Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Peregrini: виды, правовое положение.




Возникновение правового положения перегринов. Главным основанием возникновения правового положения перегрина было включение в состав римского государства завоеванных Римом территорий, населению которых, не обращаемому в рабство, в то же время не сообщалось римское гражданство. Это население становилось перегринами. Другими основаниями возникновения правового положения перегринов были: а) рождение от брака перегринов или от не состоявшей в браке перегринки; б) присуждение уголовным судом к aquae et ignis interdictio в период республики; в) присуждение к высылке в период империи.

Положение перегринов в публичном и в частном праве. Политических прав перегрины не имели. Это были, прежде всего, подданные Рима без прав гражданства, древнейшие hostes, превратившиеся с течением времени в новую категорию населения - перегринов. Исключение перегринов из политической жизни страны отражалось и в конструкции их имени: оно состояло из cognomen имени отца в родительном падеже; наименования трибы в составе имени перегринов нет.

В частноправовой сфере перегрины были подчинены своим национальным системам права. Формальным основанием действия этих систем были leges provinciae, устанавливавшие правовое положение отдельных провинций.

Разнообразие частного права, которое действовало для перегринов разных общин, и отсутствие правовых норм, которые регулировали бы имущественные отношения перегринов с римлянами, затрудняло развитие торговли. Для устранения этих трудностей praetor peregrinus при содействии юристов и выработал постепенно ius gentium.

Приобретение римского гражданства. Перегрины приобретали права римского гражданства либо а) в силу законов, присваивавших римское гражданство в награду за различные услуги, оказанные римскому государству, либо б) в силу специальных актов государственной власти, присваивавших отдельным группам перегринов римское гражданство или отдельные из прав граждан (отсюда cives sine suffragio). Издание таких актов вызывалось разнообразными экономическими и политическими соображениями, в частности задачами пополнения жителями провинций римских легионов, в которых, как уже указано, несли военную службу только римские граждане. Главным образом в фискальных целях, а именно для распространения на все население империи налога с наследства (vicesima hereditatis), был издан и упоминавшийся уже эдикт, распространивший права гражданства на все население империи.

 

4.8. Лица sui iuris и alieni iuris. Patria potestas: содержание, основания приобретения и прекращения.

С точки зрения status familiae - самостоятельные (sui iuris) отцы семейств (patres familias) после семрти патрия они подвластные сами стаовятся патриями то ест отцами отдельных семей и все лица находившиеся ранее по властью одного патрия образуют familiae communi iuris (семь по общему праву), и подвластные какого-либо paterfamilias (лица alieni iuris, "чужого права") не самостоятельные в связях с внешним миром. Таким образом, полная противоположность предполагала свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.

Patria potestas — власть римского домовладыки (отца семьи) над детьми, в число которых включаются и дети детей, т. e. внуки, правнуки и т. д. Понятие это отличается от manus mariti и dominium над вещами и рабами, хотя по своему происхождению и характеру и стоит близко к ним (см. Manus). Характерная черта Р. potestas — строгость полномочий, принадлежащих домовладыке по отношению к детям. До императорского времени он имел право принять новорожденного сына, дочь, внука и т. д. под свою власть и защиту, в свой дом, или выбросить на произвол судьбы за порог дома; в последнем случае он мог настаивать и на том, чтобы другие не подбирали покинутого ребенка. Право это не распространялось лишь на перворожденных сыновей и дочерей, которые должны были быть воспитаны. При Валентиниане, Валенсе и Грациане оно было ограничено установлением штрафа и уничтожением права на обратное истребование отцом выброшенного, но подобранного из сострадания другим лицом ребенка. И в течение дальнейшей жизни отец имел jus vitae ас necis по отношению к детям, т. e. право суда и казни над ними, обыкновенно при участии родных или друзей (consilium propinquorum s. amicorum), в случае совершения им проступков как домашнего, так и общественного (даже политического) характера. В императорское время это право также терпит ряд ограничений и затем отменяется. Адриан установил наказание ссылкой за самовольное убийство сына, хотя бы и преступного; Александр Север оставляет за отцом лишь право легких наказаний, а для более тяжких обязывает его обращаться в суд. Константин Великий уравнивает убийство сына с обыкновенным убийством. Валентиниан значительно ограничил в 365 г. домашнюю юрисдикцию отца и по отношению к другим наказаниям. От более ранней эпохи дошло до нас известие о приказе императора Траяна освободить сына, с которым отец обращался жестоко. Лишь императорами проведены также ограничения и запрещения продажи детей,раньше входившей в состав прав родительской власти. Каракалла назвал ее делом непозволительным и бесчестным, Диоклетиан запретил ее совершенно, Константин дозволил ее только бедным родителям по отношению к новорожденным. Мало-помалу выработался в юриспруденции общий нравственный принцип: "Р. potestas in pietate debet non in atrocitate co n sistere". Однако до конца римского юридического развития Р. potestas оставалась властью в интересах отца, a не детей, как современная западноевропейская родительская власть. Она была пожизненна; эмансипация (см.) до смерти отца возможна была лишь с его согласия и по особому акту, им предпринятому. Отцу принадлежало право эксплуатации рабочей силы сына в доме, а также путем отдачи в наем, продажи в рабство и залога (последние два правомочия отменены при императорах). Сын не имел собственного имущества; выделенный ему пекулий (см.) оставался в собственности отца; все приобретения детей были приобретениями отца, на которого возлагалась и ответственность как по сделкам детей, так и из их деликтов. Только позднее выделяется ряд имуществ, принадлежащих сыну на правах частной собственности (см. Пекулий); на все другие имущества, дошедшие к сыну от посторонних лиц (bona adventitia), отец сохраняет до конца римского развития право пользования и управления. В суде и сделках, за небольшими исключениями позднейшего времени, дети являлись несвободными представителями отца, а не самостоятельными деятелями, и стояли в этом отношении наравне с рабами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...