Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биоритмы и эффективность трудовой деятельности




Ритм является важнейшей характеристикой трудовой деятельности человека. Его детерминанты — особенности динамики психических и физиологических процессов организма, особенности анатомии и, следовательно, биомеханики человеческого тела.

В процессе становления труда, по мере того как он превращался в повседневное, привычное явление, люди стремились выполнять работу ритмично. Такая организация трудовой активности позволяла расходовать силы более экономно, чередуя сгибания и разгибания в суставах, пронацию и супинацию, вращательные движения, соизмеряя мышечные усилия с последующей паузой, необходимой для отдыха, максимальные мышечные усилия с выдохом и расслаблением на вдохе. Ритм поддерживался физиологически (вдох и выдох), звуками голоса, отражающего меру усилия или координацию совместных действий, звуками, рождаемыми орудиями труда в процессе работы (удары молота о наковальню, пестика, опускаемого в ступу при размалывании зерна, и т. п.).

«Ритм — соразмерное чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо» [132].

Ритмические колебания отражают универсальную особенность самодвижения материи. «Правильная периодичность и повторяемость явлений в пространстве и во времени есть основное свойство мира....Ритм присущ как живой, так и неживой природе, присущ всему космосу», — еще в 1924 г. отмечал А. Л. Чижевский. Ритмические колебания механических систем хорошо описываются синусоидальными кривыми. Биологические ритмы имеют более сложную форму, что связано с их трансформацией в результате взаимодействия разных физиологических систем организма и условий внешней среды.

190 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...

Хронобиология — отрасль биологии и медицины, изучающая закономерности временной организации жизни. Биологические ритмы выражают единство и борьбу двух начал жизненного процесса — разрушения и созидания, обеспечивающих стабильность живой системы и ее самовоспроизведение. Ритмичность представляет собой внутреннее, эндогенное свойство живой материи [5, 15, 131, 135].

Человеческий организм характеризуется широким диапазоном биологических ритмов: от измеряемых долями секунды (ритм электрической активности головного мозга, сокращения скелетных мышц), секундами (частота пульса, дыхания человека) до колебаний с периодами в несколько месяцев (например, эритроциты — кровяные клетки, обеспечивающие транспортировку кислорода, — живут около 110-120 дней) и даже несколько лет (обменные процессы в костной системе).

Достаточно хорошо изучены сезонные колебания в норме и в патологии. Ряд хронических заболеваний имеет сезонные ритмы (весной и осенью обостряются язва желудка и двенадцатиперстной кишки; весной — туберкулез и т. п.). В сезонных видах спорта (например, легкой атлетике, летние достижения в среднем выше на 10-15%, чем зимой). Недельному ритму подчинены частота несчастных случаев на производстве и продуктивность труда рабочих (максимум — понедельник и пятница, минимум — среда и четверг), инфаркты миокарда у мужчин (понедельник и выходные дни). Хорошо изучена суточная динамика работоспособности человека (максимум ошибок операторов приходится на период с 2 до 4 часов ночи). К настоящему времени у человека выявлено более 300 процессов, подчиненных цир-кадианному ритму. Интенсивность большинства жизненных процессов нарастает днем и снижается ночью.

В хронобиологии выделяют несколько типов ритмов: циркадиан-ные — околосуточные; ультрадианные — с периодом короче 24 часа (но не менее получаса); инфрадианные — с периодом от 24 до 60 часов; циркасептидианные — околосемидневные; циркавигинтидиан-ные — околодвадцатидневные; циркатригинтидианные — околомесячные и цирканнуальные — годовые.

Во многих независимых исследованиях доказана эндогенная, т. е. биологически детерминированная, а не экзогенная (приобретенная вследствие образа жизни) природа суточных ритмов [5, 15]. Тем не менее в организации ритма активности человека помимо биологических важную роль играют социальные датчики, информирующие о текущем моменте времени (бой часов, передача сигналов времени по

7.5. Биоритмы и эффективность трудовой деятельности 191

радио, телевидению и т. п.); оповещающие о приближении или наступлении каких-либо события (функциональные перерывы в работе, изменение характера деятельности и пр.); отражающие завершение какого-либо процесса (отлет самолета, выход из критического режима, завершение смены, вахты и т. п.).

В организации производительного и безопасного труда особое внимание заслуживает проблема десинхроноза — состояния организма в период рассогласования циркадианных ритмов. Первоначально в авиации, а затем и в других видах труда (вахтовый режим, работа, связанная с систематическими дальними перелетами, работа в Заполярье, на арктических станциях, суточные и посменные дежурства) у работников были установлены серьезные негативные физиологические эффекты. Так, у летчиков гражданской авиации при частых фазовых сдвигах отмечаются нарушения сна, желудочно-кишечные расстройства (до заболеваний), неврозы, причем у молодых летчиков эти симптомы проявляются острее вследствие их более активной адаптации в новом часовом поясе и последующей столь же активной переадаптации при возвращении домой.

Установлено, что длительность периодов явного и скрытого десинхроноза определяется величиной фазового сдвига (смещением часовых поясов). При максимальном, равном 12 часам, явный десин-хроноз продолжается около 2 недель (состояние, когда наблюдаются выраженное недомогание, бессонница, нарушение температурного режима тела, сниженная продуктивность работы). При перелетах на восток явный десинхроноз продолжается дольше в среднем на 2 суток, чем при перелетах на запад.

Значительно более продолжителен скрытый десинхроноз (частичная адаптация и частичная перестройка физиологических режимов, требующая значительных энергетических и пластических ресурсов): при перемещении на 6-7 часовых поясов до 40-60 дней; в районы Крайнего Севера, Арктику, Антарктику — от 1,5 месяца до 1,5 года [5, 15).

Достаточно серьезной перегрузкой для психики и физиологии человека является даже ординарная сменная организация труда. Лучшим средством нормализации суточных ритмов человека при такой работе могут быть строгая регламентация режима труда и отдыха, разнообразие трудовой деятельности, регулярные физические нагрузки, а также дополнительный отдых.

Основные симптомы десинхроноза связаны не только с физическим нарушением привычного ритма жизни человека, они наблюда-

192 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...

ются и при чрезмерных физических и психических перегрузках, при заболеваниях. Например, признаки десинхроноза отмечаются у спортсменов в состоянии перетренированности, а также у людей, работающих в экстремальных и особых условиях [34, 46, 64, 131].

Некоторое рассогласование типичных биоритмов человека, однако, не является безусловно негативным явлением, при определенных условиях такое изменение стереотипов выступает как благо — как - фактор тренировки адаптационных механизмов, как фактор развития человека как субъекта деятельности. В ряде исследований показано, что «естественная взаимосвязь циркадианных ритмов, их четкая, но не избыточная взаимная слаженность является основой благополучия организма, залогом здоровья и высокой работоспособности». Определенная мера, равно как и периодические рассогласования биоритмов, — важный элемент тренировки и создания ресурсов организма, «необходимое условие надежности организма, его устойчивости. Выход за границы нормы означает переход к патологии» [5, с. 109].

7.6. Психология безопасности

Внедрение новой техники и технологий в экономически развитых странах в 1960-1970-х гг. сопровождалось резким и в последующем монотонным ростом производственного травматизма. Например, в США эта динамика отношения числа несчастных случаев на миллион человеко-часов в эти годы была следующей: 7,22/1967; 7,35/ 1968; 8,08/1969; 8,87/1970; 9,37/1971; 10,3/1972; 10,55/1973; 10,2/1974 [75, с. 5]. Во многих отраслях производства, прежде всего в энергетике, на транспорте, особенно в авиации, в процессе эксплуатации новой техники аварийность была устойчиво высокой, а «цена ошибок» постоянно возрастала. Признание значимости и концептуальное выделение в начале 1960-х гг. феномена «человеческий фактор» в системах «человек-техника» привело к становлению новых подходов в конструировании и эксплуатации техники и становлению новых интегральных научных дисциплин — эргономики, психологии безопасности и др. Психология безопасности — отрасль психологии и область эргономики, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в разных видах труда и профессиональной деятельности, а также пути повышения их безопасности [13, 75, 128]. Объект ее исследования — различные виды профессиональной деятельности, связанные с опасностью; предмет — психические процессы, состоя-

7.6. Психология безопасности 193

ния и свойства человека как субъекта труда, связанные или порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность. Психология безопасности ориентирована на непосредственное решение задач оптимизации трудовой деятельности, с одной стороны, с другой — используется как отрасль психологии и эргономики для разработки более безопасной техники, условий труда, более совершенных средств защиты, способствующих охране труда.

Выделим основные рабочие понятия, которыми оперирует данная дисциплина. Среди различных условий производства выделяют опасные производственные факторы, воздействие которых на рабочего приводит к травме, и вредные, воздействие которых влечет за собой производственное заболевание. Опасные производственные факторы разделяют на явные, связанные с очевидной опасностью, для устранения которой необходимы соответствующие меры, и потенциальные, становящиеся объектом опасности лишь в результате ненормативного поведения человека.

Под производственной опасностью подразумевают виды угрозы воздействия на работающего опасных и вредных факторов, под производственной вредностью — воздействие только вредных факторов.

Несчастный случай — это внезапное непреднамеренное повреждение организма человека (препятствующее нормальному осуществлению деятельности), происшедшее в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного опасного поведения работника. Как правило, несчастному случаю предшествует опасная ситуация, в которой у человека имеется возможность осознать сложившее положение вещей и предпринять адекватные действия. В этой связи выделяют также опасные зоны — определенные пространственные области, сопряженные с временем действия, интенсивностью фактора, границами физического пространства (например, стрела крана, груз и пр.), которые могут быть как стабильными, так и перемещающимися.

Несчастный случай есть событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определенных обстоятельств чаще всего в период нахождения человека в опасной зоне. Опасная ситуация — это условия, в которых создаются возможности возникновения несчастных случаев.

Катастрофа — нарушения в работе техники, приводящие к несчастным случаям и вызывающие гибель хотя бы одного человека.

Несчастный случай есть функция «опасной ситуации», «нарушений техники безопасности и технологий» и «косвенных обстоятельств».

7 Зак. 1109

194 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...

Например, дорожно-транспортное происшествие, как правило, происходит вследствие обгона, сочетающегося с особыми метеоусловиями, временем суток, наличием и своеобразным маневром встречного транспорта. Основными причинами неадекватного поведения работника в опасных ситуациях чаще всего бывают несоблюдение правил безопасности труда, отклонения от нормы в состоянии организма работающего, неоптимальная организации производственной среды [13, 75, 128].

Под организацией безопасности труда на производстве подразумевается широкий круг мероприятий, начиная от закладывающегося уже в процессе проектирования общего усовершенствования техники, технологического процесса и условий труда в целях снижения уровня опасных производственных факторов до организации безопасных условий труда на отдельных рабочих местах. Последнее предполагает, в частности, использование индивидуальных средств защиты, обучение безопасной работе и соответствующие контроль, пропаганду и воспитание работников.

И до становления психологии безопасности как новой дисциплины в изучении причин несчастных случаев и травматизма на производстве всегда в поле внимания ученых были индивидуальные особенности человека. Не всегда в научной литературе называются тождественные факторы, не всегда им приписывается сходная роль, но в целом можно говорить о довольно непротиворечивых взаимосвязях внешних и внутренних условий человека.

Начиная с 1930-х гг. во многих независимых отечественных и зарубежных исследованиях устойчиво фиксируются следующие индивидуально-психологические и физические особенности, связанные с высоким травматизмом работников: низкие показатели по тестам сенсомоторики у водителей (Майлс Г., 1930), по тестам сенсомото-рики и внимания у промышленных рабочих (Шпигель Ю. А., 1932); чрезмерная самоуверенность, неуважение и недостаточная чувствительность к другим, независимость поведения у водителей (Коу-форд В., 1971); недисциплинированность, независимость, неуважение к авторитетам, эгоцентричность, неаккуратность, отрицательное отношение к работе, критичность по отношению к руководителям, негативная оценка психологического климата у промышленных рабочих (Балинт И., Мурани М, 1968; Керр В., 1957 и др.); «полезависи-мость» как особенность когнитивного стиля и частота дорожно-транспортных происшествий у водителей (Гудинаф Д., 1976); ухудшение состояния здоровья, развитие агрессивности, невротизм, худшая

7.6. Психология безопасности 195

сенсомоторика (Котик М. А., 1981). У женщин травматизм случается статистически реже, чем у мужчин (Элесс Т., 1970). А. И. Колодная (1932) выделила влияние некоторых социальных качеств на частоту несчастных случаев на железнодорожном транспорте: снижение взаимного контроля в результате развития доверия работников друг к другу в процессе многолетней работы; влияние поведения одного члена поездной бригады на других; получение одновременно различных указаний.

В 1959 г. X. Гейдрих предложил новое объяснение в развитии теории К. Марбе о наличии у человека готовности и предрасположенности к определенным действиям — теорию «домино»: несчастный случай есть следствие цепочки взаимнопорождающих событий (социальное положение человека порождает характерные ошибки — типичные опасные ситуации — опасные ситуации — несчастные случаи — травмы как их следствия).

Анализ литературных данных позволяет выявить типичную статистику распределения несчастных случаев, в общем, видимо, подчиняющуюся «принципу В. Парето» («20%: 80%» — незначительная часть персонала организации дает наибольшую долю случаев). Обратимся к фактам. Так, на одном из фармакологических предприятий в 1970 г. несчастные случаи были зарегистрированы у 52,9% из 3 тысяч рабочих, основная же часть их (43,9%) приходилась на 10,4% рабочих. В 1971 г. от несчастных случаев пострадало 35,2% рабочих, причем на долю 8,36% людей приходилось более половины (51,3%) всех несчастных случаев (Шугст П., 1973). На автотранспортных предприятиях на 10% водителей приходится от 30 до 70% самых тяжелых несчастных случаев (Хейм Г., 1971). Среди донецких шахтеров на 8,1% рабочих за пятилетний период пришлось от 40,9 до 60,2% всех несчастных случаев (Гребня В. П., 1975). Примечательно, что около 40% несчастных случаев возникает при выполнении рабочими вспомогательных и подготовительных трудовых операций, составляющих менее 20% объема всех трудовых действий [75].

В исследованиях М. А. Котика [75] на основании корректной статистики выявлен образ «отлично защищенного» от несчастных случаев рабочего: он отличается лучшим по сравнению с остальными рабочими состоянием здоровья, ему присуща большая удовлетворенность своим трудом; хорошие условия труда он ценит выше, чем заработную плату и другие удобства; ему свойственно лучшее отношение к мероприятиям по безопасности труда и в то же время большая критичность оценки работы этой службы.

196 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...

Образ «плохо защищенного рабочего», имеющего не только большое число полученных травм, но и более частое возникновение в труде опасных ситуаций, характеризуется противоположным симптомо-комплексом: у него хуже состояние здоровья, он быстрее устает, чаще работает в состоянии усталости и чаще других вынужден напрягаться, чтобы работать безаварийно; боязнь получить повреждение чаще, чем другим, мешает ему работать качественно и безопасно; он более чувствителен к нарушениям трудового процесса, к трудностям, возникающим по ходу работы, к нарушениям межличностных отношений на работе, к домашним неприятностям; плохое настроение бывает у него чаще, чем у других, и у него оно особенно сильно сказывается на безопасности труда. Однако он при коллективной работе меньше других заботится о том, чтобы не нанести травму другому. Как правило, он сменил большое число мест работы и чаще, чем остальные, желает перейти в другую бригаду. Его отличает большая противоречивость в ответах по вопросам безопасности труда. Он чаще остальных отмечает недостатки в организации труда и обеспечении его безопасности и вместе с тем выражает неверие в пользу мероприятий по безопасности труда, нежелание обсуждать эти вопросы, бывать на лекциях на эту тему. При высокой критичности к руководству его отличает малая критичность к собственным поступкам.

Группу «плохо защищенных из-за плохой подготовки» отличает: молодость рабочих, их хорошее здоровье, высокий образовательный уровень. Они имеют наименьший трудовой стаж, самый низкий практический опыт и самые низкие знания по технике безопасности. По остальным качествам они мало отличается от рабочих группы «плохо защищенных».

Данные исследования показали также, что неформальные лидеры имели существенно меньше несчастных случаев, чем «защищенные» рабочие [75, с. 98-105].

Ряд исследователей отмечают значительное влияние на аварийность стажа работы по специальности (первый пик «начало профессиональной деятельности по данной специальности» и второй «пик 5 лет»), в то время возраст как независимый фактор в пределах от 16 до 60 лет сказывается на аварийности незначительно. Если первый пик обусловлен недостатком знаний рабочего, его неопытностью, то второй — неосторожностью, невниманием, неиспользованием рабочим имеющихся возможностей.

7.6. Психология безопасности 197

В качестве значимого фактора исследователи часто называют биологический ритм: максимум несчастных случаев случается перед обедом и окончанием смены; в четверг и в пятницу [5, 13, 75].

В качестве фактора производственного травматизма многие исследователи называют стресс и влияние пережитой ранее опасности, следствием которой в 50-90% случаев являются неврозы, фобии и другие последствия.

Фактором травматизма выступает и степень загруженности работника. Согласно В. Дибшлагу (1974), нормальная загрузка рабочих и их готовность к труду обеспечивается при 40-60%, а в особых случаях кратковременно при 80% от максимальной загрузки. Оставшиеся 20% составляют резерв, который можно использовать только при крайней необходимости.

Степень опасности труда зависит от режима работы, определяющего возможности использования индивидуальных ресурсов человека. Например, Е. А. Милерян (1974) в труде оператора выделил четыре основных режима работы, которые присущи многим видам труда:

1) учебно-тренировочный режим, в котором трудовые задачи решаются условно, а у рабочего отсутствует ответственность, присущая реальным условиям труда (например, шофер, оператор, курсант на тренажере);

2) минимальный режим, связанный с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях при невысокой цене ошибок (вождение автомобиля в хорошую погоду по широкому свободному шоссе, выполнение серии стандартных работ токарем, фрезеровщиком);

3) оптимальный режим, наиболее типичный для данного вида труда и отличающийся большой продолжительностью, широким использованием навыков и умений, требующий внимания, собранности, при котором используется примерно 40-60% ресурсов организма (вождение автомобиля в условиях оживленного дорожного движения, штатные условия в работе оператора, диспетчера);

4) экстремальный режим, который возникает вследствие значительного усложнения задач, возрастания внешних ограничений, существенного снижения внутренних возможностей, появления опасностей, высокой цены ошибки и пр., когда человек без высокой волевой регуляции и использования психофизиологических резервов уже не может удовлетворительно справляться с выполнением трудовых функций (шофер в случае неожиданного отказа

198 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...

в ходовой части машины, в сложной дорожной ситуации, а также в чрезмерно спокойных условиях, когда становится трудно бороться с воздействием монотонности).

В каждом из- режимов проявляются типичные ошибки. Например, в учебно-тренировочном режиме ошибки связаны преимущественно с мотивационной сферой, недостаточным объемом знаний и навыков. Попадая в опасную (аварийную) ситуацию, человек обычно сталкивается с экстремальным режимом, когда успешность деятельности преимущественно определяется волевой саморегуляцией, эмоциональной устойчивостью, опытом, стабильностью рабочих навыков.

И. Балинт и М. Мурани [13] выделяют две группы факторов предрасположенности человека к опасности — временные и постоянные и соответствующие категории ошибок. К первой из них можно относить ошибки при выполнении относительно безопасной работы, когда человек создает опасную ситуацию своими неправильными действиями (токарь начинает работать при снятом защитном кожухе, после выключения станка рукой останавливает вращающуюся деталь и т. п.). Ко второй категории — ошибки, которые возникают вследствие того, что работник не смог решить сложную задачу (не смог своевременно отреагировать, не смог добиться требуемой точности и т. п.).

К устойчивым факторам относят особенности темперамента и высшей нервной деятельности (невротизм, инертность, слабость); функциональные изменения в организме (сердечно-сосудистые заболевания, функциональные расстройства нервной системы и др.); недостатки органов чувств (прежде всего зрения и слуха); функциональные нарушения связи между сенсорными и моторными процессами, пристрастие к алкоголю и наркотикам [13, 43, 75, 78, 92, 131 и др.]. К временным — неопытность, неосторожность, нестабильность трудовых навыков, утомление (физическое, эмоциональное и др.), переутомление, влияние биологических ритмов, атмосферных и космических явлений [5, 15, 75].

Учитывая структуру мотивов труда, повышение его безопасности должно идти по пути материального и морального стимулирования безопасной работы, а не только посредством наказаний и устрашений [75].

Можно выделить три основных подхода к анализу несчастных случаев; клинический (монографический), статистический и моделирование. Разностороннее изучение внешних и внутренних обстоятельств,

7.6. Психология безопасности 199

отдельно или в их сочетании выступающих причиной неправильных действий человека, изучение биографии, изучение документов предпочтительно проводить по схеме, повышающей достоверность выводов монографического подхода. Так, например, Г. М. Зараковский и В. И. Медведев предлагают схему анализа ошибок оператора, состоящую из пяти этапов:

1) место ошибки в структуре деятельности;

2) внешнее проявление ошибки;

3) последствия;

4) характер отображения ошибки в сознании оператора;

5) причины ошибки.

Несчастные случаи обычно являются следствием не единичных, а целого ряда обстоятельств. Пример из практики: «...при работе на циркулярной пиле произошел тяжелый несчастный случай, в результате которого у плотника были ампутированы три пальца левой руки....Было установлено, что рабочий в предшествовавшие происшествию день и ночь был на свадьбе и после бессонной ночи в нетрезвом состоянии приступил к работе. Изучение биографии пострадавшего показало, что он имел специальное образование и почти трехлетний стаж работы. Однако... после окончания профессионально-технического училища он работал плотником всего три месяца, после чего два года служил в армии и лишь за несколько месяцев до происшествия возобновил работу по специальности....Рабочий был левшой. (Оборудование сконструировано в расчете на рабочих с ведущей правой рукой.)...Если в нормальном состоянии при слабых трудовых навыках он еще мог за счет внимания, осмотрительности работать успешно и безопасно, то после бессонной ночи, в состоянии опьянения это явилось для него уже непосильной задачей» [75, с. 300].

Статистический подход предполагает анализ более ограниченного числа, но строго стандартизованных «переменных» — характеристик, связанных с несчастным случаем. Эффективность метода опирается на объем статистического массива данных по всем изучаемым показателям. Главное достоинство статистического подхода — прогнозирующая способность, которую не обеспечивают клинические методы.

Моделирование (поведения человека, безопасности деятельности, надежности систем) предполагает использование абстрактных символов, математических уравнений для описания функции. В одних моделях посредством наблюдений выявляют действия, признающиеся

200 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...

опасными; определяется средний удельный вес этих действий в деятельности рабочих, процент рабочих, допускающих опасное поведение, и т. п. В других проводится наблюдение за оборудованием, его использованием в разных режимах. На основе собранных данных в соответствии с основными задачами строятся математические модели. Например, в строительстве несчастные случаи могут описываться в виде линейной функции от ряда условий работы организации (объема выполненных работ, возраста работников, выработки на одного рабочего, текучести кадров, зарплаты и т. д.); несчастные случаи в шахте — как функция нескольких десятков вероятностей отдельных событий (вероятности обрушения породы, вероятности нахождения человека в опасной зоне, вероятности образования навеса породы и т. д.) [75]. Преимущества метода моделирования — это изучение, прогнозирование, а также предупреждение несчастных случаев на производстве. Развитие вычислительной техники и математической статистики постоянно расширяют возможности моделирования.

Важнейшей задачей безопасности труда является предупреждение об опасности — об отдельных внешних условиях, ей сопутствующих (в каких задачах, действиях, операциях, в какие дни месяца, недели, на каком часу работы наиболее вероятны ошибки, ведущие к несчастным случаям). Наиболее простыми средствами решения этой задачи могут быть особая окраска элементов оборудования, плакаты, предупреждения, вывешиваемые на рабочих местах, непосредственно в опасных зонах. Эффективным методом решения задачи может быть предложенная Л. Шлезингером (1971) «актуализация предпосылок». Метод нацелен на выявление обстоятельств, которые привели к возникновению опасных ситуаций, не завершившихся несчастными случаями. Если обстоятельства зафиксированных несчастных случаев обычно разносторонне изучаются, анализируются, по ним делаются соответствующие выводы, то опасные ситуации, которые не привели к тяжелым последствиям, обычно остаются неизученными; работники, в них попадающие, склонны их замалчивать, опасаясь санкций руководства, потери авторитета среди коллег и т. п.

Действенным средством решения задачи безопасности труда могут быть также предупреждения об «опасных точках» — метеоусловиях (около половины несчастных случаев в промышленности и более трети на транспорте приходятся на время прохождения погодных фронтов плюс-минус 4 часа), космических явлениях (фазы Луны, активность Солнца), а также социальных ритмах (в частности, день выдачи зарплаты, измененная рабочая неделя) [5, 13, 75].

Контрольные вопросы 201

7.7. Парадигмы психологии труда

Исторически изменяется содержание труда человека и характер нагрузки на разные функциональные системы организма. Можно обозначить вектор кардинальных изменений в минувшее столетие: последовательное насыщение труда все большего числа людей новыми смыслами, их восприятие труда как формы личностной самореализации и самоактуализации. Это путь восхождения человека от состояния индивида, борющегося за свое физическое существование и желаемый социальный статус в жестко заданных физических и социальных условиях, к состоянию человека как активного субъекта своей жизнедеятельности в широком смысле. Это путь его восхождения от работника-исполнителя к состоянию специалиста, профессионала и далее — Мастера и Творца.

Но очевидно, что такое восхождение субъекта труда не может быть достигнуто им исключительно в «пространстве деятельности». Началом такого восхождения, видимо, может быть «пространство личности» с ее новообразованиями (самоактуализация, самоэффективность, состояние «акме» и др.), включенное в «пространство деятельности».

Таким образом, перед психологии труда как научной дисциплиной «открыты» новые и сравнительно малоизученные области — информационные и эмоциональные перегрузки, высокий темп, непривычный для человека ритм, с одной стороны, с другой — личностные новообразования субъекта труда в современных быстро изменяющихся условиях производства. Перед психологией труда обществом поставлены новые задачи.

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание феномена «стресс» в контексте практических задач, решаемых психологией труда.

2. Раскройте содержание феномена «работоспособность» в контексте практических задач, решаемых психологией труда.

3. Раскройте содержание феномена «функциональные состояния» в контексте практических задач, решаемых психологией труда.

4. Раскройте содержание феномена «акмеологические инварианты профессионализма».

202 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...

5. В чем заключается сходство и различие акмеологического и традиционных психологических подходов к проблеме успешности трудовой деятельности субъекта?

6. Приведите примеры специфических акмеологических инвариантов профессионализма в профессиях типа «человек-знак», «человек-образ», «человек-природа», «человек-техника».

Практические задания

1. Выделите и опишите особые и экстремальные условия деятельности психолога в организации (внутреннего консультанта).

2. Разработайте варианты оптимальной тактики поведения и деятельности психолога в разных условиях труда.

Литература

Алякринский Б. С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе. М., 1983.

Балинт И., Мурани М. Психология безопасности труда. М., 1968.

Береговой Г. Т., Завалова Н. Д. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М., 1978.

Биоритмы и труд / Под ред. А. Д. Слонима. Л., 1980.

Бишоп Р. Колебания. М., 1979.

Виру А. А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. Л., 1981.

Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М., 1998.

Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. М., 1980.

Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М, 1983.

Котик М. А. Психология и безопасность. Таллин, 1981.

Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.

Мейстер Д., Рабидо Дж. Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления. М., 1970.

Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М., 1985.

Физиология трудовой деятельности / Под ред. В. И. Медведева. СПб., 2003.

Функциональные системы организма / Под ред. К. В. Судакова. М., 1987.

 

Глава 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...