Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Профессиональный портрет социального педагога




 

Социальный педагог – профессия новая. В теоретико-квалификационный справочник и классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования она включена в 1990 г.

Социальный педагог осуществляет социально-педагогическую деятельность со всеми категориями населения: с детьми, подростками, молодежью, взрослыми. Он призван создать благоприятные условия для развития и социализации личности.

Социальный педагог является связующим звеном между клиентом и его окружением, посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества. Он оказывает влияние не только на клиента, но и на групповое общение, на ситуацию в социуме.

В связи с этим к социальному педагогу предъявляются высокие требования, которые основываются на кодексе этики и профессиональных умений (см. материалы к теме). Он должен обладать гуманными качествами, высокой духовной и общей культурой, коммуникативными и организаторскими способностями.

Деятельность социального педагога должна строиться на доверии и взаимопонимании, направлена на содействие и помощь клиенту в решении его собственных проблем.

__________

Задачи: ♦ изучить сферы деятельности социального педагога; ♦ изучить этический профессиональный кодекс социального педагога.

План занятия

1. Профессиональный портрет специалиста по социальной педагогике и социальной работе.

2. Этический профессиональный кодекс социального педагога (назначение, принципы, профессиональная пригодность, личностные качества).

Практические задания

Задание первое

1. Изучите профессионально-этические требования к социальному педагогу, социальному работнику.

2. В творческих микрогруппах обсудите предложенные к теме материалы и составьте «Свод этических законов социального педагога», а также определите слагаемые успеха его деятельности.

Задание второе

Посетите социально-педагогическое учреждение и понаблюдайте, как социальный педагог организует свою деятельность и общение с детьми, подростками, взрослыми. Охарактеризуйте их удовлетворенность взаимодействием с социальным педагогом.

Задание третье

1. Подберите материалы по социально-педагогической тематике, опираясь на публикации в средствах массовой информации.

2. Организуйте обсуждение «А у меня такое мнение...» по заинтересовавшей вас информации.

 

Материалы к теме

Профессиональный портрет социального педагога и социального работника

 

Социальные педагоги и социальные работники – специалисты высшей квалификации – предназначены для обеспечения многопрофильной системы служб социальной помощи и защиты населения. В зависимости от профиля, специализации они могут работать непосредственно в жилом доме, на предприятиях и в учреждениях различных ведомств (школа, клиника, досуговый центр и др.) или специализированных учреждениях (отделение социальной помощи, детский дом, центр реабилитации, социальный приют, медико-психологическая консультация, «телефон доверия», центр занятости и трудоустройства и т.п.).

Забота социального педагога (работника) распространяется на различные возрастные категории населения и направлена на активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи и личности.

Опираясь на практический опыт социальной работы, можно выделить следующие наиболее общие (базовые) характеристики социальных педагогов (работников) независимо от специализации:

способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами – с другой;

способность выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;

умение работать в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента;

способность соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем;

умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность.

Профессия «социальный работник» неотделима от понятия «социальная работа», которое трактуется учеными разных стран далеко не однозначно. Просматривается широкая палитра подходов к определению сущности, функций, содержания, методов социальной работы.

В нашей стране сложный процесс формирования стратегии социальной политики сопровождается становлением отечественных моделей системы социальных служб. Практика показывает, что в многовариантной гамме тенденций развития системы социальных служб слишком очевидными стали несостоятельность социально-политических ориентаций на полумеры и бесконечные инъекции, ущербность и тупиковый характер социальной политики, нацеленной лишь на материальную поддержку и спасение остро нуждающихся и находящихся за чертой бедности, число которых постоянно растет. Поэтому стратегия социальной политики все более ориентируется не на борьбу со следствиями, а прежде всего на преодоление причин, порождающих проблемы, что обусловливает направленность социальной работы на своевременное выявление и эффективное решение проблем, возникающих у конкретного клиента, семьи, социальных проблем в целом.

Социальная работа, как известно, рассматривается как «профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; созданию условий, благоприятствующих достижению этих целей в социуме». Исходя из того, что главной целью социальной работы выступает «забота о благосостоянии и раскрытие возможностей личности, семьи, общества», социальную работу правомерно рассматривать как личностную службу помощи людям.

Социальная работа своего рода связующее звено: социальный работник – посредник, регулирующий, уравновешивающий деятельность общества по отношению к клиенту.

В функциональном назначении любого социального работника на первое место выдвигаются его «умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением», «умение активизировать усилия подопечных по решению своих проблем», «умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами», «обеспечивать межинституциональные связи». Поскольку социальный работник взаимодействует с человеком и его окружением (и прежде всего с его семьей), он должен владеть знанием развития и поведения человека в конкретной среде, кем бы ни был его клиент – ребенком или взрослым, одиноким пенсионером или инвалидом, обслуживает ли он семью или иную социальную группу. А это означает, что психолого-педагогическая компетентность специалиста составляет базовую основу его функциональной грамотности, подготовленности.

Разделение сферы деятельности социальных служб на социально-педагогическую и социальную работу сегодня утратило свою правомочность. Между этими дефинициями другая зависимость: общепризнанность определяющей роли психолого-педагогической обеспеченности социальной работы (как профессии в целом, так и конкретного социального работника в частности) предполагает, во-первых, непременное наличие в формирующейся системе служб, в социальной работе как единой профессии базовой интегративной основы, социально-педагогического фундамента (носителем функций которого в данном случае становится социальный педагог); во-вторых, развитие социальной педагогики как науки, которая как бы очеловечивает, педагогизирует социальную работу, рассматривая человека в личностно-средовом контексте (в органическом единстве индивидуально-психического и социального) как открытую, постоянно меняющуюся систему. Такой подход не приемлет моно-дисциплинарности в самой методологии науки о профессии «социальная работа». Он предполагает опору на интегративную, целостную концепцию человека, ориентирующую на установление междисциплинарных связей среди человековедческих дисциплин (а также внутри каждой из них), что способствует укреплению необходимой научной базы социальной политики, всех ее областей, так как все они касаются человека (управление, экономика, образование, культура, здравоохранение соцобеспечение и др.).

Таким образом, социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье и семейно-соседской общности, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной и профессиональной школе, в больнице, приюте, детском доме или интернате для престарелых, в исправительном учреждении социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, гуманных, нравственно и психологически комфортных отношений в социуме.

Профессия современного социального педагога формировалась постепенно, базируясь на прогрессивных традициях отечественной педагогики, трансформируя на российскую почву все лучшее и рациональное из зарубежного опыта. Многолетний научно-практический поиск позволил отделить зерна от плевел, выявить общее и специфическое, создать наиболее приемлемую для современной социальной ситуации отечественную модель системы служб социальной поддержки населения.

В деятельности социального педагога, сориентированной на работу со всеми категориями населения, с семьями (независимо от наличия у них проблем), приоритетное место принадлежит решению превентивно-профилактических задач. Он не ждет, когда к нему обратятся за помощью. Социальный педагог в этически допустимой форме сам выходит на контакт с семьей, личностью. Он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, узнает о круге общения, условиях его жизни, моральном микроклимате, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы психологические, медицинские, правовые, экологические, решения которых осуществляются совместно с социальными работниками, специализирующимися по определенным профилям.

Опыт показывает, что полноценное выполнение социальным педагогом диагностической функции позволяет на уровне семьи и личности обеспечить на раннем, превентивном уровне профилактику различного рода отклонений – нравственного, физического, психологического, социального плана. Это чрезвычайно важно, так как на протяжении многих лет собственно превентивной профилактике надлежащего внимания не уделялось, что не позволяло выявлять и устранять причины негативных явлений.

Назначение специалиста

 

По своему назначению, функциям социальная работа как форма государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функционированию в обществе.

Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда». Человек, его проблемы – в центре внимания социальных работников.

Используя все имеющиеся в их распоряжении средства, они способствуют благополучию и самовыражению человеческой личности; достижению социальной справедливости; развитию и правильному использованию научных знаний применительно к социальному поведению человека; развитию ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых потребностей, национальных и интернациональных интересов и устремлений, защите прав человека.

Практическая деятельность социальных работников, теоретически обоснованая, должна осуществляться профессионально (диагностика и соответствующий анализ социальной ситуации, оценка функциональных взаимодействий, которым подвергаются отдельный человек, семья или группа).

Социальные работники выполняют следующие функции:

поддерживают, обнадеживают и стимулируют людей к развитию их собственных сил, конструктивной деятельности с опорой на имеющиеся у них резервы;

предлагают помощь, организуют ее, устанавливая необходимые для этого связи и контакты;

осуществляют сопровождение людей на протяжении определенного жизненного периода, проявляют личное участие, организуют контроль за ситуацией в целях защиты клиента;

представляют интересы нуждающихся в помощи, если они не в состоянии этого сделать;

обращают внимание на последствия сложных коллизий и предлагают меры по их предупреждению, смягчению или ликвидации;

вызывают сочувствие у окружающих людей и активизируют их на оказание помощи нуждающимся;

оказывают воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты;

информируют инстанции на всех уровнях о факторах, которые негативно сказываются на условиях жизни определенных групп населения.

Клиентами социального работника могут быть отдельный человек, семья, группа, сообщество, организация. Обеспечивая социальное обслуживание клиента, социальный работник одновременно работает в условиях как институциональной среды, так и открытой, семейно-бытовой микросреды и ее окружения, в условиях неформального общения, помогая решать социально-нравственные, социально-бытовые, психологические, медицинские и другие проблемы клиента.

Социальный работник контактирует как с отдельным человеком и его семьей, так и с социальным окружением, сообществом людей, среди которых он живет. Социальный работник содействует обеим сторонам, вступающим во взаимодействие, – клиенту и учреждению. С одной стороны, он усиливает позицию клиента, защищая его интересы и помогая ему более эффективно вписаться в систему, с другой – укрепляет социальный статус учреждения, помогая специалистам целого ряда профессий – педагогам, врачам, культработникам, юристам и другим – в выполнении их профессиональных функций.

Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный работник (социальный педагог) влияет на создание воспитывающих, гуманных, нравственно и физически здоровых отношений в социуме, в сфере семьи, семейно-соседского окружения, по месту жительства, на производстве. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять характер отношений между людьми, детьми и взрослыми и педагогически целесообразно влиять на эти отношения, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.

Социальный педагог, работающий со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, их семьями, призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, обеспечить условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. В социальной практике, направленной на повышение благосостояния людей, объединяются усилия социальных педагогов, социальных работников, специалистов всех учреждений микрорайона в межведомственной системе социальных служб. Стимулируется и активизируется и разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников: волонтеров, энтузиастов-добровольцев, парапрофессионалов, общественности, различных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церкви, коммерческих структур, предприятий и организаций. Благодаря этому происходит консолидация всех сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, стимулируется активность самого клиента как субъекта этого процесса.

Этический и профессиональный кодекс

 

Выход на профессиональный уровень постановки социальной педагогической работы в стране обусловливает избрание этой профессии людьми, обладающими особыми личностными качествами. Основанная на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания различного рода социальной помощи человеку деятельность социального педагога, социального работника – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные качества этого специалиста – эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность, тактичность. Человек, избравший эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой. Он обязан уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав человека на достойную жизнь, иметь твердые нравственные принципы.

Профессиональные стандарты, требования к социальному педагогу, социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, базирующемся на фундаментальных общечеловеческих ценностях, увеличении достоинства и уникальности каждой личности, ее прав и возможностей. В соответствии с кодексом социальный педагог (социальный работник) рассматривается как работник социальной педагогической службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества их жизни. Кодексом выделены следующие основные позиции:

не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность своей личности;

уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта;

быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт;

быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи;

уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;

всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия; не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;

соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия; всегда действовать исключительно в интересах клиента;

уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики;

вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся в ходе профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя обязанности;

полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;

не использовать свои профессиональные отношения в личных целях;

участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом; принимать плату за услуги только на законных основаниях; не принимать ценных подарков за выполненную работу;

стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы; основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;

защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдая деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;

всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения;

содействовать развитию благосостояния общества посредством:

а) расширения личностных возможностей людей, различных семей, проявления особого внимания к ущемленным группам и лицам с ограниченными физическими возможностями;

б) активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также против привилегий отдельных категорий населения;

в) создания условий для поддержки уважительного отношения к различиям культур, составляющих общество;

г) инициативы, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости.

 

По кн.: Социальная защита человека: Региональные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М.П.Гурьяновой. - М., 1995. - С. 9-17.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...