Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три главных урока жизни




Задание в школе духовной жизни – это испытание. И справиться с ним не так уж и просто. Открыл задачник, прочитал условие и думаешь: «Что тут от меня хотят?» Сидишь и бьёшься «как рыба об лёд»! Реальное испытание. Но, слава Богу, учитель дал знания, как проходить через это испытание. И ученику нужно учиться применять эти знания на практике. В начале нашего обучения в школе «садхана-бхакти» нас ожидают три вида испытаний. Они связаны с тремя уроками, которые преподаёт нам наш духовный учитель, и, соответственно, с тремя заданиями, помогающими ученику усвоить новые для него знания. Три урока, три задания, три испытания.

И для того, чтобы успешно пройти эти испытания, правильно выполнить задания и усвоить все уроки, нам необходимо всегда помнить о главном принципе духовного образования. Если в моей жизни возникают какие-то странные, беспокоящие и выводящие меня из состояния равновесия обстоятельства, это указание на то, что в прошлом я совершил какую-то серьёзную ошибку. И поэтому в настоящем Господь преподносит мне серьёзный урок. В ходе этого урока мой духовный учитель даст мне определённые знания и важное задание, выполняя которое, я смогу исправить свою старую ошибку. И это будет выглядеть как серьёзное испытание в моей жизни. Но в результате всего происходящего я очищусь от невежества и страсти, наполню свою жизнь энергией благости, смогу развить духовные качества и подняться на следующий возвышенный уровень духовного развития.

Итак, первое испытание в школе нашей духовной жизни – это болезни тела и ума. Серьёзные, как говорят, - хронические, или, не дай Бог, неизлечимые болезни. Это – первое испытание в школе садхана-бхакти! И оно возникает в нашей духовной жизни не для того, чтобы мы опускали руки, сокрушались и горевали: «Что у меня за судьба? Никакой жизни нет! И куда только Господь смотрит? Ведь Он обещал защищать Своих преданных. И что же? Я лежу сейчас, буквально умираю. И куда же Господь смотрит?» Нет! Школа началась! Заметьте, в детском саду духовной жизни нам всё равно: есть у нас здоровье или нет. Есть здоровье в теле и уме – мы предаёмся Господу и замечательно живём духовной жизнью. Нет у нас здоровья – всё равно, без разницы, мы так же предаёмся Господу и продолжаем счастливо жить духовной жизнью. Почему? Потому что, как мы говорили ранее, в духовном детском саду о нас во всех отношениях заботится Верховный Господь. И Он переживает за наше здоровье, принимая на себя все заботы о его поддержании. А мы счастливо «резвимся» в кругу преданных Господа и наполняем себя «до краёв» Его милостью, духовной энергией. Помните? Духовный детский сад: нас поят «святой водой», кормят «освящённой пищей», рассказывают нам «сказки о Господе», играют с нами в преданное служение Богу, «нянчатся» с нами, «носят нас на руках». В духовном детском саду преданные Господа наполняют нас энергией духовного вдохновения, радости, счастья. А мы наслаждаемся духовной жизнью и нам всё равно: есть здоровье, нет здоровья. Какая разница? Господь обо всём позаботится! Ведь материальное тело никак не мешает наполнять себя духовной энергией, милостью Бога! В детском саду – да, не мешает. Но детский сад в какой-то момент заканчивается. И дальше – «век живи: век учись». Нас переводят в духовную школу. А в школу нужно каждый день самому ходить, терпеливо сидеть на занятиях и внимательно слушать учителя, старательно выполнять задания. И, неожиданно для себя, мы обнаруживаем, что в нашем теле и уме – не хватает здоровья для этого. Нас одолевают серьёзные болезни тела и ума. Не могу учиться! Я бы и рад в школу пойти, но болезни не пускают. Никакого здоровья - ни в теле, ни в уме! Конечно, справку нам выпишут, но ведь учиться-то мы не сможем. Поэтому придётся оставаться «на второй год». Но в следующем году – тоже нужно учиться! Вот почему, когда мы начинаем посещать школу духовной жизни, первое, о чём заботится наш духовный учитель, - научить нас тому, как поддерживать «в порядке» здоровье своего тела и ума. И поэтому, по милости Господа, в нашу жизнь приходит это испытание – болезни тела и ума. И от них некуда деться!

В этой ситуации истинный ученик вспоминает аксиому духовного образования. Если вокруг возникли какие-то беспокоящие меня обстоятельства, значит, в прошлом я совершал какую-то серьёзную ошибку, до сих пор не исправил её и поэтому продолжаю совершать в настоящем. Из-за этого сейчас я имею дело с тем, что мне очень не нравится. Но, в действительности, это испытание послано мне Господом для того, чтобы я нашёл и исправил свою старую ошибку, очистился от «скверны» конкретного материального качества, развил в себе качество духовное и продолжил своё духовное развитие. Интересно, а какую ошибку в прошлом мне нужно было совершить, чтобы в настоящем моё тело и ум «вышли из строя»? Чтобы узнать это, ученику следует обратиться к наставлениям своего духовного учителя, который объясняет утверждения ведических писаний: «Если человек в прошлом пытался брать от жизни больше, чем ему положено, в настоящем ему придётся страдать от болезней тела и ума». Когда кто-то пытается поднять вес, который ему не по силам, он готовит для себя серьёзные неприятности. И начнутся они с малого: у него, по крайней мере, спина заболит. И вот я смотрю сквозь призму наставлений моего духовного учителя на своё прошлое и вижу: «Точно, брал от жизни больше, чем положено! И до сих пор продолжаю пытаться это делать. И хотя в настоящем даже то, что положено уже не могу взять, потому что здоровья не хватает, но всё равно по старой привычке – пытаюсь». Ну, слава Богу, рассмотрели свою ошибку в прошлом! Значит, пришло время исправлять её в настоящем. И так как в духовной школе наш учитель даёт нам необходимые знания, мы узнаём от него, что же нам «по жизни положено» Господом, а чего «не положено». И, слава Богу, слышим почему: «Всё живое и неживое во Вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, Кому всё принадлежит». (Шри Ишопанишад, 1) На самом деле, нам нужно что-то брать от жизни, потому что Господь каждому выделил соответствующую долю. Но важно - вовремя остановиться. Чтобы не взять лишнего. Потому что оно – не наше. Во-первых, это – собственность Господа, а, во-вторых, - предназначено кому-то другому, а не нам. И духовный учитель объясняет, что мне по жизни положено, что нет, а я учусь исправлять свою старую дурную привычку и вовремя останавливаться в своих попытках «брать от жизни». Если ученик старательно учится выполнять задание своего учителя «брать от жизни, сколько положено», у него освобождается дополнительная энергия. И эту дополнительную энергию он вкладывает в оздоровление своего тела и ума. Потому что, когда мы учимся брать от жизни столько, сколько нам положено, неожиданно в нашей жизни появляется дополнительная энергия. И её нужно вкладывать в здоровье тела и ума. Но помнить о том, что это потребует от нас особых усилий. Придётся учиться жить по-новому. Раньше здоровья было – «хоть отбавляй», делал всё, что угодно и тратил его направо и налево. А теперь хотя «здоровья нет», нужно осваивать оздоровительную программу: делать очистительные процедуры, физические упражнения, восстановительные процедуры, тренировочные комплексы. То, что здоровый человек в здоровом теле с трудом делает! Ну, что поделать, придётся прилагать необходимые усилия, чтобы пройти испытание, посланное нам Господом и выполнить на отлично задание нашего духовного учителя. И только так я смогу пройти через этот урок в школе моей духовной жизни и продолжить своё духовное развитие.

Интересно, а почему мы пытаемся брать от жизни больше, чем нам положено? В нашей жизни присутствует особая материальная энергия, которая побуждает нас к этому. Ведическая традиция называет её «кама», а по-нашему, по-простому, её называют вожделение. Вожделение – это стремление наслаждаться без ограничений противоположным полом, богатством, властью, славой. И когда мне нужно брать от жизни то, что положено, меня «мучит вожделение». Как будто кто-то шепчет мне изнутри: «Ну, чего ты скромничаешь? Ведь можно взять больше и наслаждаться жизнью! Никто не запрещает. И возможность есть. Бери больше!». И хотя я пытаюсь сопротивляться: «Но ведь это уже слишком! У меня проблемы будут!» Вожделение всё же побеждает: «Да, ничего страшного. С проблемами потом разберёмся! А сейчас самое время взять от жизни всё, что возможно, и наслаждаться по полной программе». В материальной жизни мы находимся во власти вожделения, и оно побуждает нас брать от жизни больше, чем нам положено. Вот почему так важно пройти через первый урок в школе духовной жизни. Потому что, когда мы учимся брать от жизни то, что нам положено в соответствии с наставлениями духовного учителя и писаний, законами Бога, и восстанавливаем здоровье своего тела и ума, мы наполняем свою жизнь энергией благости. Вожделение уходит из нашей жизни и вместо него наше тело, ум и сознание наполняет энергия уважения. Если мы живём в состоянии страсти и невежества, второй энергетический центр в нашем теле, свадхистхана-чакра, наполняет наше тело энергией вожделения. И под её воздействием мы стремимся взять от жизни «больше, чем нам положено». Когда же в нашей жизни царит состояние благости, та же свадхистхана-чакра наполняет наше тело другой энергией, энергией уважения. Под влиянием этой энергии, проявляя уважение к Богу и Его законам, мы с лёгкостью следуем принципам духовной жизни и «берём от жизни» то, что нам «положено Господом». Эта удивительная трансформация в нашей жизни происходит тогда, когда мы учимся у нашего духовного учителя тому, как «брать от жизни то, что нам положено» и восстанавливаем здоровье своего тела и ума, наполняя свою жизнь энергией благости. И в действительности, выполняя это первое задание нашего духовного учителя, мы учимся проявлять уважение к Верховному Господу, который поместил нас в человеческую форму жизни не для того, чтобы мы жили как кошки и собаки. Ели, спали, совокуплялись и защищались. И занимались усовершенствованием этих способов удовлетворения наших животных потребностей. Нет! Господь дал нам сокровище человеческой жизни как благоприятную возможность для духовного развития и возвращения в семью Бога. Мы учимся уважать наших родителей, которые «произвели нас на свет», вырастили, воспитали, помогли пройти достойное обучение. Не для того, чтобы мы деградировали, занимаясь невежественной деятельностью, а чтобы мы проявляли свои духовные таланты и приносили благо окружающему нас обществу. Мы учимся уважать наших учителей, нашу традицию, нашу культуру. Мы учимся уважать всех вокруг нас и сохранять это уважение при всех обстоятельствах. Но человек, который живёт под властью вожделения, никого не уважает. Единственное, что его интересует, - это собственные наслаждения. И ради них он готов «переступить через всё и вся». Потому что в его жизни отсутствует энергия уважения. Но тот, кто учится у духовного учителя и правильно выполняет его задание, очищает своё тело и ум от последствий влияния невежества и страсти, выходит из-под власти вожделения и наполняет свою жизнь энергией благости, то есть, энергией телесного и умственного здоровья. В состоянии благости наше тело и ум пронизывает энергия уважения, наделяя нас способностью надлежащим образам учиться в школе духовной жизни, прилагать все необходимые усилия и проявлять ко всем правильное отношение. И духовный учитель доволен: такой ученик сможет ходить в школу и нормально учиться! Справок у него не будет, слава Богу, занятия будет посещать исправно. И на уроке будет сидеть и слушать внимательно, потому что ум его – в здравом состоянии. Такого ученика можно чему-то учить! И потом, он уважает всех при всех обстоятельствах. Если учитель отругает своего ученика за его глупость, тот не обидится на своего учителя. Когда его одноклассники поведут себя с ним не так, как ему нравится, он не прекратит посещать школу. И из-за строгости своих родителей такой ученик не убежит из дому. Потому что в его жизни при всех обстоятельствах присутствует энергия уважения ко всем. И эта энергия уважения сохраняет и защищает в ученике всё, чему он научился у своего духовного учителя. С таким учеником можно иметь дело! И когда наш духовный учитель и наш возлюбленный Господь довольны тем, как мы выполнили своё первое задание в школе духовной жизни, пройдя через это серьёзное испытание и выучив надлежащим образом свой урок, мы испытываем глубокое внутреннее удовлетворение, духовную радость и счастье. Мы чувствуем – наша жизнь исполнена смысла, наполнена истинным содержанием, нас сопровождает удача и успех! Поэтому нам хочется учиться дальше и развиваться, получая новые духовные знания и опыт.

Отвечая взаимностью на наше желание, Господь посылает нам следующее, второе, испытание в школе нашей духовной жизни: в нашу жизнь входит «нищета». Итак, мы поднялись на следующий, более высокий уровень духовного развития. На этом уровне милость Господа и нашего духовного учителя проявляется в том, что нам почему-то начинает «хронически не хватать на жизнь». Так проявляет себя «нищета». Не то, что у нас мало денег. Нет, денег как раз больше, чем было раньше. Но почему-то всё равно – не хватает! Странно, раньше пытался брать от жизни больше положенного – и всего хватало. Даже в избытке было. Ну, и, понятное дело, транжирил - «направо и налево». А сейчас беру от жизни, сколько положено, использую правильно, и в результате – «на жизнь не хватает»! Но ведь я – ученик в школе духовной жизнь. И как ученик, я напоминаю себе аксиому духовного образования: если вокруг меня возникли какие-то странные, выводящие меня из состояния равновесия обстоятельства, значит, я имею дело с испытанием, которое послал мне мой возлюбленный Господь. Не для того, чтобы я проявлял недовольство и пытался убежать от неприятных обстоятельств. Господь хочет, чтобы я, применив полученные от духовного учителя знания, выполнил очередное серьёзное задание в школе духовной жизни, очистился от следующей «порции» невежества и страсти, развил ещё одно духовное качество и поднялся на более высокий уровень духовного развития. С чего же нужно начинать? Как обычно, - с поиска своей ошибки! Если в настоящем меня одолела «нищета», значит, в прошлом я совершал какую-то серьёзную ошибку. И так как я до сих пор не заметил этого, естественно, вместо того, чтобы исправлять, продолжаю совершать её снова и снова. Что же это за ошибка? Из наставлений духовного учителя и ведических писаний мы узнаём: «если человек в прошлом не желал делиться тем, что у него есть, с теми, кто в этом нуждается, в настоящем он вынужден будет страдать от нищеты». И вот я смотрю сквозь призму этого духовного знания на свою жизнь в прошлом и вижу: «Точно! Была возможность поделиться. И нуждающихся вокруг было предостаточно. Но делиться не хотел, никак и ни с кем. Конечно, оправдывал себя. Мол, рано ещё делиться! Вот поднакоплю, тогда подумаю о том, чтобы поделиться. А пока – не время». Да. Теперь понятно, почему «нужда» одолевает! Ну, что делать, придётся исправлять эту ошибку. А как её исправлять? Естественно, хотя и с трудом, придётся учиться делиться тем, что у меня есть. Представляете? Мне не хватает на жизнь. Но способ исправить свою старую ошибку – один. Делиться с другими тем, что у меня есть, хотя самому не хватает! Отрывать от себя и «с болью в сердце» отдавать, делиться с теми, кто нуждается. Но ведь я тоже нуждаюсь! Правильно, я нуждаюсь. Но моя главная «нужда» состоит в том, что мне нужно исправлять свою прошлую ошибку. Это – моё задание в школе духовной жизни! Поэтому мне нужно «делиться» с другими, хотя самому не хватает. И разумный человек понимает: «Собственно говоря, в чём проблема? Ведь всё равно не хватает! Поэтому, если надо, можно чуть-чуть оторвать от себя что-то и поделиться. Потому что - всё равно не хватает». Но глупый человек будет «сходить с ума»: «Боже мой, как же так? Почему жизнь ко мне несправедлива? Требует от меня делиться, хотя мне самому не хватает!» Здесь уместно вспомнить знаменитый афоризм Альберта Эйнштейна: «Величайшая глупость в этом мире состоит в представлении о том, что проблемы, порождённые нашим несовершенным умом, мы сможем решить с помощью того же несовершенного ума». В прошлом мы пытались накапливать благосостояние и не желали делиться им, считая, что нам всё ещё мало. Поэтому в настоящем нас одолевает нищета. И сейчас мы продолжаем думать так же, как и раньше: «Подождите, не время делиться! Нужно накапливать благосостояние. Мне всё ещё не хватает!» Это значит, в будущем меня ожидает ещё большая нищета! Нет, в нашем уме – ошибка. Нужно исправить эту ошибку, изменить свой ум и окружающие нас обстоятельства также изменятся!

Обратите внимание, в материальной жизни нам нет никакого дела до того, что нам положено в этом мире Богом, а что нет, и всем нам кажется, что того, чем мы обладаем, у нас слишком мало. Поэтому мы стремимся брать от жизни «по полной», на пределе своих возможностей. И из-за того, что мы берём «лишнее» от жизни, другими словами то, что нам «не положено», не предназначено для нас по жизни, мы оказываемся в положении «вора». А вор ни с кем не собирается делиться награбленным. «Зря, что ли, я надрывался?» И вора бесполезно учить тому, как делиться. Сначала его нужно отучить воровать. Поэтому на первом уроке в школе нашей духовной жизни нас учат тому, как «брать от жизни» то, что нам положено.

Почему же в материальной жизни всем нам кажется, что того, чем мы обладаем у нас слишком мало? Потому что в нашей жизни присутствует энергия «жадности». И когда нам предоставляется возможность поделиться тем, что у нас есть, с теми, кто в этом нуждается, нам как будто кто-то шепчет изнутри: «Подожди, ещё не время делиться! Тебе самому не хватает. Вот поднакопишь, тогда – другое дело». А мы с трудом пытаемся возражать: «Но ведь эти люди нуждаются! И это - мой долг». Но жадность побеждает: «Ничего с ними не случится, подождут. Бог терпел и им велел!» Что же собой представляет жадность? Какова её природа? Ведические учителя объясняют, что жадность проявляется в стремлении пренебрегать заботой о тех, кто от нас зависит. Мы берём от жизни, слава Богу, то, что нам положено. И определённая часть того, что мы получили, даётся нам Господом для того, чтобы мы смогли проявить заботу о «наших ближних», тех, кто от нас зависит. И поделились с ними тем, что у нас есть, и в чём они нуждаются. А мы не хотим этого делать! И присваиваем себе то, что должны были отдать им. Под разными надуманными предлогами. Но, в действительности, мы не хотим делиться с ближними тем, что нам дано Господом для этого. Так действует в нашей жизни энергия жадности.

Ну, теперь понятно, в чём состоит второй урок нашего духовного учителя в школе духовной жизни. Мне нужно учиться делиться тем, что у меня есть, с моими ближними. С теми, кто от меня зависит и в чём-то нуждается. Несмотря на то, что мне самому не хватает! Поэтому придётся прилагать усилия и проходить достойно через это испытание, посланное мне Господом. Только так я смогу исправить свою старую ошибку и выполнить задание моего духовного учителя.

Ведические писания объясняют, что нашим благосостоянием в этом мире ведают «высшие силы», «обитатели небес». В ведической традиции их называют «полубоги». Христианская традиция называет их «ангелы». И вот такой полубог, или ангел, смотрит на какого-то человека на земле и, естественно, видит всё, что у того на уме. А этот бедняга в своём уме постоянно переживает: «Мне мало, не хватает на жизнь. Не время делиться. Нужно накапливать!» Полубог видит его внутреннее состояние и понимает: «Это – нищий! Потому что у него - ум нищего». И посылает ему обстоятельства жизни, соответствующие уровню его ума. Так в нашу жизнь приходит «нищета». А другой человек думает: «Конечно, хочется иметь больше. Потому что денег много не бывает. Но, слава Богу, и того, что есть, на жизнь хватает! И если кто-то в чём-то нуждается, - всегда готов поделиться». Полубог видит ум такого человека и понимает: «Это – богач! Потому что у него – ум процветающей личности». И посылает ему обстоятельства жизни, соответствующие уровню его ума. Так в нашу жизнь приходит благосостояние. Поэтому ведическая традиция утверждает: богач – не тот, у кого много денег. Настоящий богач – тот, кто в своём уме думает: «Слава Богу, по милости Господа мне всего хватает. Потому что Господь дал в моё распоряжение намного больше того, в чём я нуждаюсь. Но я знаю, зачем Он это сделал! Бог хочет, чтобы я поделился тем, что имею, с теми, кто нуждается в этом и, таким образом, позаботился о благе моих ближних!»

Итак, с болью в сердце отрываю от себя и делюсь тем, что у меня есть, с теми, кто нуждается в этом. Хотя самому не хватает! Прилагаю усилия и продолжаю делиться снова, и снова. И через некоторое время замечаю: «Да, нет же, похоже, всего хватает! И даже остаётся на то, чтобы со всеми поделиться. Вот это да! Можно продолжать в таком духе. Это - милость Господа. А когда жизнь наполнена милостью Бога, её – на всех хватает!» Что же с нами в этом случае происходит? Ученик старательно выполняет задание духовного учителя и учится делиться тем, что у него есть, с теми, кто нуждается в этом. Хотя ему самому не хватает, но ученик прилагает усилия и всё-таки делится! Наполняющая при этом его тело и ум энергия благости, очищает его четвёртый энергетический центр, анахата-чакру. Под влиянием состояния страсти и невежества, анахата-чакра производит энергию жадности, которая побуждает нас пренебрегать потребностями ближних и не делиться с ними теми возможностями, которые им через нас посылает Сам Господь. Но когда анахата-чакра освобождается от воздействия страсти и невежества и оказывается в состоянии благости, тело и ум ученика наполняет энергия щедрости, или по-другому, благодарности. В этом состоянии мы испытываем потребность делиться тем, что у нас есть с теми, кто нуждается в этом. Мы стремимся проявлять заботу о своих ближних, тех, кто от нас зависит, и чувствуем при этом благодарность. Благодарность Господу, духовному учителю, преданным и всем тем, кто помогает нам достойно проходить через это испытание. Замечательно! Духовный учитель доволен своим учеником. Потому что из жизни ученика исчезла жадность и вместо неё появилась энергия щедрости, благодарности. Такой ученик готов поделиться тем, что у него есть, с теми, кто нуждается в этом. Он способен проявлять заботу о тех, кто от него зависит и при этом чувствует благодарность по отношению к ним. И это настроение ученика наполняет его жизнь энергией процветания, которая притягивает к нему все материальные возможности, необходимые для того, чтобы успешно учиться в школе духовной жизни. Нет никакой необходимости «сходить с ума» в попытках как-то поддержать своё материальное существование. У такого ученика всегда достаточно времени, сил и средств, необходимых для того, чтобы постоянно находиться в духовном образовательном процессе. Потому что энергия благодарности наполняет его жизнь всем необходимым благосостоянием. Прекрасно! Этого ученика можно чему-то научить. Господь счастлив, духовный учитель удовлетворён, преданные рады за нас. Можно переходить к следующему уроку в школе нашей духовной жизни.

Это - третий урок и начинается он с очередного испытания. В нашей жизни появляются враги и начинают причинять нам ощутимые беспокойства. И все наши попытки избавиться от них приводят к ещё большим трудностям в нашей жизни. Итак, мы поднялись на следующий, более высокий уровень духовной жизни. Избавились от вожделения и жадности, наполнили себя энергией уважения и благодарности, щедрости. У нас, слава Богу, - здоровые тело и ум, и мы проявляем заботу о благе своих ближних. И что же после этого? Враги обступили нас со всех сторон и «житья от них нет»! В этих обстоятельствах ученик напоминает себе: «Это – милость Господа, третье испытание в школе моей духовной жизни! И чтобы достойно пройти через это испытание мне нужно получить от своего духовного учителя определённые знания и выполнить серьёзное задание. Но в результате этого я смогу очистить своё сердце от материальной «скверны», наполнить свою жизнь энергией благости, развить новое духовное качество и подняться на следующий уровень духовной жизни. И это – моя удача!»

Как обычно, начинаю с поиска своей старой ошибки. Интересно, что же такое я совершил в прошлом, из-за чего в настоящем мне пришлось стать объектом «вражеских происков»? Обратившись к наставлениям своего духовного учителя, я узнаю, что писания по этому поводу объясняют следующее: «В прошлом меня окружали нормальные люди. И они могли стать моими лучшими друзьями. Но, находясь в их обществе, я думал в своём уме: я – лучший! Мне казалось, что я превосхожу их во всех отношениях. Поэтому в общении с ними, вольно или невольно, я пытался демонстрировать им своё превосходство». А с такими – никто не хочет дружить. Ведь дружба – это отношения на равных. И хотя я вижу, что мои друзья в чём-то превосходят меня, принимаю и признаю это превосходство, у них на этот счёт иное мнение. Мои друзья считают, что они ни в чём не превосходят меня и более того, видят во мне какие-то достоинства. Которых на самом деле у меня нет, потому что «я-то знаю», что для меня они – пример! Другими словами, дружба – это соревнование на умение видеть достоинства в своих друзьях. И такие взаимоотношения между нами позволяют нам общаться на равных. А вражда – это состязание в попытке доказать собственное превосходство. Поэтому со временем те, кто могли стать для меня друзьями, но кому я по глупости старался продемонстрировать своё превосходство, стали моими врагами. И когда пришло время преподать мне третий урок в школе моей духовной жизни, Господь использовал моих «врагов» для того, чтобы научить меня «уму-разуму». И ничего нельзя поделать с этими «врагами»! Я уже и так пытаюсь, и так. Бестолку! Ничего не получается. Потому что Господь позволил этим «врагам» войти в мою жизнь не для того, чтобы я сражался с ними. Бог хочет, чтобы я, получив необходимые знания у своего духовного учителя, выполнил его задание, нашёл и исправил свою старую ошибку, очистил своё сердце от невежества материального существования, наполнил свою жизнь новым духовным качеством и поднялся на следующий уровень духовного развития.

И вот я смотрю сквозь призму этого духовного знания на своё прошлое и вижу: «Точно, так оно и было! Находился в окружении хороших людей, но ходил при этом и думал: я – лучший! И всем пытался доказать своё превосходство. Так и было!» Поэтому потерял возможность подружиться с этими замечательными людьми. И до сих пор страдаю от этой ошибки, но по невежеству продолжаю её повторять. Вот это дела! Ну, что же, пришло время исправлять и этот свой старый промах.

Интересно, а почему нас так тянет «показать кому-то своё превосходство»? Которого, быть может, у нас и в помине нет. А тянет! В чём причина? Ведические писания объясняют, что причина этого – наша гордыня. Невежество материальной жизни через пятый энергетический центр, вишуддха-чакру, наполняет наше тело и ум энергией гордости. На низшем уровне, то есть, в состоянии невежества, эта энергия проявляет себя как стремление быть выше, превосходить всех вокруг. Не потому, что мы, в действительности, лучше, а потому, что мы о себе такого высокого мнения: «Я – лучше всех! Я – пуп земли! Я – ходячее совершенство!» Что, естественно, далеко не соответствует реальности. Но я так думаю, потому что меня «гордыня мучит»! С гордыней дружит ещё одно интересное качество - гнев. Ведические учителя объясняют: «Тот, кто, сравнивая себя с другими, считает себя лучшим, вынужден будет действовать, движимый гневом». Потому что, если мы ходим вокруг, думая о том, что мы лучшие, нам придётся постоянно доказывать всем своё превосходство. И так как никого наши доказательства не убеждают, нам приходится проявлять свой гнев: «Страна дураков! Нет предела человеческой глупости! И когда же всё это закончится? Зла не хватает!» Энергия гнева исходит из третьего энергетического центра, манипура-чакры, когда она находится в состоянии невежества. Таким образом, невежество материальной жизни наполняет наше тело и ум энергиями гордости и гнева. Находясь под их влиянием, мы стремимся к мнимому «превосходству» над другими и в своих попытках доказать это «превосходство» действуем, движимые гневом.

Поэтому ученик в школе духовной жизни проводит «воспитательную работу» со своим умом: «Мой дорогой ум, я – не лучше и не хуже. Я – ученик, слуга своего духовного учителя. У меня есть задание духовного учителя и моё дело – не оценивать себя, лучше я или хуже, моё дело – думать о том, как выполнить задание моего учителя». И меня оценивает мой духовный учитель, меня оценивают преданные, все вокруг оценивают меня. Но – не я! Потому что оценивать – это не дело ученика. Я не могу себя оценить. Лучше я или хуже, кто его знает? Я – ученик, я – слуга! Мне нужно выполнять своё задание, служить моему учителю. «Разрушается этот мир или создаётся, живу я или умираю, меня заботит только одно: как выполнить указание моего духовного учителя!» Таким образом, проводя «воспитательную работу» со своим умом, мы перестаём думать о том, лучше я или хуже, начинаем думать о наставлениях нашего духовного учителя и искать способ выполнить его задание. И ведическая традиция объясняет: «Когда разум ученика сосредоточен на наставлениях духовного учителя, он наполняется энергией непоколебимой решимости, то есть, духовной силы. Но разум того, кто думает о своей мнимой значимости, многоветвист и слаб». И если мы перестаём думать о том, «какие мы», и начинаем думать о том, как исполнить указание нашего духовного учителя, постепенно в своей жизни «с холма гордыни» мы переходим в «долину смирения». Под воздействием состояния благости, которым наполняется наша жизнь, вишуддха-чакра вместо энергии гордости производит энергию смирения: «Я – слуга мира», «моё дело – дружить со всеми в семье Бога». А манипура-чакра в состоянии благости наполняет наше тело и ум энергией терпения. Терпение – это способность в любых обстоятельствах работать над исправлением своих ошибок, не мешая другим работать над исправлением своих. И служение в настроении дружелюбного общения, то есть, духовная жизнь в семье Бога, требует от нас великого терпения. Итак, из жизни ученика уходит гордыня и гнев, его тело и ум наполняют энергии смирения и терпения. И наши враги постепенно превращаются в наших друзей! Как объясняет ведическая традиция: «Никому не хочется враждовать с по-настоящему смиренными личностями. Даже если поначалу пробуют, потом всё равно становятся лучшими друзьями!» Господь счастлив, духовный учитель доволен. Замечательно! Ученик освободился из рабства вожделения, жадности, гордыни и гнева. Его жизнь наполнилась духовными энергиями уважения, благодарности, щедрости, смирения и терпения. Из такого ученика можно сделать достойную духовную личность. Его можно научить всему в школе духовной жизни.

И в своей жизни все мы обязательно проходим через эти три важных урока, независимо от того, где мы учимся, - в материальной школе или школе духовной. Милостивый Господь преподносит всем нам эти уроки. Урок уважения, урок благодарности и щедрости, урок смирения и терпения. К сожалению, в жизни материальной выучить их чрезвычайно сложно, поэтому они снова и снова возвращаются к нам из жизни в жизнь. Народная мудрость «окрестила» их как «огонь, вода и медные трубы». «Огонь» вожделения, «вода» жадности и «медные трубы» гордыни и гнева. Но под руководством истинного духовного учителя искренний ученик обретает благоприятную возможность достойно пройти через эти испытания, посланные ему Господом, выполнить успешно все задания учителя и выучить все важные уроки в школе духовной жизни. Если ученик правильно использует эту возможность, тогда он освобождается, наконец, от всех своих «бед» в этом мире: вожделения, жадности, гордости, гнева. И становится достойной духовной личностью, способной строить свою жизнь на основе уважения, благодарности, щедрости, смирения и терпения. Такую личность духовный учитель может многому обучить в школе духовной жизни. Потому что наша задача в этой мире – не просто перейти от невежества и страсти материальной жизни к состоянию благости жизни духовной, развив определённую духовную квалификацию, наша задача - посредством духовных качеств, духовных энергий, наполняющих наше тело, ум, разум и сознание, служить этому миру. И служа миру, помочь всем вокруг нас войти в сферу духовной жизни и стать счастливее! Потому что таково желание нашего возлюбленного Господа и дорогих Ему преданных. И, слава Богу, по милости святых учителей и преданных Бога в настоящее время у всех нас есть такая возможность. Вопрос лишь в том, пользуемся ли мы ею?

Поэтому позвольте мне пожелать всем искренним искателям на пути духовной жизни, к числу которых, вне всяких сомнений, относитесь и вы, дорогой читатель, удачи, успеха, духовной силы и непоколебимой решимости. Способности, проходя через любые испытания в школе нашей духовной жизни, не падать духом, не опускать руки, не сокрушаться и горевать, но используя наставления духовного учителя и святых писаний, знания ведической духовной традиции, замечательным образом проходить через уроки жизни, освобождаясь от вожделения, жадности, гордости и гнева. Способности развивать в себе духовное уважение, благодарность, щедрость, смирение и терпение, наполнять свою жизнь энергией духовного счастья и помогать другим становиться счастливее и счастливее!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Подвизайся за Истину до смерти – и Бог поборет за тебя!»

(Из поучений святых отцов)

Мир, в котором мы живём, - интересное место. В нём есть планеты, где существуют идеальные условия для страданий. Писания называют их адскими, или подземными, низшими планетами. А есть планеты, на которых созданы идеальные условия для чувственных наслаждений. Поэтому эти планеты называют райскими, или небесными, высшими. И есть планеты, где возможности наслаждаться и страдать смешаны друг с другом. Это планеты среднего типа, земные. Находясь на такой, земной, планете, мы имеем возможность в течение одной жизни получать опыт и райских наслаждений, и адских мук. Но при переходе от одной крайности материального существования к другой в нашей земной жизни у нас появляется уникальный шанс пережить опыт «пограничного» состояния. Когда нам никуда не нужно убегать от адских страданий и нет никакой необходимости гнаться за райскими наслаждениями. Когда мы замираем на грани между добром и злом, оглядываемся вокруг и видим: «этот мир создан не нами, этот мир создан не мной». Этот мир создан Кем-то удивительно разумным, безгранично всемогущим и необычайно привлекательным! Может быть, мне стоит познакомиться с Ним поближе? Но в следующее мгновение волны материального бытия уносят нас дальше – к очередному удовольствию или досадной неприятности нашей мирской жизни. И мы теряем эту бесценную возможность соприкоснуться с миром истинной реальности. С тем миром, частью которого мы являемся и связь с которым, в силу тех или иных обстоятельств нашей жизни, мы на какое-то время утратили. Это – мир Бога. Мир, наполненный энергиями вечности, знания и блаженства. В котором бытие – вечно, а значит, в нём ничто не подвержено разрушению и поэтому там никому не нужно умирать. В этом мире всё пронизано сознанием, поэтому он является царством осознанной деятельности. И все обитатели этого мира всегда пребывают в состоянии блаженства, потому что каждым мгновением своего бытия соприкасаются с высшей формой проявления духовного счастья, то есть, Богом. Для того чтобы соприкоснуться с этим миром истинной реальности требуется всего лишь малость: выйти за границы своего ума, погружённого в «пережёвывание» очередной порции райских наслаждений или адских страданий нашей обыденной материальной жизни, и, оглянувшись вокруг себя, увидеть мир Бога. Духовная традиция называет подобный переход «расширением своего сознания». Этот выход за рамки обыденного восприятия окружающего мира в нашем сознании происходит в тот момент, когда мы слышим звук святой молитвы, исходящей из уст святой личности, осознаём истину святых писаний в наставлениях святого учителя, склоняемся в земном по<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...