Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие понятия экологии и культуры.

Содержание.

 

Введение. 3

1. Теоретический анализ взаимосвязи экологии и культуры. 5

1.1. Общие понятия экологии и культуры. 5

1.2. Актуальные проблемы экологии. 10

1.3. Пути преодоления кризисных явлений в культуре. 13

1.4. Исторический экскурс по культуре экологии. 19

2. Исследование экологических представлений жителей индустриальных центров. 24

2.1. Ход исследования. 24

Заключение. 29

Список литературы.. 30

 


Введение

В современную эпоху, эпоху глобального экологического кризиса, когда мощность цивилизации стала сопоставимой с мощностью самих природных процессов, всё чаще звучат алармистские предупреждения о возможных катастрофических для человечества последствиях антропогенного давления на природу. Экология перестаёт быть только отраслью естественнонаучного знания: от фактографии отрицательных последствий экспоненциального роста индустриально-промышленного производства и локальных рекомендаций она переходит к выработке линии поведения по отношению к природе в масштабах человеческого сообщества в целом.

На протяжении всего развития человечества ученые самых разных наук пытаются разобраться в природе человеческой сущности, объединенные поиском психологических закономерностей, осознанием его творческой самореализацией, смысла жизни, стараются найти наиболее оптимальные способы для удовлетворения человеческих потребностей.

Однако если посмотреть на историю человечества со стороны постороннего наблюдателя, невольно задаешься вопросами: почему небывалые успехи научно-технического прогресса, помимо общеизвестных благ, принесли человеку столько драм и страданий? Почему человек – существо разумное ведет себя крайне не разумно (войны, ядерное и биологическое оружие, наркотики)? Почему человек – социальное существо, но уничтожает себе подобных без видимой на то причины, стремиться выделить себя из общности? Почему человек – существо созидающее, но забывает культурные традиции и мораль своего народа, разрушает творения предков, создает оружие для самоуничтожения и уничтожения себе подобных, истощает ресурсы?

Нам давно известно, что поведение людей диктуется не только разумом, моралью и культурной традицией, но подчиняется еще и биологическим механизмам, сформированным филогенетически. Один из них – инстинкт агрессии.[6].

Агрессивные побуждения нельзя подавлять путем запретов – они все равно будут искать себе выход. Гораздо эффективнее переориентировать энергию агрессивности на социально полезные дела – творчество, спорт, искусство, а именно это составляющие понятия «культура». И здесь мы сталкиваемся с большими трудностями, так как мы плохо себе представляем как развить человечные отношения между людьми; как люди овладевают общечеловеческими ценностями. И именно по этому актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнений.

В своей работе мы проведем теоретический анализ взаимосвязи экологии и культуры человечества. Рассмотрим составляющие этих двух понятий. Проведем исследование особого статуса народных, бытовых экологических представлений простого жителя индустриальных центров.

Предлагаемое исследование посвящено вещам простым и потому часто ускользаемым от внимания не только ученых, но и философов.

Результатом такого исследования, на наш взгляд, может быть совокупность замечаний рекомендательного характера относительно форм и содержания экологического образования населения.

Исходя из выше сказанного, цель нашей работы – изучение экологический представлений в народном сознании с учетом его культурных приоритетов.


Теоретический анализ взаимосвязи экологии и культуры

Общие понятия экологии и культуры.

Экология (греч. oikos – жилище, местопребывание и logos – учение) – уче­ние о взаимоотношении организмов с окружающей средой. Понятие экологии впервые было использовано в 1866 г. немецким биологом Геккелем в работе «Всеобщая морфология организмов для обозначения отрасли биологии, которая изучала воздействие на организм неорганической и биотической среды. При этом Геккель исходил из установки: «Экология – наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе». [1]. Впоследствии организмоцентрическая биология (животных и растений) разделилась на аутоэкологию (видов) и синэкологию (сообществ или биоценозов). Исторически известно, что еще с древних времен экологические воззрения делились на два направления: 1) исследовавшие природу без учета воздействия человека, а самого человека рассматривая как органическое образование наряду с растительным и животным миром; 2) трактовавшие человеческую деятельность как основной фактор динамики природных процессов.

Интенсивные исследования в области экологии изменили ее статус как естественной науки: оказалось уже недостаточно изучать связи между живыми существами и средой, исключая при этом человека. Пришло осознание, что доминирующими факторами изменяющейся биосферы являются антропогенные воздействия. Экология прошла определенные исторические этапы от протоэкологии к естественной истории (традиционной экологии животных и растений), а затем к становлению неклассической (с появлением понятия «экосистема» в 1985 – Тенсли) и постнеклассической экологии (идея вторжения социального человека в экосистемы). Выход за рамки традиционной оппозиции «организм-среда», характерной для классической экологии, способствовал изучению новой оппозиции «естественное - искусственное». В результате появляется понятие «социальная экология», которое было предложено в 20-х годах ХХ века Р.Парком и Э.Бержессом. Социальная экология стала изучать структуру функционирования объектов особого типа, т.е. объектов «второй», искусственной среды обитания человека.

Наше общество пришло к пониманию, что живая природа - главное достояние нашей Земли и человек - часть живой природы, не существующий вне ее и подчиняющийся всем фундаментальным биологическим законам. На рубеже XX - XXI веков родилась комплексная интегрированная наука - экология. Этот термин впервые был использован немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1886 году. Слово "экология" происходит от двух греческих слов: oicos- дом, родина, и logos - понятие, учение.

В настоящее время в экологической науке наибольшее развитие получили следующие направления:

î классическая экология - изучает взаимодействие биологических систем с окружающий средой;

î глобальная экология - раскрывает единство и целостность биосферы как глобальной экосистемы;

î социальная экология - рассматривает взаимосвязи и взаимозависимости в системе "общество - окружающая среда";

î геоэкология - изучает геосистемы разного уровня организации и их антропогенные изменения;

î экология человека - изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья;

î прикладная экология - изучает взаимосвязи агроэкосистем, экосистем города, техносферы с окружающей средой;

î экологический мониторинг - система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния окружающей среды.

Человечество явля­ется частью биосферы, продуктом ее эволюции. Однако взаимо­отношения человека и природных сообществ никогда не были безоблачными. С момента изготовления первого примитивного орудия человек уже не довольствуется предметами, созданными природой, а начинает изготовлять, вводить в свой обиход предме­ты, вещества и т. д., которые находятся за пределами естествен­ного биологического круговорота. Возникновение цивилизации есть следствие возникновения сферы надбиологических потреб­ностей и материальных технологий. Охотничья деятельность древ­него человека, несомненно, ускорила вымирание многих крупных травоядных животных. В охотничьих целях поджигание рас­тительности способствовало опустыниванию территорий. Вместе с тем воздействие племен охотников и собирателей на сообще­ства обычно не было значительным. Человек начал менять и раз­рушать целые сообщества с переходом к скотоводству и земледе­лию. При росте человеческой популяции численность домашних копытных превышает емкость среды, потребляемая ими степная растительность уже не успевает возобновляться. Степь или са­ванна сменяются полупустыней. Из-за такого воздействия ското­водства произошло увеличение площади Сахары и соседней по­лупустынной зоны — Сахеля. [10].

В ходе развития земледелия неправильная распашка приводи­ла к потере плодородного слоя, который уносился водой или вет­ром, а избыточное орошение вызывало засоление почв.

Следует отметить, что биологически человек на предысторической фазе развития отличался от всех других одинаковых по размеру млекопитающих исключительной подвижностью, про­ходя в сутки обычно вдвое большее расстояние, чем они. Люди жили в условиях энергетической недостаточности, отсюда вынуж­дены были охранять огромную кормовую территорию, в кото­рой периодически или постоянно кочевали. И, несмотря на это, они долгое время находились в рамках весьма скромного энерге­тического лимита.

Переход к пастбищно-кочевому скотоводству и подсечно-огневому земледелию привел к удвоению затрат и при замене со­бирательства кочевым скотоводством малой экономией площа­дей. Подсечно-огневое земледелие территориально эффектив­ней на 2—3 порядка. Это позволило снизить подвижность человека и в свою очередь создало предпосылки для формиро­вания общества со свойственным ему разделением функций, культурной специализацией. И в то же время подсечно-огневое земледелие, при котором участок леса выжигают, снимают не­сколько урожаев и забрасывают, нередко приводило к замене лесов степями, саваннами. Таким образом, уже в древности человек вызывал массовые вымирания, нарушение сукцесси-онных рядов, замены одного сообщества другим. Человечество, являясь неотъемлемой частью природы, принадлежащей ей и находящейся внутри нее, благодаря развитию общества биоло­гический вид Homo sapiens был выведен из-под действия есте­ственного отбора, межвидовой конкуренции, ограничения рос­та численности, расширило возможности приспособительного поведения и расселения людей. Развитие технологий и достиже­ние индустриализации цивилизации создало стойкий миф о гос­подстве человека над силами природы.

Много хороших начинаний, подписанных со­глашений, конвенций, деклараций, различных коммюнике, призывов крупнейших ученых с ми­ровым именем сделаны в защиту сохранения при­роды на земле. Но ничего не изменилось в глав­ном — в нашем отношении к окружающей приро­де, в нашем сознании, в системе всех тех ценнос­тей, которые нужны для сохранения самой приро­ды. Весь мир и особенно развитые страны продол­жают форсировать потребительские ценности, увеличивая темпы деградации среды, причем ско­рость движения к глобальному кризису чрезвы­чайно высока. [10].

Сохранение стабильности биосферы должно быть полностью основано на тех научных знаниях, которые были получены в предыдущие столетия. Человек наконец-то должен научиться пользоваться доставшимся ему от Природы Разумом. Разумная деятельность человека включает в себя умение сдерживать свои эгоистические стремления, руководствоваться в своих поступках не стихийными побуждениями, а знаниями. Поэтому, новое человечество должно быть образованным человечеством. На мой взгляд образование не должно ограничиваться средним десятилетним, а расшириться до обязательного высшего, что на данный момент внедряется в Японии [8].

Вступление в эпоху Ноосферы, по мнению Н. Н. Моисеева, должно произойти не как бифуркационный скачек, т. к. любой бифуркационный механизм может развиваться в совершенно непредсказуемом направлении и привести в конечном итоге к гибели человечества. Человечество с самого начала должно контролировать этот переход, разрабатывать определенную стратегию, стратегию Разума. “Нужно говорить, что общество способно обеспечить режим коэволюции с биосферой в том случае, если деятельность людей не допустит новой буфуркации, перехода биосферы в новый канал своей эволюции, или, пользуясь языком теории динамических систем, в новый аттрактор”[9].

Следует отметить, что современная наука, особенно учитывая ее многообразие и разно плановость, является мощным фактором развития духовно – культурного мира человека.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей человека, основная функция которой является преобразование, одухотворение объективной действительности.

Наука представляет собой органическое единство системы научных знаний и духовно – культурную практическую деятельность. Преобразование человеком окружающего мира посредством научного (и обыденного) познания необратимо связано с духовным началом человеческой натуры.

Человек - это активный преобразователь, который в течение своей жизни осваивает разного рода деятельности. В целом, любая деятельность, в том числе и научная, нацелена на производство материальных и духовных благ.

Соответственно, культура вплетается в любую деятельность, формируя в разные эпохи характерные памятники науки и культуры.

Культурное развитие позволяет оценить уровень овладения человеком природы, себя, окружающий мир.

Следует отметить, что исходной формой и первоисточником культуры был и остается человеческий труд (физический, умственный).

Культурное наследие - это процесс передачи  материальных и духовных ценностей от одного поколения другому. Соответственно, любая наука содержит в себе опыт, накопленный предыдущими поколениями, следовательно, помимо научных знаний, законов, открытий, человек  осваивает и культурные ценности, нормы того или иного исторического периода.

Существование общества также возможно лишь благодаря исследованию и принятию всего богатства мировой культуры.

Наука создана для человека, и человеком. Кроме этого наука призвана облегчить жизнь человечества, что невозможно осуществить вне культурного пространства [4].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...