, который на байдарке решил поплыть в ту сторону, хотя это довольно опасно, потому что волна меняется, ветер меняется, буря может начаться буквально за 10 минут.

И вот этот человек снаряжал свое судно, у него был руль там, была навигация, судно современное, с килем, которое может идти в правильную сторону. И вот мы уже сплавали туда, три дня побыли там, возвращались назад, а этот человек все был на соседнем островке, куда он переплыл, еще когда мы собирались плыть. Страшно!

Страшно идти по этому морю, даже сейчас, когда можно по телефону позвонить и тебя мгновенно спасут. А вот как тогда отваживались?

Первым был Савватий, который подвизался на этом острове. Это уму сейчас нашему никак непостижимо. Однако же они туда отправлялись и искали уединения, искали полной тишины и пребывания с Богом. Ну, скажем, они Преподобные, они особые люди, а мы здесь ни при чем?

Мы люди семейные, какая там тишина?! Но это вектор, который и нам светит тоже. Надо искать Бога, надо искать Царство Божие, а остальное приложится нам. И им приложилось. Остальное, и питание там было на этом острове, хотя, понимание, какая зима там. И какая она длинная, и там опускается ночь на несколько месяцев. И одежда какая-то была, то есть Господь благословил пожить долгие годы, до старости. Привел к Господу своему старец Зосима.

Господь не оставляет даже в таких страшных, можно сказать, обстоятельствах, рабов своих. И более того, видя, что они ищут Его именно, а не хорошей рыбалки.

Есть знакомые, которые уезжают на самую северную точку России, туда, за Мурманск и дальше. Там рыбачат, причем терпят определенные тоже сложности, хотя нынешняя экипировка позволяет жить в любых условиях. Но примет ли Господь их труды? Ради чего они совершаются? Это вопрос такой открытый, но явно не для того, чтоб быть ближе к Богу. А эти люди именно этого искали. Вот давайте мы будем искать этого!

Апостол Петр говорит: - Повели мне, и я пойду к Тебе!
Даже если это будет по водам!
И мы будем просить Господа, чтоб Он повелел нам, чтобы мы пошли к Нему тоже по некоторым водам.

У всех они разные, эти воды под ногами. У кого-то бушующее море, у кого-то водная гладь. Но спокойно и весело, наверно, ни одному христианину и, ни одному вообще человеку на этой земле прожить свои годы не получилось.

Всегда есть какие-то неприятности, обстоятельства. Но одно дело, если человек живет непонятно почему, непонятно, куда идет.

Неверующий часто и не знает, что Господь пересчитал все его волосы на голове, и что когда он утром причесался, он не знает, сколько волос осталось в его расческе, а Господь их все знает. И вот, видя и зная такое Божье попечение о нас, будем просить Господа, дабы он нас поддержал в трудные минуты, которые у нас бывают в жизни.

Обойтись без них - это тоже человеку не годится, человек должен знать, что есть опасность в мире, что есть некоторые обстоятельства, что есть в конце концов ждущая нас всех та самая с косой, которая непременно пожнет свой урожай.

Человек должен это все знать, иначе он будет в неведении, и пропрыгает, как стрекоза, которая пела-пела, а потом имела неприятный очень грустный бледный вид.

Чтоб нам этого вида не иметь, мы должны с вами реально знать эту нашу жизнь, а именно, опасности и неприятности позволяют нам более-менее реально ее познавать. И вот в этих опасностях Господь всегда рядом, и руку готов всегда протянуть.

Только нам бы именно к Нему лицом стоять, как стоял апостол Петр. Апостол Петр мог развернуться назад к лодке и попытаться добраться до нее.
Но вот что бы в этом случае было, тут вопрос большой. Апостол не развернулся к лодке, не развернулся спиной к Спасителю, он стоял лицом, принял руку, поддерживающую его, и удержался на волнах.

Будем же благодарны Господу за его милость к нам, за его водительство, которое он являет в этом чтении сегодняшнем Евангельском, потому что Господь заботился и о Петре тогда, и о рыбаках, которые были в лодке.

Что было Господу приятнее: наедине оставаться со своим Отцом, молиться, либо идти по волнам к этим полным отчаяния рыбакам?

По нашим понятиям, более комфортно было бы оставаться на горе и молиться, но Господь предпринимает всегда подвиг.

Вот пускай будем не лишены этого подвига и мы. Пускай он у каждого будет разный, у кого-то маленький, у кого-то побольше, у кого-то великий может быть, хотя сейчас великих подвигов нести мы не способны.

Но пускай он будет, пускай будет некоторое такое напряжение нашей души. Если мы видим, что мы плывем по волнам, что у нас все хорошо и гладко, это должно нас насторожить. Это значит, что мы можем оказаться где-то далеко от Спасителя, далеко от духовной жизни, далеко от спасения. Аминь!


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...