Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Половые различия. Мотивация профессиональной деятельности. Исследования. Мотивация учебной деятельности




Половые различия

В то же время, независимо от прочности брака и степени удовлетворенности им, у женщин среднего возраста продолжает преобладать ориентация на специфические семейные ценности, а у мужчин ведущей остается профессиональная деятельность (Н. Ф. Федотова, Л. А. Филиппова), в процессе которой он стремится сохранить за собой то положение на производстве и службе, которого добился раньше.

 

Мотивация профессиональной деятельности

 

Чем старше становится человек, тем больше он дорожит своим рабочим местом. В ходе исследования работающих представителей среднего класса в возрасте от 46 до 71 года (Pfeiffer D. & amp; Davis G., 1971) 90 % опрошенных мужчин и 82 % женщин сообщили, что они бы продолжали работать, даже если бы могли этого не делать. Даже те, чей возраст приближался к пенсионному, предпочли бы – в подавляющем большинстве – продолжать трудиться, хотя бы неполный рабочий день.

Таким образом, остаться без работы к концу периода средней взрослости для многих людей является пугающей перспективой, связанной с утратой жизненных целей, ухудшением материальных условий и ощущением, что жизнь прожита и впереди только старость. Встретить ее спокойно может позволить себе человек, относящийся к последующему периоду своего развития как к ожидаемому событию своей жизни, которое можно предвидеть, к которому можно подготовиться и в отношении которого можно строить планы. В этом случае возникает мотивационная установка, позволяющая воспринимать приближение пенсионного возраста как новый своеобразный жизненный этап, служащий для продолжения реализации человеком своих возможностей.

Средний возраст – это не только период сохранения достигнутого, но и время серьезной переоценки профессиональной карьеры, когда человек может ощущать дискомфорт и разочарование в работе гораздо больше, чем в ранней или поздней взрослости.

 

 

Исследования

Психологические исследования показывают, что после 40 лет у взрослых людей возможно изменение ценностей и целей. Так, например, по данным, полученным при изучении ценностно-мотивационной сферы офицеров МВД, у младших офицеров в возрасте до 35 лет главными ценностями выступают свобода, товарищи, друзья, обеспеченная жизнь, а у старших (после 35 лет), наряду с профессиональной деятельностью, большое значение приобретают семейная жизнь и здоровье (Корчмарюк В. А., 1998).

 

Изменения в системе ценностей и жизненных целей нередко побуждают человека задумываться о корректировке направления своей профессиональной карьеры. Что в таком случае будет выступать в качестве движущей силы, на этот счет мнения различных авторов расходятся. Д. Левинсон (1978) считает, что изменение профессионального пути будет обусловлено возвращением мечты – стремлений, идеалов и целей молодости. Л. Е. Томас (Thomas, 1979) полагает, что общественные условия, являющиеся опосредованной мотивацией, определят новый выбор и действия человека, испытывающего резкие изменения своих ценностей и установок.

Между тем, как показывает практика, лишь малая часть людей резко изменяют свою профессиональную карьеру в середине жизни (Levinson D., 1978). Мужчины делают это чаще, чем женщины, так как последние в этом возрасте все еще не оставляют попыток добиться повышения по службе и не готовы к переоценке своих профессиональных целей и достижений (Droege, 1982).

 

Чем старше становится человек, тем больше он дорожит своим рабочим местом

 

В целом смена профессионального пути затрагивает, как правило, тех людей, которых к этому вынуждают жизненные обстоятельства. Однако меняют профессию и те, кто чувствует, что их способности не используются в полной мере на той работе, которая у них есть. Причем следует отметить, что первая причина – вынужденное изменение места работы, острая нехватка денег и т. д. – встречается гораздо чаще, чем вторая.

 

Мотивация учебной деятельности

 

Жизненные обстоятельства вынуждают человека среднего возраста не просто менять работу, но и осваивать новые сферы деятельности, требующие новых знаний, с целью приспособления к меняющимся условиям труда. Иными словами, основным мотиватором ученичества в среднем возрасте является складывающаяся жизненная ситуация , когда человек просто вынужден переучиваться. Это происходит либо вследствие потери рабочего места, раннего ухода на пенсию, переезда и т. д., либо после взросления детей, когда, например, женщины вынуждены возвращаться на рынок труда. Особенно это касается тех, кто занят или хочет быть занят в сферах деятельности, характеризующихся устареванием профессиональных знаний. Например, в таких отраслях, как компьютерные технологии, медицина, техника, в которых около половины знаний устаревают примерно через 3–4 года.

Проблема устаревания знаний особенно актуальна для людей среднего возраста, потому что, во-первых, школьное и профессиональное образование они получили уже много лет назад, а во-вторых – и это не менее важно, – продолжительность трудовой деятельности большинства взрослых людей в нашем столетии заметно увеличилась – в среднем с 21 года в 1900 году до 37 лет к 1980 году (Крайг Г., 2000).

Как показывают психологические исследования, для людей среднего возраста наиболее значимыми в процессе профессионального переобучения являются мотивы развития личности и познавательные мотивы. При этом доминируют познавательные мотивы, а мотивы развития личности, такие как стремление расширить свой кругозор и эрудицию, повысить общекультурный уровень, занимают в структуре мотивации учения человека второе место (Городецкая И. М., 1998).

В блоке опосредованных мотивов наибольшую значимость имеют стимульные мотивы , такие как возможность самореализации в профессиональном плане, профессионализм преподавателей и т. д.

Кроме того, на структуру мотивации учения людей после 40 лет влияет и уровень образования. Для человека со средним специальным образованием особую значимость имеют познавательные мотивы , включающие в себя интерес к изучаемым предметам, желание повысить свой социальный статус и стремление получить глубокие знания.

Для человека с высшим образованием характерны мотивы развития личности и мотивы достижения. Однако, какими бы ни были мотивы возвращения человека в процесс обучения, наблюдения показывают, что большинство «учеников среднего возраста» относятся к своей учебе с повышенной ответственностью. Они регулярно посещают занятия и демонстрируют в учебе даже лучшие результаты, чем молодые.

Для того чтобы человек снова решился стать студентом, он должен принять во внимание целый ряд факторов и, как правило, заручиться поддержкой своей семьи. Подобное решение предполагает оценку своих способностей и возможностей, поскольку студент как учащийся находится в зависимом положении.

Кроме того, взрослый человек может оказаться среди большой группы людей, которые намного моложе его; возможно, он будет старше даже своих преподавателей. Разница в возрасте может стать причиной того, что на первых порах человек будет испытывать определенное чувство сомнения и дискомфорта. Тем не менее осознание той значимости и полезности, которое приносит работа, помогает человеку среднего возраста преодолеть трудности, связанные с профессиональным переобучением, будь то овладение новой профессией или же обычные курсы повышения квалификации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...