Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальная, групповая и общечеловеческая культур




 

Важным вопросом, находящимся в центре внимания культурологических исследований, является вопрос о субъекте культуры, т.е. ее творце (продуценте) и носителе. В общем виде правомерно говорить о деятельности целой цепочки субъектов культуры: личность (индивидуальность) - малая контактная группа - социальные институты, организации и объединения - классы, сословия - этносы - страны-государства - региональные группировки - человечество. Анализируя культуру с точки зрения творящего ее субъекта и носителя, можно разделить ее на индивидуальную, групповую и общечеловеческую (мировую).

Индивидуальная культура - это культура личности. Каждый человек, являясь членом общественного коллектива, усваивает принятые в нем ценности и нормы поведения. В то же время человек как свободная личность может иметь собственные интересы и жизненные ориентиры и, осуществляя активную деятельность, способен в известной степени воздействовать на окружающий миропорядок. Индивидуальная культура определяется сознательным поиском человека своего места в обществе. Свершения великих людей остаются в памяти поколений как идеалы, достижения человеческого гения.

Сообщество людей, соединенных объективными свойствами в целостное образование, формирует характер групповой культуры. Критерии обозначения рамок групповой культуры могут быть самыми разными и определяются по конфессиональным (христианская, мусульманская, индуистская), национальным (русская, татарская, японская), профессиональным (врачебная, учительская, рабочая), формационным (феодализм, капитализм, коммунизм) и прочим признакам.

Уникальное единство неповторимых, самобытных культур различных народов, населяющих нашу планету, синтез их лучших достижений составляют мировую культуру. Она воплощает прочность связей и отношений не только национальных, религиозных, государственных образований, но и общечеловеческих.  

 

Маргинальная культура

 

Этимология слова "маргинальный" связана с латинским "marginalis" - находящийся на краю. Маргиналиями долгое время называли заметки на полях книги или рукописи. Постепенно семантика данного термина значительно расширилась, сформировались производные от него понятия "маргинальность", "маргинальная личность", "маргинальное пространство", "маргинальная культура" и др. В научной литературе п. ринято различать культурную и структурную (социальную) маргинальность. Изначально под культурной маргинальностью понимали положение индивида или группы на границе двух культур. Утверждение этого подхода связано с исследованиями американского социолога Роберта Парка, который в конце 1920-х гг. разработал концепцию маргинальности и ввел в научный оборот понятие "маргинальной личности". В процессе изучения особенностей функционирования иммигрантской среды в американских городах им был создан образ "пограничного" человека, оказавшегося зажатым между двумя культурными мирами: доминирующей в обществе группой и группой происхождения. Парк обратился к анализу ситуации, когда под влиянием глобальных этносоциальных процессов (прежде всего пространственного перемещения, миграции) маргинальный человек превращается в своеобразный "культурный гибрид", болезненно переживающий внутреннее раздвоение и отчужденность от общества. Психологический портрет маргинальной личности дополняют такие черты, как замкнутость, одиночество, заниженная самооценка, критическое, порой циничное отношение к миру, боязнь будущего. Тем не менее, в самой ситуации "двойного зажима" заложены перспективы возможной адаптации к новым условиям.

Среди наиболее распространенных трактовок культурной маргинальности следует отметить определение, вытекающее из анализа ценностно-нормативных установок, принятых в рамках той или иной культуры. Маргинальность - состояние индивида или группы, отвергающих традиции той культуры, в которой они возникают, и утверждающих свою собственную систему норм и ценностей. Данный подход основан на представлении о существовании центра или магистрального направления в развитии культуры, определяемого системой доминирующих ценностей.

Отклонение от "нормальной" середины может восприниматься как со знаком "минус", так и со знаком "плюс".

Вариант 1 (негативный). Понятие "маргинальность" анализируется в контексте асоциальных проявлений, неприемлемых для большинства членов общества (контркультура, девиантность, аномия). Маргинальная культура понимается как совокупность различных по своей внутренней сущности, структуре, внешней атрибутике локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные. Маргинальность становится исключительным, фиксированным признаком контркультур - групп с отклоняющимся поведением, представляющим непосредственную угрозу общепринятым социокультурным ценностям и нормам.

Отход от принятой нормы выражается в различных видах девиантности (или девиантного поведения). Девиантность (от лат. deviatio - отклонение) - это:

.   поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;

2. социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

Девиантность возникает вследствие конфликта между нормами господствующей культуры и субкультуры на основании того, что индивиды одновременно входят в разные этнические, культурные, социальные, политические и другие группы с несовпадающими ценностями. Оказавшись перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм, маргинальный человек испытывает аномию - психологическое состояние, обусловленное чувством потери ориентации в жизни, что может привести к агрессивной социальной активности индивида с целью самоутверждения или, напротив, стать причиной его отрешенности и культурной самоизоляции. К основным видам девиантности принято относить преступность, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, самоубийства, проституцию, гомосексуализм. Ряды девиантов пополняются также за счет революционеров, анархистов, террористов, эмигрантов, безработных, нищих, бомжей, психически больных людей. Представители этих социальных групп образуют маргинальные субкультуры со своими ценностями и нормами поведения. В те периоды, когда происходит дезинтеграция и распад системы норм, нарушается стабильность общества (например, в результате модернизации или перестройки), наблюдается активизация девиантности и рост числа маргинальных субкультур, вынужденных существовать в поле действия несовместимых или конфликтных образцов поведения. Вариант 2 (положительный). Понятие "маргинальность" анализируется в контексте атипичных, необычных, "ненормальных" явлений или отклоняющегося поведения, не ведущего к глубокому потрясению общественных устоев. Маргиналами в этом случае называют новаторов, первооткрывателей, передовиков производства, героев, политических лидеров, творческую элиту и т.д.

Следует отметить, что предложенная дифференциация маргинальных явлений (по принципу "положительное-отрицательное" отклонение) носит довольно условный характер. На фоне поливекторности движения социальных групп (субкультур) относительно культурной магистрали ряд явлений невозможно отнести к четко обозначенным полюсам маргинальности.

Типологические черты маргинальности правомерно выявлять применительно лишь к конкретной культурной парадигме, ограниченной временными и пространственными рамками. Анализируя дихотомию "доминирующая культура" - "маргинальная культура", где первая выступает как норма, а вторая как отклонение от нормы, целесообразно подчеркнуть, что ценностно-нормативная система носит подвижный, динамичный характер, а значит, велика вероятность (неизбежность) ее кардинальной трансформации под влиянием социально-экономических, политических, духовных и других факторов в течение определенной исторической эпохи. Культура в целом имеет сложную организацию и функционирует в русле взаимодействия трех уровней программ поведения и коммуникации. Первый уровень состоит из реликтовых осколков прошлых культур. Они сохраняются в современном мире и проявляются зачастую лишь в сфере бессознательного (например, в виде уходящих корнями в первобытность различных суеверий). Второй уровень обеспечивает воспроизводство существующего типа культуры. И, наконец, третий - адресует свои поведенческие программы будущим поколениям. В этой иерархической структуре особое место принадлежит маргинальным феноменам. Они напоминают о себе, с одной стороны, как атавизм, т.е. пережиток прошлой культуры, с другой, как авангард нынешней, закладывающий базис грядущей культурной парадигмы. Маргинальная культура нередко становится тем "испытательным полигоном", где готовится почва для замены культурных образцов, формируется набор принципиально новых культурных предложений. В результате спонтанной коммуникации и расширения "диапазона приемлемости" господствующая культура ассимилирует маргинальные элементы, и они становятся частью культурного канона, т.е. утверждаются в качестве нормы и даже классики.

В разные эпохи мировой культуры не прекращались поиски новых приемов и средств художественной изобразительности. Наряду с устойчивыми стилями и строгим каноном (в живописи, литературе, музыке, театральном искусстве и пр.) формировались течения, отклоняющиеся от нормы и постепенно расшатывающие основы принятой художественной системы. Например, в европейском изобразительном искусстве с последней трети Х1Х века в оппозиции к академической живописи находились маргинальные в тот период импрессионизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм во Франции, живопись прерафаэлитов в Англии, а также ар нуво, юнгендстиль, объединение Сецессион. В недрах индустриальной цивилизации ХХ века родились маргинальные течения модернизма: фовизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. Принимаемое поначалу в штыки новаторство в искусстве постепенно становилось неотъемлемой частью многоаспектной действительности.

Принадлежность индивида или группы к маргинальной субкультуре определяется целым рядом объективных и субъективных причин: экономических, психологических, политических, религиозных и т.д. Различают два вида маргинальности: во-первых, вынужденную, обусловленную главным образом влиянием внешних факторов (эту группу составляют безработные, пенсионеры, инвалиды, отчужденные от производственного процесса; спецпереселенцы, заключенные и т.д.), и, во-вторых, сознательно выбранную маргинальность. Добровольная эмиграция, переезд из села в город, принадлежность к религиозным сектам или ультрарадикальным политическим движениям, новаторство в творчестве - те случаи, когда индивид осознанно соотносит социальную норму и личные нравственные ориентиры и выбирает свой жизненный путь. Например, в период господства советской тоталитарной модели культурного развития осознанный шаг в сторону маргинальности (противостояния "официозу") сделали диссиденты, нонконформисты, представители андеграунда.

В постмодернистском пространстве существует множество не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций. Отрицаются культурные стереотипы и запреты, власть всеобщности и авторитарных образцов. Культура в целом представляется совокупностью многочисленных субкультур с присущей им спецификой поведенческих практик, ритуальностью и символикой. Маргинальность перестает восприниматься как отход от нормы, становится равнозначной частью среди других компонентов культуры. Маргинальное искусство, маргинальная литература, маргинальная философия, маргинальная публицистика не вступают в оппозицию с давно признанными (традиционными, классическими, академическими) художественными и научными направлениями, а занимают свою нишу в хаотичном постмодернистском мире. 


5. Понятие "цивилизации"

 

Термин "цивилизация" французского происхождения, этимология которого связана с латинским словом "цивилис" - гражданский, государственный, общественный. Понятие "цивитас" (гражданство, гражданское общество, государство, город) ассоциировалось у римлян с представлениями о городской жизни, свободном государстве, разумных и справедливых законах. Миру Римской империи противопоставлялся темный (дикий, деревенский, необразованный) мир варваров, существующий по законам природы. Римский историк Корнелий Тацит (ок.58 г. - после 117 г.), анализируя образ жизни германских племен, выделил три основных признака, отличающих "цивилизованный" Рим от других народов: материальное изобилие, государственность и письменность. Эти признаки стали исходными для последующих исследований цивилизации как особой социальной организации людей и высокого уровня развития общества. Начало использования понятия "цивилизация" в западной гуманитарной традиции относится к ХVIII веку и связано прежде всего с именем французского философа-просветителя Виктора Рикети де Мирабо (1715-1789). В книге "Друг людей, или Трактат о народонаселении" (1756) он впервые употребил слово "Civilization", которое с этого времени входит в научный оборот не только французских, но и других европейских мыслителей. В духе просветительских идеалов Мирабо понимал под цивилизацией смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, необходимые для придания обществу основ добродетели. Формирование социальной системы, базирующейся на гуманных принципах и исключающей проявления жестокости и диких нравов, знаменует переход к стадии цивилизации. Кроме того, цивилизованное общество, по мысли Мирабо, отличается значительными достижениями в таких областях, как наука и искусство, промышленность и сельское хозяйство, расцветом торговли и денежного обращения. Образцом страны, достигшей высшей ступени цивилизации, Мирабо считал современную ему Францию.

Полисемантичность понятия "цивилизация" породила огромное множество его определений. В целом, из всего многообразия трактовок понятия "цивилизация" представляется возможным выделить наиболее распространенные. Обычно цивилизацию рассматривают как:

·         синоним культуры;

·         уровень и степень общественного развития;

·         эпоху, следующую за варварством;

·         период деградации и упадка культуры;

·         степень господства человека и общества над природой посредством орудий труда и средств производства;

·         форму социальной организации и упорядоченности мира, основанную на внедрении новых технологий.

6. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация"

 

В современной науке в трактовке соотношения понятий "культура" и "цивилизация" сложились две основные тенденции: их отождествление и противопоставление. В том случае, если культура и цивилизация рассматриваются как синонимы, то их содержание в основном совпадает. И культура, и цивилизация являются результатом деятельности человека, направленной на удовлетворение его материальных (преимущественно задача цивилизации) и духовных (задача культуры) потребностей. В ХХ в. антропологическое понятие культуры как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизации, означающим небиологические формы деятельности человека, систему явлений, выделяющих человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных людьми. Австрийский врач, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939), отождествляя культуру и цивилизацию, полагал, в частности, что и то и другое отличает человека от животного.

В то же время существует множество теорий, оценивающих цивилизацию как кризисный этап культуры, означающий ее деградацию. В контексте негативного воздействия цивилизации на культуру рассуждали, например, Й. Хейзинга, Т. Маркузе, Н. Бердяев. Ученые ставили цивилизацию в оппозицию к культуре, считая эти понятия антиподами. Широкую известность получила концепция немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936), основанная на размышлениях о кризисе европейской цивилизации Х1Х - начала ХХ вв. В трактате "Закат Европы" (в 2-х томах, 1918-1922 гг.) он анализирует соотношение понятий "культура" и "цивилизация", которые, по его мнению, представляют собой раннюю и позднюю стадии развития локальных "культур-организмов". Шпенглер исходит из убеждения, что история распадается на ряд независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, переживающих рождение, становление, закат и отличающихся сугубо индивидуальной судьбой. Он выделяет восемь равноценных по зрелости культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (античную), магическую (арабскую), культуру майя, фаустовскую (западноевропейскую) культуры. Жизненным началом любой культуры является "душа", стремящаяся обрести свое внешнее выражение в формах культуры, создать свой мир. Душа подчиняет себе враждебность мира путем создания символов. Числа, язык, архитектура и т.д. - символы души данного духовного космоса. Культура, достигнув зрелости и исчерпав внутренние возможности души, приходит в упадок. Такой цикл длится примерно 1000 лет. Пройдя свой цикл, душа уходит в вечность. В период зарождения культуры преобладающее значение имеют мифы, религия. Период зрелости связан с построением философских систем, развитием науки, искусства. Последнюю стадию Шпенглер называет цивилизацией, которая знаменует собой переход от творчества к повторению, от уникальности ценностей к массовому производству. Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах-мегаполисах, истребительными войнами. Именно со стадией цивилизации философ связывает закат Европы, предчувствие надвигающегося кризиса: бездуховности и грубого практицизма. Цивилизация, таким образом, - период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель.

Исключительно негативную оценку цивилизация получает в трудах русского философа Николая Александровича Бердяева (1874-1948). Однако в отличие от Шпенглера Бердяев доказывает, что культура и цивилизация существуют одновременно, синхронно, представляя собой два качественно различных состояния общества. Цивилизация возникает в результате установления социального неравенства и угнетения, эксплуатации человека человеком, в результате подчинения индивида технике. Индустриальная техническая цивилизация - это, по мнению Бердяева, "цивилизованное варварство", при котором в носителе ценностей такой цивилизации периодически пробуждается зверь, первобытный человек, живущий по принципу "кто силен, тот и прав". Цивилизация является развивающимся социальным организмом, но при этом может двигаться не только по пути прогресса, но и регресса. Регрессивный путь развития, обусловленный вторжением "массы", приводит к кризису и гибели цивилизации. Масса (мелкая буржуазия, чиновничество, люмпен-пролетариат) темна, ею движут инстинкты и, в первую очередь, инстинкт агрессии. Ценности массы альтернативны ценностям меньшинства - носителя духа высокой культуры. Цивилизации противостоит культура. Если при характеристике цивилизации Бердяев использует такие понятия, как материальное, социально-коллективное, количественное, тиражированное, общедоступное, демократическое, прагматически-утилитарное, то обращаясь к культуре он рассуждает о духовном, индивидуальном, качественном, эстетическом, выразительном, аристократическом, стабильно устойчивом, иногда консервативном началах. Когда человек входит в мир культуры и приобщается к высшим духовным ценностям, происходит преображение его души. Несмотря на полярность представленных точек зрения, исследователи неизбежно сходятся в том, что понятия "культура" и "цивилизация" взаимообусловлены, взаимозависимы и неразделимы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...