Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Принципы регулирования и формирования бухгалтерской отчётности в РФ. Организационно-методические основы анализа финансовой отчётности

1.1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ

 

В современных условиях коммерческие организации (предприятия) имеют достаточно высокую степень свободы в принятии управленческих решений, выборе партнёров, поиске источников финансирования своей деятельности. При этом различные заинтересованные пользователи (собственники, инвесторы, банки, поставщики, покупатели и др.) нуждаются в достоверной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности хозяйствующих субъектов, с которыми они строят деловые отношения. Основным и наиболее доступным источником такой информации выступает бухгалтерская отчётность.

Бухгалтерская отчётность – единая система данных об активах, капитале, обязательствах и финансовых результатах хозяйственной деятельности организации, формируемых на основе данных бухгалтерского учёта по утвержденным формам.

В бухгалтерскую отчётность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении. Организация может вводить в рекомендуемые Минфином России образцы форм бухгалтерской отчётности дополнительные показатели и, наоборот, не приводить те или иные статьи ввиду отсутствия соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов. При этом должны быть соблюдены общие принципы построения форм отчётности.

Бухгалтерская отчётность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей хозяйствующего субъекта, главными среди которых являются получение прибыли, а также сохранение и наращивание капитала.

Оба контроля (прибыль и капитал), их величина и изменение находят отражение в бухгалтерской отчётности. На основе её данных заинтересованные пользователи получают возможность:

· оценить финансовое положение потенциальных партнёров;

· принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнёром;

· избежать выдачи кредита ненадёжным клиентам;

· оценить целесообразность приобретения активов (например, ценных бумаг) той или иной организации;

· диагностировать банкротство и т.п.

Бухгалтерская отчётность должна отвечать следующим требованиям:

- достоверность – отражение реальных процессов и фактов хозяйственной деятельности;

- полнота отражения информации о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении;

- нейтральность информации, содержащейся в отчётности – исключение одностороннего удовлетворения интересов каких-либо групп пользователей бухгалтерской отчётности;

- последовательность – то есть организация должна придерживаться принятого ею содержания форм отчётности от одного отчётного периода к другому. Внесение корректив допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Такие изменения должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому Балансу и Отчёту о прибылях и убытках вместе с указанием причин;

- сопоставимость данных за предыдущий и отчётный период, представленных в отчётности. Если данные за предыдущий период несопоставимы с данными за отчётный, то первые подлежат корректировке исходя из правил бухгалтерского учёта. Эта корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому Балансу и Отчёту о прибылях убытках;

- существенность – показатели считаются существенными, если их нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчётной информации. Решение организацией вопроса о том, является ли данный показатель существенным, зависит от многих факторов (оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения). Существенной может быть признана сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчётный год составляет не менее 5%. Следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для их обособленного представления в бухгалтерском Балансе и Отчёте о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенны, чтобы представляться обособленно в пояснениях к формам № 1 и 2. Таким образом, в российской практике существенность стала рассматриваться не как количественная, а как качественная характеристика отчётной информации.

 

1.2 СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ

 

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации», утверждённым приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, в состав годовой бухгалтерской отчётности включаются следующие формы:

1) бухгалтерский Баланс (форма № 1);

2) Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2);

3) Пояснения к бухгалтерскому Балансу и Отчёту о прибылях и убытках, в качестве которых выступают:

- Отчёт об изменениях капитала (форма № 3),

- Отчёт о движении денежных средств (форма № 4),

- Приложение к бухгалтерскому Балансу (форма № 5),

- Пояснительная записка;

4) Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчётности.

Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчётности организации» отменены действовавшие до 2000 г. типовые формы бухгалтерской отчётности. Используемые в настоящее время формы носят рекомендательный характер.

Содержание форм отчётности за последние годы неоднократно подвергалось преобразованиям. Последние существенные изменения были внесены приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчётности», согласно которому формы № 1 и 2 сохранили только основную структуру, а содержание форм, включаемых в состав пояснений к бухгалтерскому Балансу и Отчёту о прибылях и убытках, коренным образом преобразовано.

 

1.2.1 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Термин «баланс» (от лат. слов bis – дважды и lanx – чаша, что значит буквально «двучашие») употребляется как символ равновесия, равенства. В бухгалтерском учёте слово «баланс» имеет несколько значений:

- равенство итогов при проведении записей по счетам и группировке средств хозяйствующего субъекта в различных разрезах;

- итог основной отчётной формы;

- наименование основной отчётной формы.

Значение баланса как основной отчётной формы исключительно велико, поскольку этот документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определённую дату в двух разрезах:

1) по составу (виду),

2) по источникам формирования.

Иными словами, одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что даёт возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). Традиционно баланс представлен в виде двусторонней таблицы, в левой части которой размещаются активы предприятия, а в правой – его пассивы; в этом случае общие итоги по активу и пассиву баланса совпадают (итог баланса называется валютой баланса).

Поскольку одно из предназначений баланса состоит в характеристике изменений в финансовом состоянии предприятия за отчётный период, он содержит две колонки показателей – на начало года и конец периода (квартала, полугодия, года). Для баланса двух смежных лет должно выполняться следующее правило: данные на начало года n должны совпадать с данными на конец года (n-1), при этом подразумевается, что структура баланса и состав статей не меняются.

Структура баланса, подразумевающая выделение тех или иных разделов и статей, может быть различной; в настоящее время она имеет следующий вид (рис. 1)

 

АКТИВ ПАССИВ
Внеоборотные активы Капитал и резервы
Оборотные активы Долгосрочные обязательства
  Краткосрочные обязательства

Рис. 1. Статическое представление бухгалтерского баланса

 

В бухгалтерском балансе вся информация представлена в стоимостной форме в текущих ценах, то есть в абсолютном выражении. Эта информация несопоставима.

Имущество предприятия (актив) отражено в разной оценке. Часть имущества в виде основных фондов в сопоставимой форме, так как проводится их переоценка. Все остальные элементы имущества – в текущих ценах.

Средства предприятия, отражённые в активе, представлены в форме возрастающей ликвидности: в 1-ом разделе – внеоборотные активы, то есть средства, находящиеся в обороте длительное время и приносящие доходы в течение длительного времени; во 2-ом разделе отражены мобильные активы (находящиеся в обороте), функционирующие в течение одного кругооборота. Чем больше доля данной части активов, тем выше вероятность увеличения прибыли и выручки.

В пассиве отражены источники формирования имущества. Они представлены исходя из признака принадлежности собственными и заёмными средствами. К собственным источникам формирования имущества относятся:

- капитал и резервы;

- доходы будущих периодов.

К заёмным средствам относят:

- долгосрочные обязательства;

- краткосрочные обязательства.

По признаку срока использования они подразделяются на долгосрочные пассивы, к которым относятся капитал и резервы, а также долгосрочные обязательства: кредиты и займы, и краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность.

Таким образом, активы дают определённое представление об экономических ресурсах или потенциале хозяйствующего субъекта по осуществлению будущих затрат.

Обязательства (пассивы) показывают объём средств, полученных хозяйствующим субъектом, и их источники, а активы – как хозяйствующий субъект использовал полученные средства.

В балансе помимо средств, используемых в кругообороте, даётся информация о средствах, которые могут «выпадать» из оборота в результате их неэффективного использования, - это убытки.

Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчётности организации» из бухгалтерского Баланса были убраны или значительно сокращены многие расшифровки статей. В связи с принятием ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль», утверждённого приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. №114н, в форме № 1 появились две новые статьи: в разделе I «Внеоборотные активы» - статья «Отложенные налоговые активы», в разделе IV «Долгосрочные обязательства» - статья «Отложенные налоговые обязательства». Строка «Собственные акции, выкупленные у акционеров», ранее включавшаяся в состав краткосрочных финансовых вложений (актив Баланса), перенесена в пассив – в раздел III «Капитал и резервы» как регулирующая строку «Уставный капитал».

Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала, его достаточность для текущей и будущей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заёмных источников, и эффективность их привлечения.

Бухгалтерский баланс является основным документом оценки финансового состояния. На основе бухгалтерского баланса разрабатывается аналитический баланс. Формирование аналитического баланса – это процесс объединения схожих по своему экономическому содержанию статей баланса в отдельные группы и корректировка статей баланса на регулирующие статьи.

Сравнительный аналитический баланс – это баланс, исключающий регулирующие статьи, если они присутствуют (регулирующими называются статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из сумм других статей).

Современный баланс исключает регулирующие статьи, поэтому формирование аналитического баланса – это процесс группировки и систематизации по определённому признаку группы. В активе группировка осуществляется по признаку ликвидности, в пассиве – по признаку срочности.

Аналитическая группировка актива включает в себя (схема 1):

Имущество:

1) иммобилизованные внеоборотные активы;

2) оборотные активы:

а) запасы;

б) дебиторская задолженность;

в) денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

 

Схема 1.

Актив баланса

На начало года

На конец года

Отклонения

Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу
Имущество            
1. Иммобилизованные внеоборотные активы            
2. Оборотные активы            
2.1. Запасы            
2.2. Дебиторская задолженность            
2.3. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения            

 

Аналитическая группировка пассива включает в себя (схема 2):

Источники имущества:

1) собственный капитал;

2) заёмный капитал:

а) долгосрочные пассивы;

б) краткосрочные пассивы;

в) кредиторская задолженность.


Схема 2.

Пассив баланса

На начало года

На конец года

Отклонения

Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу
Источники имущества            
1. Собственный капитал            
2. Заёмный капитал            
2.1. Долгосрочные пассивы            
2.2. Краткосрочные пассивы            
2.3. Кредиторская задолженность            

 

1.2.2 ОТЧЁТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Если баланс даёт наиболее общее представление об имущественном и финансовом положении предприятия, то отчёт о прибылях и убытках (форма № 2) характеризует достигнутые за отчётный период финансовые результаты. При этом квартальная форма содержит данные нарастающим итогом, то есть, например, форма, составляемая по итогам II квартала, включает данные о выручке, доходах и расходах за первые два квартала.

Как и в случае с балансом, ключевое значение для отчётных данных в форме № 2 имеет принятая Минфином установка о допущении «временной определённости фактов хозяйственной деятельности», согласно которой данные факты относятся к тому периоду времени, в котором они имели место, независимо от момента фактического поступления или выбытия связанных с ними денежных средств.

Финансовые результаты деятельности организации в виде прибылей и убытков определяются путём сопоставления её доходов и расходов в рамках конкретных отчётных периодов.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», утверждённым приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. №32н, доходами организации признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации (за исключением вкладов участников (собственников имущества)).

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждённым приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. №33н, расходами организации признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации (за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)).

В зависимости от характера доходов и расходов, условий осуществления и направлений деятельности организации выделяют две основные группы доходов и расходов: от обычных видов деятельности и прочие.

Доходы и расходы от обычных видов деятельности получают от операций, являющихся предметом основной деятельности.

В Отчёте о прибылях и убытках доходы представлены в виде выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг) за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей (например, экспортные пошлины и другие) (стр. 010).

Расходы по обычным видам деятельности представлены тремя строками:

- «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» (стр. 020) – здесь отражаются затраты на производство продукции, работ, услуг. Торговые организации в этой строке отражают покупную стоимость товаров, выручка от продажи которых отражена в данном отчётном периоде. Профессиональные участники рынка ценных бумаг отражают здесь покупную (учётную) стоимость ценных бумаг, выручка от продажи которых отражена в данном отчётном периоде;

- «Коммерческие расходы» (стр. 030) – здесь отражаются расходы, связанные с продажей продукции, работ, услуг (для производственных предприятий) и издержки обращения (для торговых организаций);

- «Управленческие расходы» (стр. 040) – расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом: административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, расходы по амортизации и ремонту основных средств общехозяйственного назначения и другие. В текущем учёте эти расходы аккумулируются на счёте 26 «Общехозяйственные расходы», дебетовое сальдо которого и отражается по статье «Управленческие расходы». Нужно отметить, что в отчётности торговых и снабженческо-сбытовых организаций данная статья не заполняется, поскольку расходы по управлению являются составной частью издержек обращения, отражаемых общей суммой по статье «Коммерческие расходы».

В соответствии с Приказом МФ РФ от 18.09.2006 г. № 116н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учёту», начиная с годовой отчётности за 2006 год доходы и расходы, ранее признаваемые как операционные, внереализационные и чрезвычайные, объединяются в общую группу – прочие доходы и расходы.

Прочие доходы и расходы – доходы и расходы, которые не являются предметом обычных видов деятельности. К ним относятся доходы и расходы, связанные с осуществлением финансовых вложений, продажей и прочим выбытиям имущества, предоставлением активов во временное пользование за плату, оплатой услуг кредитных организаций, штрафы, пени, неустойки, за нарушение условий хозяйственных договоров; курсовые разницы; прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчётном году; суммы дооценки (уценки) активов за исключением внеоборотных; суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истёк срок исковой давности, и другие.

Прочие доходы и расходы отражаются в рекомендуемой форме № 2 бухгалтерской отчётности в пяти строках:

- «Проценты к получению» (стр. 060) – проценты по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам и другие, приобретённым организацией;

- «Проценты к уплате» (стр. 070) – проценты за предоставленные организации кредиты, займы, по выпущенным ею облигациям и так далее;

- «Доходы от участия в других организациях» (стр. 080) – поступления от участия в уставных капиталах других организаций;

- «Прочие доходы» (стр. 090) – другие доходы, не перечисленные выше;

- «Прочие расходы» (стр. 100) – расходы за исключением процентов к уплате.

Боле подробная информация о них представлена в Расшифровке отдельных прибылей и убытков к форме № 2.

К прочим также относятся доходы и расходы от операций, возникающих как последствия чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и другие). В современной рекомендуемой форме Отчёта о прибылях и убытках для них не выделено специальных строк. Однако если такие доходы и расходы возникнут, то бухгалтер должен раскрыть их в форме № 2 обособленно от других доходов и расходов.

Сопоставление определённых групп доходов и расходов организации позволяет исчислить важнейшие показатели финансовых результатов её деятельности:

1) прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, работ, услуг (стр. 050) характеризует финансовый результат от обычных видов деятельности организации и представляет собой разность между выручкой от продажи (без НДС, акцизов и других обязательных платежей) и полной себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг;

2) прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 140) представляет собой сумму прибыли (убытка) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, прочих доходов, уменьшенных на сумму аналогичных расходов. Данный показатель характеризует общий финансовый результат, полученный от всех видов деятельности и операций;

3) чистая прибыль (убыток) отчётного периода (стр. 190) формируется исходя из прибыли (убытка) до налогообложения с учётом влияния на результат текущего налога на прибыль, рассчитанного по правилам налогового учёта, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств. Она характеризует величину прибыли, остающейся в распоряжении собственника организации, то есть конечный финансовый результат её деятельности.

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации», утверждённым приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, в форму Отчёта о прибылях и убытках введён показатель валовой прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг, рассчитываемый как разность между выручкой (нетто) от продаж и переменными затратами, отражаемыми по стр. 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» формы № 2.

Анализ полученных доходов, расходов и финансовых результатов позволяет не только оценить фактический уровень эффективности деятельности организации, но и определить перспективы развития хозяйствующего субъекта, уровень его надёжности как партнёра и инвестиционной привлекательности.

Две рассмотренные формы – бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках – являются основными формами отчётности, обязательно присутствующими по сути своей в периодической отчётности, поскольку именно они отражают имущественное и финансовое положение предприятия на отчётную дату, а также достигнутые им в отчётном периоде финансовые результаты. Помимо них, в периодическую отчётность могут включаться и другие формы, фактически играющие вспомогательную роль, поскольку они содержат расшифровки и аналитические дополнения к отдельным статьям баланса и отчёта о прибылях и убытках.


1.3 АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ

 

При условии соблюдения всех требований, предъявляемых к бухгалтерской отчётности, она имеет достаточно широкие аналитические возможности.

По данным бухгалтерского баланса можно осуществить следующие аналитические процедуры:

- проанализировать состав, структуру и динамику активов (имущества) и источников их формирования (собственных и заёмных);

- путём сопоставления отдельных статей актива и пассива баланса оценить платёжеспособность организации;

- на основе изучения соотношения величины собственного и заёмного капитала оценить финансовую устойчивость предприятия;

- по данным отчёта о прибылях и убытках можно оценить рентабельность капитала, эффективность использования собственных и заёмных средств, оборачиваемость активов и изменение этих показателей.

Отчёт о прибылях и убытках позволяет проанализировать состав, структуру и динамику доходов и расходов, выявить факторы изменения показателей прибыли (от продаж до налогообложения, чистой), оценить рентабельность обычных видов деятельности.

По данным отчёта об изменениях капитала проводится анализ динамики всех основных составляющих собственного капитала (уставного, добавочного, резервного капитала, нераспределённой прибыли), оценка изменения резервов, создаваемых организацией, чистых активов и средств, полученных из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование расходов по обычным видам деятельности и вложений во внеоборотные активы.

Отчёт о движении денежных средств позволяет изучить денежные потоки организации в виде поступлений (притоков) и расходования (оттоков) денежных средств в разрезе текущей (обычной), инвестиционной и финансовой деятельности за два года.

Данные приложения к бухгалтерскому балансу дают возможность проанализировать изменение величины амортизируемого имущества (нематериальных активов, основных средств, доходных вложений в материальные ценности), отдельных видов финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, структуру и динамику расходов по обычным видам деятельности, а также средств целевого финансирования и бюджетных кредитов.

Анализ финансовой отчётности должен начинаться с оценки надёжности представленной в ней информации. Данное условие особенно важно для внешних пользователей, так как обоснованность принимаемых ими решений во многом зависит от достоверности информации бухгалтерской отчётности.

Надёжность информации определяется качеством учётной работы и эффективностью системы внутреннего контроля в организации. Важнейшими условиями, обеспечивающими реальность баланса и других форм отчётности, являются:

- согласованность с бухгалтерскими книгами, регистрами и другими документами;

- соответствие результатам инвентаризации (инвентарность баланса);

- корректность оценок статей активов и пассивов, обеспечивающих соответствие данных баланса реальному имущественному и финансовому положению организации.

Внешние аналитики проверить соблюдение названных условий в полном объёме не могут. Поэтому для оценки объективности данных бухгалтерской отчётности они должны знать приёмы искажения финансовой информации и их последствия для получения представления о финансовом состоянии организации.

Выделяют две группы типичных ошибок и приёмов искажения отчётной информации:

1) искажения, влияющие на ясность и достоверность информации, но не затрагивающие величину финансового результата или собственного капитала организации (приёмы вуалирования);

2) искажения, связанные, как правило, с получением неверного значения финансового результата или собственного капитала (приёмы фальсификации).

Основными целями искажения бухгалтерской отчётности являются:

- преувеличение или преуменьшение результатов хозяйственной деятельности за отчётный период;

- завышение суммы собственного капитала;

- сокрытие тех или иных особенностей в структуре имущества и источников его формирования;

- ретуширование имущественного положения в результате завышения объёма ликвидных активов и занижения обязательств.

Знание перечисленных приёмов позволяет внешним пользователям более объективно оценить финансовое положение анализируемого предприятия.

 

1.4. МЕСТО АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ. СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ, ЕГО ЗАДАЧИ

 

Обобщая результаты исследований, можно представить структуру экономического анализа деятельности организации следующим образом (рис. 2):


                             
Экономический анализ деятельности организации
 
Внешний финансовый анализ по данным финансовой (бухгалтерской) отчётности
 
Внутренний финансовый анализ по данным бухгалтерского учёта и отчётности
 
Внутрихозяйственный производственный анализ по данным бухгалтерского и управленческого учёта

 


 

 

Рис. 2. Структура экономического анализа деятельности организации

 

Под финансовым анализом понимают систему исследования хозяйственных процессов, финансового положения организации и финансовых результатов её деятельности, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов.

Финансовый анализ, основанный на использовании в качестве информационной базы только финансовой (бухгалтерской) отчётности, приобретает характер внешнего. Выделяют следующие характерные особенности внешнего финансового анализа:

- множественность субъектов анализа и пользователей информации о деятельности организации (собственники, инвесторы, кредитные организации, поставщики, государственные органы управления и контроля и другие);

- разнообразие целей и экономических интересов субъектов анализа;

- наличие типовых методик и процедур;

- ориентация анализа только на внешнюю отчётность предприятия;

- ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности организации.

На основе данных бухгалтерской отчётности в рамках финансового анализа можно оценить имущественное положение, текущую платёжеспособность организации, её финансовую устойчивость, структуру капитала, оборачиваемость активов, рентабельность деятельности предприятия, движение его денежных средств.

При привлечении дополнительной информации (данных финансового, управленческого, статистического, оперативного учётов, нормативной и плановой информации) становится возможным дополнить результаты финансового анализа другими аспектами:

- анализом эффективности вложения капитала;

- анализом цены капитала;

- оценкой обоснованности политики распределения и использования прибыли;

- анализом целесообразности инвестиций;

- оценкой потребности в собственном оборотном капитале и другое.

Анализ финансовой отчётности проводится в определённой последовательности и включает следующие разделы:

1) анализ бухгалтерского баланса предусматривает решение следующих задач:

- анализ структуры и динамики активов и пассивов организации,

- оценку платёжеспособности и финансовой устойчивости предприятия,

- при привлечении данных отчёта о прибылях и убытках становится возможным оценить оборачиваемость использования собственного и заёмного капитала;

2) анализ отчёта о прибылях и убытках позволяет получить:

- оценку структуры и динамики доходов и расходов организации,

- анализ абсолютных показателей прибыли, их изменения,

- оценку рентабельности обычных видов деятельности;

3) анализ пояснений к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках (отчёта об изменениях капитала, отчёта о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу, пояснительной записки) обеспечивает:

- анализ структуры и движения собственного капитала, резервов, формируемых организацией,

- оценку денежных потоков по видам деятельности,

- оценку структуры, динамики и эффективности использования нематериальных активов, основных средств, доходных вложений в материальные ценности,

- исследование структуры и динамики финансовых вложений, расходов по обычным видам деятельности, обеспечений, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы и на освоение природных ресурсов,

- анализ дебиторской и кредиторской задолженности и другое;

4) комплексный анализ результатов хозяйственной деятельности организации и рейтинговая оценка её финансового состояния по данным бухгалтерской отчётности включает обобщение результатов анализа по трём предыдущим разделам, оценку финансового состояния организации в сравнении со среднеотраслевыми показателями и финансовым состоянием конкурентов, исследование уровня кредитоспособности организации;

5) исследование нетрадиционных видов бухгалтерской отчётности – сегментарной и консолидированной. Анализ сегментарной отчётности предусматривает оценку обоснованности выделения отчётных сегментов, а также исследование деятельности организации в разрезе операционных и географических сегментов.

При анализе консолидированной отчётности, составляемой группой предприятий и включающей консолидированный бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках, должны быть исследованы финансовое состояние и финансовые результаты деятельности этой группы, а также дана оценка вклада каждого входящего в неё предприятия в общие результаты группы.

 

1.5 МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

 

Для анализа финансовой (бухгалтерской) отчётности используется совокупность общенаучных и специальных методов, характерных для всех видов и направлений экономического анализа.

Метод вообще представляет собой способ исследования, определяющий подход к изучаемым объектам, планомерный путь научного познания и установления истины. Под методом экономического анализа понимается системный комплексный подход к исследованию хозяйственных процессов в их развитии и взаимосвязи. Системный подход в анализе заключается в рассмотрении объекта анализа как системы взаимосвязанных элементов (составляющих), изучении их влияния на состояние объекта и результаты его деятельности. Важной составляющей системного подхода является комплексность, означающая рассмотрение полученных результатов деятельности объекта анализа как следствия взаимодействия всех её аспектов (сторон) и совокупности факторов, оказывающих на них влияние. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих деятельность организации; изучение взаимосвязи между ними; выявление и изучение причин (факторов) изменения этих показателей с целью определения резервов повышения эффективности работы предприятия. Так как анализ финансовой (бухгалтерской) отчётности является важнейшим направлением экономического анализа, то для него характерны все особенности, присущие методу анализа.

Анализ финансовой (бухгалтерской) отчётности базируется, прежде всего, на общенаучных методах исследования:

1. Анализ. Исследование предмета анализа путём расчленения его на составные части (объекты, факторы) и изучение их во всём многообразии связей и зависимостей для познания сущности предмета (например, финансовое состояние организации, исследуемое в ходе анализа отчётности, можно разложить на такие его составляющие как ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность, рентабельность деятельности хозяйствующего субъекта).

2. Синтез. Изучение предмета, объекта анализа в целости, единстве и взаимной связи его частей. Сочетается с анализом, так как позволяет соединить части, выделенные в процессе анализа, установить их взаимодействие, познать предмет анализа как единое целое, обобщить результаты аналитического исследования (например, изучение только ликвидности организации или финансовой устойчивости обособленно от других аспектов финансового состояния не позволяет получить целостность картины).

3. Индукция. Исследование предмета анализа от частного к общему, от единичны

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...