Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II Объект и предмет диссертационной работы, способы решения задач диссертационной работы

Введение

В последнее время прогнозирование необходимо для получение более точных оценок возможностей проекта. На основе их можем расширять компании, стройки и т.д., либо наоборот сократить производство, для избежание убытков. В том числе и государство задает вектор развития, как всей страны, так и отдельных регионов, ставя различные задачи. Есть множество различных методов оценки и планирования, но в данной работе будет представлен метод «Дорожная карта», а также показаны его преимущества и недостатки.

Термин «дорожная карта» (англ. – roadmap) достаточно широко используется в сферах международных отношений, экономики и менеджмента. Постепенно понятие «дорожная карта» начинает проникать в российские правовые акты. В них термин «дорожная карта» используется в основном как синоним словосочетания «план мероприятий». [1]

Дорожная карта – это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта – отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии и даже плана достижения политических, социальных и т.т. целей, например, урегулирования международных конфликтов и борьбы с особо опасными заболеваниями. [2]

Во второй части работы на основании системного подхода будут определены объект и предмет магистерской диссертации и обоснованы методы достижения целей.

 

Исторические данные

Первыми компаниями, использовавшими в конце 1970-х гг. метод «дорожной карты», были Motorola и Corning. Сам метод был разработан компанией Motorola. Именно в этот период экономика США находилась в состоянии стагфляции и характеризовалась высокой инфляцией, застоем в деловой активности, а также ростом безработицы. В период президентства Дж. Картера (1977–1981) с ослаблением экономики и безработицей безуспешно пытались бороться посредством увеличения государственных расходов, установления регулируемой заработной платы и фиксированных цен для сдерживания инфляции. Возможно, более удачным, но менее заметным решением было дерегулирование многих отраслей. Так или иначе, многие проблемы того периода были связаны с изменением видения будущего.

Применение принципов «дорожной карты» было наиболее заметно в практике управления корпорациями в США. Так, под руководством Р. Гэлвина (R. Galvin), в то время генерального директора Motorola, была поставлена задача стимулировать менеджеров на всех уровнях компании для того, чтобы они уделяли должное внимание будущему состоянию технологий, и предоставить им некий инструмент для организации процесса прогнозирования. В итоге был предложен подход, направленный на достижение равновесия между краткосрочными и долгосрочными проблемами, стратегическими и операционными задачами, связанными с технологиями и другими аспектами деятельности компании. Компания Motorola обнаружила, что внедрение подобной культуры на всех уровнях компании дает возможность находить решения, передающие видение и цели менеджмента, стимулировать исследования и контролировать развитие событий

2. Дорожные карты в Российской Федерации:

Активная разработка и принятие дорожных карт начались в 2012 г. По состоянию на июль 2013 г. Правительством РФ было в качестве самостоятельных документов принято 18 дорожных карт. Кроме того, несколько дорожных карт оформлены как приложения правовым актам, закрепляющим стратегию развития той или иной

отрасли или сферы. Например, Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, содержит специальное приложение Сводный план («дорожную карту») мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 г., обеспечивающих реализацию этой стратегии. Такое же приложение есть и в Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р. Во многих субъектах РФ приняты региональные дорожные карты (например, распоряжение Правительства Москвы от 30 апреля 2013 г. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты»)

Тем не менее, термины «дорожная карта», «технологическая дорожная карта» не типичны для российских правовых актов, а потому требуют пояснений. Однако в действующих правовых актах это не сделано, что вряд ли можно признать правильным с точки зрения

интересов точного правоприменения, поскольку в одних актах эти понятия считаются равнозначными плану развития, в других – плану мероприятий, в третих – сетевому графику и т.д. Коль скоро в правовую систему вводятся новые термины, их надо определить.

 

Дорожные карты, оформленные распоряжениями Правительства РФ, как правило, включают цели дорожной карты, целевые индикаторы, которые должны быть достигнуты в результате их реализации, а также план мероприятий. Например, к целям дорожной карты «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 953-р, отнесены:

- замена в отдельных отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного регулирования альтернативными рыночными механизмами;

- расширение использования информационных технологий при

взаимодействии государства с предпринимателями;

- оптимизация структуры и ведения государственных регистров, включение сведений в государственные регистры и реестры и предоставление таких сведений;

- снижение издержек предпринимателей, возникающих в связи с предоставлением отчетности, а также предоставление особых преференций в этом отношении для малого и среднего предпринимательства;

- снижение издержек предпринимательского сообщества, связанных с избыточным регулированием в отдельных отраслях;

- выработка механизмов оценки качества регуляторной среды;

- стимулирование вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот.

 

Также в России создано автономную некоммерческую организацию «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», которая производит контроль, дает рекомендации и оценки при выполнении дорожных карт федерального и районного значения.

 

 

Рис1. Представление дорожная карты в РФ

 

 

3. Отличие дорожных карт от других методов анализа:

 

Дорожные карты дают возможность просматривать вероятные сценарии развития, потенциальную рентабельность предпринимаемых шагов, выбирать оптимальные пути с точки зрения экономической эффективности. Результатом дорожного картирования становится план, учитывающий альтернативные пути развития объекта, и намечающий точки принятия стратегически важных решений. Отличие дорожной карты от целевых программ состоит в том, что она характеризует развитие соответствующего объекта во времени, предусматривает конкретные показатели эффективности и результаты, которые должны быть достигнуты.

Главное преимущество корпоративной «дорожной карты» состоит в том, что она предоставляет ясную наглядную информацию, дает предписания для принятия «лучших» решений и обеспечивает инструменты контроля. Это происходит посредством выявления необходимых процессов, новых возможностей для бизнеса или тех пробелов, которые нужно устранить для выработки более конкурентных и более реалистичных целей и планов в отношении результатов компании. Руководство компании должно выявлять варианты управления рисками и инвестициями посредством координации процессов — как в рамках отдельной фирмы, так и между членами какого-либо альянса.

Одно из преимуществ «дорожной карты» может состоять в том, что руководство на самом деле осознает потребности компании и в результате либо получает в свое распоряжение необходимые для удовлетворения этих потребностей процессы, либо готовит существующие процессы к этому. Мы можем смотреть в будущее, анализируя предстоящие задачи

 

Рис. 2 Преимущества применения дорожных карт

 

4. Принцип построения дорожных карт:

Создание «дорожной карты» должно представлять собой стратегический процесс, направленный на достижение необходимых характеристик с реальными по величине затратами, с использованием правильных методов и в нужное время Механизм построения корпоративной «дорожной карты» должен давать менеджерам возможность связать видение корпорации, ее миссию, стратегию и оперативные планы с основными видами деятельности компании в длительной перспективе. Разработка корпоративной «дорожной карты» должна быть комплексным и непрерывным, но при этом не унифицированным процессом, а также способствовать координации деловых операций — в сфере маркетинга, финансов, человеческих ресурсов, исследований, технологий, продуктов или отдельных проектов — со стратегией корпорации. «Дорожная карта» может представлять собой часть процесса коммуникации в корпорациях.

 

5. Виды дорожных карт:

Планирование «дорожной карты» должно охватывать широкий диапазон деятельности, связанный с планированием, в том числе:

1. Научное планирование. Это многофункциональный процесс, в котором учитываются требования, проистекающие из различных экспериментов и процессов эксплуатации. Планирование научного развития основано на синергетических подходах, применяемых с целью всестороннего охвата научных направлений, исходя из основных целей данного бизнеса.

2. Технологическое планирование. Это один из самых важных процессов, осуществляемых с целью более эффективного использования технологий в организации. Процесс технологического планирования помогает минимизировать проблемы, связанные с технологией, и избежать излишних расходов на оборудование.

3. Продуктовое планирование. Является самым распространенным видом «дорожной карты», связанным с внедрением новых технологий в производство промышленных продуктов, и зачастую охватывает более одного поколения продуктов.

4. Планирование возможностей. Вид «дорожной карты», сходный с продуктовым планированием, но более подходящий для предприятий сферы обслуживания и нацеленный на внедрение ноу-хау в организационные возможности.

5. Планирование интеграции. В данном случае «дорожная карта» нацелена на интеграцию или развитие организационной структуры, анализ взаимодействия различных процессов для формирования новой синергетической структуры.

6. Планирование программ. Здесь акцент делается на реализации стратегии, более тесной связи с проектным планированием.

7. Планирование процессов. Этот вид планирования способствует управлению знаниями, акцентируя внимание на отдельных процессах.

8. Долгосрочное планирование. Используется для расширения горизонтов планирования и предвидения более отдаленных событий в данной отрасли, на национальном или глобальном уровнях.

9. Стратегическое планирование. Стратегическое измерение этого вида «дорожной карты» связано с поддержкой изменений в основной сфере деятельности компании, приводящих к разнообразным возможностям и угрозам на уровне корпорации в целом.

10. Межфункциональный анализ. Если «дорожные карты» успешно используются в нескольких подразделениях компании, то с помощью их анализа могут быть выявлены общие для этих подразделений потребности, пробелы и дублирующие программы

Отсюда выделяют:

- Продуктовые дорожные карты – сценарии развития продукта или продуктовой линейки во времени

- Технологические дорожные карты – сценарии развития [высоких] технологий, технологического сектора,

- Отраслевые (рыночные, промышленные) дорожные карты – сценарии развития отрасли, индустрии (отдельного рынка, сектора промышленности),

- Корпоративные дорожные карты – сценарии развития отдельной компании и т.д.

Отметим, что деление дорожных карт на продуктовые, технологические и отраслевые весьма условно, поскольку эти объекты настолько взаимосвязаны и «вложены» друг в друга, что не совсем корректно выстраивать сценарий развития одного из них, не учитывая развития остальных. Однако пока это деление присутствует в зарубежной практике дорожного картирования.

Возможные виды представления дорожных карт представлены на рис 2. и рис 3. Существует куча возможность предоставить дорожную карту, это зависит от креативности автора, однако общая цель всех карт, быть максимально информативной и наглядной, с чёткими временными границами.

 

 

 

 

Глоссарий

 

Объект – некоторая целостность, отделенная от всего остального, воспринимаемого наблюдателем.

Предмет — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности.

Компетентность – специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

 


 

II Объект и предмет диссертационной работы, способы решения задач диссертационной работы

Экономическое развитие является важным фактором для существования любой страны. Успешное же развитие экономики должно происходить, не только опираясь на собственный опыт страны, но и с помощью заимствования действительно перспективных механизмов развития. Одним из таких механизмов для Российской экономики стало взаимодействие между государственной властью и частным бизнесом – государственно-частное партнерство (ГЧП). Данное сотрудничество помогает успешно развивать рыночную экономику, что позволило ему получить развитие и широкое применение в развитых странах мира. На основе актуальности и внедрения данного типа сотрудничества темой диссертационной работы было выбрано «Государственно-частное партнерство в энергетике».

Методы государственно-частного партнерства и регулирования наиболее применимы в стратегически и социально значимых отраслях, где государство традиционно считается монополистом. Это связано с тем, что соответствующие предприятия не всегда могут быть приватизированы из-за риска прекращения оказания услуг населению или по соображениям государственной безопасности. Применять ГЧП прежде всего следует в наукоемких и фундаментальных отраслях, где есть перспективы инновационного развития. Одной из таких отраслей является энергетика, ведь на современном этапе развития человечества именно выработка электроэнергии все еще является одним из важнейших показателей экономического потенциала страны [4]. Таким образом, объектом исследования становится сотрудничество государства и частного бизнеса в энергетике.

Для России ускоренное технологическое развитие в приоритетных областях становится одним из ключевых условий решения долгосрочных задач в сферах социального развития и безопасности. Оно также обеспечит «окно возможностей» для использования имеющихся научных и технологических заделов для ускорения экономического роста. Так, задачами деятельности правительства РФ до 2018 г. становятся: изменение мирового энергетического баланса, создание нового поколения технологий атомного энергопромышленного комплекса, создание условий для модернизации источников тепловой энергии и тепловых сетей [6]. Согласно «Энергетической стратегии до 2030 г.» [7] данные задачи должны быть достижимы путем поддержки стратегических инициатив, в том числе развитием частно-государственного партнерства при реализации энергетических проектов.

Однако, на сегодняшний день существует проблема нехватки финансирования на строительство энергообъектов. Решением со стороны государства и стало внедрение системы ГЧП, привлекающего частный капитал. Однако, строительство генерирующих мощностей достаточно длительный и дорогостоящий процесс. Вследствие этого привлечение частного капитала становится нелегкой задачей. Предметами исследования являются:

- зарубежный и отечественный опыт реализации ГЧП при строительстве энергообъектов;

- правовая база, обеспечивающая защиту прав сторон участников данного вида партнерства;

- договоры существующих сотрудничеств.

 
 

 

 


Рис.7 Системное представление ГЧП

 

Для достижения результатов будут использованы следующие методы:

· Эмпирический метод (метод наблюдения) – основан на практической деятельности, базируется на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования. планируется отслеживание и обработка статистики в заключении ГЧП договоров при реализации энергообъектов. Будет применяться простое наблюдение, заключающееся в регистрации событий «со стороны». С помощью метода планируется получить обширную и разностороннюю информацию для определения оптимальной величины процента участия частного капитала, при котором достигается положительное решение об участии в строительстве.

· Описание, имеющее следующие характерные черты:

- точное, документальное описание фактов, событий, эпизодов, объективно существующих, но еще не изученных;

- раскрытие сущности фактов;

- обобщение фактических материалов и формулирование выводов.

В качестве первичных источников будут использоваться источники, представленные на рис. 8.

 

 
 

 


Рис.8 Законодательная база государственно-частного партнерства

 

По результатам исследования будут проведены всесторонний анализ материалов, их сравнительное изучение по форме и содержанию, обобщение и определены гарантии и возможности реализации партнерства.

· На основании того, что в исследовательской работе всегда явно или неявно присутствует интуиция, потому что исследование связано с некоторым открытием нового, поиском решений, которые не всегда происходят на основе логики, обработанной информации, конкретного анализа, следует принять во внимание и интуитивный метод. Интуиция в исследовательской деятельности может быть выражена в различной степени, но она всегда является необходимым элементом творчества. В качестве стратегии выступает стратегия интуитивного поиска – последовательное выдвижение и дальнейшая проверка различных идей и гипотез. Их корректность принимается без доказательства. Однако, в последующем осуществляются их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования, практической значимости и реальности. Определение доли участия частного капитала будет происходить только на обработке собранной информации и не будет проверяться опытным путем, что и обуславливает наличие данного метода.

 

 

Вывод

В результате первой части работы целеполагание было представлен метод «дорожной карты», как эффективное средство анализа и планирования. В целом для получения полный картины ситуации, возможно использовать технику круглого стола, чтобы каждый из экспертов высказал своё мнение по решению поставленной задачи. Это дает услышать каждого человека, основным преимуществом карты является наглядность, т.е. исполнитель может взглянуть на карту и понимать, какой следующий этап ожидает его, тем самым приняв грамотное решение как разместить ресурсы. Использование системного подхода позволяет рассмотреть цель со всех сторон, что повышает успешность предприятия.

Во второй части на основе системного подхода рассматривалась замена однопроводной линии на традиционную линию ЛЭП, являющееся темой исследования магистерской диссертации.

 

 

Список использованной литературы

1 Е.К. Глушко, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, статья на тему «Дорожные карты»

2 Интернет-издание STRF.ru [Электронный ресурс].

URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=20108#.WH-a-FOLS71

(Дата обращения 12.01.2017).

3 Китушин В.Г. Надежность энергетических систем. Часть 1. Теоретические основы: Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ. – 2001. – 256 с. – (Серия «Учебники НГТУ»).

4 Интернет-проект «Корпоративный менеджмент» [Электронный ресурс].

URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/plan/corporate_roadmapping.shtml

(Дата обращения 12.01.2017).

5. Деловой портал «Управление производством» [Электронный ресурс].

URL:http://www.up-pro.ru/library/production_management/operations_management/dorozhnaya-karta.html

(Дата обращения 12.01.2017).

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комментарии к РГЗ

Предприятие существует как средство достижения цели руководителя. Поставленная цель имеет именно индивидуальный характер, и зависит от личности руководителя. В целевом комплексе можно выделить составляющую сценарного аппарата первого лица, его мировоззрение, ценности, ограничения, «степени свободы», и составляющую организации, которая отражает личность руководителя. Достижения фирмы и достижения собственника – две стороны их совместной деятельности, каждая из которых чрезвычайно важна.

Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании.

Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации?

Содержание миссии может включать в себя следующие основные пункты:

- описание продуктов и (или) услуг, предлагаемых организацией;

- характеристики рынка — организация определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей;

- цели организации, выраженные в терминах выживания, роста доходности;

- технология: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;

- философия: здесь должны быть выражены базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации;

- внутренняя концепция, в рамках которой организация описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания;

- внешний образ компании, ее имидж.

Организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, так как только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и устойчивое функционирование в будущем. Прибыль не может провозглашаться главной целью организации, прибыль — это сугубо внутренняя проблема.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...