Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее представление о психоанализе.




Тема 3. Бессознательное и его изучение в современной психологии.

Общее представление о психоанализе.

Проблематика бессознательного – сквозная тема психологии, как на уровне обыденного знания, так и с момента появления её научной формы. Особо следует отметить религиозные доктрины и значение повседневного опыта. В определенном смысле, феномены бессознательного: сновидения, галлюцинации, фантазии, интуиция, творчество так или иначе фигурируют в качестве основных объектов рассмотрения в психологии.

 

Исследование бессознательного традиционно связывается с развитием психоанализа и его пониманием сексуальности, хотя многие авторы и психологические школы участвовали в этом процессе: Отто Вейнингер (1880-1903); Магнус Гиршфельд (1868-1935); С. Гроф; Альфред Кинзи (1894-1956); Хэвлок Эллис (1859-1939); современные когнитивные исследования.

 

Справедливости ради следует отметить, что несмотря на почти абсолютную популярность данной проблематики, существуют скептики, отрицающее само наличие бессознательного в том смысле, в котором оно рассматривается в психоанализе – в качестве определяющих и в то же время неосознаваемых мотивов человека.

Действительно, феномены бессознательного – сновидения, фантазии и пр. все-таки осозна-ются, поскольку без ментального самоотчета субъекта вообще не могут быть представлены, а следовательно и не могут быть рассмотрены психоаналитиком, т.е. данные феномены без осозна-ния их носителя просто не существуют.

Кроме того, для меня недостоверно, что у меня имеются мотивы, которых я совершенно не осознаю и для выявления которых необходима некая особая психотехника, каковой и является психоанализ. Правда, здесь речь может идти лишь о взрослом и здоровом человеке. Ведь ребенок может действительно не осознавать источника своего поведения или творческих актов. Например, в рисунке семьи или несуществующего животного может отражаться скрытая неудовлетворен-ность ситуацией и при этом будет отсутствовать ясное осознание последней, включая ее вербали-зацию.

Критики психоанализа говорят о том, что данная теория сама продуцирует феномен бессоз-нательного, иначе говоря, бессознательное в том смысле, в каком о нем говорят психоаналитики, является артефактом, поэтому не является столь же очевидным объектом, какими являются созна-ние, эмоции и пр. В ответ можно было бы возразить, что и эти последние в значительной мере являются научными (и не только) конструктами, отражающими наши ментальные представления о собственной психике или же обозначениями некоторых аспектов поведения (моделей поведения), т.е. просто словами.

 

Фрейд Зигмунд (род. в г. Фрайбург (Моравия) – ныне г. Пшибор (Чехия) 6.05.1856 г. Умер 23.09.1939 г. в Лондоне)

4.06.1938 г. Фрейд и его семья оставила Вену. Шестеро детей. По собственным словам «прочел больше книг по археологии, чем по психологии». Свою работу также называл «археологической».

В 1873 г. поступил на медицинский факультет Венского университета. 1881 г. – докторская диссертация по общей терапии. 1885-86 – стажировка в Париже у д-ра Шарко Жан Мартен. По возвращении, дружба с Йозефом Брейером (1842-1925), родоначальником катартического метода.

Работы, посвященные применению кокаина в медицине: «О коке» (1884); «Сведения о воздействии коки» (1885); «Заметки о кокаинизме и страхе перед кокаином» (1887). Фрейд – один из первых исследователей в данной области.

1894 г. – статья «Психоневрозы защиты». Первое упоминание термина «психологический анализ».

В 1910 г. на медицинском конгрессе тайный медицинский советник Вейгандт: «Теории Фрейда не имеют ничего общего с наукой, скорее они относятся к компетенции полиции».

В 1922 г. Фрейд указывает на три значения термина «психоанализ»:

 

1. Способ исследования психических процессов, иначе недоступных. [Метод исследования, опирающийся в основном на выявление бессознательного значения слов, поступков, продуктов воображения (сны, фантазии, бред) данного субъекта.]

2. Метод психотерапии (лечения невротических расстройств), опирающийся на это исследование.

3. Совокупность теорий психологии и психопатологии, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения.

 

Литература:

 

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. 2-е изд. – М.: Наука, 1991. – 456 с.

Фрейд З. “Я” и “Оно”. Труды разных лет. В 2-х т. – Тбилиси: Мерани, 1991.

Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Сборник. – М.: Прогресс, 1992. – 569 с.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1991. – 296 с.

Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.

Фрейд З. Толкование сновидений. – Киев: Здоровье, 1991. – 384 с.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с фр. – М.: Высш. шк., 1996. – 623 с.

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – Минск: Попурри, 1998.

 

Выделяют три этапа в эволюции теории З. Фрейда:

 

  1. Ранний 1894-1912 гг. – Создание психотерапевтического метода и его обоснование.
  2. До середины 20-х гг. – Превращение психоанализа в метапсихологическую теорию.
  3. Поздний период – до конца 30-х гг. Превращение психоанализа в социально-философскую и культурологическую объяснительную теорию.

 

Три группы неосознаваемых феноменов:

 

  1. Подпороговые и фоновые раздражители.
  2. Поведенческие автоматизмы и речевые клише.
  3. Содержание, нагруженное энергией влечений и не допущенное в сознание; структуры психики, отвечающие за это.

 

Соотношение терминов, для обозначения сознательных и бессознательных структур психики:

 

  1. Сознание (die Bewusstheit) – скорее даже «сознаваемость» – совокупность фактов индивидуального опыта, доступная непосредственной интуиции.
  2. Предсознание (Vorbewusste) – употребляется как обозначение того, что ускользает от актуального сознания, но не является бессознательным в узком смысле слова. Это процессы, относящиеся преимущественно к Я и к Сверх-Я. (Например, неактуализирован-ные знания и воспоминания).
  3. Подсознание (Unterbewußt; Unterbewusstsein) – в ранних работах Фрейда – синоним бессознательного, позже он отказался от этого термина во избежание двусмысленностей.
  4. Бессознательное (Unbewusste; Unbewusst) – содержания, не допущенные в систему Предсознание-Сознание в результате вытеснения.

* Если бы нужно было передать суть фрейдовского открытия одним словом, это было бы слово

«бессознательное». С его т.зр. – сознание – заведомо неполная картина психической жизни.

 

Основные черты бессознательного:

 

1. Содержания бессознательного являются «репрезентаторами» влечений.

2. Эти содержания управляются особыми механизмами первичных процессов – сгущением и

смещением.

3. Содержания бессознательного, сильно нагруженные энергией влечений, стремятся вернуться

в сознание и проявиться в поведении (возврат вытесненного), однако они способны найти

доступ к системе Предсознание-Сознание лишь в результате компромиссов, будучи

искажены цензурой.

4. Чаще всего подвергаются фиксации в бессознательном детские страхи.

 

Сгущение – один из главных способов функционирования психических процессов: единое представление воссоединяет в себенесколько ассоциативных цепей и образуется на их пересече-нии. Попытка избежать цензуры. Например, явный рассказ о сновидении есть лишь краткий пере-вод его скрытого содержания.

Смещение – случай, когда ощущение напряженности, значительности, важности какого-либо представления переходит на другие, поначалу более слабые представления, связанные с первым цепью ассоциаций.

 

Ведущие влечения:

 

  1. Эрос (Eros; Ἔρως – любовь, страсть) – в последней теории влечений Фрейда – совокупность влечений к жизни.
  2. Танатос (Thanatos; Θάνᾰτος – смерть; бог смерти, брат сна) – у самого Фрейда не встреча-ется (употреблял в беседах). Он называл его «влечением к смерти» (Todestriebe). Противо-поставляется Эросу как влечение к разрушению. Побуждение вернуться в неорганическое состояние, распад на множество частей, состояние покоя (лень, нирвана, гомеостаз и пр.) Направлено прежде всего вовнутрь, на саморазрушение и в конце концов какая-то часть этого влечения и остается внутри человека, что проявляется в мазохизме.

 

Фрейд подчеркивал, что сексуальность в его понимании не тождественна генитальной функ-ции. Поэтому обвинения Фрейда в сведении всего на свете к сексуальности в обыденном смысле слова, лишены оснований. Он был склонен отождествлять сексуальность-Эрос-либидо (libido) – в целом, речь идет об энергии сексуальных влечений. Задача либидо – обезоружить это влечение, обратить большую его часть вовне (садизм, деструкция – разрушение, обладание, власть).

 

Топика – теория или точка зрения, согласно которой психический аппарат расчленен на несколько систем, наделенных различными признаками или функциями и определенным образом соподчиненных и соупорядоченных. Это позволяет метафорически называть их «местами» (топосами) психики и представлять их в пространственной форме.

Две топики Фрейда: 1) бессознательное-предсознание-сознание; 2) Оно-Я-Сверх-Я.

Рис. 1

       
   


Сверх-Я (Über-Ich; Super-Ego) Цензура; Идеал; Судья; Совесть

 
 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...