Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Философия древнего мира занятие 1. Предфилософия древнего Востока (2 часа)




1. Предфилософия Древнего Востока.

2. Развитие философских идей в Древней Индии.

3. Формирование философских представлений в Древнем Китае.


10 Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо:

1) рассмотреть понятие «осевое время» (К. Ясперс);

2) отметить комплекс изменений, приведший к возникновению новых оригинальных мировоззренческих систем в 200-800 гг. до н.э.;

3) рассмотреть определяющие характеристики восточного стиля философии (идеализм, иррационализм, интровертность. космоцентризм. пессизм) и его отличие от западноевропейского;

4) дать содержательный обзор возникших концепций, включающих идеи циклического развития, тождества макрокосма и микрокосма; ритуала как выражения гармонии мироздания; стихийной диалектики;

5) раскрыть сущность нового концептуального подхода к миру.

При подготовке второго вопроса необходимо:

1) рассмотреть понятия: «Брахман», «Атман», «нирвана», «карма», «дхарма», «майя», «сансара», «четыре благородные истины»;

2) охарактеризовать комплекс ведической литературы как старейшего памятника индийской культуры;

3) дать содержательный обзор проблематики ведической литературы;

4) указать традиции и новаторство философских идей в Упанишадах;

5) провести сравнительный анализ проблем в ортодоксальных (вайшешика, миманса, веданта, ньяя, санкхья, йога) и неортодоксальных (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята) школах Древней Индии;

6) раскрыть причины возникновения и качественное своеобразие философских идей буддизма.

При подготовке третьего вопроса необходимо:

1) рассмотреть понятия: «Дао», «дэ», «ян», «инь», «недеяние», «жзнь», «ли»;


 


 

2) отразить специфику китайского мировосприятия;

3) рассмотреть символику Тай цзи («Чертёж Великого предела»);

4) охарактеризовать даосизм - древнекитайское религиозно-философское учение:

 

- отразить главные идеи трактата «Дао-дз-цзин»;

- разъяснить диалектику Дао;

- рассмотреть концепцию тождества макрокосма и микрокосма через категории Дао и дэ;

- назвать основные принципы недеяния;

5) охарактеризовать конфуцианство как религиозно-этическое учение
Древнего Китая:

- отразить идеал социальной гармонии в конфуцианстве через ритуальное взаимодействие человека и социума;

- рассмотреть качества «благородного мужа»;

- охарактеризовать принцип «золотой середины»;

- раскрыть сущность принципа «исправления имён» в конфуцианстве;

- показать историческую и современную значимость конфуцианства.

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «осевое время»?

2. Какова специфика восточного типа философствования?

3. В чем состоит философское новаторство Упанишад?

4. Какова основная задача ортодоксальных школ Древней Индии?

5. Какие основные философские идеи буддизма Вы знаете?

6. Что означает «учение о четырёх благородных истинах» в буддизме?

7. Каково диалектическое значение категории Дао?

8. В чём суть концепции недеяния в даосизме?

9. Какие необходимые добродетели «благородного мужа» Вы знаете?


10. Как с точки зрения конфуцианства можно обрести гармонию в
общественной жизни?

Дополнительная литература

1. Ванина Е. Ю. Средневековое мышление. Индийский вариант. - М.: Издательство: Восточная литература, 2007. - 376 с.

2. Гийон Э. Философия буддизма. - М: ACT, Астрель. 2004. - 160 с.

3. Дао-дэ-цзин. Книга nyin и благодати. - М: Изд-во «ЭКСМО», 2006. -400 с.

4. Дасгупта С Философия йоги и ее! отношение к другим системам индийской мысли. - М.. «Наука», 2008. - 352 с.

5. Еремеев В. Е. Символы и числа «Книги перемен». - М.: Ладомир. 2005. - 600 с.

6. Индийская философия. Энциклопедия. - М: Восточная литература, 2009. -
952 с

7. История восточной философии / отв ред. М. Т. Стспанянц - М.: ИФ РАН, 1998. -
122 с.

8. История китайской философии. - М: Прогресс, 1989 - 552 с.

9. Китайская философия Энциклопедический словарь. - М: Мысль, 1994. - 576 с. 10 Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. - М.: Изд-во «ЭКСМО»; Харьков:

Фолио, 2007.-958 с.

11. Лукьянов А Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. - М., 2001 - 384 с.

12. Малявин В. В. Конфуций. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 429 с

13. Маслов А. А. Тайный код Конфуция. - М.: Феникс, 2005. -279 с.

14. Машненкова Л. П Конфуцианско-даосисгский тип культуры / Введение в культурологию: учебное пособие доя вузов. - 2-е изд. - М.: Владос, 1995. - С. 127-161

15. Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь юн». - М. Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 1998. - 588 с.

16. Радхакришнан С. Индийская философия. - М Академический проект. Альма Матер, 2008.-1008 С.

17. Степанянц М. Т. Восточная философия - М., 2001 - 512 с.

18. Упанишады / Перевод и предисловие А. Я Сыркина. - М: Наука, 1967. - 336 с.

19. Чаттсрджи С. Дала Д. Индийская философия. -М.: Селена, 1994. —416 с.

20. Чаттопадхьяя Д. Or санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история. - М.: Сфера, 2003. - 320 с.


13 Занятие 2. Античная философия (2 часа)

1. Исторические условия возникновения древнегреческой философии.

2. Древнегреческая философия досократовского периода.

3. Античная философия классического периода.

4. Римско-эллинистическая философия: поиск внутренней гармонии.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо:

1) раскрыть предпосылки возникновения философии в Древней Греции в VI-VI1 вв. до н.э.;

2) отразить своеобразие путей формирования систематизированного философского знания в Древней Греции;

3) охарактеризовать этапы развития древнегреческой философии: досократический (натурфилософский). классический, римско-эллинистический;

4) дать содержательный обзор проблем античной философии.

При подготовке второго вопроса необходимо:

1) рассмогреть понятия: «натурфилософия», «субстанция», «космология», «космогония», «архз», «апейрон», «апория»; «Логос»; «детерминизм»; «метемпсихоз»; «монадология»;

2) отразить представление о чувственно-материальном космосе в натурфилософских учениях досократического периода;

3) охарактеризовать проблему первоначала в натурфилософии Древней Греции;

4) разъяснить стихийный материализм Милетской школы и Гераклита Эфесского;


5) проследить развитие идеалистических представлений в пифагореизме и Элейской школе;

6) дать содержательный обзор атомистической философии Левкиппа и Демокрита.

При подготовке третьего вопроса необходимо:

1) рассмотреть понятия: «справедливость», «демиург», «объективный идеализм», «релятивизм», «майевтика», ((диалектика», «логика», ((утопия»;

2) отметить обращение античной философии к проблеме человека как познающего морально-нравственного субъекта;

3) разъяснить принципы релятивистской философии софистов,

4) раскрыть суть диалектического метода Сократа - майевтики;

5) охарактеризовать основные положения идеалистической философии Платона:

 

- объективный идеализм: теория идей;

- теория знания как припоминания;

- идеалистическая диалектика общего и единичного;

- демиургическая космология;

- учение о душе;

- классификация форм государственного устройства;

- утопия: учение о справедливом государстве;

6) дать содержательный обзор философии Аристотеля как своеобразного
итога всег}о предшествующего развития философского знания Древней
Греции:

- критика объективного иде&тизма Платона;

- дуалистическое учение о форме и материи;

- проблемы генезиса и природы познания;

- диалектический метод Аристотеля;

- структура философского знания;

- логика;


15 - социально-политические и этические взгляды Аристотеля.

При подготовке четвертого вопроса необходимо:

1) рассмотреть понятия: «атараксия», «апатия», «анатея», «патеизм», «тропы», «пневма»; «сенсуализм»;

2) обратить внимание на изменение содержания философских проблем, а именно выдвижение на первый план вопросов этической направленности в философских школах эпикурейцев, стоиков и скептиков;

3) охарактеризовать философию эпикуреизма по трем разделам: этика, физика, каноника;

4) дать содержательный обзор философии стоицизма по проблемам этики, физики и логики.

5) рассмотреть философию скептицизма, а также её аргументы (систему «тропов») в пользу сомнения в возможности познания реального мира;

6) охарактеризовать историческую значимость древнегреческой философии.

Контрольные вопросы

1. Какие социально-политические и экономические причины повлияли на возникновение философии в Древней Греции?

2. Какая философская идея была определяющей для первых греческих натурфилософов? Приведите примеры.

3. Что означает стихийный материализм?

4. В чём заключаются различия философских концепций Милетской школы, Гераклита Эфесского и Элейской школы.

5. В чём суть числовой гармонии Пифагора?

6. Какие проблемы своими апориями затронул Зенон?


7. Какова виртуальная реальность в атомической философии Демокрита?

8. Как возможна познавательная деятельность с точки зрения атомизма?

9. Что такое софистика? Приведите примеры софизмов.

10. Что означает диалектический метод Сократа?

11. Каковы основные философские идеи Платона?

12. Каковы принципы платоновского устройства идеального государства?

13. В чём заключается дуализм Аристотеля?

14. Каковы взгляды Аристотеля на человека и общество?

15. Какие общие проблемы характерны для всех эллинистических философских школ?

16. Что такое «атараксия»?

17. Можно ли назвать эпикуреизм гедонистическим учением? Почему?

18. Каковы главные идеи стоицизма?

19. Почему скептики сомневаются в познавательных способностях человека?

Дополнительная литература

1. Антология мировой философии. Античность. - Мн. Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 960 с.

2. Аемус В Ф. Античная философия. - М: Высшая школа, 2009. -400 с.

3. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. - М., 2008. - 284 с

 

4 Васильева Т. В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля. - М.: Паука. 1985. - 161 с.

5 Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций. - Ер.: Чартарагет, 2008. - 159 с.

 

6. Гомперц Т. Греческие мыслители. - Мн.. Харвест, 1999. - 752 с.

7. Гончарова'! В. Эпикур -2-еизд..-- М.: КомКнига, 2010.-336 с.


8. Досократики - Мн.: Харвест, 1999. - 784 с.

9. Ильенков Э. В. Античная диалектика как форма мысли / Э. В. Ильенков. Философия и культура. - М: Политиздат, 1991.

 

10. Кессиди Ф. X. Сократ. - СПб.: Алетейя, 2001. - 352 с.

11. Кессиди Ф. X От мифа к логосу. (Становление греческий философии). - М.: Мысль, 1972.

12. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия, 2005 - 392с.

13. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. - М: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009. - 248 с.

14. Нахов И. М. Философия киников. - 2-е изд., доп. - М.: Книжный дом «Либроком», 2010. - 226 с.

15. Мерссеянц В С. Платон. - М: Мысль, 1984. -104 с.

16. Ракчеева Н. Е. Государство. Платон. - ML: МАКС Пресс, 2001. - 202 с.

17. Форлендер К. История философии. Античность. Средние века - М.: Книжный дом «Либроком». 2010.-282 с.

18. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. - М.: Высшая школа, 2001. - 704 с

19. Чернышев Б. С Софисты. - 3-е изд. - М.. КомКнига, 2010. - 176 с.

20. Этика стоицизма. Традиции и современность / под ред. А. А. Гусейнова. - М, 1991.

Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Философские источники христианства.

2. Христианская апологетика и патристика.

3. Схоластика как особый тип философствования.

4. Философия эпохи Возрождения.


18 Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо:

1) рассмотреть понятия: «креационизм>>, «монотеизм», «теология», «теизм», «экзегетика», «эманация»; «плерома», «эон».

2) охарактеризовать исторические условия, послужившие причинами возникновения христианства;

3) дагь содержательный обзор источников возникновения христианского мировоззрения;

4) раскрыть основные положения неоплатонизма, особенное внимание уделить учению Плотина о триаде (Единое - Ум -Душа) как источнике всего сущего и о космосе как воплощенной эманации божественною;

5) охарактеризовать учение Филона Александрийского о Логосе как попытку синтеза языческих и христианских идей;

6) отразить дуализм гностицизма и его идейное соперничество с христианством.

При подготовке второго вопроса необходимо:

1) рассмотреть понятия: «апокалипсис», «апокатастасис», «персона», «провиденциализм», «символ веры», «теодицея», «теизм», «экзегетика», «эманация», «эсхатология»;

2) охарактеризовать цели, задачи, проблемы христианской апологетической деятельности;

3) определить подходы к античному философскому наследию в трудах Юстина, Тертуллиана, Климента, Оригена;

4) дать характеристику патристике как деятельности «отцов церкви» по формированию основополагающих для христианского мировоззрения догматов.


19 5) рассмотреть основные направления патристики:

- западная патристика: универсализм Августина Аврелия;

- восточная патристика: тринитарная доктрина каппадокийских «отцов церкви»: Григория Назианзина, Василия Великого, Григория Нисского.

При подготовке третьего вопроса необходимо:

1) рассмотреть понятия: «номинализм», «реализм», «универсалии», «партикулярии», «мистика», «бритва Оккама»;

2) отразить специфику и своеобразие схоластической философии;

3) привести основные черты схоластического мышления и его проблематику;

4) разобрать основные направления схоластики: реализм и номинализм, охарактеризовав их спор относительно места и роли универсалий в структуре бытия и в процессе познания;

5) дагь характеристику основных положений философии Фомы Аквинского как грандиозной попытке систематизации ортодоксальной схоластики; разобрать пять доказательств бытия бога;

6) рассмотреть теорию двойственной истины в философии Иоанна Дунса Скога;

7) исследовать методологический принцип Уильяма Оккама;

8) дать содержательный обзор мистических идей поздней схоластики (Иоганн (Мейстер) Экхарт);

9) показать историческую значимость средневековой философии;

При подготовке четвертого вопроса необходимо:

1) рассмотреть понятия: «гуманизм», «ренессанс», «секуляризация», «антропоцентризм», «индивидуализм», «субъективизм»;

2) отразить исторические перемены, возникшие на рубеже XII-XV вв.;


3) охарактеризовать проблему человека и человеческой индивидуальности в учениях гуманистов эпохи Возрождения (Алигьери Данте, Франческо Петрарки. Мишеля Монтеня);

4) разъяснить полемику Мартина Лютера и Эразма Роттердамского о свободе воли;

5) отразить проблему бога и мира в натурфилософии эпохи Возрождения:

 

- в пантеизме Николая Кузанского, Джордано Бруно;

- в гелиоцентрической системе в варианте Николая Коперника;

6) разобрать проблему общества и государства в социально-
политических учениях эпохи Возрождения на примерах:

- «сильного государства» Никколо Макиавелли;

- «справедливого государства» в утопиях Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы;

7) охарактеризовать историческое значение философии эпохи
Возрождения.

Контрольные вопросы

1. Когда и где возникает христианство?

2. Что стало причинами появления христианства?

3. Какие учения стали теоретическими источниками христианства?

4. Чем отличается эманация от креационизма?

5. Какой смысл вкладывал Филон Александрийский в своё учение о Логосе?

6. Что такое экзегетика?

7. В чём заключается дуализм гностицизма?

8. В чём состояла главная задача апологетов?

9. Как разрешалась проблема знания и веры в апологетике и патристике?


2!

10. Что такое «символ веры»?

11. Какие основные вопросы теологии решались отцами церкви?

12. Что такое схоластика?

13. В чём сущность средневековой проблемы универсалий?

14. Определите содержание понятий «реализм» и «номинализм».

15. Как решалась проблема доказательства бытия бога в схоластической философии?

16. Что означает методологический принцип, названный «Бритвой

Оккама»?

17. Какую проблему средневековой философии разрешала «теория двойственной истины»?

18. Какие основные идеи средневекового мистицизма Вы знаете?

19. Почему период с начала XIV— последняя четверть XVI веков назван эпохой Возрождения (Ренессансом)?

20. Какие особенности присуши философии эпохи Возрождения?

21. Какой идеал человека был сформирован первыми философами-пианистами эпохи Возрождения?

22. Каковы основные идеи натурфилософии эпохи Возрождения?

23. Что такое утопия?

Дополнительная литература

1 Антология мировой философии: Возрождение. - Мн. Харвест, М.. ООО «Издательство ACT», 2001. - 928 с.

2. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. В 2-х т. - М. РХГИ, 2008.

3. БюнскиЙ П. П. Философия Плотина. - 2-е изд., испр. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 376 с.

4. Гайденко В. П, Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. - М.: Наука. 1989 -352 с.


5. Ганс Йонас Г Гностицизм (I ностическая религия). - Спб: Лань, 1998, К.: PSYI.IB, 2007.

6. Герьс В. Н. Блаженный Августин. - М, 2003.

7. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. - М.. Высшая школа, 1980 -368 с

8. I офф Ж. Цивилизация средневекового запада. - М: Издательская группа ((Прогресс», «Прогресс-академия», 1992.

9. Иейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция / перевод Г. Дашевского. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 528 с.

 

10. Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригеиа и Абеляр // Историко-философский ежегодник, 1988 - М., 1988 - С.57-71

11. Майоров Г Г. Формирование средневековой философии' Латинская патристика. - 2-е изд. - М: Книжный дом «Либроком»», 2009. - 296 с.

12. Мистицизм: теория и история. - М.: ИФ РАН, 2008. - 203 с.

13. Саврсй В. Я. Александрийская школа в истории фииософско-богословской мысли. - М.: КомКнига. 2006. - 1008 с.

14. Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. -СПб.: Алетейя, 2001 -242 с.

15 Соколов В В. Средневековая философия. - М.: ЛКИ, 2010. - 352 с.

16. Суини М. Лекции по средневековой философии / перевод А. К. Лявданского. -М.: «Греко-латинский кабинет», 2001.

17. Хорьков М. Л. Майстер Экхарт: Введение в философию рейнского мистика -М.: Наука, 2004.

18. Чслышсв П. В. Духовный опыт античного неоплатонизма; Плотин и Прокл о смысле человеческой жизни. - М.: Изд-во МГТУ, 2010. - 93 с.

19. Шенк К. Филон Александрийский: введение в жизнь и творчество. - М., 2007. -

275 с.

j 20. Шестаков В. Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы. - М.:

Несгор-История, 2007. - 280 с.

21. Штекль А. История средневековой философии. - М.: Книжный дом

«Либроком», 2010. - 314 с.


23 ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Эмпирическая философия Нового времени.

2. Рационалистическая философия Нового времени.

3. Философия европейского Просвещения.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо:

1) рассмотреть общие для всей темы понятия: «рационализм», «эмпиризм», «метод», «дедукция», «индукция», «общественный договор)), «теория идолов», «сенсуализм», «субъективный идеализм», «tabula rasa», «субстанция», «монада», «врождённые идеи», «модус», «атрибут»;

2) охарактеризовать научную революцию XVII века;

3) рассмотреть новую механическую картину мира Исаака Ньютона;

4) проследить формирование идеи научного метода как всеобщего пути к знанию в эмпирическом направлении философии Нового времени (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк).

5) дать содержательный обзор социально-политических идей Томаса Гоббса и Джона Локка.

При подготовке второго вопроса необходимо:

1) рассмотреть проблему научного познания в рационалистическом направлении философии Нового времени (Рене Декарт);

2) отразить основные положения философии Бенедикта Спинозы;

3) рассмотреть философские идеи монадологии Готфрида Вильгельма Лейбница;

4) охарактеризовать решение проблемы субстанции в дуализме Р. Декарта, пантеизме Б. Спинозы и плюрализме Г. Лейбница.


При подготовке третьего вопроса необходимо:

1) рассмотреть истоки и проблемы философии эпохи Просвешения;

2) охарактеризовать английское Просвещение, включая:

 

- субъективный идеализм Джордж Беркли;

- скептицизм Дэвида Юма как завершение эмпиризма XVII века;

3) дать содержательный обзор философии французского Просвешения
по проблемам:

- общественно-правового идеала в философии родоначальников французского Просвешения (Франсуа Мари Вольтер (Аруэ), Шарль Луи де Монтескье, Жан Жак Руссо);

- самодостаточности природы в системе механического материализма (Поль Анри Гольбах);

- сенсуализма и теории отражения в познании (Жюльен Офре дс Ламетри);

- этических концепций среды и «разумного эгоизма» (Клод Адриан Гельвеций, Дени Дидро).

4) рассмотреть философию немецкого Просвешения, обозначив:

- продолжение рационалистической традиции XVII века в метафизике Христиана Вольфа;

- романтизм как идейное и художественное течение немецкого Просвещения (Готхольд Эфраим Лессинг, Иоганн Вольфганг Гёте, Фридрих Шиллер).

»

Контрольные вопросы

1. Что подразумевает научная революция XVII века?

2. Какова новая научная картина мира складывается в эпоху разума?

3. Какие гносеологические проблемы характерны для Нового времени? Как они решаются в эмпиризме и рационализме?

4. В чём суть новой индукции Ф. Бэкона?


5. Что такое «общественный договор»?

6. Какое «естественное состояние» характерно для людей с точки зрения теории Т. Гоббса?

7. Что подразумевается под теорией «tabula rasa» Дж. Локка?

8. Какие принципы лежат в основе рационалистической философии Р. Декарта?

9. Как разрешается проблема субстанциональности в пантеизме Спинозы и монадологии Лейбница?

 

10. Что означает тезис Беркли: «Существовать - это значит быть воспринимаемым»?

11. В чём суть скептицизма Д. Юма?

12. Почему интеллектуальное и духовное движение конца XVII - начала XIX вв. получает название Просвещение?

13. Как понимали «равенство» родоначальники французского Просвещения?

14. Что означает механический материализм?

15. Какие новые этические концепции возникают в среде французских материалистов?

16. Как развивается рационализм в немецком Просвещении?

17. Как представлен конфликт личности и общества в немецком романтизме?

Дополни тельная литература

1. Акройд П. Исаак Ньютон. Биография / пер. с англ. А. Капападзе. - М.: КоЛибри, Азбука-Атгикус, 2011.

2. Васильев В. В. Философская психология в эпоху Просвещения. - М.. Канон +. РООИ «Реабилитация», 2010. -520 с.

3. Кузнецов В. И. Европейская философия XVIII века. - М.. Академический проект, 2006.-344 с.


4. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязное А. Ф. Западноевропейская философия XVIII века. - М.: Высшая школа, 1986. - 400 с

5. Нарекий И. С. Философия Д. Юма. - М.: Изд-во Московского университета, 1967.

6. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебник для вузов. -3-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2003. - 428 с.

7. Сретенский Н. Н. Лейбниц и Декарт - М.: Наука, 2007. - 184 с

8. Фалькеиберг Р. История новой философии от Кузанского до Канта. - М.: Книжный дом «Лнброком», 2010 - 288 с.

9. Фишер К. История Новой философии: Бенедикт Спинозы. - М: ACT, Транзиткнига, 2005. - 560 с.

 

10. Фишер К. История Новой философии: Рене Декарт. - М.: ACT, 2004.-496 с

11. Шашкевип П Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. - М., 1976.-302 с.

12. Ягодинский И. И. Философия Лейбница. - М: Наука, 2007. - 368 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...