Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)




Досрочное прекращение полномочий (роспуск) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации (п.4 ст.9 Федерального закона

от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)

Реферат

 

Выполнила: студентка 2 курса

заочной формы обучения

группы ЮЮМ-501-З-1

И.С. Бахтина

Эл. адрес: [email protected]

 

 

Проверил:

Доктор ю.н., профессор кафедры

М.Ю. Дитятковский

 

Омск

Введение

 

Роспуск представительных органов является средством разрешения политических конфликтов, крайней, но вынужденной мерой преодоления кризиса власти. Порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ предусмотрен статьей 9 Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В 2000 году статья 9 Закона об общих принципах была дополнена пунктом 4.

 

Формула роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ представляется весьма спорной. Высшему должностному лицу субъекта РФ предоставляется право устанавливать факт неисполнения представительным органом субъекта РФ решения суда о правовой коллизии. Представляется, что подобный факт может устанавливать только судебный орган, что имеет место в формуле роспуска представительного органа субъекта РФ федеральным Президентом. Высшее должностное лицо субъекта РФ, далее, в процедуре роспуска не связано каким-либо сроком давности, в то время как Президент РФ в аналогичных действиях ограничен определенным сроком.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может быть также распущен «сверху», органами федеральной власти. Подобный роспуск представляет собой уже меру федерального принуждения (вмешательства), как конституционно-правовую ответственность субъектов РФ, которую они несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих конституционных обязанностей перед федеральной властью.

Возможность роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в порядке федерального принуждения впервые была установлена редакцией ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 01.01.01 года.

В случае если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.
Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения Президента Российской Федерации о роспуске указанного органа.
Срок, в течение которого Президент Российской Федерации вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.
Сразу обращает на себя внимание неточность, допущенная федеральным законодателем. Ответственность законодательного (представительного) органа субъекта РФ в случае противоречий принятого им нормативного правового акта федеральному закону может наступать только в случае, когда федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации или предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. При этом в случае роспуска главой региона такое уточнение сделано, что может наталкивать на мысль, что при роспуске Президентом федеральный законодатель специально не разграничил федеральные законы в зависимости от предметов ведения. Отдельно также выделены федеральные конституционные законы. Выходит, что за противоречие региональных актов федеральным конституционным законам к ответственности региональный парламент может призываться только Президентом РФ, что не вполне обоснованно.
Роспуск регионального парламента Президентом РФ представляет меру федерального воздействия, необходимость применения которой была обоснована Конституционным Судом РФ. Она "вытекает непосредственно из закрепленных Конституцией основ конституционного строя Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, обязанного обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод, единство статуса личности на всей территории Российской Федерации, а также защиту других конституционных ценностей..."

Рассматривая процедуру роспуска законодательного (представительного) органа субъекта РФ Президентом: а) суд устанавливает противоречие регионального акта федеральному акту; б) представительный орган не исполнил решение суда в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока; в) другим судебным решением установлено, что в результате неисполнения судебного акта созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц; г) Президент выносит предупреждение; д) законодательный (представительный) орган в течение трех месяцев вновь не принимает в пределах своих полномочий меры по исполнению решения суда; е) в течение года со дня вступления в силу решения суда Президент вправе распустить региональный парламент.
До 2004 года в процедуре роспуска законодательного органа субъекта РФ участвовала еще Государственная Дума, которая и принимала окончательное решение. Р.М. Дзидзоевым ставится под сомнение целесообразность исключения Государственной Думы из процедуры роспуска законодательного органа субъекта РФ. Учитывая, по каким основаниям распускает региональный парламент глава субъекта РФ, ставится под сомнение целесообразность всей процедуры федерального воздействия в ее настоящем виде.
Принимая во внимание, что решение Президента можно оспорить в суде, так же как и оспорить решение суда, которым подтверждено возникновение предусмотренных законом последствий, можно констатировать, что процедура роспуска законодательного (представительного) органа субъекта РФ может затянуться более чем на год.
Считается целесообразным унифицировать основания роспуска регионального парламента главой субъекта РФ и Президентом. Ранее были предложены два основания - обязанность роспуска в случае установления судом факта противоречия регионального акта федеральному акту при имеющемся неисполненном решении суда и право главы субъекта РФ на роспуск, когда имеются три решения суда о противоречии региональных актов федеральным, повлекшие предусмотренные законом последствия.
Если речь идет о противоречии федеральным актам, то Президент, как глава государства и гарант Конституции, должен обладать такими же правами в отношении роспуска регионального парламента, как и глава субъекта РФ. Единственное отличие - это не обязанность, а право Президента распустить законодательный (представительный) орган субъекта РФ по обоим основаниям. Таким образом, федеральное воздействие в таком случае будет обоснованным теми же причинами, которые обозначил Конституционный Суд.

 

Заключения

 

Анализ законодательства, регламентирующего основания и порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ, позволяет увидеть спорные моменты в действующем правовом регулировании, а также предложить пути дальнейшего совершенствования законодательства в этом вопросе.

Список использованной литературы

 

1. Авакьян С.А. Введение // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2001.
2. Авакьян С.А. Идеи парламентаризма и проблемы их воплощения в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Парламентаризм в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции (г. Саранск, 2 - 3 марта 2006 г.).
3. Дзидзоев Р.М., Степаненко Д.М. Институт роспуска представительного органа государственной власти в России // Право и политика. 2006. N 9.
4. Дзидзоев Р.М. Некоторые вопросы федеративной ответственности субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 11. С. 8 - 11.
5. Курманов М.М. Проблемы конституционно-правовой ответственности, прекращения, продления полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации и депутатов: теоретико-прикладной анализ: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 290.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...