Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление, социальная информация и поведение




Совершенствование систем и инструментов управления ив Западном мире во второй половине 20-го века определялось успехами в общественных науках и активным внедрением их прикладных результатов. Психология и социология занимают важнейшее место в системе подготовки менеджеров. В тоже время активно развивается и область прикладных исследований, в области инженерной психологии, социальной психологии, прикладной социологии. Что обеспечивает повышение эффективности социального управления на уровне общества в целом, на уровне регионов и местных сообществ, а также организаций и предприятий. В той же мере, в какой ни кто не будет приобретать и тем более, устанавливать оборудование, не познакомившись с его техническими характеристиками и не проконсультировавшись со специалистами, западные менеджеры не принимают важных решений в сфере управления людьми и социальными процессами без консультации со специалистами. Юрист и социолог являются наиболее важными фигурами, на которые опирается руководитель, принимая те или иные решения.

Вместе с тем, как и любой инструмент управления, прикладная социология не всесильна – существует определенный класс проблем, которые можно решить методами прикладной социологии. Это проблемы связанные с людьми, как субъектами деятельности, общения и социальных отношений. Это последнее имеет три чрезвычайно важных аспекта, проявляющихся в процессах управления:

1. Субъектность предполагает наличие определенного уровня свободы человека – политической, экономической, социальной. По мере роста степени свободы растет и сложность управления социальными процессами. Реакции индивида на системы стимулов становятся все менее согласованными, все более разнообразными. Следовательно, объективно растет роль прикладной социологии и современных информационных технологий в процессах управления.

2. Субъектность предполагает связность, взаимозависимость поведения людей друг от друга. Тот факт, что поведение человека как такового и поведение того же человека в группе различается, известно достаточно давно и широко используется в управленческой практике. Однако эффект коллективности – это еще один фактор неопределенности, влияющий на точность и надежность социальных прогнозов и управления людьми.

3. Субъектность так же предполагает, что субъект включен в более широкий контекст отношений, чем рамки конкретной организации или территориальной общности. И достаточно часто основные фундаментальные факторы, формирующие его поведение оказывается именно в этой - более широкой среде. Отсюда вывод – прежде чем начинать прикладное исследование следует понять, насколько тот или иной процесс управляем с позиции возможностей субъекта управления. Важно также, что не всегда искомые факторы, формирующие поведение и реакции людей на стимулы лежат и могут быть обнаружены в пределах данной организации или поселенческой общности. В этом смысле всегда существует риск получения отрицательного результата.

Но субъектность присуща не только отдельным людям, но и любым организованным формальным и неформальным сообществам людей. Социальным субъектом является предприятие, организация, партия или движение. Как и отдельные люди, эти субъекты в некоторых ситуациях ведут себя парадоксально, вне связи с прямыми экономическими или иными интересами. Выступая как объекты социального управления, они проявляют свои субъектные качества: стремление к свободе и росту разнообразия реакций, вступают в связи и отношения, испытывают взаимовлияние, оказываются зависимыми от факторов более высокого порядка, чем территория или страна.

Наличие перечисленных сложностей следует иметь ввиду, но не следует думать, что прикладная социология не способна эффективно решать очерченный нами круг проблем. За вековой срок своей исторической практики прикладная социология накопила достаточно богатый арсенал методов и информационных технологий, позволяющих в каждом конкретном случае обеспечить управление надежной информацией. Однако для этого необходимо грамотное использование инструментов и методов прикладной социологии. Чаще всего те или иные задачи в области социального управления решаются специально приглашенными специалистами или консультантами в сфере управления социальными процессами. Однако и в этом случае руководитель должен уметь грамотно поставить проблему, обеспечить эффективный диалог и взаимопонимание с социологами в процессе исследования, обладать необходимым минимумом знаний для обеспечения контроля и оценки результатов работы специалистов.

Прикладная социология как инструмент управления обеспечивает получение социальной информации об объекте управления, в этом смысле она является информационной технологией. Потребность в такой информации возникает в рамках более широких проектов совершенствования управления и развития организаций. В силу определенной специфики социальных процессов социальная информация имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при планировании и проведении прикладных социологических исследований. Прежде всего, это вероятностный, статистический характер социальной информации. Это означает, что полученная информация применима лишь к достаточно массовым процессам, охватывающим как минимум десятки и сотни людей. Во-вторых, социальная информация всегда характеризуется определенными пределами точности и надежности. Эти характеристики могут быть достаточно жесткими, но в этом случае растет объем исследований, а следовательно и время с момента фиксации первичных данных до получения аналитического результата. Но и сам объект управления, его социальные характеристики меняются со временем - чем больше время исследования, тем менее адекватно состояние объекта управления полученным данным. Чрезмерное сокращение объемов и сроков исследования ведет к снижению точности и достоверности получаемой информации. Оптимум может быть найден в диалоге со специалистами.

Еще одно важное свойство социальной информации – активное воздействие на поведение людей. Сама социальная информация не может быть получена без взаимодействия исследователей с коллективом, требует включения значительной массы людей в процессы сбора и анализа информации. Включение коллектива в процесс социологического исследования само по себе является важным управленческим действием. И чем выше эта включенность, тем выше эффект воздействия социальной информации.

Третье важное обстоятельство. Ни кто не будет спорить, что выслушать больного и поставить диагноз, это ни одно и тоже. Опытный врач слышит то, что помогает ему поставить правильный диагноз, а неопытный все, что говорит ему больной. В той же мере социальная информация требует опыта и знания технологии ее сбора и фиксации, но в еще большей мере - квалифицированной обработки и аналитического осмысления. К сожалению, в большинстве случаев руководители ограничиваются беглым просмотром результатов анкетирования.

И последнее. Еще раз подчеркнем, что прикладная социология является современной информационной технологией. Как информационная технология она не решает проблемы автоматически, а лишь обеспечивает возможность их решения, рисуя более или менее адекватную картину социальных процессов. В тоже время, как технология, она требует грамотного и скрупулезного соблюдения всех технологических операций, связанных с выбором метода исследования, разработкой инструментов, сбором информации, ее обработкой и интерпретацией..

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...