Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Связь почерка и характера




Отец русского графологического общества 20-х годов, Зуев-Инсаров доказал, что почерк зависит не только от характера, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. В своей книге он писал: «Я знал одного почтового служащего. Достаточно нетребовательного в их личных привычках. Способного удовлетвориться очень небольшим. Его почерк отличался такой же простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе. Вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений. С этих пор стало расти его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки. В которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному «широкому» образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п. »Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей записной книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - поздравление другу. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество отделки. А внутреннее построение письма остается неизменным. Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов - невнимательность), другие - не очень (округлый почерк - слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. Почему. Например, увеличение размеров букв к концу свидетельствует о доверчивости, а если наоборот - о хитрости и осмотрительности. Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы: Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п. ) указывают на стремление обратить на себя внимание. Волнистые начертания характерны для людей. Обладающих гибким, изобретательным умом.

Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.

Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей. Крупный почерк связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо также свидетельствует о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху. Порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.

Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя. Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют. Промежутки между словами невелики.

В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость. Активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.

Неровное письмо - по величине букв, наклону, направлению строк - свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.

Если же почерк разборчивый и ясный - аккуратный, но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, - то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.

Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания, мелкое или угловатое письмо - все это означает деловитость. Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга - слабая воля; слитно - хорошая стрессоустойчивость.

Сильный нажим - критичность, склонность к проявлению силы. Маленькие расстояния между словами соседними - интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.

Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова - осторожность, доходящая до трусости. Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова - осторожность, доходящая до трусости.

Строчки направлены вверх - инициатива, энергия, надежда на свои силы; вниз - угнетенное состояние; в разные стороны - впечатлительность.

Конечно, почерк можно менять, но все равно он для человека будет чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, остается тем же. Однако почерк иногда меняется и помимо нашей воли, и порой нам не удается воспроизвести свою собственную подпись - ту самую, которая красуется в паспорте.

Меняется возраст, меняется настроение, меняется характер человека, и, естественно, меняется почерк. Если же бессознательно изменить какой-то элемент - скажем, букву «т» писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, то почерк меняет гармоничность, беглость. [2, с. 174-182]

 


Глава 3. Выявление взаимосвязи характера и почерка подростков

3. 1. Графологический анализ почерка учащихся

Исследование проводилось в 2022 учебном году. Экспериментальной базой исследования являлась МОУ СОШ №: 6 Орехово-Зуевского г. о. . В эксперименте участвовали учащиеся 10А класса в количестве 4 человек, из них 2 мальчика и 2 девочки. В возрасте 16-17 лет.

Графологический анализ почерка проводился по основным принципам ГАП:

Анализ почерка. Основные принципы.
Направление письма.
Размер почерка.
Форма почерка.
Стиль письма.
Сила нажатия.
Наклон почерка.
Поля.
Характер написания слов.

1. Волков Иван:

Почерк.

Линия письма волнистая- дипломатичный, гибкий.
Размер крупный- очень общительный, легко находит общий язык с разными людьми.
Округлая форма- веселый, отзывчивый.
Стиль размашистый – активный, любознательный, веселый.
Сильный нажим- уверенный в себе, энергичный, высокая работоспособность.
Наклон прямой– уравновешенный.
Узкие поля- бережливый.
Слитный почерк- признак хорошего логического мышления.
Подпись.
Направление конца прямо- сбалансированность проявлений оптимизма и пессимизма.
Длина подписи длинная – обстоятельный, не любит спешки, торопливости, способность глубже вникать в суть дела.
Величина букв (крупные буквы) – капризен, мечтателен, наивен, непрактичен, доверчив.
Округлые буквы- добрый, мягкий, спокойный.
Петля- недоволен собой, самокритичен, сомневается в себе, колеблется.
Неровная подпись -эмоционален, несдержанный, неуправляем, неуравновешенный.
Неразборчивость ( непонятная подпись) -более эгоистичен, меньше заботится о том, поймут ли его другие или нет, менее аккуратен.
Наклон прямо –сдержанный, имеет самообладание, временами упрям, является показателем доминирующего влияния ума.

2. Подгорная Мария:

Почерк.
Линия письма прямая – уравновешенный характер, решительный.
Размер средний – спокойная, уверенная в себе.
Форма округлая – веселая, отзывчивый человек.
Ровный, правильный почерк- спокойная, уравновешенная.
Легкий нажим- чувствительная и романтичная натура, ответственная, но нетороплива, делает всё аккуратно, старается не допускать ошибок.
Наклон прямой- очень уравновешенный человек.
Поля широкие – щедрая
В характере почерка буквы не связаны- развитая интуиция.
Подпись.
Направление конца вверх- характер преобладает оптимизм, она полна энергии и стремится достичь поставленной цели, тип личности с творческим уклоном.
Длина подписи короткая- признак быстрой реакции, быстро ухватывает суть дела, менее способна к монотонной, длительной работе.
Величина букв ( заглавная буква не значительно отличается от малых) – скромна, без особых претензий к жизни.
Округлые буквы- добрая, мягкая, спокойная.
Хвостик- свидетельствует об осторожности, осмотрительности.
Ровная подпись – свидетельствует о сдержанности и спокойствие.
Точка в подписи- стремление обязательно завершить начатое дело, один из показателей исполнительности.
Ясность( понятная подпись) - менее эгоистична, так как подсознательно стремится быть понятна окружающим.
Наклон вправо – сбалансированность черт характера, способность к пониманию, компромиссам.


3. Орлова Анна:

Почерк.
Линия письма вниз- замкнутая, пессимист, часто плохое настроение.
Размер средний- спокойная, уверенная в себе.
Округлая форма- веселая, отзывчивая.
Ровный, правильный почерк- спокойная, уравновешенная.
Легкий нажим- чувствительная и романтичная натура, ответственная, но нетороплива, делает всё аккуратно, старается не допускать ошибок.
Наклон вправо – открытая, в меру сильная и доброжелательная, эмоциональная.
Узкие поля- бережливая.
Слитный почерк- признак хорошего логического мышления.
Подпись.
Направление вниз- состояние пессимизма, слабая вера.
Длина подписи короткая- признак быстрой реакции, быстро ухватывает суть дела, менее способна к монотонной, длительной работе.
Величина букв ( заглавная буква отличается от малых)- капризна, повышенная требовательность к окружающим.
Хвостик снизу- самолюбива, интересуется мнением окружающих, характеризуется большой обидчивостью.
Ровная подпись – свидетельствует о сдержанности и спокойствие.
Петля- скрытна, независима по характеру.
Ясность( понятная подпись) - менее эгоистична, так как подсознательно стремится быть понятна окружающим.
Наклон прямо- сдержанна, имеет самообладание, нередко и упряма, является показателем доминирующего влияния ума.


4. Митрофанов Артём:

Почерк.
Линия письма прямая- уравновешенный, решительный.
Размер мелкий- застенчивый, замкнутый, бережливый.
Округлая форма- веселый, отзывчивый.
Стиль слитный- хорошее логическое мышление.
Легкий нажим- чувствительный и романтичный, ответственный, но нетороплив, делает все аккуратно, стараясь не допускать ошибок.
Наклон прямой– уравновешенный.
Узкие поля- бережливый.
Слитный почерк- признак хорошего логического мышления.
Подпись.
Направление конца вверх- характер преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели, тип личности с творческим уклоном.
Длина подписи короткая- признак быстрой реакции, быстро ухватывает суть дела, менее способен к монотонной, длительной работе.
Величина букв ( заглавная буква не значительно отличается от малых) – скромен, без особых претензий к жизни.
Округлые буквы- добрый, мягкий, спокойный.
Петля- скрытен, независим по характеру.
Ровная подпись – свидетельствует о сдержанности и спокойствие.
Ясность( понятная подпись) - менее эгоистичен, так как подсознательно стремится быть понятна окружающим.
Наклон прямой – сдержанный, имеет самообладание, временами упрям, является показателем доминирующего влияния ума.

 



 

3. 2. Определение характерологических особенностей учащихся


Характерологические особенности личности учащихся 10 А класса оценивались по методике Г. Айзенка в модификации Т. В. Матолиной. Бланк диагностики включает инструкцию и 60 вопросов. Все вопросы делятся на три группы. 24 вопроса составляют шкалу «интроверсия-экстраверсия», следующие 24 вопроса составляют шкалу «эмоциональная устойчивость-неустойчивость», а оставшиеся 12 вопросов определяют, насколько респондент искренен в ответах.
Исследование проводилось как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предлагалось ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, помещенным в опроснике. На каждый вопрос возможны два варианта ответа (да или нет; + или -).

По первой шкале, если испытуемый набрал 12 и более баллов, то он — экстраверт, (12—18 баллов — умеренная экстраверсия, 19—24 балла —значительная), если у испытуемого меньше 12 баллов, то он — интроверт (1—7 баллов — значительная, 8—11 — умеренная интроверсия).

По второй шкале, если испытуемый набрал 12 и менее баллов, то он эмоционально устойчив (до 10 баллов — высокая устойчивость, 11—12 баллов — средняя); если испытуемый набрал более 12 баллов — то он эмоционально неустойчив (15—18 баллов — высокая, 19—24 баллов — очень высокая неустойчивость).

По третьей шкале, если испытуемый набрал более 4 баллов, то его ответы не всегда были искренними и свидетельствуют о тенденции ориентироваться на хорошее впечатление о себе.

Результаты исследования характерологических особенностей личности учащихся 10 Б класса отражены в Таблице 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...