Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2.Организация мероприятия для старших классов по тематике «Культура и свобода личности»




 

Открытый урок в рамках дисциплины «Обществоведение» (название может варьировать). Рассчитан на 11 класс.

Цели и задачи урока:

На основе полученных знаний о культуре и фундаментальных ценностях способствовать формированию осознанного отношения молодежи к ним, указать на опасность девальвации и уничтожения ценностей, укрепить их в убеждении о необходимости ежедневной борьбы за истину, добро, справедливость и другие стержневые основы культуры.

В ходе урока учащиеся смогут:

• Уяснить основные черты понятия культура, понять невозможность существования культуры вне созидающей деятельности, без человека, вне человеческих ценностей.

• Понять важность ценностей для человека и культуры в целом.

• Научиться анализировать сущность фундаментальных ценностей.

• Высказывать свое мнение по дискуссионным вопросам современной духовной жизни.

• Понять важность защиты своих ценностей от девальвации и уничтожения.

• Продолжить формирование навыков работы при фронтальном взаимодействии с учителем, участия в дискуссии, анализа проблемных ситуаций.

Форма урока:

Урок - фронтальная работа с элементами дискуссии. Оборудование урока:

Учебник под редакцией А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание» 11 класс, «Русское слово», 2002 год. Мультимедийный проектор и экран. Компьютерная презентация к уроку. Раздаточный материал.

План урока:

. Многозначность понятия культура.

. Важность ценностей для человека и культуры.

. Главные ценности духовной сферы.

. Главные ценности социальной, экономической, политической жизни.

. Почему человек должен защищать свои ценности.

. Домашнее задание.

Основные вопросы урока:

. Почему культура вырастает из созидательной человеческой деятельности?

. От каких ценностей человек, не откажется ни при каких обстоятельствах?

. Что такое истинная красота?

. Какое место занимает добро в межличностных отношения?

. Как соотноситься власть с другими фундаментальными ценностями?

. Почему без свободы не могут обойтись все сферы общественной жизни?

. Почему ценности нужно защищать?

. Как утрачиваются ценности?

. Как связаны фундаментальные и локальные ценности в жизни человека?

Словарь урока:

• Духовная сфера жизни общества

• Культурный герой

• Культура

• Фундаментальные ценности

• Истина, добро, красота, справедливость, польза, власть, свобода Эпиграфы урока:

«Культура - это итог достижений итог достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях...в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». А. Швейцер

«Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочее, но худо не быть при этом человеком».

В.Г.Белинский

«Быть свободным это ничто, стать свободным это всё».

Карл Бернс

«Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре».

У.Шекспир

«Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

 

В.О.Ключевский. Порядок проведения урока.

Этапы урока Формы и методы Ожидаемые результаты Формы контроля и оценивания
1.Мотивация «Мозговой штурм» Процесс осмысления главного определения урока, ученики высказывают собственные взгляды по поставленным вопросам. Активность участия в работе, навыки устного выступления и сравнительного анализа.
2.Анализ проблемной ситуации Работа индивидуально и фронтально. Учащиеся учатся анализировать различные варианты выхода из проблемной ситуации Умение понять замысел учителя, представившего проблемную ситуацию
3.Постановка проблемы. Работа с текстом. Определяется основная проблема занятия -соотношение культуры и фундаментальных ценностей Точность формулировок, умение выделить главное, широта мышления, умение находить общее и различия.
4-5. Изучение основной проблемы Работа индивидуально и фронтально. Дискуссия. Учащиеся выявляют сущность отдельных фундаментальных ценностей. Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами.
б.Закрепление полученных знаний Работа индивидуально и фронтально с опорой на проблемное задание. Учащиеся, указываю на важность защиты фундаментальных ценностей, отвечают на главный вопрос Умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления.
7.Подведение итогов Работа фронтально. Учащиеся уточняют домашнее задание Умение детализировать общее задание.

 

Ход урока. 1.Вступление.

Учитель начинает работать с наглядностью, образом «древа» культуры. Учитель рассказывает миф о Прометее, о культурном герое.

Вопросы учителя:

Кто из Вас готов отказаться от даров Прометея в пользу даров Эпиметея?

Может ли культура возникнуть без человека?

Всякая ли творческая активность создает культуру?

Что делает деятельность человека созидающей культуру?

Два определения культуры.

Культура есть мера человеческого в человеке.

Культура есть результат преобразовательной деятельности человека, возвышающей человека.

Вопрос учителя:

Если человек и его творческая деятельность корни древа культуры, что является его стволом?

.Проблемный тренинг.

Учитель предлагает написать на листочке бумаге самое дорогое для учеников, то, что приносит радость, дарит смысл жизни. И предлагает смять листочки. Затем снова развернуть. Вопросы учителя:

Что Вы почувствовали, когда смяли листок? Что Вы почувствовали, когда вновь развернули?

Это и есть Ваши ценности! То, что Вы боялись потерять, но не потеряли! Характерные черты ценностей:

достойные желания, свободный выбор человека;

выражают наивысший уровень отношений между людьми и общностями;

не могут быть отобраны у человека, ни при каких обстоятельствах.

З.Главный вопрос урока:

Может ли культура остаться культурой, а человек человеком без личных и фундаментальных ценностей?

.Главные ценности духовной сферы.

Учитель обращается к доске, где вывешен перечень фундаментальных ценностей:

Красота

Добро

Истина

Справедливость Польза Власть Свобода

Учитель начинает работать с таблицей - соотношение четырех сфер общественной жизни с фундаментальными ценностями. Соотносит с таблицей первые три понятия:

Рассказывает притчу об истинной и ложной красоте («вельможа на пире льстецов») не полностью, предлагает закончить её учеников;

Раздает афоризмы о добре и зле с пропущенными словами;

Задает вопрос о «носе Буратино», рассказывает, по каким внешним признакам психологи определяют лжецов.

.Главные ценности социальной, экономической, политической жизни.

Учитель продолжает работать с таблицей - соотносит с таблицей, оставшиеся четыре понятия:

Рассказывает притчу о «справедливом питании», предлагает ученикам найти выход из кризисной ситуации;

Задает вопрос: какая одна из фундаментальных ценностей не может существовать автономно? (Власть)

Предлагает найти ценность, без которой не может существовать ни одна сфера общественной жизни? (Свобода)

Найдите самую лучшую пару для ценности «Польза» (Добро) б.Почему человек должен защищать свои ценнности.

Вопрос учителя:

От каких фундаментальных ценностей Вы готовы отказаться? Почему нужно защищать свои ценности?

Учитель приводит слова поэта:

«Я предан этой мысли! Жизни годы Прошли недаром, ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой!»

И.В.Гёте «Фауст»

Предлагает ученикам ответить на главный вопрос урока:

Может ли культура остаться культурой, а человек человеком без личных и фундаментальных ценностей?

.Домашнее задание

Учитель предлагает дома дописать Законы гимназии, опираясь на новые знания о культуре и ценностях.

.Подведение итогов урока.

Вы только отправляетесь в плавание под названием «жизнь». Чтобы Ваш корабль в бурях и невзгодах не сбился с пути, будьте на нем капитаном -человеком, созидателем, защитником ценностей.

 


Заключение

 

Сопоставляя подходы к личности и проблеме культуры и свободы, можно сделать выводы.

.Основоположники фрейдизма за ключевой фактор формирования личности взяли бессознательную часть психики человека. Они отрицали сознание, так как оно является маскирующим механизмом перед лицом противостоящей индивиду социальной среды. Личность с позиций фрейдизма - это психика, в которой намешано все то, что произошло, и происходит с человеком на протяжении всей его жизни.

Таким образом, в нашем понимании «личность» - это статус человека в обществе. Этот статус необходимо развивать, поддерживать, чтобы не возник обратный процесс - деградация личности.

Несмотря на широкое распространение и популярность, гуманистическая психология и психотерапия в России стоит в самом начале своего пути. Исходный корпус идей, обогащённый культурной, психологической, философской, теологической традициями и терапевтической практикой, несомненно, еще не раз даст почву новым концепциям и подходам, как отечественным, так и зарубежным. Какими они окажутся и в рамках какой научной парадигмы получат наибольшее развитие, на сегодня определить сложно.

.Культура, по мнению Швейцера, находится в глубоком кризисе, основные формы проявления которого - господство материального над духовным, общества над индивидом. Материальный прогресс, считает Швейцер, не вдохновляется более идеалами разума, а общество обезличивающим, деморализующим образом подчинило индивида своим целям и институтам.

Культура выражается в материальном и духовном прогрессе (Швейцер не проводит различия между понятиями культуры и цивилизации), росте благосостояния человека и общества, но ни как не сводится к этому. Самое существенное в ней - этическая основа, та высокая человеческая цель, ради которой она и существует. Воля к прогрессу в его универсальном и собственно этическом аспектах производна от мировоззрения, утверждающего мир и жизнь как ценности сами по себе. Кризис культуры в конечном счете обусловлен кризисом мировоззрения.

.Ограничения возможностей индивида в человеческом обществе многообразны и поддаются преодолению в различной степени. Широко используемая в литературе по проблемам развития концепция человеческого развития позволяет провести анализ основных источников обездоленности, начиная от неграмотности и недостатков системы здравоохранения до безработицы и нищеты. Доклад, подготовленный в этом году, характеризуется значительным расширением тематики и посвящен, в частности, важности культурной свободы и потерям для человека и общества, связанным с ее дефицитом.

Такое изменение угла зрения не означает отказа от основополагающих принципов концепции человеческого развития. Глубинным мотивом по-прежнему остается поиск путей к повышению уровня жизни людей и расширению их свободы. Отрицание культурной свободы способно привести к ограничению возможностей людей, обеднению их жизни и отрыву от тех культурных связей, к которым они стремятся. Поэтому концепцию человеческого развития необходимо расширить, включив в нее признание важности культурной свободы.


Список использованной литературы

 

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 368 с.

.   Альберт Швейцер - великий гуманист XX века. Сост. В. Я. Шапиро. Ред. В. А. Карпушин. - М.: «Наука», 2008. - 235 с.

.   Калягин А. Н., Блохина Н. Н. «Благоговение перед жизнью» доктора Швейцера (к 130-летию со дня рождения). // Сибирский медицинский журнал. - Иркутск, 2004. - Т.49. № 8. - С. 92-95.

.   Петрицкий В. А. Свет в джунглях. - Л.: «Детская литература», 2007. - 254 с.

.   Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М,. Политиздат, 2007 - 400 с.

.   Столяренко Л.Д. Психология СПб.: Питер, 2010 - 592 с.

.   Холл К., Линдсей Г. Концепции личности. - М., 2006 - 328 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...