Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Классические социологические теории.




Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Кафедра общей социологии

Ануфриева Л.М.

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Социология

 

Социально-культурный сервис и туризм (ДО и ЗО)

 

 

Рассмотрено и утверждено

На заседании кафедры от «____»__________2012 г.

 

Барнаул


Организационно-методический раздел

 

Цель курса:

дать представление о классических парадигмах и современном состоянии социологического знания и показать возможности социологии в анализе конкретной социальной ситуации, разработке и решении актуальных социальных проблем.

Основными задачами курса являются:

- изучение истории становления и развития социологии, ознакомление студентов с новыми направлениями мировой социологической мысли;

- усвоение ключевых понятий, категорий, терминов, составляющих методологическую основу современного социологического знания;

- формирование у студентов представления об обществе как целостной социокультурной системе, функционирующей и развивающейся по определенным законам;

- изучение социально-культурных особенностей и проблем трансформации современного российского общества, анализ возможных альтернатив его развития в будущем;

- дать студентам базовые знания о методах современных социологических исследованиях и возможностях их применения.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса студенты должны:

- усвоить фундаментальные понятия и категории социологической науки;

- знать исходные элементы социальной жизни, типы и формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, природу возникновения социальных групп и социальных общностей;

- иметь научное представление о социальной структуре и социальной стратификации, социальном контроле и социальной мобильности, социальных институтах и организациях;

- знать основы социологического подхода к личности, факторы ее формирования и развития в процессе социализации, закономерности и формы регуляции социального поведения;

- владеть навыками социологического анализа при разборе реальных ситуаций и социальных процессов.

· Отметка «зачтено» выставляется в том случае, если студент продемонстрировал достаточную степень культуры мышления и овладения дидактическими единицами по предмету; выступал на большинстве семинарских занятий по проблемам, рассматриваемым на этих занятиях, при этом в целом привлекал дополнительную литературу из различных источников и показал достаточные навыки при работе с источниковой базой; продемонстрировал достаточный уровень знаний при выполнении индивидуальных и контрольных заданий; показал овладение необходимыми приемами и способами получения новой информации по предмету; на достаточном уровне представил итоговые результаты, показывающие в целом усвоение материала учебной дисциплины;

· отметка «не зачтено» выставляется в том случае, если студент продемонстрировал низкую степень овладения дидактическими единицами по предмету; редко выступал на большинстве семинарских занятий по проблемам, рассматриваемым на этих занятиях, при этом в целом не привлекал дополнительную литературу из различных источников и не показал необходимых навыков при работе с источниковой базой; продемонстрировал низкий уровень знаний при выполнении индивидуальных и контрольных заданий; не показал в целом овладение необходимыми приемами и способами получения новой информации по предмету; на низком уровне представил итоговые результаты, показывающие, что материал учебной дисциплины в целом не усвоен.


Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов географического факультета дневной формы обучения 100103.65 - социально-культурный сервис и туризм (ДО)

Таблица 1

Наименование тем и разделов   Аудиторных занятий (час) в том числе Самостоятельная работа
лекции семинары
1. Становление и основные этапы становления социологии как науки      
2. Классические социологические теории      
3. Русская социологическая мысль      
4. Общество и социальные институты      
5. Социальные группы и общности. Виды общностей. Малые группы и коллективы      
6. Социология семьи      
7. Социальное взаимодействие и социальные отношения      
8. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность      
9. Социальные движения      
10. Личность как объект и субъект социальных отношений      
11. Социальный контроль. Социальная девиация      
12. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса      
  Мировая система и процесс глобализации      
  Методология и методы социологического исследования      
  Всего: 90 часов      

 

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов географического факультета дневной формы обучения 100103.65 - социально-культурный сервис и туризм (ЗО)

Таблица 2

Наименование тем и разделов   Аудиторных занятий (час) в том числе Самостоятельная работа
лекции семинары
1. Становление и основные этапы становления социологии как науки      
2. Классические социологические теории      
3. Общество и социальные институты      
4. Социальные группы и общности. Виды общностей. Малые группы и коллективы      
5. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность      
6. Личность как объект и субъект социальных отношений      
7. Социальный контроль. Социальная девиация      
  Методология и методы социологического исследования      
  Всего: 90 часов      

 

Содержание курса

 

Тема 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки.

Исторические условия и объективные предпосылки возникновения социологии. Становление научной социологии в 40-е годы Х1Х столетия. О.Конт – родоначальник социологии. Позитивизм в социологии. Специфика сравнительно-исторического метода у Конта.

Проблема метода. Классический и неклассический типы научности.

Объект и предмет социологии как науки: различные подходы к определению. Уровни социологического знания. Функции социологии. Социология и другие науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, антропология и др.).

Тема 2. Классические социологические теории.

Развитие социологических теорий во взглядах Г. Спенсера. Натуралистические школы в социологии. Теория социальной эволюции. Идея закономерности общественного развития.

Социология марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс о материалистическом понимании истории. Общественно-экономические формации. Классы и классовая борьба. О сущности государства и исторических путях его развития.

Социология Э. Дюркгейма. Концепция социологизма. Структура социологического знания. Социальные факты. Теория общественного разделения труда. Социологическое определение «механической» и «органической» солидарности. Понятие аномии.

Социология М. Вебера. Концепция «социального действия». Теория рационализации. Типы господства. Проблема легитимности власти.

Социологические теории Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, В. Парето. Теория социальной дифференциации. Концепция «общины» и «общества». Теория циркуляции элит.

Западная социология в ХХ столетии. Периодизация социологии ХХ столетия. Чикагская школа. Институт исследования общественного мнения Дж. Гэллапа. Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. Теория социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер). Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, Т. Стоун). Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Г. Гарфинкель).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...