Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология лечебного взаимодействия. Проблема ятропатогении.




Различаем ятрогению соматическую, при которой может идти речь о причинении вреда лекарствами (пример: аллергические реакции после применения антибиотиков), механическими манипуляциями (хирургиче­ские операции), облучением (рентгенологическое исследование и рентге­нотерапия) и др. Соматическая ятрогения, возникшая не по вине медицин­ских работников, может произойти в результате неясностей и нерешенных проблем, вытекающих из современного уровня развития медицины, а также вследствие необычной и неожидаемой патологической реактивности боль­ного, например, на лекарство, которое в других случаях не вызывает ослож­нений. В области соматической ятрогении относительно легче установить причины поражения, чем при психической ятрогении. Иногда бывает оче­видным, что они связаны с недостаточной квалификацией врача.

Психическая ятропатогения является типом психогении. Психогения означает психогенный механизм развития заболевания, то есть развитие болезни, обусловленное психическими влияниями и впечатлениями, физио­логически – в общем – посредством высшей нервной деятельности чело­века. Психическая ятрогения включает в себя вредное психическое воздей­ствие врача на больного. Мы должны указать здесь на значение слова и всех средств контактов между людьми, которые действуют не только на психику, но и на весь организм больного.

21.Основные проблемы клинической психологии детского возраста.

• Выделяют три основных вида аномального онтогенеза: недоразвитие, задержка психического развития и искаженное развитие.

• 1. Недоразвитие

• Касается особенностей психики, связанных либо с врожденными дефектами, либо с приобретенными в самом раннем детстве (натальный и постнатальный период)

• Недоразвитие - виды изменений психики, которые ограничивают развитие, задают некоторые его пределы, связанные с измененной, нарушенной морфофункциональной структурой мозга.

• Большинство детей с недоразвитием - олигофрены. Это лица, которые не могут достичь полноценного уровня развития, приобрести большинство профессий. Их социальная адаптация сильно затруднена. Основная особенность - их можно обучить, но до какого-то предела, перейти который принципиально нельзя.

• Степени олигофрении:

• 1. Дебильность.

• Эти дети обучаются в специальных школах, по специальным программам с небольшими классами, увеличенными сроками обучения. Их обучают некотрым видам несложных профессий (с/х, картонажные работы). Личностные особенности - мягкие, отзывчивые, мотивационная структура сильно упрощена.

• Внутри одной и той же степени олигофрении (дебильность) могут быть поставлены различные диагнозы, связанные с различным происхождением болезни.

• 2. Имбецильность.

• Более тяжелый уровень недоразвития. Такие дети обычно живут в специальных интернатах, их пытаются обучить, по крайней мере, простейшим навыкам самообслуживания.

• 3. Идиотия.

• Самая тяжелая степень олигофрении. Практически невозможно обучение социальным навыкам.

• 2. Задержки психического развития.

• Дети с ЗПР по тестам могут давать те же показатели, что и олигофрены. Но:

• ЗПР - временная задержка уровня психического развития (интеллектуального, коммуникативно-мотивационного и др.), связанная с действующими прижизненно факторами, обусловившими эту задержку. Поэтому, в отличие от недоразвития, ЗПР может быть компенсирована.

Факторы ЗПР:

- проблемные родители (алкоголики, отказ от детей и т.п.)

- плохой детский дом (эмоциональная депривация и др.)

- соматические болезни, надолго отрывающие ребенка от социального окружения (в т.ч. ДЦП)

- ММД (минимальные мозговые дисфункции, практически не выявляемые медицинским путем)

Наиболее часто встречающийся вариант дизонтогенеза. Необходимы занятия по специальным корректирующим программам, устраняющим отставание. Обучение в заведениях для дебилов ухудшает ситуацию и затрудняет возможность социальной адаптации.

3. Искаженное развитие.

Не связано с неполноценностью интеллектуального развития, но развитие происходит заметно иначе, чем в норме. Один из распространенных вариантов - ранний детский аутизм (РДА).

РДА - вариант искаженного развития, возникающий в детстве по неизвестным причинам. Ребенок полноценен в умственном плане, но имеет нарушенные способы коммуникации - он практически не использует речь для общения с людьми. При этом владение речью не нарушено. Кроме того, замечена особенность эмоциональной сферы - нет эмпатии, холодность. Как это связано с речевыми особенностями - неизвестно.

Таким образом, дети развиваются искаженно, но их нельзя назвать неполноценными, они могут очень хорошо учиться, иметь высокий интеллектуальный уровень. Их можно «выровнять» специальными методами, занимаясь с ними в течение ряда лет, такое лечение дорого и трудоемко.

 

22.Основные проблемы клинической психологии подросткового возраста.

Переход от детства к зрелости всегда считался критическим,

однако кризис этого возраста (пубертатный) значительно от-

личается от кризисов младших возрастов, т. к. является самым

острым и продолжительным. Связано это с комплексным воз-

действием на подростка целого ряда соматических, психологи-

ческих и социальных факторов.

В основе бурных и подчас болезненно переживаемых сомати-

ческих изменений организма подростка лежит в первую оче-

редь интенсивная физиологическая перестройка организма, за-

канчивающаяся достижением половой зрелости. У подростков,

кроме формирования вторичных половых признаков, отмеча-

ется изменение взаимоотношений частей тела: туловище еще

детское при быстром развитии конечностей.

Изменения в эндокринной системе не могут протекать без соот-

ветствующих изменений в психике. В связи с этим в момент

особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечает-

ся выраженное психическое беспокойство, повышенный уро-

вень тревожности. Пытаясь избавиться от этой тревожности,

выплеснуть ее вовне, они часто вступают в конфликты, неред-

ко отмечаются коллективные драки. Этим же объясняется по-

вышенная склонность подростков к посещению массовых

шумных рок-концертов, употребление наркотиков и алкоголя.

Кроме гормональных сдвигов и психических изменений, у

подростков наблюдаются и глубоко психологические, личност-

ные изменения, прямо не связанные с перестройкой эндокрин-

ной системы. К таким изменениям следует отнести формиро-

вание нового самосознания с повышенным чувством собст-

венного достоинства, собственных возможностей и способно-

стей. Вступление во взрослую жизнь — не одномоментное событие, а

длительный процесс, биологические и социальные стороны

которого имеют свои силы, свой ритм и темпы развития. В

связи с высокими, но не синхронными темпами физического и

психического развития подростков у них возникает много та-

ких потребностей, удовлетворить которые в условиях еще не-

достаточной социальной зрелости не всегда возможно. Поэто-

му депривация потребностей в подростковом периоде наблю-

дается чаще и выражена значительно сильнее, чем в более

младшем возрасте, и преодолеть ее из-за отставания в психи-

ческом и социальном развитии подростка очень трудно. новообразования подросткового возраста,одним из них является формирование чувства взрослости, т. е состояние, когда основная масса потребностей подростка ни-

чем не отличается от таковых у взрослых. Но объективно по-

лучается так, что при наступающем взрослении социальная си-

туация для подростка, как правило, не меняется — он остается

учащимся и находится на иждивении у родителей, лишен ряда

гражданских прав, что порой приводит к неразумным трудно-

стям, входит в конфликт с реальной действительностью. Переориентация общения с родителей, учителей и вообще стар-

ших на ровесников — одна из главных тенденций переходного

возраста. Потребность в общении со сверстниками, которых не

могут заменить родители, возникает у детей довольно рано, а с

возрастом усиливается. Поведение подростков по самой сути

своей является коллективно-групповым. Общение со сверстни-

ками представляет собой очень важный специфический канал

информации, по которому подростки узнают многие необхо-

димые вещи, не сообщаемые им взрослыми.

 

23.Концепция профиля личности в психосоматике.

• Для проблемы специфичности психосоматических расстройств обычна постановка следующих вопросов: предрасположены ли лица, обладающие определенной личностной структурой, к определенному психосоматическому заболеванию; приводят ли определенные конфликтная и общая жизненная ситуации к определенному психосоматическому заболеванию; существует ли взаимосвязь между поведенческими особенностями человека и риском заболевания определенным психосоматическим заболеванием. Наибольшее число работ, выполненных как клиническим, так и экспериментально-психологическими методами, посвящено поискам «профиля личности», специфичного для того или иного психосоматического расстройства. Точка зрения, утверждающая наличие подобных профилей личности, имеющих диагностическую, прогностическую и терапевтическую значимость, обычно связывается с исследованиями Данбар, представленными в получивших широкую известность монографиях «Эмоции и соматические изменения», «Психосоматический диагноз». В англо-американской литературе разных лет описывались характерные личностные профили для больных грудной жабой (I20), гипертонической болезнью (I10), бронхиальной астмой (F54), язвенной болезнью желудка (K25), спастическим колитом (F45.3), ревматоидным артритом (М05), мигренью (G43) и др.

• Общим итогом этих исследований явилось, скорее, отрицание личностных структур, характерных для отдельных заболеваний. Многие авторы склонны отказаться от поиска профилей личности, заменить этот аспект исследований описанием особенностей личности психосоматического больного вообще, рассматривая в качестве базисной характеристики наличие инфантильной личностной структуры, невротической жизненной позиции, поскольку соматическое выражение эмоциональных переживаний является инфантильной формой их выражения.

• Что же касается специфических конфликтных и жизненных ситуаций, то поиски их также не увенчались успехом. В конечном счете, подчеркивает Стоквис, совсем не важно, что переживает человек, гораздо важнее, как он перерабатывает пережитое, поэтому не сами конфликты, а лишь тип и характер их переработки могут обнаружить сходство и только в этом отношении и можно было бы говорить об их специфике. К этому вопросу, одному из наиболее актуальных для дальнейшего развития проблемы психогенетического анализа, и основывающейся на нем психотерапии неоднократно обращались авторы, придерживающиеся самых различных взглядов на природу психогенных расстройств у человека. Комплексу патологических симптомов, обычно используемому в диагностически-терапевтическом плане, противопоставляются более значимые эмоционально-мотивационные нарушения перцептивного познания мира и установок по отношению к людям и событиям. В этом случае, отмечает Фортуна, именно специфический характер переработки конфликтных переживаний явился бы основанием для классификации и терапии (например, «невроз с механизмом подавления эмоций и рационализацией», «невроз с конфликтом соперничества, компенсированным механизмом стремления к самоутверждению» и т. д.). Одной из попыток решения этих сложнейших вопросов с позиций психологии отношений явились работы Мясищева, в которых он рассматривал основные клинические формы неврозов (F40-F48) как зафиксированные особенности отдельных механизмов болезненного восприятия и переработки жизненных трудностей, переживаемых человеком.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...