Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические этапы постэкстремальной работы




«Большинство приходящих с... войны,...., — это все же не «посттравматики», а люди с пробужденными душами, — справедливо пишет Л. Китаев-Смык. — Преодоленный страх, отвага, безотчетная самоотверженность разбудили у них силу души,

личную энергию и стойкость характера. Их большинство... Мальчи-

ки, которым в мирной жизни долго бы оставаться недорослями, узнали, на что они способны, стали мужчинами, своими руками вырвали право на жизнь. Теперь они захотят распоряжаться своей судьбой, судьбой страны». «У чиновников, администраторов всех уровней, особенно низших, к кому непосредственно придет недавний солдат, должно быть терпение, доброта и даже любовь к повзрослевшим в кошмаре войны мальчишкам, которые полны душевных сил, но не знают, что с ними делать, не знают другой жизни, кроме военной»1. Это люди, честно выполнившие свой долг перед Россией. Они подвергали опасности свою жизнь, а часть и пожертвовала ей. Это герои, заслуживающие признательности, почета, уважения и заботы. Возвращаясь с опасного задания, воины, пограничники, спасатели, бойцы отрядов МВД и др., осознанно или подсознательно связывают ожидаемую радость возвращения с признанием сделанного ими другими людьми — гражданами, родственниками, сослуживцами, руководством, властью. Именно эта социальная, патриотическая, нравственная, профессиональная сущность ситуации возвращения призвана пронизывать всю постэкстремальную работу с возвратившимися. Не посылка их сразу в медчасть, а совершенно иные мероприятия первых дней постэкстремального периода отвечают этой сущности. Нужно проявление заботы, как благодарности государства и людей, к тем, кто, жертвуя своей жизнью, преодолевая страх, показывая мужество, перенеся все лишения, выполняли свой долг. «Возвращенцы» обладают такими социальными ожиданиями и это естественно, и справедливо. Их ожидания должны оправдаться, они должны отчетливо почувствовать это. Они не могут быть обижены, не должны испытать чувство разочарования, чувствовать себя ненужными и заброшенными. Они трудно шли к достижению цели, они достигли ее и должны испытать радость достижения, ради которой стоило выдержать перенесенное ими.

В постэкстремальной работе выделяются три этапа: встреча, восстановление сил, включение в деятельность.

Этап встречи предназначен четко обозначить социальную сущность ситуации возвращения. Важно не количество мероприятий, а их психологичность, искренность, сердечность, душевная теплота, доводящая радость до глубины чувств возвратившихся, снимающая с них груз внутренней тяжести пережитого. Нужно, чтобы они насладились радостью от сделанного и возвращения домой и об этом надо специально, позаботиться тем, кто послал их на трудное и опасное дело, потребовавшее всех душевных сил и, возможно, утраты здоровья.

Для решения психологических и педагогических задач этого этапа:

Л. Китаев-Смык. Возвращенцы. — С. 24.

• на вокзале, аэродроме, непосредственно в организации, части организуется торжественная первая встреча возвращающихся после выполнения трудного задания. Хорошо, когда в ней принимают участие руководство, представители общественности, члены семей, оркестр;

• первые дни посвящаются торжественным мероприятиям: общим собраниям, поощрениям отличившихся; встречам с населением и представителями разных организаций с отчетами о выполненном в сложных и опасных условиях долге; встречам со школьниками, студентами, трудящейся молодежью с рассказами об увиденном, понятом и советами; вечерам отдыха, концертам с приглашением членов семей, представителей организаций, предприятий города, области, республики;

• проводятся мемориальные мероприятия («никто не забыт, ничто не забыто»): почетно-торжественное захоронение погибших, вечера памяти, занесение имен погибших на мемориальные плиты, памятники, установка памятников погибшим на территории части, отдела внутренних дел и др., а также в посещаемых населением местах; оправдали себя мемориальные религиозные ритуалы;

• организуется посещение раненых в больницах и госпиталях, и они окружаются заботой и вниманием;

• на служебных совещаниях возвратившихся знакомят с задачами и планом мероприятий на постэкстремальный период, с возможными психологическими и иными трудностями этого периода, даются советы по поведению при столкновении с ними, обращается внимание на важность саморегуляции своего поведения, настроений и различных состояний; выясняются пожелания и просьбы возвратившихся, даются ответы на возникшие вопросы;

• решаются неотложные вопросы по обеспечению всем необходимым для успешного решения задач постэкстремального периода;

• проводятся беседы с семьями возвратившихся, даются советы, как помочь им в восстановлении сил, по проявлению внимания, заботы, содействия в преодолении трудностей постэкстремального периода и предупреждении возможных деформаций;

• проявляется повышенная забота о семьях тяжело раненых и погибших, которые особенно остро переживают свое горе в это время. Имелись факты проявления агрессии с их стороны в отношении руководства, обвинения выживших, их требования выяснить все подробности обстоятельств гибели и возможности спасения, найти смысл гибели (долг, честь)1;

1 Харламова Н.Н. Особенности организации и проведения психологического сопровождения деятельности личного состава ГУВД Московской области, принимающих участие в антитеррористической операции в Северо-Кавказском регионе //Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. — С. 108.

• проводится (в последние дни этапа) психодиагностическое и медицинское обследование прибывших, выявляется и оценивается их психическое и физическое состояние, отражение в нем пережитых экстремальных событий; выясняются их пожелания по поводу отдыха и оказания им психологической и медицинской помощи; психологами и врачами принимаются решения о дальнейшей работе с ними, выделяются лица, нуждающиеся в последующем индивидуальном внимании и усиленной помощи; каждый индивидуально ознакамливается с результатами обследования и получает рекомендации по нормализации своих состояний и здоровья1.

Успешная организация работы с «возвращенцами» на этапе встречи выполняет также еще две важнейшие функции:

профилактическую — предупреждение развития возможных негативных постэкстремальных психических состояний;

• педагогическую — служит ярким и впечатляющим уроком патриотизма, реального гуманизма, существующей в жизни духовности. Этот урок полезен для возвратившихся, но еще более важен для тех молодых людей и граждан, которым, возможно, придется самим стать на защиту Родины и проявить самоотверженность в отстаивании ценностей и счастливой жизни россиян. Организация встреч с населением, учащимися, рабочей молодежью тех, кто возвратился с полей сражений, проявил героизм и величие духа в выполнении гражданского и профессионального долга; эти встречи нужны и тем, и другим. Верна, глубока и такая мысль: память о погибших, отдавших свою жизнь за Отечество, ради счастья других, нужна не погибшим, а живущим.

Этап восстановления сил для большинства людей занимает 15— 20 дней; при сильных психологических нарушениях, а тем более травмах и ранениях, может потребоваться и больше времени. Главные работы на этом этапе:

• отдых (лучше в пансионатах, домах отдыха, санаториях);

• проведение мероприятий по психологической реабилитации;

• психологическое сопровождение с оказанием помощи нуждающимся в нем (с обеспечением его конфиденциальности) и осуществлением контроля за происходящими переменами в психических состояниях, поведении, и предупреждение развития негативных изменений их у остальных отдыхающих участников экстремальных событий. Многие участники боев привыкли к выпивкам в боевых условиях и им становится трудно отказаться от них в мирной жизни;

• поддержание связей с семьей и согласование усилий по оказанию помощи отдыхающему в восстановлении сил;

1 Повторные психодиагностические исследования проводятся нередко через 6 месяцев и через 1 год.

• продолжение помощи больным, травмированным и раненым, находящимися на излечении.

Ежедневно или через день проводятся лечебно-восстановительные мероприятия, характерные для санаторного лечения или дневного стационара (физиотерапия, массаж, лазеротерапия, фитотерапия, психологический тренинг и т.д.).

Этап включения в деятельность предполагает:

• постановку задач на включение в деятельность с постепенным наращиванием нагрузок и усложнением видов заданий;

• проведение психологического тренинга с использованием техник саморегуляции с выполнением завершающих упражнений (формул, мантры) на самомобилизацию;

• проведение обмена экстремальным опытом, обсуждений, дискуссий, семинаров, совместная разработка предложений (в том числе письменных) по использованию уроков из опыта;

• проведение занятий и семинаров по реализации выводов из экстремального опыта, ликвидации имевшихся пробелов в знаниях, по освоению новыми действиями, совершенствованию профессиональных навыков и умений, улучшению саморазвития и самовоспитания;

• привлечение носителей экстремального опыта (после его обсуждения с другими и выработки выводов и рекомендаций) для встреч с более молодыми и менее опытными сослуживцами, группами населения, а так же к участию в проведении занятий с ними;

• продолжение психологического сопровождения с целью закрепления и развития достигнутых в ходе отдыха положительных результатов и усиление индивидуальной помощи продолжающим испытывать трудности постэкстремальной адаптации.

Опыт свидетельствует о вредности затягивания с третьим этапом и непременным решением его задач. Встречаются случаи, когда некоторые трудоспособные «возвращенцы» не очень спешат с возвращением к нормальной трудовой жизни, а предпочитают «стричь купоны», живя прежними заслугами, не трудясь и требуя пожизненного безбедного и беззаботного существования. Они преднамеренно инсценируют «упадок здоровья» и признаки «не проходящих» постстрессовых расстройств.

В целом вся постэкстремальная работа нуждается в большой продуманности и даже нормативном регулировании на местном, региональном и возможно федеральном уровне.

Высказываются разные мнения по поводу повторного направления людей в зоны боевых действий и называются цифры 2—6 месяцев. Большинство раненых, как показывает опыт, стремятся лечиться в полевых госпиталях, без отправки в глубокий тыл и выражают желание возвратиться в строй для продолжения выполнения боевых заданий.

Виды,

Формы и методы работы

П.А. Корчемный и А.П. Елисеев выделяют три вида психологической помощи: самопомощь (оказание помощи самому себе, сослуживцами друг другу, взрослыми детям), совместная помощь (в семье —

супругами или членами семьи, в коллективе — коллегами, товарищами), специализированная помощь (оказывается штатными психологами, клиническими психологами, психотерапевтами, психиатрами). Последняя, в свою очередь, подразделяется на: психологическое просвещение, психодиагностику, психологическое консультирование, психотерапию, психологическую реабилитацию. Способами психотерапевтической помощи выступают: индивидуальное психологическое консультирование, индивидуальная и групповая психотерапия, психореабилитация (система психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных психических функций, психических состояний, социально-трудового статуса адаптирующихся к новым условиям жизни), психопрофилактика (устранение факторов, вредно отражающихся на психологии человека, и создание положительно влияющих)1.

Наиболее популярны и эффективны методы, ориентированные на релаксацию2 — достижение состояния покоя, расслабленности, возникающего у человека после снятия напряжения, вызванного тревогой, волнениями, переживаниями, большими физическими и психологическими нагрузками. Произвольно оно достигается проведением релаксационного тренинга или просто нахождением в помещении, не содержащем в обстановке раздражающих или напоминающих о беспокоящем прошлом предметов. Таковыми являются кабинеты психологической разгрузки с красивым интерьером, мягким настилом на полу (поглощающем шум при передвижениях людей), цветами, уголками живой природы, удобными для отдыха креслами (с регулируемыми спинками, сидениями, высотой), местным светом (управляемым сидящими в креслах), большими экранами для динамического проецирования на них умиротворяющих картин природы, устройствами для цветодинамического и цветомузыкального воздействия, звуковоспроизводящей аппаратурой (хорошо с индивидуальными наушниками и возможностью выбора расслабляющимися нравящихся музыкальных произведений и звуков, например, морского прибоя, пения птиц). Расслаблению способствуют спокойная поза, снятие напряжения с мышц, прикрытие или закрытие глаз, преднамеренно вызываемые эмоционально приятные представления. Усиливает релаксационный эффект использование методов аутогенной тренировки и психотехник.

1 Корчемный П.А., Елисеев А. П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. Курс лекций. Часть I. — С. 153—164.

2 От лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление.

Сеансы релаксации хорошо проводить в группах под руководством психолога. В постэкстремальный период такие сеансы можно начинать уже на первом этапе, на втором — увеличивать их продолжительность до 45—60 минут, проводить ежедневно; рекомендовать отдыхающим выполнять релаксационные упражнения и самостоятельно (особенно перед сном, в постели); не прекращать и на третьем этапе, но с завершением сеансов мобилизующими формулами.

Обязательным способом преодоления навязчивых тревожащих воспоминаний служат активные формы отдыха, которые уместны на втором^ и третьем этапах. Это, прежде всего, различные групповые спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон, водное поло и др.), занятия, требующие умеренной подвижности и сосредоточенности внимания (рисование, плетение корзин, изготовление моделей, рыбная ловля и т.п.).

В публикациях содержится рекомендация достигать в ходе психотерапевтических бесед переноса внимания человека с себя на других, поднимать мысли на надситуативный уровень, на проблемы коллектива, страны, будущего, показывать, что есть люди, пострадавшие больше, и его положение не самое худшее. За рубежом применяется и прием рассказа об ужасах, которые данному человеку не причлось, слава богу, пережить1. Интересен опыт американских психологов, рекомендовавших ветеранам войн оказывать помощь сво^м соратникам, испытывающим трудности, писать им письма, давать советы. В результате сами «консультанты» начинали более активно решать свои жизненные проблемы, развивалось их самосознание, менялись мировоззренческие установки2.

Р международной практике постэкстремальной работы и у нас выработано немало психотерапевтических методов снятия ПТСР. Это: телесно-ориентированная терапия, поведенческая психотерапия, когнитивная психотерапия, интегративная трансперсональная терапия, нейролингвистическое пограммирование, психодинамическая терапия, гешгальт-терапия, психоанализ, десенсибилизации и переработки дви-жен!*я глаз и др.3 Они достаточно сложны по технике исполнения и могут применяться только квалифицированными специалистами.

1 Мо>кет быть поэтому множество зарубежных фильмов — это фильмы об ужасах, кошмарной мистике, бесконечных убийствах, реках крови, разбрызганных на стенах мозга*. Посмотрев их, человек действительно чувствует себя счастливым, какой бы тюхой его собственная жизнь не была.

2 Solo/"0*1 L., Mimtincer M., Flum H. Negative life events, copying responses and combat related psichology: A prospective Study // J. Abnormal Psichol. 1988. V. 97. № 3.

3 см подробно: Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России. Методическое пособие. — М., 1999; Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях. — М., 2001.

Популярна форма работы с особой методикой, называемой «дебри-фингом стресса критического инцидента», разработанной американским психологом Дж. Митчелом в 1983 г. Дебрифинг проводится с группами людей, совместно испытавших стрессовые или трагические события. Цель — минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие синдрома постгравматических стрессовых расстройств. Суть его в обсуждении психотравмирующей ситуации с воспроизведением совместными усилиями психотравмирующих событий. Используется базовая идея 3. Фрейда, предполагающая доведение до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний. Травматогенный, но не осознаваемый человеком внутренний конфликт переживается им при этом вновь, однако, в ослабленной форме (спокойная обстановка, сдерживание эмоций), доступной для рационального анализа. В результате происходит психологическое переключение с неприемлемого, тревожащего опыта на личностно приемлемую его интерпретацию. Достигается это при проведении дебрифинга рассказом каждым его участником о том, что происходило с ним, что он видел, где находился и что делал в обсуждаемом «критическом инциденте». Под руководством психолога участники приходят к согласию по поводу хронологии события, его обстоятельств, психических реакций, испытанных ими. Тем самым показывается (что подчеркивается проводящим дебрифинг) универсальный характер имевших место трудностей и переживаний, а не индивидуальная их исключительность, как представляется каждому. Такой прием приносит определенное психологическое облегчение участникам. Руководитель далее разъясняет природу постстрессовых состояний, как «нормальных реакций на экстремальную ситуацию». Происходит, как выражаются, «закрытие прошлого» (с ним покончено) и далее уже обсуждаются стратегии эффективного последующего поведения. Даются советы, как вести себя в будущем, раздаются памятки, листовки (желательно их заранее подготовить), рекомендуется, где, при необходимости, искать дополнительные источники психологической поддержки и помощи. По данным зарубежных авторов, до 75% людей, прошедших дебрифинги, признают их высокую эффективность и полезность.

Нельзя, однако, не отметить, что откровенное словесное и образное воспроизводство в деталях, потрясших ранее психику участников дебрифинга событий, собственных восприятий, эмоциональных и иных реакций обычно вновь вгоняет их в стресс. Это равноценно сложной хирургической операции, но на раненой психике человека, причем без гарантированно положительных результатов. Такой дебрифинг может и осложнить психическое состояние некоторых участников, привести к нервно-психическому срыву.

Более корректно в психологическом плане и педагогически полезнее проводить обсуждение «критического инцидента» не на негативном материале, а напротив — на позитивном. Многие люди, потерпевшие в чем-то неудачу, склонны преувеличивать негативные ее стороны, сводить все к негативу. Если побывать в группе, возвратившейся с опасного задания, пусть даже неудачно выполненного, то чаще можно услышать жаркие рассказы о том, что и как делал, где и как перехитрил противника, как удалось избежать опасности, а если не удалось совсем, то как избежал худшего.

Важно помочь людям сохранить в памяти положительные моменты пережитой экстремальной ситуации и отнестись к ней объективно, в балансе позитивных и негативных сторон. Философски говоря, каждое явление диалектично и не сводится ни к плюсам, ни к минусам.

Однажды к будущему изобретателю электрической лампочки Эдисону пришел корреспондент и узнал, что пока хорошего сплава для нити накала еще не найдено. Лампочки, сделанные из перепробованных тысячи с лишним сплавов, быстро перегорают. Он с огорчением воскликнул:

— Сколько же времени вы потеряли зря! На это Эдисон ответил:

— Зря время не потеряно. Я знаю, что перепробованные сплавы не годятся, а этого не знает никто, кроме меня.

Именно позитивные стороны плохо усматриваются теми, кто страдает от воспоминаний о каком-то событии. Поэтому помощь должна заключаться в поиске положительного, позитивного в «критическом инциденте». Такая альтернативная методика может быть названа «дебрифингом позитивного в экстремальном» («позитивным дебрифингом»). Она реализуется при групповой и индивидуальной работе. Особенности методики таковы:

• участникам предлагается вспомнить хронологию событий и последовательность выполненных действий;

• дается задание найти позитивные, успешные стороны в каждом последовательно (следуя хронологии основных действий) рассматриваемом эпизоде. Каждый участник говорит о себе, о своих действиях. Попытки говорить о недостатках, плохом, негативном тактично пресекаются («Сегодня у нас разговор не о них»). Каждый эпизод завершается, когда свои мнения высказали все;

• после рассмотрения всех эпизодов переходят к последовательным ответам на вопросы руководителя. Полезно предварительно подготовить лист бумаги с вертикальными графами, пронумерованными по вопросам, в которые участники будут вписывать свои ответы. Вопросы могут быть такими:

1. Что удалось вам предвидеть в развитии событий, что из предвиденного оправдалось?

2. Что удалось сделать успешно в полной мере или частично?

3. Благоприятствовали ли ваши действия действиям ваших товарищей, если — да, то в чем это выразилось?

4. Какой ущерб или какие сложности, неприятности принесли ваши действия противнику?

5. Каких ошибок и опрометчивых действий удалось избежать?

6. От каких опасностей удалось уклониться?

7. Благодаря каким действиям и расчетам вам удалось обеспечить личную безопасность?

8. Какие действия позволили избежать вам худшего, что могло случиться?

9. Что новое, полезное для себя вы узнали в результате участия в экстремальном событии?

10. Чему вас научил опыт действий в данной ситуации, что вы будете делать лучше, если придется вновь встретиться с такой экстремальной ситуацией?

• организуется обсуждение мнений по каждому из вопросов;

• в заключение руководитель делает выводы об ошибочности односторонне негативной оценки участия в экстремальной ситуации, наличии фактов, позволяющих оценивать событие и как положительное, поучительное, как содержащее элементы поведения, свидетельствующие о достоинствах ума, воли, подготовленности и других качеств, преодолевших ситуацию.

Психологической науке известна психолого-педагогическая полезность превращения знания, которое приобрел человек, в конструктивное средство, инструмент решения практической задачи. В постэкстремальной работе этот механизм приводится в действие при организации практической совместной работы «Уроки и рекомендации». Ее назначение: активизировать и упорядочить представления памяти участников экстремальных событий, отражающие их позитивный или негативный опыт, направить размышления на извлечение уроков из прожитого и пережитого, воплотить их в конкретные советы и рекомендации для себя и других. Лучше, если такая работа не будет поспешной и не ограничится двух-четырех часовым занятием, а намеренно превратится в организованный комплекс мер, рассчитанный на несколько дней. Обязательно, чтобы все работы (занятия) были совместными, проводились при участии и под тактичным руководством опытных, психологически и педагогически подготовленных людей (руководителей, ветеранов, людей, ранее побывавших в аналогичных событиях, психологов, педагогов). Комплекс работы «Уроки и рекомендации» может включать:

• организационное занятие — на нем участникам экстремальных событий разъясняется чрезвычайная ценность для других опыта, которым они располагают (ориентация на других, а не на себя, формируется умышленно в психотерапевтических целях); необходимость

конструктивно, с пользой для других, осмыслить, обобщить этот опыт и воплотить в конкретные выводы, советы, рекомендации, предложения. Предлагается и обсуждается (вовлечение в обсуждение участников работы крайне желательно для их мотивации на нее и преодоления погруженности в собственные внутренние проблемы) порядок работы для реализации обозначенной необходимости. Выслушиваются и учитываются их предложения. Разрабатывается план работы, комплектуются предварительно рабочие группы, в которых избираются (назначаются) старшие из числа самих участников;

• рабочие занятия — их назначение: живое свободное обсуждение поучительных эпизодов экстремального события, выявление причин успехов и неудач, четкая формулировка выводов и разработка предложений по их реализации. Такие занятия проводятся со всей группой, либо она разбивается на ряд мелких, рабочих. При подготовке очередных занятий желательно поручать участникам подготовиться к обсуждению того или иного вопроса, продумать конструктивные выводы и предложения; последние, по возможности, написать на листках бумаги. Вариантами организации их могут быть:

- поэпизодное обсуждение опыта;

- поэтапное обсуждение (подготовка, начало, решающий этап, завершающий этап),

- покомпонентное обсуждение (подготовленность участников, наблюдение, оценка обстановки, принятие решений, обеспечение, взаимодействие, связь, управление и др.),

- аналитическое обсуждение (раздельно — позитивных и негативных сторон опыта);

• итоговые занятия (одно или несколько). Проводятся со всеми участниками экстремальных событий. Обсуждаются итоги рабочих занятий. Основное содержание их — окончательное обсуждение рекомендаций и предложений, оформленных в письменном виде. Желательно проект их размножить и предварительно раздать участникам занятия. Рекомендации и предложения следует структурировать по основным вопросам: по экстремальной подготовке всего персонала, по непосредственной подготовке перед участием в зоне экстремальных событий, по обеспечению, по организации действий в ходе событий и ликвидации их последствий, по тактике и приемам действий, по совершенствованию связи и взаимодействия, по обеспечению безопасности, по оказанию помощи, по предотвращению потерь, по совершенствованию техники, оружия, средств личной защиты и др.

Целесообразно сочетание различных форм — «дебрифинга стресса критического инцидента», «дебрифинга позитивного в экстремальном», практической совместной работы «Уроки и рекомендации»; предпочтительно сочетание последних двух.

В постэкстремальный период имеет смысл применять и современные средства фармакологической защиты, хорошо зарекомендовавшие себя на практике в космонавтике, авиации, на подводном флоте и др.

Методы работы с лицами, утратившими работоспособность в связи с полученными психическими травмами и нуждающимися в медицинском лечении, нами не рассматриваются, ибо они находятся за рамками психологического и педагогического подходов, реализуемых в учебном пособии.

Вопросы и задания для самопроверки

и размышлений--------------------------------------------------

1. Какими закономерностями определяются психологические и физиологические последствия участия человека в экстремальной ситуации?

2. Почему можно говорить о наличии не только отрицательных, но и положительных последствий участия человека в экстремальных ситуациях?

3. Назовите основные типы людей, носящих на себе признаки последствий участия в экстремальных ситуациях.

4. Каковы основные виды положительных последствий, которые могут быть у человека, пережившего экстремальную ситуацию? Приходилось ли вам встречать людей с такими последствиями? Постарайтесь вспомнить.

5. Чем определяется возможность появления негативных последствий участия человека в экстремальных ситуациях?

6. Дайте характеристику совокупности встречающихся негативных последствий участия человека в экстремальных ситуациях.

7. В чем проявляются постэкстремальные функциональные нарушения психической деятельности и каковы могут быть их причины? Приходилось ли вам знать человека с такими негативными нарушениями, являющимися именно постэкстремальными? В чем они выражались?

8. Что такое ПТСР и каковы причины его возможного возникновения?

9. Чем объясняется необходимость постэкстремальной работы с лицами, пережившими экстремальную ситуацию? Должна ли она проводится со всеми, или только с носителями негативных последствий? Как вы можете объяснить свое мнение?

10. Какова сущность, задачи и принципы постэкстремальной работы?

11. Назовите основные психолого-педагогические этапы постэкстремальной работы? Каковы задачи каждого этапа? Какие мероприятия проводятся на каждом этапе?

12. Перечислите основные виды формы и методы постэкстремальной работы. В чем особенности «дебрифинга стресса критического инци-

. дента» и «позитивного дебрифинга»? Сравните, оцените их эффективность и обоснуйте свое мнение.

13. Обоснуйте психологическую и педагогическую целесообразность практической совместной работы «Уроки и рекомендации» и расскажите о порядке ее организации.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Высоки требования, которые предъявляет современная жизнь, насыщенная экстремальными ситуациями, к каждому человеку. Успех или неуспех человека в испытаниях жизни, положительное, нейтральное или отрицательное их влияние на него, его поведение, состояния, работоспособность, безопасность, здоровье определяются в решающей степени не самим фактом экстремальных ситуаций, а его подготовленностью к ним. Одних людей экстремальные испытания мобилизуют, вызывают прилив сил, желание действовать и побеждать, а других ввергают в страх, обессиливают, повергают в бегство. Коренная причина — в самом человеке, в его готовности к встрече с трудностями и испытаниями жизни. Можно сказать, что подавляющее число людей (теоретически не менее 90%) способны не только успешно переносить тяготы экстремальных испытаний, но и извлекать для себя пользу.

Сегодня каждому образованному человеку, профессионалу нужны развитые экстремальные способности и подготовленность, отвечающие высоким требованиям современной жизнедеятельности. В ней не может быть фальши, показухи и обмана, ибо реальные испытания жизни срывают все «фиговые листочки» и обнажают то, что действительно есть у человека, нередко жестоко наказывая его за то, что он оказывается «голым» перед зеркалом суровых требований жизни.

Исследования современной психологии и педагогики способны помочь каждому человеку, группам, обществу успешнее и безопаснее жить и трудиться. Этому учит психопедагогика — комплексная и практичная система научных знаний. Знание и умение пользоваться ее рекомендациями сегодня выступают особой гранью подготовленности человека к жизни, к обеспечению своей безопасности.

В учебном пособии раскрыта система взаимосвязанных психологических и педагогических знаний и рекомендаций. Обобщены результаты имеющихся наиболее значимых для широкого круга граждан и профессионалов исследований и публикаций. Они дополнены собственным практическим опытом автора и результатами тридцатилетних научных исследований профессиональной деятельности в опасных условиях. О многом пришлось говорить остро, ибо есть недооценка проблем экстремальной подготовки и в науке, и в практике; часть их решается неполно, с недостаточно корректных методологических и теоретических позиций.

Представляется целесообразным:

— ввести изучение экстремальной психопедагогики в образовательных учреждениях;

— в полной мере использовать положения и рекомендации экстремальной психопедагогики в профессиональной подготовке специалистов опасных профессий;

— воспитывать у всех граждан страны потребность к совершенствованию своей экстремальной подготовленности, разумному и компетентному отношению к угрозам, опасностям и обеспечению собственной безопасности жизнедеятельности;

— расширить и улучшить подготовку практических психологов и социальных педагогов (возможно и психологов-педагогов) по вопросам экстремальной психопедагогики, квалифицированных практиков, которых в нашей стране сейчас крайне мало;

— с учетом имеющегося положительного функционирования созданных ранее психологических служб и лабораторий обеспечения, ускорить повсеместное создание их с участием социальных педагогов, а также подготовку специалистов по экстремальной психопедагогике;

— ускорить вывод педагогических исследований из «школьного возраста» (самоограничения исследованиями преимущественно школьного образования). Жизнь требует развертывания педагогических исследований проблем жизни и деятельности взрослого человека, профессионала, гражданина, защитника Отечества, к которым относятся и проблемы экстремальной психопедагогики;

— в психологических исследованиях экстремальных проблем опираться на прочный методологический и теоретический фундамент отечественной психологической школы, не утрачивать их психологическую предметность, не сползать на психиатрические позиции и не подменять психиатров (этично оставлять решение психиатрических проблем психиатрам, ожидая от них той же этичности в отношении проблем психологии), больше внимания уделять проблемам подготовки, а не тем, которые возникают, как следствие их нерешенности.

 


[1] Стоуне Э. Психопедагогика. — М., 1984; Горбунов Т.Д. Психопедагогака спорта. — М., 1986; С 1995 года в Омске издается и распространяется по подписке научно-практический журнал «Психопедагогика в правоохранительных органах».

 

[2] Гостюшин А.В. Безопасное поведение. Часть I: Экспериментальное учебное пособие. - М., 1996. - С. 3-4.

 

[3] Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. — СПб., 1898; Головин Н. Исследования боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. — СПб., 1907; Шумков Г.Е. О психике бойцов во время атаки //Русский инвалид. 1910. № 278; Ухач-Огорович Н. Военная психология. — Киев, 1911; Шумков Г.Е. Чувство тревоги как доминирующая эмоция в период ожидания боя //Военный вестник. 1913. — № 10; Макаров СО. Рассуждения по вопросам морской тактики. — М., 1943. Главы 3-5; Драгомиров М.И. Подготовка войск в мирное время (воспитание и образование). — М., 1956.

 

[4] Теплое Б.М. Ум полководца. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961; Прангшивили А.С. Исследования по психологии установки. — Тбилиси, 1967.

 

[5] Луков Т.Д. Психология. — М., 1960; Луков Г.Д., Платонов К.К. Психология. — М., 1964; Коробейников М.П. Поведение воина в опасной ситуации. — М., 1965; Феденко Н.Ф., Луганский Н.И. О некоторых национально-психологических особенностях личного состава империалистических армий. — М., 1965; Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. — М., 1966; Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. — М., 1969; Столяренко A.M. Психология боевого дежурства и корабельной вахты. — М., 1972; Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко Н.Ф., Шеляг В. В. Проблемы психологии воинского коллектива. — М., 1973; Столяренко A.M. Психология бдительности и боевой готовности. — М, 1975; Броневицкий Г.А., Зуев Ю.П., Столяренко AM. Основы военно-морской психологии. — М., 1977; Военная психология /Под. ред. Н.Ф. Феденко. — М., 1978; Военная психология /Под ред. полк. Ю.Г. Сулимова. — М., 1988; Ответчиков А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. — М., 1991; Съедин СИ., Абдурахманов Р.А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. — М., 1992; Содержание и организа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...