Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность социальной адаптации студентов первокурсников




 

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адапта­ционного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с про­цессами природной и социальной среды. Существуют раз­личные процессы взаимоотношения человека с окружаю­щим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индиви­дуально-личностными сторонами (психическая организа­ция) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений). Можно выделить четыре вида адаптации человека: биоло­гическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь от­носительную независимость или приобретать временный приоритет[21].

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процес­сом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных ус­ловиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркива­ет, что в относительно короткий промежуток времени лич­ность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации носит коккретно-исторический характер, который по разному влияет на лич­ность или подталкивает ее к определенному выбору меха­низмов действия в заданном контексте времени.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматри­вать на трех уровнях[14]:

• общество (макросреда) — адаптация личности и соци­альных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

• социальная группа (микросреда) — адаптация челове­ка или, наоборот, нестыковка интересов человека с соци­альной группой (производственный коллектив, семья, учеб­ный коллектив и пр.);

• сам индивид (внутриличностная адаптация) — стрем­ление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Социальную адаптацию определяют как процесс актив­ного освоения личностью или группой новой для нее со­циальной среды. Адаптация — это и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям этой новой среды.

Выделяют две формы социальной адаптации:

активная, когда сам человек пытается воздейство­вать на среду в целях ее изменения и включения себя в эту измененную среду через изменение каких-то цен­ностей, форм взаимодействия и деятельности;

пассивная, когда субъект не стремится изменять со­циальную среду, а постепенно включается в ту среду, в которой он оказался.

Как процесс социальная адаптация включает четыре степени (стадии) адаптированности личности в новой со­циальной среде.

Начальная стадия - стадия, когда индивид знает, как он должен вести себя в данной новой среде, но в своем сознании пока не признает ее ценностей и может даже что-то отвергать.

Вторая степень — это стадия терпимости, когда инди­вид и новая среда проявляют взаимную терпимость к сис­темам ценностей и образцам поведения друг друга.

Третья степень — аккомодация или признание и приня­тие индивидом основных систем ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей ин­дивида этой новой средой.

Четвертая стадия — это ассимиляция, т.е. полное совпа­дение систем ценностей индивида и среды.

Процесс социальной адаптации включает в себя две ха­рактерные стороны: объективную и субъективную. Объек­тивный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различ­ные социальные свойства, отражающие его место в систе­ме общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механиз­мов адаптации, в формировании которого активное уча­стие принимает окружающая социальная среда.

Субъективный процесс социальной адаптации непо­средственно связан с личными качествами, взглядами, убеждениями человека. Поэтому важным компонентом социальной адаптации является согласование целей, при­тязаний, ценностных ориентации индивида, его личных возможностей со спецификой социальной среды, со спо­собностью реализации этих его возможностей в конкрет­ной социальной ситуации[21].

Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, кото­рые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Си­стема социальной адаптации включает разные виды адап­тивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономи­ческая; адаптация к формам общественного сознания (на­ука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.

Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адапта­ции либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой сторо­ны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направ­лена на обеспечение помощи отдельным личностям, груп­пам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.

Необходимо изучение адаптации как сложного механиз­ма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, свое­го окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Адаптация как вид взаимодействия личности (либо груп­пы) с общественной средой, в ходе, которого согласовыва­ются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе обществен­ной иерархии. Самоидентификация личности, выбор, ко­торый сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и из­менившейся социальной среды.

Под адаптацией понимают процесс и результат взаимо­действия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требова­ния и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процвета­ния), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Путем анализа и коррекции социаль­ной политики на основе этого понимания, субъекты уп­равления могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить де­структивные социальные процессы.

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выде­лить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адап­тации: как разновидности социального отношения, соци­ального процесса, социальной деятельности и институци­ональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духов­но-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адап­тация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных обществен­ных явлений и подготовки людей к включению в иннова­ционные социальные системы. Тем самым, адаптация обес­печивает последовательность и закономерность эволюцион­ной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающих­ся социальных отношений[14].

Адаптация к социальным изменениям в обществе свя­зана, прежде всего, с существованием нормативно регули­руемой в исторически определенный период времени социальной системы. Ее важнейшими компонентами выступа­ют разнообразные экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Социокультурные системы со­ставляют «ядро» содержания форм адаптации населения к социальным изменениям. Это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер воспри­ятия такого рода изменений, поскольку в их основе мож­но выделить определенный вид культуры. Адаптация к экономическим изменениям отражает элементы экономи­ческой культуры и должна опираться на них. Когда чело­век адаптируется к политическим изменениям, он неиз­бежно обращается к нормам политической культуры. Адап­тация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой. Адаптация молодежи к измене­ниям в образовательной сфере связана с культурой образования, в профессиональной сфере — с профессиональ­ной культурой, в досуговой сфере — с культурой досуга и т. д. Сложнее с адаптацией к социальным изменениям. Она имеет отношение не к какой-либо одной культуре, а к не­скольким, поскольку социальные изменения имеют комп­лексный характер и могут дифференцироваться в зависи­мости от той или иной социальной сферы человеческой жиз­недеятельности.

Социальная адаптация является целенаправленным взаимодействием элементов сознания и поведения соци­ального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления разногласий взаимоотношений. Адаптация вы­ступает в качестве разновидности общественных отноше­ний, процессов, деятельности и социальных институтов, оптимизирующих и направляющих ее развитие. Главные цели адаптации как общественного феномена — преодоле­ние дисфункций социальной системы, гармонизация взаи­мосвязей социального субъекта с элементами среды[5].

Отход от законных общественных способов удовлетво­рения потребностей и псевдоадаптация к девиантным фор­мам поведения (которые как нистранно в современных условиях порой лучше обеспечивают жизнедеятельность людей, чем законные и одобряемые нравственностью нор­мы поведения), имеет пагубное значение для общества и потребует решительных контрмер, специализи­рованных социальных технологий для решения этой зло­бодневной проблемы.

В изменяющихся условиях жизнеобеспечения белорусского общества появляется необходимость модификации содержания одних социальных норм и выработки других. Задача совершенствования системы жизнеобеспечения обществ требует углубленного изучения механизмов поддер­жания и видоизменения социальной организованности с помощью механизма создания новых социальных норм и регуляции с их помощью человеческой деятельности.

Социальная адаптация личности направлена на восста­новление норм, социально-полезных отношений с соци­альными субъектами (группами и отдельными ее члена­ми), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Психологическая адаптация — усвоение со­циально полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности лич­ности с ожиданиями социальной среды. Социальная и пси­хологическая стороны адаптации находятся в неразрыв­ном единстве, хотя иногда могут не совпадать.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия лич­ности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного со­циального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамическо­го равновесия между его личностными установками и ожи­даниями социальной среды при наличии контроля с ее сто­роны.

Сложность механизма социальной адаптации происте­кает от того, что взаимодействуют две структурно сложные системы — личность и социальная среда. Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на мак­роуровне — это общество в целом, на микроуровне — мик­росреда, которую составляет ближайшее окружение чело­века и его отношения в семье, трудовом коллективе, в раз­личных малых социальных группах. Микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Мак­ро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. фор­мируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.

Социальная адаптация формируется по двум основани­ям: личностно-субъективном и внешне-объективном. Можно выделить разновидности социальной среды: (С+) — микро-среда с положительной направленностью, (С-) — микро­среда с отрицательной направленностью. Характеристики личности можно представить: как (Л+) — личность, харак­теризующаяся положительной направленностью, устоявши­мися взглядами, ценностными ориентациями и (Л-) — лич­ность, характеризующаяся устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками.

Успешная социальная адаптация (А+) возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность [(С+) х (Л+)] — это первый тип взаимодействия личности и среды.

Второй тип механизма взаимодействия личности и сре­ды характеризуется несовпадением ожиданий-требований микрогруппы (семьи, трудового коллектива) и уровня при­тязаний личности адаптируемого. В этой ситуации возмож­ны два варианта: первый — вхождение в новое социаль­ное окружение с положительной нравственной и правовой ориентацией лиц с антиобщественной индивидуалистической направленностью (вариант социальной адаптации с неус­тойчивой положительной направленностью): (А+) = (С+) х х (Л-). В этом случае личность с антиобщественной направ­ленностью имеет возможность усвоить правовые установ­ления, перевоплотить их в свои личные качества, цели, поступки; второй вариант возникает в случае вхождения в новое социальное окружение с отрицательной нравствен­ной и правовой ориентацией лиц с положительными лич­ностными качествами (вариант адаптации с неустойчивой отрицательной направленностью): (А+) = (С-) х (Л+). Тут микросреда может формировать черты личности, не отве­чающие интересам общества, и посредством длительного общения, взаимодействия и даже принуждения может про­изойти передача отрицательных образцов, шаблонов пове­дения. При этом возможно появление и развитие антиоб­щественной направленности личности, которая впослед­ствии реализуется в противозаконном поведении.

Третий тип механизма взаимодействия осуществляется тогда, когда отсутствие или недостаток положительных социальных связей компенсируется отрицательными, ко­торые закрепляют отрицательную антиобщественную направленность личности, т. е. человек устойчиво остается в асоциальной или преступной среде[25].

Исходя из анализа возможных типов механизма взаи­модействия личности и социальной среды, будет целесооб­разным понимать под социальной адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодей­ствии посредством общения личности и позитивной социальной среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социальной среды целесо­образно называть «псевдоадаптацией». В современных социальных условиях Беларуси позитивная социальная адап­тация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптаци­ей» многих социальных групп. Могут все чаще встречать­ся противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характер­ные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.

Адаптация — двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образова­ния, СМИ и пр.),но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровне­вой структурой и функциями, адаптация оказывается спо­собной как к глубоким изменениям в сознании и поведе­нии субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводит­ся только к социальной реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эв­ристическим, эмоционально-чувственным, вербальноком-муникативным, ценностно-ориентационным, институцио­нально-организационным и другим компонентам взаимо­действия субъекта и среды.

Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скры­тых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Со­циальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формиро­вание и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социально-психоло­гической адаптации личности, как: 1) когнитивный, вклю­чающий все психические процессы, связанные с познани­ем: ощущения, восприятие, представление, память, мышле­ние, воображение и т. д.; 2) эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тре­вога и т. д.; 3) практический, поведенческий, предлагаю­щий определенную направленную деятельность человека в социальной практике. В целом, все эти социально-пси­хологические механизмы социальной адаптации личнос­ти составляют полное единство. В основе социальной адап­тации личности лежит активное или пассивное приспособ­ление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовы­вать саму личность человека. сихологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.

Большинству студентам, только поступившим в ВУЗ, адаптироваться к новым учебным условиям несложно. Особенно легко протекает процесс адаптации, если человек осознает и понимает цели, которые он должен достичь. По мнению Выготского, настоящая деятельность совершается лишь тогда, когда человек понимает смысл и ценность своих действий.

Правда, к сожалению, не все абитуриенты знают, с какой деятельностью им в дальнейшем хотелось бы связать свою жизнь. И поэтому, недооценив, или наоборот, переоценив свои возможности, совсем еще молодой человек выбирает специальность не по возможностям и желанию, а просто ради получения высшего образования. Именно в таком случае на первом курсе может возникнуть различного рода проблемы с адаптацией к учебному процессу.

Человек на разных жизненных этапах постоянно сталкивается с проблемой адаптации - новое учебное заведение, новая работа, новое социальное окружение, адаптация к жительству в других странах, к болезни, адаптация женщин в период беременности, адаптация в новых семейных условиях (к примеру, брак) и много другое.

Практически каждому человеку приходится столкнуться с процессом адаптации, поступая на учебу, будь то школа, колледж или вуз.

Однако, поступая в университет, институт, академию, молодая личность встречает на своем пути совсем иные проблемы, нежели в школе. Это происходит потому, что с получения образования в высшем учебном заведении начинается взрослый, более серьезный этап жизнедеятельности человека. От правильного выбора специальности зависит будущее личности. Абитуриент думает о том, сможет ли он отдавать большую часть своей жизни именно данной профессии, интересно ли это, приносит ли это большую пользу и доход, можно ли создать на данной основе карьеру.

Оптимальным для поступления в ВУЗ является именно 17-20 летний возраст. Молодежь гораздо легче проходит процесс адаптации, чем люди старшего поколения, которым уже далеко за тридцать. Из этого следует, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.

Абитуриенты знают, что не будет легко учиться. Каждый планирует справиться с трудностями. У бывших школьников появляются внешние и социально-психологические отличия в организации учебного процесса: пересматриваются прежние представления о себе; реальность обучения часто противоречит представлениям об обучении в новом учебном заведении (на новой образовательной ступени) и так далее.

Главным становится поиск, переработка и понимание информации, что является также слаборазвитым общеучебным умением.

Студентам-первокурсникам следует помогать адаптироваться, используя для этого специальные методы, применяемые в высших учебных заведениях.

Эффективность, конечный результат адаптации опреде­ляются объективными показателями достижений и субъек­тивной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек, занимающийся эмоциональным самочувствием личности.

Проблемы социальной адаптации и профессиональной переориентации встают перед многими безработными, миг­рантами и другими слоями населения, утратившими при­вычный социальный статус.

Жизненно важное значение имеет социальная адапта­ция детей, лишенных родительского попечительства, вос­питанников детских домов. Программы социальной адап­тации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к решению бытовых проблем самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, уме­ния обращаться с деньгами, к достижению социально-тру­довой адаптации через трудовое и профессиональное обу­чение, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.

Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социаль­ной адаптации отдельных лиц, групп, социальных слоев населения. Отсюда возрастает роль социальных работни­ков, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...