Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упование на Аллаха и использование причин




Упование на Аллаха и использование причин

 

Могут спросить: является ли условием таваккуля отказ от обычных причин?

 

Ответ: причины бывают трех видов:

 

1. Те, в отношении которых мы уверены, что с этими причинами Аллах связал некий результат. От этого вида причин нельзя отказываться. Это, например, еда для устранения голода и одежда для согревания тела[3].

 

2. Вероятные причины, такие как торговля и другие способы заработать на жизнь. Эти причины не мешают проявлению таваккуля, ибо таваккуль – в сердце, он не является действием тела. Поэтому для того, кто достаточно силен, допустимо отказаться от этого вида причин[4].

 

3. Причины выдуманные, далекие от реальности. Они мешают таваккулю[5].

 

Таваккуль и тафвид

 

Степень выше таваккуля – это полное смирение (тафвид), то есть полное подчинение Всевышнему Аллаху во всем. В таваккуле есть доля воли и личного интереса – человек, полагаясь на Аллаха, стремиться получить от Него желаемое. А в полном смирении (тафвид) нет участия воли и нет личных интересов, ибо это полное подчинение Воле и выбору Аллаха. Поэтому тафвид – это более высокая степень этики (адаба) по отношению к Господу[6].

 

[1] Это известный вопрос, разбираемый в науке усуль аль-фикх: указывает ли повеление на обязательность? Мнение большинства ученых таково, что в основе указывает, если нет доказательства, что в конкретном случае повеление подразумевает желательность (как, например, в словах Аллаха: « Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его » (Коран 2: 282)) или допустимость (пример – слова Аллаха: « Ешьте из благой пищи, которой Мы наделили вас » (Коран 2: 172)).

 

[2] См. часть 7 https: //azan. kz/durus/view/7-urok-lyubov-k-Allahu-2950

 

[3] То есть опыт и здравый смысл говорят нам, что Аллах установил между причинами этого вида и их результатом связь, которая практически никогда не нарушается, несмотря на то что сами причины никак не влияют на результат. Например, любой разумный человек понимает, что, если он перестанет есть, то с огромной вероятностью умрет от голода, если будет зимой ходить без одежды – то замерзнет. Нарушения связи такого рода причин с их результатом крайне редки и называются чудесами (караматы аулия, муʼ джизаты пророков и т. п. ) Поэтому отказываться от этого вида причин запрещено.

 

[4] Опыт говорит нам, что связь такого рода причин с их результатом нарушается достаточно часто. Так, например, начиная бизнес, мы не можем с высочайшей долей уверенности прогнозировать прибыль, даже при самом перспективном бизнес-плане остается все равно какая-то вероятность убытка. Слова имама «для того, кто достаточно силен…» означают, что простым людям, как мы, не достигшим высоких степеней духовного и нравственного совершенства, будет лучше не игнорировать такого рода причины, не отказываясь от зарабатывания на жизнь, объясняя это тем, что мы полагаемся на Аллаха и ждет пропитания от Него. Чаще всего в наше время за этими красивыми лозунгами скрывается элементарные лень, безволие, безответственность и т. п.

 

[5] Следовательно, использовать их запрещено. Например, прибегать к запретным видам торговли из-за страха убытка и бедности. Человек, который полагается на запрещенные Шариатом причины, на деле лишен таваккуля.

 

[6] «Ат-Тасхиль», 1/164.

 

9 УРОК. САМОКОНТРОЛЬ (МУРАКАБА)

Самоконтроль (муракаба) [1]

 

Всевышний Аллах говорит:

 

ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ن ّ َ ا س ُ ا ت ّ َ ق ُ و ا ر َ ب ّ َ ك ُ م ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي خ َ ل َ ق َ ك ُ م ْ م ِ ن ْ ن َ ف ْ س ٍ و َ ا ح ِ د َ ة ٍ و َ خ َ ل َ ق َ م ِ ن ْ ه َ ا ز َ و ْ ج َ ه َ ا و َ ب َ ث ّ َ م ِ ن ْ ه ُ م َ ا ر ِ ج َ ا ل ً ا ك َ ث ِ ي ر ً ا و َ ن ِ س َ ا ء ً و َ ا ت ّ َ ق ُ و ا ا ل ل ّ َ ه َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ت َ س َ ا ء َ ل ُ و ن َ ب ِ ه ِ و َ ا ل ْ أ َ ر ْ ح َ ا م َ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ك َ ا ن َ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ْ ر َ ق ِ ي ب ً ا

 

«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах всегда наблюдает за вами» (Коран 4: 1)

 

Сущность муракаба и ее плоды

 

Когда в человеке утвердится понимание этого и подобных ему аятов, он приобретет степень (макам) муракаба. Она основана на знании и состоянии (халь):

 

1. Что касается знания, то это убежденность человека в том, что Аллах постоянно наблюдает за ним, внимателен к нему, видит все его поступки, слышит все слова и ведает обо всех мыслях, которые приходят человеку на ум.

 

2. Что касается состояния (халь), то это постоянное и глубокое присутствие упомянутого знания в сердце человека, и это состояние должно доминировать – без него одного знания недостаточно.

 

Муракаба дает плоды в виде двух состояний:

 

1. И когда знание соединяется с состоянием, то плодом этого становится для «тех, кто справа»[2] стыд перед Аллахом, который непременно приведет к отказу от ослушания Аллаха и к усердию в поклонении Ему.

 

2. И плодом ее (муракаба) для «приближенных» («мукаррабун»)[3] является особое духовное зрение, благодаря которому они возвеличивают и прославляют Обладателя Величия.

 

На эти плоды указал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует в хадисе:

 

«Ихсан – это поклоняться Аллаху так, как будто ты Его видишь. Ведь, хотя ты Его не видишь, Он тебя видит»[4].

 

Слова хадиса «поклоняться Аллаху так, как будто ты Его видишь» указывают на второй плод: духовное зрение, которое приводит к возвеличиванию (Аллаха). Это подобно тому, как человек, который увидел славного и величественного царя – без сомнения станет возвеличивать его.

 

А слова хадиса « ведь, хотя ты Его не видишь, Он тебя видит » указывают на первый плод муракаба. Смысл этого таков: если ты не являешься обладателем духовного зрения, которое появляется у «приближенных», то знай, что Аллах всегда видит тебя, поэтому стыдись Его, ибо стыд – это степень (макам) «тех, кто справа».

 

И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сначала истолковал ихсан через более высокую степень, затем, осознав, что большинство людей не способны на такое, он перешел на более низкую степень.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...