Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экстремальная значимость социально-психологических свойств личности




Общие экстремальные способности — способности встречать и преодолевать различные трудности жизни и осуществляемой деятельности — зависят от того, что представляет собой человек в целом как личность. Личность,

как отмечалось выше, — это конкретный человек, обладающий сознанием и другими свойствами, характеризующими его как представителя современной человеческой цивилизации, члена общества, определенной социальной группы, способного достойно жить и заниматься деятельностью среди людей, уважать, защищать и созидать социальные ценности.

Личность — по своему происхождению и существу — интегральное социальное качество человека, выступающее регулятором социально значимого поведения и определяющее его социальное положение. Человек становится личностью прижизненно в процессе и результате социализации — усвоения (от момента рождения и до конца жизни) и активного воспроизводства в особенностях своей личности и поведении опыта, накопленного человечеством и воплощенного в достижениях современной цивилизации. Главные особенности личности не определяются однозначно врожденными, генетическими предпосылками и механизмами. Человек не рождается коллективистом или индивидуалистом, правозащитником или преступником, бездельником или трудолюбивым, героем или трусом. Он становится тем, кто он есть в результате прижизненного (онтологического) развития. Взгляды и убеждения человека по вопросам жизни в обществе, отношения к общечеловеческим ценностям, нормам морали и права, отношения к другим людям и самому себе, целям, к достижению которых он стремится, к трудностям, жизненным испытаниям в своей главной причинной обусловленности — это новообразования, приобретения человека в ходе его прижизненного развития. Иногда образно, округляя, но с пользой для запоминания, говорят, что личность на 1/3 то, что ей дала природа, на 1/3 то, что сделали из нее общество, условия жизни и люди и на 1/3 то, что сделал с собою человек сам1. Поэтому и общие экстремальные способности личности не являются раз и навсегда ее данностью, а прижизненно изменяются и могут совершенствоваться.

Главное в личности — ее взаимоотношения с социальной действительностью в различных проявлениях, которые регулируются совокупностью ее социально-психологических свойств.

1 «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую», — говорил Ф. Бэкон (1561-1626).

Первая группа социально-психологических свойств определяет взаимосвязи личности с окружающим миром и осознание своей жизни. Для характеристики конкретной личности, качества ее жизни и стойкости перед трудностями первейшее значение имеют особенности понимания ею окружающего мира, человечества, общества и отношения к ним. Это находит свое выражение в мировосприятии и ми-роотношении, которые у развитой и образованной личности характерны научной картиной мира и понимания себя в нем. Развитый человек — идентифицирований (погруженный, включенный, тождественный, сливающийся, живущий) своим сознанием, мыслями, чувствами, намерениями и действиями в современное Человечество, его ценности, жизнь и проблемы. Классик отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1881—1960) писал: «способность осмыслить жизнь в большом плане, распознать в ней то, что есть истинно и значимо, есть нечто, превосходящее бесконечно всякую ученость: это драгоценное и редкое свойство — мудрость»1. Решение общих проблем улучшения жизни и прогресса, сохранения жизни на Земле, флоры и фауны, экологии, повышения плодородия почв, предотвращения войн и самоуничтожения Человечества, борьбы с болезнями и за продление жизни, обеспечение каждому человеку равных прав и условий для достойной жизни развитый человек считает и своими проблемами. Он ориентирован на гармоничное решение этих проблем своей жизни, обеспечение ее полноты, счастья, достатка, удовлетворенности. Это Человек Мира, Человек Разумный, а потому и более устойчивый в трудностях жизни.

Развитая личность отличается жизненной целеустремленностью. Важно не просто жить, а как жить; не просто быть, а каким быть; не просто существовать, а кем быть, какое место занимать среди людей, быть уважаемым или презираемым ими. Не что-то делать, а вносить свой вклад в общее стремление людей жить лучше, достойнее, создавать условия для будущего своих детей, участвовать в общественном прогрессе и сохранении жизни на Земле. Развитый человек — Человек, Целеустремленный в жизни, Хозяин ее.

Если человек иной, то его жизнь перестает быть целеустремленной, а, значит, становится податливой случайностям, в которых статистически успехи и неудачи соотносятся в лучшем случае как 50: 50. Человеку без цели, как гласит поговорка, ни один ветер не бывает попутным. Отсутствие должной активности, леность, праздность и ограниченность ума приводят к жизненной беспечности, от которой

1 Рубинштейн С.Л. Избранные философские и психические произведения. — М., 1947. - С. 523.

рукой подать до любых промахов и трагедий. Праздный человек — есть животное, поедающее время, — говорил француз А. Делакруа. Праздное поведение — одна из причин развития у человека так называемого экстернального локуса1 контроля — склонности считать, что все зависит от других, что в них причина всех его бед и неудач, но не в нем самом. Люди с таким локусом контроля более повержены психологическому стрессу, менее уверены в себе, чем люди с интернальным локусом (склонные видеть возможности и причины в себе). Деятельный человек решает проблемы, а нежелающий действовать целеустремленно и осмысленно — ищет причины для самооправданий. Склонность валить все на других и жить за счет других порождает пассивность, формирует чувство обреченности, недовольство, завистливость. Еще страшнее — потеря смысла жизни, ее перспектив, приводящая к тяжелым душевным кризисам, а иногда к совершенно противоестественному самоуничтожению (суициду).

Глубокое, достоверное, научное понимание мира и себя в нем, высшее проявление деятельного начала и поведения личности в экстремальных ситуациях выражено в таком социально-психологическом свойстве как духовность личности. Духовность — мировоззренческое и аксеологическое (ценностное) начало личности, результат и показатель приобщения человека к высшим достижениям человеческой цивилизации, духовным ценностям, их глубинной, пронизывающей сознание значимости для нее и подчиненности им своих переживаний, отношений, поступков. Развитый социально-психологически человек — это Человек Духовный и поэтому всегда устойчивый в жизни, последовательный, выверяющий свои поступки, в том числе в экстремальных ситуациях по высшим духовным ценностям.

В.А. Пономаренко, длительно и глубоко исследовавший летный труд и труд космонавтов, убедительно показал зависимость поведения летчиков в экстремальных ситуациях от состояния их духа. Сами летчики выделяют дух как силу, служащую им защитой от тревожного ожидания возможной гибели в сложных, аварийных условиях полетов, силу, подавляющую подспудный страх. Духовный слой сознания, отмечает В.А. Пономаренко, «в виде радости преодоления возвышенных чувств от удачно выполненного полета, приобщения к Пространству как фактору преддверия Духа, видимо, и создает ту духовную доминанту, которая удерживает «в подвалах» подсоз-

нания видовые защитные реакции и инстинкты самосохранения, предчувствий, навязчивых состояний, суеверий, фиксированных фобий и пр. По-

1 От лат. lokus — место.

этому если дух «приземлить», то его можно представить как психическое состояние, формирующее резерв выносливости в опасной профессии»1.

Важное социально-психологическое свойство личности — самоосознанность, «Я-образ». Это умение и склонность оценивать себя в социуме, мысленно смотреть на себя со стороны глазами других людей, с их позиций. Самооценка личных достоинств и недостатков и представление о мнении других о себе примерно в равной степени бывает завышенной или адекватной, реже заниженной. Самомнение, самодовольство, самоуспокоенность или недооценка в равной степени могут подвести в экстремальной ситуации. В самооценке большую роль, часто негативную, играют механизмы психологической защиты. Люди защищают свое сознание, не признаваясь даже себе в имеющихся личных недостатках, ранящих их самолюбие. Так часто поступают трусы, чувствующие свою неспособность достойно преодолеть опасности, оправдывая себя мыслью о том, что «все люди трусы, только скрывают это». Для преступников, например, свойственна демонстрация убежденности, что все совершают преступления, только многим удается быть неуязвимыми для правосудия. Надо помнить: как ты живешь, чего добился — таков ты и есть. Развитый человек — это Человек Честный перед собой, Требовательный к себе и Владеющий собой.

Вторая группа социально-психологических свойств выражает социальную жтегрированностъ личности в социум, общество, группы людей. Показатель интегрированности — степень осмысленности и совершенства построения своих взаимосвязей с другими людьми и группами, солидарности с ними, духовной близости, принятия норм и ценностей, существующих в них, согласованной с ними жизни и деятельности.

Главный критерий совершенства социальной интегрированности личности — цивилизованность ее отношений с миром, людьми, обществом. Живущим ныне выпало счастье жить в эпоху величайших духовных, культурных, научных, технических, социальных достижений. Но надо не только пользоваться достижениями цивилизации, надо и цивилизованно жить. Цивилизованность личности как социально-психологическое свойство — показатель соответствия ее сознания и самосознания, ума, личных качеств, поведения уровню достижений и ценностям человеческой цивилизации. Сегодня не только товары и техника должны отвечать мировому уровню, но и каждый человек должен быть развит, образован, культурен в своих отношениях и поведении на мировом уровне социальных достижений. Развитый социально-психологически человек в жизни, пове-

' Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. — М., 1997. — С. 272.

дении, труде, отношениях с людьми руководствуется цивилизованными моральными и правовыми нормами, социальными ценностями, принятыми в обществе. К сожалению, часть людей живет канувшими в прошлое, отмирающими, бескультурными, порой дикими представлениями о поведении. Не все оказались готовыми жить в условиях свободы, про которую говорят, что она, как солнце, заставляет цвести природу, но и поднимает зловоние из болот. Развитый человек — Человек Моральный. Такой человек ответственен, трудолюбив, добросовестен, оптимистичен, стоек перед трудностями и неудачами, в экстремальных ситуациях он поступает в соответствии с нормами морали и совести.

Социально развитая личность психологически интегрирована в общество, в котором она живет, что проявляется в ее гражданственности, патриотизме. Это отношение человека к России как к своей Родине, в истории которой глубокие корни его предков, а в будущем — личное счастье, счастье детей и всего народа. Это преданность ей, интересам и чаяниям ее народа. Это любовь к культуре своего народа, родному языку, сохранение его красоты и богатства; охрана его от уродующего засорения почерпнутым из различных субкультур словечками. Это чувство долга и ответственности перед народом, страной, Родиной, осознание необходимости участия в ее вооруженной защите, если это потребуется.

События, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС, начиная с первых минут и часов после взрыва на 4-м энергоблоке в 1 ч 26 мин 26 апреля 1986 г., наполнены героизмом множества людей и прежде всего персонала дежурной смены, состоявшей из 50 человек. Все абсолютно выполняли свой гражданский и служебный долг самоотверженно. Все оставались на своих рабочих местах и, подвергая опасности жизнь и жертвуя собой, сделали возможное и невозможное, чтобы предотвратить развитие аварии, спасти станцию от еще больших разрушений и бед для окружающего; помогали, подвергаясь сильному облучению, эвакуировать пострадавших из аварийной зоны.

Пример ответственности и самоотверженности проявлял начальник смены Александр Федорович Акимов. Он первым оценил ситуацию как радиационную аварию большого масштаба. Не считаясь с опасностью для своей жизни, он выявил состояние механизмов и значение параметров непосредственно на месте аварии, принял меры для вывода персонала из зоны разрушения, организовал блокирование ее. Оберегая жизнь подчиненных, А.Ф. Акимов прибегал к их помощи лишь в тех случаях, когда не мог выполнить работу один. Утром прибыла новая дежурная смена, но Александр Федорович отказался уходить.

«Говорю ему, — вспоминал начальник новой смены В.А. Бабичев, — Саша, обстановку я уяснил, можешь уходить.... Сдавай смену». «Нет, — возражает, — побуду еще немного. Вдруг понадоблюсь тебе...... «И все мне что-то

подсказывает, советует. Вижу — уже сознание теряет. Позвал я санитаров. Унесли Акимова на носилках...».

Сам В.А. Бабичев в условиях тяжелой радиационной обстановки и смертельной опасности обрушения поврежденных строительных конструкций продолжал разведку характера и масштабов аварии, принимал все меры для ее локализации. Когда его потом спросили: знал ли он о большом уровне радиации и опасности, которой подвергался, он ответил:

— Конечно....

— И все-таки вы пошли в опасную зону....

— А как же иначе? И я.... И другие. Все мы отлично знали, что нас ожидает... Но за нами были наши близкие, наши дети, наш чудесный город Припять....1

Патриотизм — одно из величайших достоинств человека, позволяющее ему выдерживать огромные испытания. Самые великие подвиги были совершены из любви к Родине. Развитая социально-психологически личность — это Человек — Гражданин, Патриот.

Для характеристики человека и его поведения важна групповая интегрированность, его осознание себя как члена определенного социального слоя, группы. Она проявляется как идентичность, солидарность, коллективистичность, потребность к взаимодействию, конформность, суггестивность (внушаемость), имидж, авторитетность, харизматичность2, социально-психологический статус (место, занимаемое в неформальной групповой иерархии ее членов, выполняемые роли). Групповая интегрированность бывает социально зрелой, когда не ограничивается интегрированностью в отдельную малую группу, но проявляется как гражданственность, интегрированность в общество в целом, не вступает с ней в противоречия.

Развитая личность обычно бывает членом нескольких групп и во всех она на высоте: достойный и уважаемый член группы, доброжелательный, верный, готовый помогать другим, активно участвующий в ее жизни, строго соблюдающий нормы, традиции и обычаи группы, оберегающий и защищающий ее честь. Такой личности присуща культура отношений с людьми: общительность, открытость, дружественность, доброжелательность, гуманистичность, демократичность, справедливость, порядочность, честность, эмпатийность (способность понимать и переживать состояния и чувства другого человека), чувствительность к чужой беде, альтруистичность (бескорыстная забота о других). Противоположные характеристики этого свойства, свиде-

1 Солдаты Чернобыля: Сборник статей. — М., 1989. — С. 53—56.

2 От греч. charisma — милость, божественный дар. Применяется к характеристике личности, наделенной выраженными особенностями внешности и поведения, привлекающими к себе внимание других членов группы и оцениваемыми как способность к лидерству.

тельствующие о слабом социально-психологическом развитии личности, — индивидуализм, эгоизм, черствость, несправедливость, конфликтность, враждебность, грубость, жестокость, агрессивность. Американские исследователи обеспокоены негативной ролью индивидуализма для устойчивости человека перед трудностями решения общественно значимых задач, повышенной психологической ранимостью людей, отличающихся индивидуализмом, распространнос-тью среди американских граждан вызываемых им нарушений психического здоровья, становящихся угрозой и для общества1.

Поучительны факты из истории гибели «Титаника», произошедшей в 1912 г. и описанной в документальной повести У. Лорда «Последняя ночь «Титаника».

«Пассажиры были охвачены ужасом. Команда лайнера в темноте ночи пыталась посадить на шлюпки прежде всего женщин с детьми. Но посадка и спуск шлюпок шли с большим трудом, ибо на них пытались проникнуть десятки и сотни наседавших мужчин. Приходилось применять силу, но и после этого многие посторонние пытались самостоятельно пробраться на спущенные шлюпки по талям и тросам, свисавшим с борта, или предварительно спрыгнув в воду. Шлюпки неизбежно бы затонули из-за сильного перегруза. Некоторые члены команды лайнера пытались стрелять вдоль борта, а на воде другие члены команды продолжали освобождать шлюпки от проникавших все же в них мужчин, применяя силу и не разбираясь в средствах.

Когда шлюпки отходили от тонущего лайнера, многие плававшие в воде несчастные пассажиры, захлебывавшиеся в ледяной воде, истошно взывали о помощи. Кого-то по возможности подбирали, но бывало и иначе. Например, на шлюпке номер 6 оказалось всего 24 женщины, мальчик со сломанной рукой и 3 человека из команды. Но она была рассчитана на 65 человек. Женщины стали уговаривать командира шлюпки взять на борт хотя бы нескольких из находящихся в воде. Но тот ответил отказом:

— Нет, мы спасаем наши жизни, а не других.

Никакие уговоры женщин не помогли. Позже одна из них вспоминала: «Командир шлюпки был полон страха, он помешался на этом страхе. Он стоял за рулевым веслом и говорил нам об ужасах, которые нас ожидают в случае, если мы начнем подбирать людей из воды. Он пытался внушить нам ужас, говоря об огромной воронке, которая образуется на месте тонущего судна и затягивает в глубины всех находящихся рядом, о непременном взрыве котлов, заливаемых холодной водой, о том, насколько крепка хватка утопающих, которые потопят нашу шлюпку...». Недогруженная шлюпка и люди на ней спаслись, но она могла без угрозы для себя спасти еще 37 человек. Так было и на многих других шлюпках».

Для развитой личности приоритетно членство в семье, учебном, трудовом, спортивном, служебном или воинском коллективе. Она

1 XIX Международный конгресс общества исследователей стресса и тревожности (STAR) //Психологический журнал. 1999. Том 20, № 2, март—апрель. — С. 133.

разборчива в членстве и самоустраняется от участия в жизни групп с низкой культурой, моралью, криминогенными потенциями, увлекающихся наркотиками, алкоголем и иными вредными привычками.

Все это говорит о том, что развитый человек, должным образом интегрированный в группы, — это Человек Солидарный, Коллективистский.

Самореализованность — практическое выражение реальной воп-лощенности человеком своих возможностей в жизни, в достижения, отвечающие ценностям, признаваемым и уважаемым другими людьми. Задача любого появившегося на свет человека — сполна использовать в ходе жизни все свои возможности, «наполнить» себя достоинствами, а жизнь — делами, которыми можно гордиться самому, родителям, супругу, детям и подающими пример другим.

Реализация достигается самоактуализацией личных возможностей, саморазвитием их, самораскрытием имеющихся задатков и способностей, целенаправленным формированием у себя качеств, которые отвечают мировому уровню достижений человеческой цивилизации и в которых обнаруживается уникальность и индивидуальная духовная красота человека, стремлением повысить свои возможности в реализации жизненных планов. Самоутверждение — одно из проявлений, продукт и способ самореализации. Человек — это его дела, поступки. Плохо быть умным, если об этом знаешь только ты сам. Человек — не то, что он думает о себе, а то, что создали его ум, руки, юля, его мораль, упорный труд, что ценимо и пользуется спросом у других. Человек самовыражается и самоутверждается в делах, в том длинном шлейфе-следе их, который он оставляет в жизни. Он самоутверждается во мнении людей о нем и результатах его дел, в положении среди них. Самоутверждение через достижения рождает объективно обоснованное уважение к самому себе как к действительно достойному, не замаравшему себя ничем человеку, человеку со спокойной совестью, которому нечего стыдиться ни сейчас, ни в будущем. Оно повышает и веру в себя, в возможность преодоления любых трудностей.

Самоактуализация и самоутверждение находят выражение в стремлении быть на земле не потребителем, а созидателем; не паразитом, живущим за счет других, а творцом. Развитая личность не просто хочет добиться чего-то, а возможно большего (доступных вершин — «акме»1), реализоваться полностью, раскрыть и проявить все свои возможности и индивидуальность. Социально-психологически развитый человек поэтому Человек Самореализующийся, Са-

1 В последнее десятилетие получила развитие особая научная дисциплина — акме-ология, занимающаяся изучением проблемы достижения каждым человеком вершин в своей жизни.

моутверждающийся, Деятельный. Такого человека не пугают трудности. Встречаясь с ними и преодолевая их, он самоутверждается, самовыражается и гордится этим, уважая самого себя. У человека не самореализовавшего себя, не ставшего достойным уважения человеком, но обладающего высокими притязаниями, нередко возникает комплекс неполноценности. При наличии у человека хотя бы задатков социальных или моральных достоинств, этот комплекс может помочь выйти на верную дорогу в жизни. В противном случае он побуждает компенсировать неприятное, поддерживающее стресс, подсознательное чувство неполноценности стремлением выделиться внешне хоть в чем-то, что на деле по-человечески примитивно (демонстративно некультурным поведением, вычурной и безвкусной раскраской лица, прической, одеждой, манерами, жаргоном, агрессией, жестокостью, курением в раннем возрасте, обнародованием своей нетрадиционной сексуальной ориентации, слепым подражанием тому, кто не заслуживает подражания и пр.). Почти как у А.С. Пушкина: «он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог». Все социально-психологические качества характеризуют соответствующую развитость человека, которая входит в структуру его экстремальной устойчивости.

Экстремальная

Значимость базовых

Психологических

Свойств личности

Экстремально значимы и основные психологические (базовые) свойства личности. Они характеризуют развитость трех основных сфер психологии личности (см. п. 3.4, а также рис. 3.5): направленности, операциональной и

психофизиологической.

Направленность представляет собой систему побуждений личности к активности (систему мотивации), определяющую ее избирательность и интенсивность, а также оказывающую регулирующее воздействие на другие сферы и свойства личности. Ей принадлежит функция инициации активности, ее «запуска», энергетического обеспечения успеха поведения и действий (рис. 5.3).

Основные побуждения исходят от потребностей личности. Можно выделить восемь групп потребностей1, находящихся в определенной иерархии (рис. 5.4):

1 Впервые иерархию потребностей (мотивов) построил американец А. Маслоу (1908—1976), включив в нее пять групп: 1) физиологические; 2) мотивы безопасности; 3) мотивы принадлежности и любви; 4) мотивы оценки; 5) мотивы самореализации. Он считал их инстинктоподобными и удовлетворяемыми, обязательно начиная с первого. Актуализация, проявление в качестве побуждения каждого следующего, осуществляется только после удовлетворения нижележащих.

• трансцендентной духовности (8);

• в самоуважении (7);

• в самовыражении, созидании, творчестве, личностном росте, индивидуальности (6);

• в социальном статусе — в занятии достойного положения в сообществе, в признании и уважении со стороны других, в дружбе и любви (5);

• в контактах с людьми — в жизни среди людей, общении, социальной включенности, принадлежности к определенному сообществу, группе, в совместной жизнедеятельности (4);

• в жизнеобеспечении — в информации о происходящем вокруг, в материальных, бытовых, жилищных, транспортных и иных удобствах, в добывании средств для жизни, в труде (3);

• в безопасности — в сохранении жизни (инстинкт самосохранения), защите от боли, травм, болезней, угроз, риска, неприятных переживаний (2);

• физиологические — в пище, воде, тепле, продолжении рода (1).

Глубинные, первичные, животные, примитивные потребности находятся внизу (1-я, 2-я группы), и чем они выше (вплоть до 8-й группы), тем более социальны, духовны, развиты. Первые три снизу — потребности организма, верхние три (6-я, 7-я, 8-я группы) — потребности социально и духовно развитой личности (с повышающимся уровнем этого развития); потребности 4-й и 5-й группы имеют промежуточный характер. Было бы, однако, неверным относить первые три группы потребностей к чисто биологическим. Все потребности изменяются и формируются у каждого человека прижизненно под влиянием процесса социализации — овладения достижениями человечества, опытом старших поколений и изменений в опыте жизни в обществе. Потребности организма имеют врожденные предпосылки, но и они сильно видоизменяются, социализируются (особенно 3-й группы) и превращаются в материальные потребности. Результаты этого процесса, имея общее, индивидуализированы у каждого человека, что находит выражение в неодинаковом развитии системы потребностей, каждой из потребностей, даже отсутствии у части людей потребностей высшего уровня (6—8-й группы), в доминировании разных потребностей, направляющих поведение человека.

На удовлетворение каких потребностей данный человек направляет свои основные силы и возможности — показатель доминирующей мотивации. Так, жизнь, подчиненная усиленному удовлетворению первых трех групп, — это жизнь на потребу своих органов, сходная с жизнью пещерного жителя на заре человечества. Ограниченность ими — показатель низко развитой личности, обладающей

реликтовой психикой. Сегодня — это ползанье по «дну» жизни в океане современной цивилизации и достижений человеческого ума, культуры, морали. Такая примитивизация смысла жизни унижает ныне живущего человека.

Восьмая группа потребностей — высшая по своим социально-психологическим признакам. Это потребности, характеризующие подлинную духовность — потребность приносить пользу другим людям, группе, обществу, человечеству, отдавать силы утверждению в жизни справедливости, человечности, морали и других духовных ценностей, вносить вклад в культуру, совершать научные открытия, заниматься миротворчеством и гуманитарной деятельностью. Это трасцен-дентная1 духовная потребность — вынесенная личностью за пределы корыстных расчетов на каждом шагу сшей жизни. Человеку, обладающему такой потребностью, удовлетворение приносит не то, что он сделал лично для себя, а то, что сделано бескорыстно для других. Трансцендентность не означает, что у человека нет других потребностей и он их не удовлетворяет. Главное, что она есть в системе потребностей и преобладает над другими при столкновении разных побуждений.

Система потребностей конкретного человека определяет и его поведение в экстремальных ситуациях. «Только духовность может указать человеку, что есть подлинно главное и ценное в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы»2. Доминирование у конкретного человека потребностей низших уровней, стремление «шевелить пальцем» только тогда, когда есть личная выгода, индивидуализм, эгоизм, потребительство, подрывают его устойчивость в подавляющем большинстве экстремальных ситуаций, особенно когда надо помочь другому, выполнить свой долг перед товарищами, коллективом, обществом, Россией. От такого человека надо ожидать подлости, трусости, предательства. История не знает героев, которые подвергали бы опасности свою жизнь, а, тем более, жертвовали ею из материальных соображений.

Большое мотивирующее значение имеют убеждения, идеалы и интересы человека. Первые — глубоко осознанные знания, идеи, представления о потребном, должном, необходимом, внутренне одобряемые человеком и признаваемые как истинные, единственно возможные. Идеалы — образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности. К. Маркс писал: «Идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчи-

1 От лат. transcendo — выхожу за пределы.

2 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М., 1995. — С. 337.

няют себе наши убеждения — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Это демоны, которые человек может победить, лишь подчинившись им»1. Во имя убеждений (в том числе и религиозных), жизненных идеалов и интересов люди сражались, конфликтовали, жертвовали жизнью. Это происходит и сейчас.

Побуждают и направляют активность человека и его ценностные ориентации1, и их разновидность — социальные установки. В обществе много социальных ценностей, одобряемых большинством населения и исторически традиционных для него идей, идеалов, убеждений, норм поведения, отношений, оберегаемых, защищаемых им и государством. Это, например, ценности жизни, Родины, ее истории и культуры, свободы человека, прав человека, ответственности, демократии, гуманизма, закона, труда, собственности, морали, об-щинности, коллективизма, справедливости, честности, верности, преданности, порядочности, традиций, культуры поведения и общения, заботы о природе, образованности, профессионализма и др. Ценностные ориентации — те социальные ценности, которые поняты, внутренне одобрены, приобрели личностный смысл и значение именно для данного человека. Социальные установки — устойчивое предрасположение, готовность человека к определенному реагированию на различные общественные явления как на представляющие для личности ту или иную ценность или отсутствие ее. Если социальные ценности, стоящие за словами «Родина», «долг», «ответственность», «порядочность», «коллективизм», «верность», «совесть» и т.п. для данного человека пустой звук, то экстремальные трудности им просто обходятся и решаются просто: «пропади все пропадом, лишь бы мне было хорошо».

Мотивы осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений и действий3. Цель — к чему стремится человек, мотив — ради чего, для чего это ему нужно. Мотивы и цели — это не просто мысли, соображения, образы, но и побуждения, содержащие в себе большой заряд психологической энергии.

В Аргунском ущелье под Улус-Кертом более 2 тыс. чеченских бандитов пытались 29 февраля 2000 г. концентрированным ударом на узком участке вырваться из окружения и выйти в тылы наших войск. На пути их мощной группировки находился участок 6-й роты 104-го полка Псковской диви-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1. — С. 118.

2 От франц. orientation — установка.

3 В психологии понятие мотив употребляется в двух значениях: в широком — мотивами называют все силы человека, побуждающие его к активности. В этом смысле все компоненты направленности являются мотивами, а сама она - системой мотивации. В узком смысле мотив — личностный смысл той или иной активности, показатель того, ради чего он ее проявляет.

зии воздушно-десантных войск, воины которой приняли на себя этот удар. Десантники сражались до последнего, проявили мужество и героизм и остановили хорошо вооруженных головорезов. Свою задачу они решили ценой жизни, не выпустив бандитов на равнинную часть Чечни. Героически погибли 84 бойца, а в живых осталось только шестеро. Бессмертный подвиг нового поколения молодых россиян сравним с героическим подвигом матросов, оборонявших Гангут в начале Великой Отечественной войны, героев-панфиловцев при обороне Москвы зимой 1941 г. и другими подвигами советских солдат и офицеров. Этот подвиг войдет в боевую историю нашего народа и станет вечным примером силы любви к своей Родине и верности воинскому долгу.

Особенности системы мотивации существенно характеризуют личность и ее дела. Человек отдает все свои силы для достижения одних результатов, преодолевая любые трудности на пути к ним, и остается глухим к самым правильным призывам, не ударит палец о палец, чтобы получить другие, даже если это вовсе не связано с трудностями.

Операциональная сфера личности, как отмечалось выше, включает в себя отношения, привычки, общие умения, качества, выступающие в качестве средств и способов достижения результатов, определяемых направленностью. Она содержит ряд влияющих на экстремальную устойчивость особенностей человека.

Характер личности — сложившаяся у личности система устойчивых отношений к труду, к другим людям и самому себе. Эти отношения во многом зависят от сферы направленности, но связаны и со специальными знаниями личности, регулирующими отношения, умениями, навыками реализации отношений, а также соответствующими привычками и качествами. Таковы, например, добросовестность, трудолюбие, доброжелательность, общительность, вежливость, опрятность, требовательность к себе, самокритичность и др. Характер проявляется во всем, всегда и везде. Его нельзя, образно говоря, оставить дома, идя на работу, или в казарме, отправляясь в бой.

Большинство отношений личности, закрепленных в характере, — моральные. Мораль — система ценностей и норм поведения, воплощающая сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочности. Характер, по существу, воплощает в себе морально-психологические особенности личности, арсенал моральных отношений, порождающих поступки с соответствующим выбором способов поведения и решения задач. Аморальные средства и способы, а не добросовестный труд, высокий профессионализм и иные личностные достоинства используются частью наших граждан, жаждущих личного обогащения любой ценой. Ныне остра не столько проблема частной, сколько честной собственности.

Система привычных, сложившихся у человека отношений, образующих его характер, не холодно рассудочна. Как всякие отношения она эмоционально окрашена, сопряжена с социальными чувствами. Значительная часть последних выражена у развитой личности в чувствах долга, ответственности, порядочности, гуманности, товарищества, коллективизма и др. Важно чувство совести — привычки человека не поступаться социальными ценностями и моральными принципами, постоянно сверять свое поведение с ними, остро переживать малейшие отступления от них (испытывать муки, угрызения совести) и избегать подобных переживаний.

Особое значение имеет воля. Это качество выражает способность человека мобилизовывать свои возможности на преодоление встречающихся трудностей. Однако не всякая воля хороша. Способность преодолевать трудности не чужда и животным. Перелетным птицам, например, требуются исключительные усилия весной и осенью, чтобы перемещаться на многие тысячи километров и достигать далеких теплых и богатых пищей краев. Ослиное упрямство — то же подобие воли. Пьяница проявляет исключительное упорство, изобретательность, идет на риски, чтобы раздобыть желанную бутылочку, но это не характеризует его развитую волю. В подобных поступках человек нередко поступает вопреки разуму, во вред себе и другим, побуждаясь мотивом «я хочу». Черты же развитости воля приобретает тогда, когда поступки продиктованы глубоким пониманием ситуации, целей, необходимости, высоким уровнем развития потребностей и движима мотивом — «я должен».

«Сам

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...