Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт и состояние экстремальной подготовки




Экстремальная подготовка по месту жительства и работы

Подготовка специалистов в различных видах повышенно-экстремальной деятельности ведется достаточно давно, постепенно расширяясь и совершенствуясь. Сегодня можно говорить о

значительном опыте ее проведения. Но жизнь и деятельность людей на рубеже третьего тысячелетия ставит все новые и новые зада-

чи, позволяющие видеть определенные слабости этой подготовки и необходимость ее совершенствования на научной основе.

С середины 90-х годов в России на государственном уровне начали приниматься обязательные для повсеместного исполнения правовые акты по организации массовой подготовки населения к поведению при чрезвычайных обстоятельствах. 21 декабря 1994 г. принят Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. объявлена Единая государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Закон 1994 г. определяет права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Он предусматривает права граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, медицинскую помощь, возмещение материального ущерба, получение льгот за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, пенсионное обеспечение при потере трудоспособности и др. Ст. 19 Закона обязывает граждан:

• активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ;

• соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;

• изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых условиях;

• знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;

• четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

• при первой возможности оказывать содействие проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Постановлением Правительства от 24 июля 1995 г. за № 738 определен порядок подготовки населения к действиям при чрезвычайных ситуациях. В нем сказано: «Установить, что подготовка населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ведется по соответствующим возрастным и социальным группам.... (Она) осуществляется на предприятиях, в учреждениях (в том числе образовательных) и орга-

низациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства». Разработана «Программа подготовки рабочих, служащих, работников сельского хозяйства и неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях». Изданы методические рекомендации к ней'.

Указанные меры несомненно важны, прогрессивны и отвечают назревшей общественной и гуманной потребности. Вместе с тем:

• исполнение принятых законов и постановлений по подготовке населения не обеспечивается должным управлением и находится пока, как многое у нас в стране, в противоречии с замыслами законодателя. Подготовка ведется слабо, а уровень подготовленности масс населения и работающих к действиям при чрезвычайных ситуациях оставляет желать лучшего;

• существующие нормативные документы ориентированы только на определенный круг экстремальных ситуаций, именуемых чрезвычайными. Значительное число экстремальных ситуаций, более часто и массово встречающихся в труде и повседневной жизни людей, остается вне поля внимания и подготовка к ним ведется не везде.

Таким образом, организация экстремальной подготовки нуждается в совершенствовании. Не ожидая государственных мер, стоило бы повсеместно принимать меры на производствах, в организациях и учреждениях.

Экстремальная

Подготовка

В образовательных

Учреждениях

В образовательных учреждениях России экстремальная подготовка (под другими названиями) началась уже в первом из них — Навигацкой школе, созданной Петром I в Санкт-Петербурге в 1702 г. для подготовки офицеров военно-морс-

кого флота. С тех пор она осуществлялась во всех вновь создаваемых военно-учебных заведениях.

С некоторого времени экстремальная подготовка начала проводиться и в ряде иных высших образовательных учреждениях — медицинских, правоохранительных, управленческих. В истории нового времени она приобрела ускорение и стала охватывать более широкий круг обучающихся специалистов. В 1990 г., например, в МГУ им. М.В. Ломоносова была создана межфакультетская кафедра защиты и действий населения в чрезвычайных ситуациях. Основная задача ее — обучение студентов действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, организации и проведению аварийно-спасательных и иных неотложных работ, оказанию населению первой медицинской помощи при авариях и катастрофах на опасных для людей и

1 Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Выпуск № 1. Правила поведения и действия населения. — М., 1997; Выпуск № 2. Защита населения в чрезвычайных ситуациях; Выпуск № 3. Помощь пострадавшим. Защитные меры.

природной среды производствах, на транспорте, в экспедициях, при проведении экспериментов с радиоактивными, химически и по иному опасными веществами и в другой экстремальной обстановке1.

Реформа образования в России, строящаяся в соответствии с Федеральными законами 1996 г. «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», содержит некоторые дополнительные новации, способствующие улучшению подготовки студентов к трудностям жизни и профессиональной деятельности. В цикл гуманитарных дисциплин федерального компонента включена учебная дисциплина «Психология и педагогика». Обязательным стал и курс «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высших образовательных учреждений по многим специальностям введены некоторые позитивные для их экстремальной подготовки положения.

Так, подготовка выпускников по специальности 022100 — социальная работа предусматривает, что они должны:

• знать психологию, социальную психологию, педагогику, основы педагогической деятельности, формы, средства и методы социально-педагогической деятельности;

• уметь давать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики, психологического консультирования и психической саморегуляции, социально-психологической коррекции;

. уметь использовать углубленные знания специальных разделов психологии и педагогики социальной работы, знать экстремальную психологию, психологию труда и управления, педагогическую психологию, психологию инвалидности, психологию травматического стресса, социально-психологическую работу с хроническими конфликтами, социально-психологическую помощь семьям больных алкоголизмом, социально-психологическую помощь одиноким и престарелым;

• знать специфику работы в различной социальной среде, методы решения социальных проблем, социальной адаптации, особенности социальной экологии, организацию пропаганды здорового образа жизни, применять полученные знания при решении современных проблем занятости населения, уметь вести социальную работу среди безработных, мигрантов, оказывать им моральную и материальную поддержку, владеть методикой социальной реабилитации, уметь оказывать медицинскую помощь;

• уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой — между разными общественными и государственными структурами, знать конфликтологию;

• быть способными находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований.

1 Основы защиты населения и территории в чрезвычайных ситуациях /Под ред. акад. В.В. Тарасова. — М., 1998. — С. 5.

Согласно законам и постановлениям Правительства России и в средних общеобразовательных школах началось изучение учебной дисциплины «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Нельзя не отметить, что бесспорно полезные новации не решают все же всех задач экстремальной подготовки молодого поколения, ограничиваясь вопросами, относящимися к ведению Министерства по чрезвычайным ситуациям. Психологические и педагогические основы успешной жизнедеятельности, преодоления вероятных в жизни и профессиональной деятельности трудностей, обеспечения повседневной безопасности практически не изучаются. Не хватает учителей по дисциплине ОБЖ и в ряде школ она не преподается. Методический уровень занятий недостаточно высок; они затеоретизированы, зачастую сводятся к словесному обучению, практической подготовки почти нет. Курс ОБЖ обычно не пользуется особой популярностью, мало интересен школьникам и студентам; его проблемы зачастую воспринимаются ими как малореальные, неактуальные, к ним не относящиеся.

Экстремальная

Подготовка

В спорте

Спорт был в числе тех видов человеческой деятельности, где интерес к вопросам психологической подготовки спортсменов, ведению борьбы за победу в напряженных соревновательных условиях воп-

лотился в практические меры. Особенно это коснулось соревнований высшего уровня: чемпионатов страны, мира, Олимпийских игр, — «спорта высших достижений». Профессионализация спорта в последнее время резко повысила статус этого вида подготовки. Спорт высших достижений приобрел социально-психологическую значимость, стал проявлением патриотизма, фактом национальной гордости, одним из факторов, влияющих на настроения больших групп людей, умножив ответственность спортсменов перед собой, другими людьми и страной. Спортивная победа свидетельствует не только о победе натренированного тела, но и о твердости духа.

Спорт высших достижений потребовал по-новому готовить спортсменов, тренировать не только мышцы, но и формировать личность спортсмена. Победа стала определяться не тем, что одни готовятся, а другие нет. Все готовятся, и соревнования ныне — спортивная борьба равных, сильных, всесторонне подготовленных, страстно жаждущих победы и выкладывающихся для ее достижения целиком. Победа стала достигаться минимальным преимуществом одного над другими, измеряться долями секунды, миллиметрами, граммами и на пределе напряжения человеческих физических и духовных возможностей. Человек с бицепсами Геркулеса сейчас мало чего добьется, если не будет тверд духом и специально подготовлен к достижению победы.

Не случайно подготовка спортсменов высокого, особенно международного класса, потребовала и от спортсменов, и от их тренеров

величайшего упорства и психолого-педагогической квалификации в ее организации. Подготовить себя к победе сейчас может лишь тот, кто является личностью, кто развивается как личность, кто укрепляет свои психологические возможности. Подготовка теперь — многолетний упорный труд целеустремленного человека, требующая каждодневной самоотдачи на многочасовых тренировках, строгой организации рабочего дня и режима питания, самоограничений в посторонних удовольствиях, отказа от вредных привычек курения, употребления алкоголя и др. Пришел, увидел, победил — это сейчас только в сказках. Победу надо завоевать, доказать себе и другим право на нее.

Современная подготовка классных спортсменов — это научно построенная педагогическая система, основанная на данных психологии, психофизиологии, физиологии и анатомии. Она включает психодиагностику спортивных способностей, организацию психологически обоснованного отбора в спортивные команды; максимальное развитие психических возможностей, характера, волевых качеств, ответственности, коллективизма, умения владеть собой и вырвать победу в нужный момент; способность полностью мобилизовывать возможности своего организма и духа в обстановке ажиотажа, криков и воплей болельщиков, улюлюкания, порой враждебности, провокаций и предвзятости судей. Есть немало спортсменов, которые хороши на тренировках, но падают духом при накале спортивной борьбы.

Важным стало умение достигать пика спортивной формы к ответственному соревнованию, провести правильно разминку перед самым его началом. Надо уметь достигать гармонии физического и психического состояний в момент спортивной борьбы, при которых только и возможны высшие результаты, подобные феноменальному прыжку в длину на 9 м на Олимпийских играх чернокожего американца Бимона, — результата, который он сам не показывал ни до, ни после, и который никто не мог превзойти долгое время.

Подготовка к экстремальным напряжениям спортивной борьбы ведется в командах по футболу, волейболу, ручному мячу и другим спортивным играм и видам спорта. Победа или поражение все чаще и демонстративнее стали определяться психологической подготовкой, настроем, умением бороться за победу до конца. Изучение психологии спортивного коллектива, взаимоотношений между его членами, климата в команде, целенаправленное и умелое влияние на все социально-психологические силы взаимного влияния и поддержки в ней — неотъемлемая часть подготовки.

Наконец, значительные нагрузки, которые переносят спортсмены во время тренировок и соревнований, обязывают спортивных руководителей, психологов и самих спортсменов искать и использовать все возможности для восстановления физических сил и нормального пси-

хического состояния в постсоревновательный период, что тоже требует квалифицированного психологического и педагогического подхода.

Подготовленность спортсмена к соревнованию, исходя из изложенного, понимается как высший уровень развития систем организма, регуляторных функций нервной системы и психики, качеств личности, обеспечивающих достижение максимально возможного соревновательного спортивного результата. Психологическая подготовка в спорте делится на два вида: общую, направленную на развитие и совершенствование психологических возможностей спортсмена, и подготовку к конкретному соревнованию, обеспечивающую формирование у него психологической готовности именно к этому соревнованию.

Основными задачами первой выступают:

• подготовка к выполнению необходимых движений и действий с высокой степенью точности, минимальным отступлением от оптимальной нормы и без ошибок в обстановке предельных физических и психических напряжений спортивной борьбы; к достижению максимально возможного результата;

• формирование умения вести психологическую борьбу с противником, оказывать на него психологическое давление, ослаблять волю к победе и сопротивлению;

• развитие способности правильно оценивать соревновательную обстановку, принимать решения и, не колеблясь, их осуществлять;

• подготовка к действиям в разнообразных условиях, стойкость к негативным внушающим влияниям предсоревновательных и соревновательных факторов и окружающих людей, сбивающих часто настрой и вызывающих рассогласование функций (проявление высокой спортивной надежности);

• формирование воли к победе, умения мобилизовать все свои возможности для ее достижения, в полной мере использовать подготовленность, достигнутую на тренировках;

• формирование умения самостоятельно регулировать свое нервно-психическое состояние, обеспечивая ею благоприятность для достижения победы.

К основным задачам психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию относятся:

• определение соревновательных целей;

• актуализация установки на достижение целей;

• формирование психофизиологического состояния готовности организма и психики к достижению максимально возможного результата;

• формирование уверенности в высокую вероятность показа максимально возможного результата на соревновании;

• сохранение нервно-психической свежести1.

1 Психология спорта высших достижений /Под общей ред. А.В. Родионова. — М., 1979. - С. 103-105, 109.

Считается, что весь промежуток от момента получения известия о соревновании вплоть до финала сам спортсмен и обслуживающие его специалисты должны вести себя и действовать так, чтобы психологически способствовать показу максимально высокого спортивного результата. Особое значение при этом имеет словесное, поведенческое, личностное воздействие тренера на спортсмена — секундирование, а также товарищеское — со стороны членов спортивной команды.

Вся описанная работа непреложно необходима, однако она не всегда достигает должного результата из-за недостаточной компетентности осуществляющих ее людей.

Экстремальная

Подготовка в силовых

Структурах

В Вооруженных Силах всесторонняя и обстоятельная подготовка воинов ведется с тех пор, как существуют сами эти силы. Необходимость ее очевидна, ибо стихия войны — опас-

ность, а бои — высшее испытание всех сил и возможностей человека, сложнее которого в профессиональном и особенно психологическом отношении нет ничего.

Системы подготовки в вооруженному столкновению и преодолению его трудностей своими корнями уходят, наверное, во времена палицы, которой вооружался древний человек. В древнерусской литературе IX—XIII вв. и народном фольклоре нашли отражение идеи о духовной стороне ратного дела, источниках смелости, верного служения Отечеству и победы над его врагами. В средние века подготовка к сражениям совершенствовались элементами специальной подготовки к защите России от нашествий, на Западе — рыцарским воспитанием, а на Востоке — разработкой различных боевых единоборств. Впервые сознательно начали ставить цель подготовить духовный мир воина к испытаниям в сражениях, формируя его личность на основе религиозных представлений.

А.В. Суворов

Импульсы к развитию систем подготовки дала эпоха Возрождения и последующее за ней время расцвета цивилизации. Сначала это была отработка технических и тактических действий в поединках и сражениях, а затем специальная моральная и психологическая подготовки. Петр I ставил задачи формировать у солдат патриотизм, честь, братство, сообразительность. Большое значение придавали формированию боевых качеств великие полководцы А.В. Суворов (1730—1800) и Наполеон Бонапарт (1769— 1821). Фельдмаршал М.И. Кутузов писал:

«Не численность войск, а именно храбрость, рвение, дух по боль-

шей части решают успех»1. Заметную роль в развитии внимания к проблеме морального фактора в войне сыграли труды немецкого военного теоретика, историка и генерала К. Клаузевица (1780—1831). Все системы военной подготовки имели педагогическое и психологическое предназначение, хотя и не именовались так. Лишь с появлением педагогической и психологической наук они стали приобретать все более научно обоснованный характер.

Развитие военной психологии и педагогики началось в России на рубеже XIX—

XX вв., когда появились первые книги по этим проблемам и стала соответствующим образом совершенствоваться подготовка воинов. Формулировались замечательные выводы, нашедшие воплощение, например, в таких строках:

• Н. Леер: «Человек был, есть и будет главным орудием войны»;

• М.В. Зенченко, исследуя нравственные силы бойца, сделал четыре вывода: 1) личность воина производна от общественных условий; 2) армия есть верная копия государства, миниатюра, зеркало его со всеми достоинствами и недостатками; 3) для мощи войск необходимы симпатии всего населения; 4) не может быть мощи армии, если немощен ее солдат в моральном, психологическом, профессиональном и физическом отношении; 5) никакой энтузиазм в армии невозможен, когда не будет его в Отечестве;

• И.Г. Энгельман: «Воин, будучи сколком своего народа, верно и точно отражает как его доблести, так и немощь народа»;

• Н. Головин: «Все решительные и победоносные войны имели в основе идею, которая близка была сердцу бойца. Основа победного стремления бойца лежит в мотивах социального характера»;

• Г.Е. Шумков: «Прежнее понятие о бое как о насилии физическом, об истреблении противника, о захвате как цели приходится изменить, и центр тяжести о насилии из области физической перенести в область психологическую»;

М.И. Драгомиров

• М.И. Драгомиров: «Наилучший стрелок или фехтовальщик, если он не проникнут со-

знанием долга или не убежден, что он сможет одолеть неприятеля, ни-

1 Кутузов М.И. Сборник документов. — М., 1952. Т. 2. — С. 57.

чего не сделает. Наоборот, слабый физически и не совсем искусный, но

не допускающий мысли, что его могут побить, часто бьет и искусных»;

• НА Корф: «Мы не преувеличим, если скажем, что власть над

нами эмоций безгранична. Эмоция всесильна: повинуясь ей, человек,

не колеблясь, идет на смерть или страдания»1.

Новый этап развития военной психологии и педагогики начался с появлением оружия массового поражения, значение которого для подготовки войск было осмыслено в середине 50-х годов прошлого века. Большой клад в разработку проблем подготовки внесла кафедра военной педагогики и психологии Военно-политической академии, возглавлявшаяся профессором А.В. Барабанщи-

ковым и ее сотрудниками М.И. Дьяченко, М.П. Ко-робейниковым, Н.Ф. Фе-денкоидр. Психологичес-

кая подготовка воинов была поставлена в один ряд с воинским обучением, воспитанием и развитием. Были исследованы различные аспекты боевой деятельности по опыту Великой Отечественной войны, локальных войн послевоенного времени, связанных с коренными изменениями в способах и средствах ведения вооруженной борьбы. На основе их внесены коренные усовершенство-

вания в практику подготовки личного состава различных родов войск2.

1 Зенченко М.В. Сообщение на тему «Анализ нравственных сил бойца». — СПб. 1892; Энгельман И.Т. Воспитание современного солдата и матроса. — СПб., 1908. — С. 5; Шумков Т.Е. Психика бойцов во время сражений. — СПб., 1905. — С. 11; Корф НА. О воспитании воли военачальников // Общество ревнителей военных знаний. 1906. Кн. 1; Добровольская М.К. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск //Военная мысль. 1995. № 2. — С. 60—63; Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава сухопутных войск в локальных конфликтах. — М., 1998. — С. 86.

1 Коробейников МЛ. Современный бой и проблемы психологии. — М., 1972; М.И. Дьяченко. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.,1974; Он же. Психолого-педагогические основы деятельности командира. — М., 1978; Спюля-ренко AM. Психологическое обеспечение высокой боевой готовности корабельных сил ВМФ. — Автореф. дисс... докг. психол. наук. — М., 1974; Сысоев В.В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника. — Автореф. дисс... докт. психол. наук. — М., 1989; Корчемный П.А. Психологическая подготовка летного состава военно-воздушных сил к активным боевым действиям в условиях современной войны. — Автореф. дисс.... докт. психол. наук. — М., 1990; Захарик СВ. Формирование психологической устойчивости у воинов-десантников к влиянию факторов современного боя. — Автореф. дисс... канд. психол. наук. — М., 1993.

В настоящее время в уставы Вооруженных Сил официально включен раздел, посвященный морально-психологическому обеспечению решения боевых задач. Этот вид подготовки стал обязательным в боевой подготовке и воспитании личного состава в мирное время. Основные направления психологической подготовки военнослужащих:

• вооружение научно обоснованными знаниями о боевых действиях, специфике современной войны, ее трудностях;

• формирование убеждений, готовности к подвигу, совершению самоотверженных поступков во имя победы над врагом;

• повышение уровня профессиональных и боевых навыков и умений;

• укрепление психологической и физиологической выносливости;

• воспитание непритязательности, неприхотливости, умеренности в желаниях и потребностях в ходе решения боевых задач;

• привитие доверия к командирам и начальникам, выработка установки на беспрекословное повиновение и послушание;

• воспитание благонадежности и лояльности к политике государства1.

Психологическая подготовка осуществляется в основном звене — полку. В действующих ныне нормативно-правовых документах вся работа по ее организации и проведению возложена на психолога части, которую он проводит во взаимодействии с органами боевой подготовки2.

В Министерстве внутренних дел психологическая подготовка сотрудников к действиям в экстремальных условиях началась зарождаться в 70-е годы, причем сначала во Внутренних войсках. Однако она копировала опыт Вооруженных Сил и не отвечала специфике психологических трудностей правоохранительной деятельности. Это положение было исправлено в 1982—1985 гг. разработкой и экспериментальной апробацией психологически обоснованной педагогической системы специальной профессионально-психологической подготовки. С 1989 г. она введена в качестве обязательной дисциплины в первоначальную профессиональную подготовку молодых сотрудников, а затем получила распространение и в практических органах внутренних дел, особенно при подготовке сотрудников отрядов милиции особого назначения (ОМОН) и специальных отрядов быстрого реагирования (СОБР).

Если в Вооруженных Силах психологическая подготовка первично была нацелена на формирование психологической (понимае-

1 Военная психология: методология, теория, практика. Часть 2. — М., 1998. — С. 16.

2 Там же. С. 20-21.

мой как эмоционально-волевая) устойчивости, то в органах внутренних дел она изначально предусматривала проведение в единстве морально-психологической и профессионально-психологической, а последняя, помимо формирования психологической устойчивости, ориентировалась на:

• повышение надежности профессиональных навыков и умений, обеспечение их качественного функционирования при высокой психической напряженности в правоохранительных экстремальных ситуациях;

• формирование умений и навыков использования психологических средств (речи, неречевых и поведенческих) и приемов (составления психологического портрета, психологического наблюдения, визуальной психодиагностики, установления психологического контакта, правомерного психологического воздействия и др.) при решении психологически трудных правоохранительных задач;

• профессиональное развитие важных для действий в экстремальных условиях психологических качеств (частных профессиональных способностей — профессиональной наблюдательности, профессиональной памяти, профессионального мышления и др.);

• формирование умения владеть собой и волевых качеств1.

Во второй половине 90-х годов юридическими педагогами и психологами было разработано особое направление экстремальной подготовки со своей задачей, содержанием, формами и методами работы — подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности. Основные психологические и педагогические идеи этого направления могут быть распространены на иные виды профессиональной деятельности, сопряженные с опасностью, а также частично на подготовку по обеспечению безопасности жизнедеятельности всех граждан.

Установлено, что молодой сотрудник, прошедший полный курс профессионально-психологической подготовки за 4—6 месяцев, достигает уровня соответствующей грани мастерства, которая без подго-

1 Коломеец В. К. Вопросы психологической подготовки сотрудников милиции к действиям в особо сложных условиях. — Свердловск, 1975; Столяренко A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. — М., 1987.

2 Буданов А.В. Методика использования материалов зарубежного опыта в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. — М., 1995; Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел: Тактика и психология безопасности деятельности. — М., 1996; Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудника органов внутренних дел. — М, 1997; Софронов А.Д., Карпов B.C. Пособие по обеспечению профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. — М., 1997; Буданов А.В. Методика разработки учебных курсов по проблемам личной безопасности сотрудников правоохранительных органов (на опыте США и России). — М., 1998.

товки, стихийно, путем проб и ошибок (чаще всего горьких), на основе уроков практики возникает у прослуживших 8—10 лет. В условиях возросших трудностей правоохранительной деятельности и текучести кадров значимость использования возможностей целеустремленной профессионально-психологической подготовки особенно велика.

В конце 90-х годов возникла новая отрасль педагогического знания — юридическая педагогика, разделами которой стали: экстремально-юридическая педагогика и профессионально-педагогическая подготовка1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...