Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и задачи вступления и заключения к сочинению




Вступление может Заключение
  1. Вводить в тему текста.   1. Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, предыдущим изложением.  
  2. Сообщать об основной проблеме текста.   2. Должно завершить сочинение, ещё раз обратив внимание эксперта на самое главное.  
  3. Быть основным тезисом, который вы будете аргументировать.   3. Должно быть логическим завершением ваших рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.  
  4. Быть основанием для объяснения основной проблемы.     4. Может содержать ваше решение проблемы, поставленной автором.
  5. Быть формулировкой вашего понимания авторской позиции.   5. Может отражать ваше личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.  
  6. Содержать сведения о своеобразии художественного мира автора текста (если это своеобразие нашло отражение в теме, идее, проблематике текста).     6. Может дополнять мысль автора.
  7. Определять круг проблем, затронутых автором.   7. Может содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых тем и проблем.  
  8. Содержать ваш взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором.     8. Может содержать этически корректное возражение автору.
  9. Содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.   9. Может представлять собой развёрнутую или логически завершённую мысль, высказанную во вступлении. (Тогда ваша работа будет хороша в композиционном плане).  

 

– Чтобы вам было понятнее, с чего начать и чем закончить своё сочинение, давайте опять-таки обратимся к очередному тексту и на его примере сделаем работу.

 

(1) Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди и не только не считающие себя диверсантами, но мнящие себя друзьями природы.

(2) Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10 000 000 тонн нефти. (3) Говорят, Рейн несет в своих водах каждые сутки столько же ядовитых химических веществ, сколько могут перевезти 1000 железнодорожных составов.

(4) Говорят, одна только средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает в сутки в окружающий воздух 500 тонн серы, в виде серного ангидрида, который, соединяясь с любой водой, тотчас дает серную кислоту.

(5) Цифры, если их собрать, потрясающи; картина, если ее нарисовать, ужасна.

(6) Остановиться уже нельзя. (7) Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь.

(8) Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну. (9) Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом. (10) Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например, перепелят. (11) Он схватит одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нем от века. (12) Насе-комоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех, ну, каких-нибудь там личинок, однако ее возможности ограничены самой природой.

(13) Но вот я разглядываю картинки в книге Дорста «До того, как умрет природа». (14) Люди расстреливают стадо бизонов с поезда. (15) Тысячи туш остаются лежать и гнить в степи, потому что людям нужны были только шкуры.

(16) Врезавшись в одуревшее стадо бизонов на летящем поезде, люди стреляют, пока есть патроны либо пока есть бизоны.

(17) Лежбище котиков. (18) Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. (19) Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или есть котики. (20) Как можно больше убить, как можно больше схватить.

(21) Истреблена морская корова, истреблена птица гага, истреблены – фактически – зубры, если не считать нескольких штук в Беловежской пуще.

(22) Под угрозой истребления киты, слоны, страусы, крокодилы, носороги, многие виды животных и птиц.

(23) Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, пока шевелится, бей, если можешь убить и... положить в карман гладкий холодный кружочек золота.

(24) Да, как ни печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшим человека на путь так называемого технического прогресса, была неутолимая, ненасытная жадность.

(25) Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но перешагните уязвленное самолюбие, посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории.

(26) Кто-то убил последний экземпляр морской коровы, последний экземпляр гаги. (27) Кто-то убьёт последний экземпляр кита и лебедя. (28) Мало ли что другие экземпляры. (29) Но ведь именно от этого назад тянулись назад и вперёд цепочки поколений. (30) А теперь осталась только одна цепочка – назад. (31) Нитки поколений перерезаны ненасытной жадностью человека.

(По В. Солоухину)

 

– Итак, с чего начать сочинение? Смотрите, сколько вариантов вступлений может быть к нему по предложенному тексту.

 

 

Варианты вступлений

Вступление может быть написано в форме:

1. Лирического размышления.

2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме) текста.

3. Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали тексту. (Не забудьте: в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт.

4. Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста.

5. Ряда назывных предложений, создающих картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.

6. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику. Будьте осторожны, если начинаете сочинение с цитаты! Только тогда используйте её, когда помните дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка.

7. Может начинаться с ключевого слова текста (именительного темы).

8. Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста.

9. Описательного утверждения.

 

 

Варианты вступлений

Вступление может быть написано в форме: Пример
  1. Лирического размышления.     Как хороша наша Земля, сфотографированная космонавтами, в чёрной бездне Вселенной. Она сияет всеми оттенками от нежно-голубого до тёмно-фиолетового, и цвета эти не кажутся холодными: тёплый маячок, единственная родная гавань для тех, кто смотрит на неё из иллюминатора космического корабля, восторженно замирая от невероятной красоты. Исчезни Земля – и потеряет Галактика самый яркий свой бриллиант. Но какая-то неведомая космическая сила бережёт своё сокровище – нашу планету – от потока метеоритов-убийц, от столкновений с кометами, сохраняя, всё живущее на Земле, в том числе и нас. А мы? Как мы сами храним то, что давно и привычно именуем своим домом? В. Солоухин рисует страшную картину нашего «хозяйствования».  
  2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме) текста.     Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто хочет поехать за город, чтобы отдохнуть там в весёлом берёзовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждёт нас в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В. Солоухин.  
  3. Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали тексту. (Не забудьте: в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт.     «Заклятые друзья природы» – вот название, которое я дал бы предложенному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чём пишет в своей статье В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся хотя бы вот к этому факту ….
  4. Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста.     Давай возьмём с тобой Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжёлая? Ещё бы: ты посмотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными, вечными жителями… Нет, не всемирный поток, и не ледниковый период, и не коварные смертоносные вирусы стали причиной их гибели. Да вряд ли они смогли бы наделать столько зла. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вместе прочтём статью В. Солоухина, писатель даёт нам исчерпывающий ответ.  
  5. Ряда назывных предложений, создающих картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.     Чёрная, обугленная земля до самого горизонта… Запах смерти… Мёртвая тишина… Ощущение дикого, вселенского одиночества… Всё это ждёт человечество, если оно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет В. Солоухин в своей статье.  
  6. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику. Будьте осторожны, если начинаете сочинение с цитаты! Только тогда используйте её, когда помните дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка.     «Судьба человека – в руках человечества. Вот в чём ужас». Эту фразу В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, а потому и запомнившуюся, я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В. Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к природе.
  7. Может начинаться с ключевого слова текста (именительного темы).     Жадность. Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писал и А. С. Пушкин («Скупой рыцарь»), и Н. В. Гоголь («Мёртвые души»), и О. Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и то она выглядит отвратительно!), и совсем другое, когда овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В. Солоухин.  
  8. Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста.     Довелось мне в прошлом году вместе с отцом пролетать на вертолёте над нашей дальневосточной тайгой. Честно признаться, было такое впечатление, что смотрю на экран, где идёт фильм-катастрофа: гектарами вырубленный лес: причём, лучшие экземпляры сосен, кедров, а остальное – покорёжено, повалено, ободрано… Приземлились у небольшой реки, пошли набрать воды для чая, а на берегах горы тухлой горбуши, выловленной браконьерами ради икры: икру уносят, а рыбу бросают здесь же. Представьте себе огромные (тонны!) кучи дальневосточного лосося, кишащие червями. Ради чего совершено это варварство? Ответ ясен каждому, но писатель В. Солоухин в своём тексте особенно жёстко, открыто, горько напоминает нам о том, в кого мы превратились в погоне за «гладким холодным кружочком золота».  
  9. Описательного утверждения.     Когда мы запрокидываем голову, разглядывая ночное небо, то пытаемся представить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка, есть. Но едва ли найдётся ещё одна такая планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали её самые разумные обитатели… Что движет ими, заставляет их совершать такие безумные поступки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В. Солоухин.  

 

 

– Посмотрите, какой вариант вступления вам проще всего написать. Выбрали? Тогда и выбирайте ещё и вариант заключения.

 

 

Варианты заключений

Заключение может быть написано в форме:

1. Обзора всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств.

2. Этически корректного возражения автору исходного текста.

3. Спора с воображаемыми критиками позиции автора.

4. Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста.

5. Яркого примера, обобщающего ваши суждения.

6. Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного(-ых) положения (-ий).

7. Вывода-впечатления.

8. Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям.

9. Развёрнутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.

 

 

Варианты заключений

 

Заключение может быть написано в форме: Пример
  1. Обзора всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств.     Итак, грязные реки и озёра, ядовитые продукты, искорёженная земля, леса, опустевшие без животных и птиц, воздух, который, порой вызывает страшные заболевания, – вот тот мир, в который приведёт человечество его алчность, не знающая предела.
  2. Этически корректного возражения автору исходного текста.     Сложно не согласиться с В. Солоухиным, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество всё-таки понемногу освобождается от власти денег, от жажды наживы: американцы свои леса, реки, озёра считают высшей национальной ценностью; японцы активно занимаются восстановлением биоресурсов; европейские государства законодательно вводят высокие штрафные санкции против тех, кто нарушает экологию… Радует и то, что многие виды растений, птиц, животных, ранее занесённых в Красную книгу, уже не значатся как исчезающие. Конечно, ещё пока рано рисовать оптимистические картины, но человечество, кажется, начало отличать истинные ценности от ложных.  
  3. Спора с воображаемыми критиками позиции автора.     Не все, наверное, согласятся с позицией В. Солоухина. Наверное, найдутся и те, кто скажет, что слишком уж пессимистична картина, нарисованная автором в самом начале текста. Но разве не страшен тот факт, что за последние десятилетия исчезли сотни маленьких речек? А это следствие беспощадной вырубки леса вдоль берегов, осушения болот… Кто-то скажет, что мало верит в такое загрязнение Мирового океана. А разве не убедительны случаи массовой гибели морских животных, птиц? Разве не убедительно и то, что у нас всё меньше и меньше природных запасов чистой питьевой воды? И уж нужно быть совсем слепым упрямцем, отрицая тот факт, что многие природные катаклизмы (самые очевидные из них – пожары, наводнения) – результат безнравственного отношения человека к природе.  
  4. Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста.     Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Е. Евтушенко: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Без соблюдения этой нравственной заповеди, без побед над своими пороками вряд ли каждый из нас может считать себя homo sapiens – человеком разумным, бережно охраняющим своё жилище – Землю.  
  5. Яркого примера, обобщающего ваши суждения.     Как-то я читала сказку о жадном человеке, страстно мечтавшем о том, чтобы всё, к чему он прикасается, превращалось в золото. Бог решил «осчастливить» этого глупца и выполнить его просьбу. Итог страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли его роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда очень не хочется, чтобы сказка стала былью…  
  6. Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного(-ых) положения (-ий).     О человеке, который, плывя по морю, усердно ковыряет дырку в лодке, или о том, кто рубит сук, на котором сидит, каждый из нас скажет, что это безумцы. А чем разумнее их мы, «живущие на Земле люди.., мнящие себя друзьями природы и бездумно обрывающие те ниточки, которые связывают нас с жизнью?  
  7. Вывода-впечатления     Одна из крайних сущностей денег – быть платой за убийство всего живого. Об этом невольно думаешь, прочитав текст В. Солоухина. А что потом человечество будет делать с жёлтым металлом на мёртвой планете? Неужели мои потомки будут знать многие растения, животных, рыб, птиц лишь по рисункам в токсичных пластиковых книгах? Даже страшно подумать о том, куда ведёт нас путь наживы…  
  8. Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям.     Мы уже давно твердим: природа – наш дом. Следовательно, её гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить, отремонтировать, то нельзя построить или отремонтировать море или речку, животный или растительный мир. Да и вряд ли совестливый хозяин станет жить в покосившемся доме. А ведь бессовестных людей на Земле гораздо меньше… Тогда почему наш дом полуразрушен?  
  9. Развёрнутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.     «Вселенские диверсанты… не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди», перерезая своей «ненасытной жадностью» «нитки поколений». Наверное, наделяя человека умом, природа не думала, что человек обратит эту награду против неё, сделав своё самое большое достояние не добрым, а коварным, усилив его жадностью и жестокостью. Но вряд ли кто станет отрицать, что в природе всё взаимосвязано, и, уничтожая связующие нити, мы когда-нибудь в азартной погоне за деньгами отрежем и ту, что связывает нас с жизнью.  

 

 

– Хотите проверить, насколько хорошо вы запомнили варианты создания вступления и заключения? Тогда напишите их по предложенным образцам к следующему тексту:

 

(1)Говорят, что у всякой наглости есть предел. (2)Это очень хорошая поговорка, даже мудрая. (3)Но, к сожалению, не жизненная. (4)Практикой не подтверждается. (5)Любой россиянин знает, что у наглости предела нет.

(6)Вот недавний конкретный пример.

(7)Не где-нибудь в дремучем захолустье, а прямо в столице нашей родины, средь бела дня, в пяти шагах от выхода из метро два молодых здоровых боевика избили Героя России. (8)Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину. (9)Герой России, человек далеко не молодой и не слишком здоровый, еле спасся. (10)А из людей, стоявших вокруг, на помощь ему не пришел никто.

(11)Правда, у этих равнодушных граждан есть маленькое оправдание: дело в том, что боевики были одеты в милицейскую форму, да еще с сержантскими погонами. (12)Мало того, они и были сержантами милиции. (13)Чеченцы, что ли? (14)Да нет, светловолосые и светлоглазые, абсолютно наши люди. (15)Просто боевые ребята, всегда готовые врезать, кому надо и не надо, чтобы каждый знал свое место.

(16)Герой России пожаловался милицейскому начальству. (17)Оно вникло в происшествие и ответило, что боевые ребята, даже если малость погорячились, по существу правы, потерпевший сам виноват: зачем сопротивлялся, когда били и волокли в машину? (18)В конце концов, они власть, а он кто? (19)С учетом, что Герой России, преследовать по закону его не стали, но впредь пусть учтет.

(20)Надо сказать, потерпевший, действительно, был виноват, и даже дважды. (21)Нет, не в том, что упирался, когда волокли, тут его понять можно: уж если на людях бьют, то что сделают в закрытой машине, не предскажет никто. (22)Виноват он был в том, что, во-первых, по имени Магомет, а, во вторых, по фамилии Толбоев. (23)То есть, ярко выраженное лицо кавказской национальности. (24)И боевые ребята просто хотели проверить. (25)А иным методам проверки их, судя по всему, не обучили. (26)За что же наказывать – они же старались!

(27)Наверное, тем бы все и кончилось – но абсолютно рядовое происшествие раздули журналисты. (28)Дали информацию в газеты, сделали коротенький сюжет на телевидении. (29)И более высокое начальство решило проявить вежливость: перед Героем России, испытателем самолетов и космических аппаратов, извинился сам лично глава московской милиции. (30)Словом, инцидент вполне можно считать исчерпанным.

(31)Но меня гложет вот какое сомнение.

(32)А если бы потерпевшим вдруг оказался не знаменитый человек? (33)Тогда что? (34)Стала бы эта история событием? (35)Подхватили бы ее журналисты? (36)Извинялись бы перед пострадавшим от рук милицейских боевиков?

(37)Не знаю. (38)Честно скажу – не знаю. (39)Подозреваю даже, что не подавляющая, но достаточно значительная часть граждан даже одобрила бы их превентивные действия.

(40)Почему?

(41)А потому!

(42)Потому что – «понаехали тут всякие»! (43)Куда ни ткнешься, везде они. (44)Чего едут? (45)Что им тут, медом намазано? (46)Нам самим тесно, а тут еще они!

(47)Все эти тексты я не придумал – я их слышал не раз, не два и не двадцать два. (48)Ну не можем, никак мы не можем примириться с тем, что Россия – великая держава, а Москва – мировая столица. (49)Не можем примириться, что у всех ста восьмидесяти крупных и малых этносов, населяющих нашу огромную державу, права и на Россию, и на ее столицу не гостевые, а хозяйские. (50)Любой квадрат нашей общей земли принадлежит любому россиянину. (51)Где хочет, там и живет. (52)Его страна!

(53)И это для нас не беда, а большая удача. (54)Ведь как повезло Москве, что сюда понаехали Арам Хачатурян, Святослав Рихтер, Вахтанг Чабукиани, Махмуд Эсембаев, Таир Салахов и Давид Ойстрах! (55)Насколько бедней была бы сегодняшняя столица без Николая Цискаридзе, Михаила Жванецкого или Армена Джигарханяна!

(56)Если разобраться, вся Россия состоит из понаехавших. (57)Москвичи понаехали на Байкал, а сибиряки – на Волгу. (58)Русские на Кавказ, а кавказцы в Воронеж и Астрахань. (59)На Дальний Восток, вообще, понаехали все, кому не лень, потому что ленивым там делать нечего. (60)Причем, «охота к перемене мест» – очень давняя российская традиция.

(61)Тысячу лет назад в нынешнее Нечерноземье с Севера понаехали варяги, с Юга – греки, с Запада – поляки и немцы, с Востока – татары. (62)Но и сами русские не зевали: Ермак понаехал в Зауралье, Хабаров – на Амур, Крашенинников – на Камчатку, а Пржевальский – вообще, в пустыню Гоби. (63)И поди теперь разбери, кто где коренной, а кто понаехавший. (64)Так что единственный реальный выход из создавшейся мешанины – признать, что все мы равноправные россияне, понаехавшие из России в Россию. (65)И чем глубже мы это поймем, тем быстрей и бескровней оформится и затвердеет монолитная российская нация, которую никому не удастся раздробить на куски или разодрать на лохмотья.

(По Л. Жуховицкому)

 

– Завершая разговор о роли вступления и заключения в экзаменационном сочинении, ещё раз вспомним, каковы задачи вступления и заключения и приёмы их написания.

 

Задачи вступления:

– вступить в контакт с читателем;

– ввести читателя в тему;

– подготовить к восприятию текста.

 

Приёмы:

– сообщение о теме;

– сообщение об авторе;

– цитата (в том числе цитата из исходного текста);

– афоризм;

– риторический вопрос;

– вопросно-ответное единство;

– именительный темы;

– риторическое восклицание;

– сообщение о прочтении текста;

– аналогия;

– парадокс.

 

Объём: 3 – 7 предложений.

 

Задачи заключения:

– завершить контакт с читателем;

– подвести итог;

– побудить читателя к дальнейшему осмыслению проблемы.

Приёмы:

– нравственный вывод;

– резюмирование;

– цитата;

– афоризм;

– призыв;

– вопросно-ответное единство;

– возвращение к началу;

– риторическое восклицание;

– сообщение об итоге анализа текста;

– пословица;

– пожелание на будущее.

 

Объём: 3 – 5 предложений.

 

 

Использованная литература:

 

Егораева Г. Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Изд. 7-ое, прераб и доп. М, «Экзамен», 2008, с. 52 – 82.

Егораева Г. Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М, «Экзамен», 2006, с. 67 – 83, 112 – 131.

Симакова Е. С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. М., «Астрель», 2009, с. 32 – 35, 46 – 50.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...