Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В состояниях и активности части людей в экстремальных ситуациях




Функциональные

Нарушения психической

Деятельности

Экстремальные ситуации на многих оказывают не преимущественно положительное, а отрицательное воздействие, значительно осложняя жизнь, порождая неудачи и несчас-

тья. Негативные изменения в психической деятельности, поведении и действиях этой части людей обнаруживаются в разных видах. Достаточно распространены негативные изменения в функционировании основных сфер и компонентов психической деятельности. В целе-мотивационной сфере части людей наблюдается: • борьба мотивов, психологическое напряжение при выборе между мотивами долга, ответственности, порядочности, морали, гуманизма, коллективизма и индивидуалистическими, эгоистическими, корыстными, самосохранения;

1 Китаев-Смык Л. Возвращенцы /Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998, № 2 (8). - С. 21-24.

• перестройка в системе мотивации, снижение уровня социальной и моральной мотивации, усиление роли индивидуалистических, эгоистических, корыстных мотивов;

• отказ от имеющихся ценностных ориентации и замена их другими, как правило, социально более примитивными;

• обострение и повышение роли в психической деятельности и поведении инстинкта самосохранения, который в жизненно опасных ситуациях может стать единственной побудительной силой поведения;

• ослабление мотивов достижения цели, подмена их мотивом избегания неудач («главное — не успех, а лишь бы не сделать ошибок, за которые придется отвечать»);

• отказ от достижения профессиональных и части личных целей;

• отказ от долговременных целей и подчинение поведения меркантильным сиюминутным, ситуативным интересам;

• прекращение целеустремленной деятельности и переход на ситуативное поведение — только реагирование на разные факторы, оцениваемые как наиболее неприятные и опасные;

• поиск любых оправданий за сорванные или невыполненные задания («кто хочет — ищет способы, кто не хочет — ищет причины»);

• утрата смысла жизни.

Напряжения в целе-мотивационной сфере, имеющие сильную морально-психологическую окраску, психологически наиболее тяжелы. Не выдерживающий их человек изменяет самому себе, своей совести, отказывается от следования ценностям, которые до этого были для него жизненно значимы, предает сам себя. Впрочем, если личность не обладает социально и морально значимыми убеждениями, ценностными ориентациями, идеалами, потребностями, то эти! напряжения не столь уж велики, и она достаточно легко идет на! отказ, нечестность, обман, предательство, измену. В поведении лю-| дей со слабо развитым свойством направленности личности в жиз-1 ненно опасных ситуациях начинают преобладать трусость и защит-1 ные реакции типа: имитация продолжения деятельности (по зару-(бежным данным, только 20% солдат, впервые попавших в боевую обстановку, действуют осмысленно и рационально используют оружие; остальные, хотя и не бегут, но в основном прячутся, стреляя, главным образом, в пустоту), стремление любой ценой уклониться от опасности, сжаться, как бы уменьшиться в размерах (ссутулиться, втянуть голову в плечи, вжаться в землю, сжаться в комок, занять эмбриональную позу), покинуть зону опасности.

Отрицательно сказываются на изменения мотивации и недостатки в социальной обстановке (общественной, профессиональной, военной). Людям, рискующим и подвергающим себя лишениям на поле боя, очень важно чувствовать нужность этого не только для себя, но и для дела, ради которого они подвергают себя риску. Исследованиями установлено, что, например, на действиях наших солдат и офицеров в Чечне 1994—1996 гг. отрицательно сказалась неблаговидная роль части наших средств массовой информации, расписывавших «благородство» и «свободолюбие» горцев и несправедливость действий наших войск. СМИ чернили поведение российских солдат, обвиняли их в антидемократизме, нарушении прав граждан, в мародерстве, насилии. Созданная информационная атмосфера намного усиливала психологические и боевые трудности для наших воинов, увеличивала потери; процент бойцов, получивших психологические боевые травмы и нуждавшихся в помощи психиатров, значительно превышал тот, который был в годы Великой Отечественной войны — годы всенародного боевого подъема, — и потом, уже при проведении антитеррористической операции в 1998—2001 гг.

В познавательной деятельности людей неблагоприятные изменения, вызываемые экстремальными обстоятельствами, обнаруживаются чаще всего в:

• ухудшении способности мыслить нормально («мысли ворочаются как тяжелые жернова», «разбегаются», «не могу собраться с мыслями»);

• ухудшении аналитичности, логичности, сообразительности, скорости мышления;

• ослаблении творческих возможностей, находчивости, смекалки и изобретательности в изыскании средств и способов достижения цели; повышении склонности к поиску оправданий;

• сужении внимания и мышления, прикованности их к чему-то (часто к мыслям об опасностях, выживании, собственной безопасности или кажущемуся наиболее страшным фактору обстановки) с одновременным отвлечением от всего другого («туннельное мышление»), что становится причиной учащения недосмотров, промахов, неверных оценок, неудач, потери осмотрительности;

• ослаблении способности к пониманию специфики ситуации, ведущей к шаблонной ее оценке;

• преувеличении трудностей и опасностей обстановки;

• провалах памяти, забывании советов, рекомендаций, инструкций, того, чему учили;

• затуманенном сознании, непонимании происходящего вокруг, а поэтому в действиях наугад, насыщенных ошибками и усугубляющих положение;

• ухудшении наблюдательности (в обстановке применения оружия и угрозы жизни некоторые люди воспринимают около 20%, а то и меньше того объема информации, которая воспринимается ими в спокойной обстановке);

• появлении иллюзий восприятия (кажущихся шорохов, шагов подкрадывающегося человека, посторонних запахов, покачивании земли под ногами, «мелькнувших фигур» и др.);

• искаженном восприятии времени (оно кажется тянущимся медленно при ожидании или летящим быстро в пике сложности ситуации);

• повышенной вере в дурные приметы.

Особенно часты, сильны и разнообразны эмоциональные отрицательные (неприятные) явления:

• повышенная озабоченность, чрезмерное волнение, раздражительность, нервозность, «взвинченность», истеричность;

• сочувствие, сострадание, сопереживание;

• брезгливость, неприязнь, нелюбовь, нежелание;

• неуверенность, недоверие, подозрительность;

• озабоченность, беспокойство, тоска, тревога;

• опасение неудачи (провала, проигрыша, поражения);

• боязливость, страх, испуг, ужас;

• чувства слабости, бессилия, бесперспективности, обреченности, подавленности, безнадежности, отчаяния;

• притупление чувств, безразличие, апатия, заторможенность.

После землетрясения в Армении 86% граждан, обследованных психологами и врачами, в первые 5—10 дней находились в состоянии заторможенности, с трудом осмысливали происходящее, а 36% отличались потерей памяти на события первых дней после трагедии, связанной с гибелью близких людей;

• разочарование;

• недовольство, возмущение, злость;

• переживание неудач, потерь;

• чувства вины, раскаяния, стыда, угрызений совести;

• чувство утраты, горе;

• муки совести, стыд;

• аффекты — сильные, бурно протекающие эмоции взрывного характера, сопровождающиеся интенсивными двигательными проявлениями. Человек в состоянии аффекта действует под влиянием эмоций, а не разума, расчета. Нередко аффект еры-

вает «маску самомнения» с человека, которую он уверенно носил, например, шаркая по паркетам ресторанов и дискотек. Сильное эмоциональное явление, типичное для экстремальных ситуаций, — страх, переживание человеком опасности. Наиболее сильный источник опасности — угроза здоровью и жизни. Бывают материально и социально обусловленные, а также иллюзорные страхи (страхи при отсутствии реальных опасностей). Экстремальная обстановка объективно содержит в себе факторы, стимулирующие возникновение страха. Однако окружающий мир для человека — это кроме всего и социальный мир, в котором много социальных источников страха: приближающееся ответственное и значимое для человека событие, возможный неблагополучный исход происходящего, ответственность за самостоятельное решение, ожидание встречи с большой трудностью, опасение неудачи в деле, угроза увольнения или безработицы, угроза разоблачения, боязнь подвергнуться обману или осмеянию, возможные неблагоприятные последствия для своего престижа, статуса и материального достатка, боязнь разорения, возможное нанесение урона другим людям и др. Они очень индивидуальны, имеют зависимость от возраста, пола, профессии, религиозности и др. Боятся грома, змей, пауков, моря, леса, экзаменов, полетов на самолетах, плавания на морских судах, причем нередко безотчетно.

Анекдотичный, но реально имевший место случай. Большой лайнер в круизе с туристами. Испуганная дама врывается на мостик.

— Господин капитан, господин капитан! Мне сказали, что под нами ужасающая глубина: 5 километров до дна.

— Что вы, мадам: тут всего лишь 500 метров.

— Слава богу! А то я так боялась, так боялась. Ведь я не умею плавать.

Ужас — крайняя степень страха, буквально парализующий человека, чреват возможностью нанесения тяжелых психологических травм. Он зачастую бывает при стихийных бедствиях (особенно землетрясениях) и крупных катастрофах с массовыми разрушениями и гибелью людей.

Американцы считают, что около 90% военных в выраженной форме испытывают страх в бою. Из них у 25% бывает тошнота, рвота, у 20% — мочеиспускание и опорожнение кишечника. Страх возникает в разное время: 30% военных испытывают его перед боем, 35% — в бою, 16% — после боя.

Страх — естественная и закономерная реакция на смертельную опасность. Абсолютно бесстрашных среди людей с нормальной психикой не бывает. Патология — не наличие страха, а его отсутствие в смертельно опасной обстановке. Все дело в том, поддается ли чело-

век его влиянию или нет. Бесстрашные и смелые — это люди, обладающие достойными личностными качествами и подготовкой, способные, благодаря им, подчинять свое поведение долгу и необходимости, держать себя в руках в опасной обстановке. Страх, при этом, уступая доминирующее место в психике другим мыслям, мотивам, чувствам, переносится легче. По словам французского путешественника Э. Бишопа бесконтрольный страх может сделать из самого закаленного атлета «жалкого хлюпика, или последнего скота». И наоборот — без страха даже «полудохлый заморыш может превратиться, благодаря своей моральной стойкости, в героя».

Установлено, что субъективно неприятные эмоциональные переживания, работа в неблагоприятной эмоциональной обстановке повышают биологический и психологический стресс, психическую напряженность и ускоряют возникновение психологического дистресса.

Превышающие пороги нормы эмоциональные нагрузки могут возникать при скуке в условиях монотонии, однообразия.

Неблагоприятны для поведения и решения стоящих перед человеком задач и некоторые эмоциональные состояния с положительной субъективной окраской:

беспечность — недооценка человеком существующих реальных трудностей и опасностей в данной ситуации; степени вероятности неудачи, неосторожность, недостаточная бдительность и готовность к встрече с трудностями;

эйфория — состояние необузданной радости, восторга (например, при достижении успеха), ажитации, сопровождающиеся обычно резким снижением бдительности, внимания к окружающему и готовности к встрече с новыми неожиданностями. Она неблагоприятна потому, что не всегда по окончании действий все опасности остаются позади, и даже одна оставшаяся может оказаться роковой.

Отрицательные эмоциональные реакции потому и называются так, что, как правило, плохо сказываются на успехе действий человека. Но бывают обстоятельства и сочетания различных причин, когда их влияние оказывается положительным. О таком влиянии, например, небольшого страха, отмечалось выше. Или — чувство вины; оно сопряжено с неприятными мыслями («зря обидел человека», «не пришел вовремя на помощь», «мог спасти, но не спас, допустил промах», «принес неприятности и переживания родным и близким», «пришлось использовать оружие») и сопровождающими их сожалением, раскаянием, переживаниями. Чувство вины может привести человека к личному кризису, отказу от действий, напоминающих о вине. Но может и вызвать желание исправиться, искупить вину, доказать, что она — дело случая.

Неблагоприятное влияние экстремальных факторов сказывается и на воле человека, что обнаруживается в:

• ошеломленности, растерянности, оцепенении. По опубликованным данным примерно 50—70% обычных граждан при внезапно возникших экстремальных ситуациях в первые мгновения оказываются ошеломленными и малоактивными;

• колебаниях, нерешительности, трусливости, растерянности, утрате способности к самостоятельным решениям и действиям.

При аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. начальник смены аварийного блока, заместитель главного инженера станции, старший инженер управления блоком и другие операторы, находившиеся в момент начала аварии на своих рабочих местах, были полностью растеряны, метались, не зная что предпринять, и кричали: «Ничего не понимаю!», «Что за чертовщина!?», «Не может быть!», «Диверсия?». Природу происходящего они не понимали и не знали что делать;

• утрате веры в себя и надежды в успех, в возможность контролировать экстремальную ситуацию;

• недооценке своих возможностей, переоценке трудностей, угроз, сил и возможностей противника;

• снижении волевой активности и целеустремленности в действиях;

• ослаблении настойчивости, упорства;

• утрате инициативности и способности к самостоятельным решениям;

• потере осмотрительности и осторожности;

• неспособности собраться с силами, «взять себя в руки»;

• утрате выдержки, самообладания, контроля над собой;

• утрате мужества, смелости;

• появлении суетливости, неорганизованности, метаний;

• переходе к авантюрным, неподготовленным, нерасчетливым действиям «на авось»;

• возникновении рефлексивного поведения, пассивного подчинения ходу событий, «воле судьбы», уступке инициативы противнику;

• потере воли к сопротивлению;

• «заливании» тяжелых переживаний непомерным употреблением спиртного;

• утрате воли к выживанию и жизни вообще.

Имеются данные, что мужчины при неудачах решения задач чаще реагируют агрессивно, а женщины — с пассивной безнадежностью.

Немало в экстремальных ситуациях и случаев неблагоприятных психофизических изменений:

• тремор — дрожание тела или конечностей. Его разновидность предстартовая (у спортсменов), предбоевая (у военнослужащих) лихорадка сопровождается ознобом или обильным выделением пота;

• крайняя усталость, изнурение, истощение;

• мышечная «зажатость», непроизвольное сильное напряжение мышц;

• оцепенение;

• утрата координации движений;

• переживаемая сильная боль от полученных повреждений и ушибов, неприятные ощущения от холода, жары, голода, промокшей одежды и пр.;

• головокружение, тошнота, рвота, обморок;

• непроизвольное или учащенное мочеиспускание или испражнение («медвежья болезнь»).

Установлено, что частота негативных функциональных изменений, помимо личностных качеств и подготовленности человека, зависит от социальной обстановки и активности деятельности. Она снижается, когда обстановка улучшается, в периоды активных действий, при участим в интенсивном строительстве, спасательных работах, в военном наступлении, и возрастает в периоды отступления, общих неудач, затишья, безделья, позиционной войны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...