Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права и обязанности управляющего




 

В целях исполнения определения о введении внешнего управления внешний управляющий наделяется определенными правами и обязанностями, перечень которых является исчерпывающим (ст. 99 Закона о банкротстве).

1) Важнейшим правом внешнего управляющего является право распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными Законом о банкротстве. Ограничения касаются крупных сделок, сделок с заинтересованностью, сделок по продаже заложенного имущества и некоторых других сделок, указанных в п. 4 ст. 101 Закона о банкротстве. Например, крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

2) Еще одним важным правом внешнего управляющего в соответствии со ст. 102 Закона о банкротстве является право заявить отказ от исполнения сделок должника. Реализация такого права обусловлена рядом моментов. Право внешнего управляющего на отказ от исполнения сделок должника может быть реализовано в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления. Отказ может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, которые препятствуют восстановлению платежеспособности должника или исполнение которых повлечет для должника убытки по сравнению с аналогичными сделками, заключенными при сравнимых обстоятельствах. Следует отметить, что сторона по договору, в отношении которого заявлен отказ от исполнения, вправе потребовать от должника возмещения убытков, вызванных отказом от исполнения договора должника.

Правила об отказе от исполнения договора должника представляют собой одну из существенных особенностей исполнения обязательств при банкротстве и составляют исключение из общего принципа, предусмотренного ст. 310 ГК РФ о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства. Статья 102 Закона о банкротстве во взаимосвязи с п. 3 ст. 450 ГК РФ предоставляет право внешнему управляющему при наличии предусмотренных Законом о банкротстве обстоятельств в одностороннем порядке (без согласия контрагента) заявить отказ от исполнения договоров должника, т.е. расторгнуть их без обращения в суд. Договор считается расторгнутым с даты получения всеми сторонами по такому договору заявления внешнего управляющего об отказе от исполнения договора (п. 3 ст. 102 Закона о банкротстве).

3) Внешний управляющий вправе заключать от имени должника мировое соглашение;

4) Предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве (ст. 103 Закона о банкротстве). Пленум ВАС РФ в своем Постановлении за N 29 от 15.12.04 указал, что иски о признании недействительными сделок, предусмотренных п. 1-5 ст. 103 Закона и о применении последствий их недействительности предъявляются в суд или арбитражный суд в соответствии с правилами ГПК и АПК РФ о подведомственности и подсудности.

Наряду с правами, предусмотренными Законом о банкротстве, внешний управляющий несет обязанности, например, принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию; разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов; заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов; принимать меры по взысканию задолженности перед должником; вести реестр требований кредиторов.

 

План внешнего управления

 

Внешний управляющий осуществляет меры по восстановлению платежеспособности должника в соответствии с планом внешнего управления.

План внешнего управления разрабатывается внешним управляющим не позднее чем через месяц с даты утверждения внешнего управляющего и представляется собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, срок восстановления платежеспособности должника, а также обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок (ст. 106 Закона о банкротстве).

План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через 2 месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Собрание кредиторов имеет право принять одно из следующих решений:

- об утверждении плана внешнего управления. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов;

- об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- об отклонении плана внешнего управления как неприемлемого. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления. При этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать 2 месяца с даты принятия указанного решения;

- об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из членов которой должен быть утвержден новый внешний управляющий, и требований к кандидатуре внешнего управляющего.

В целях восстановления платежеспособности должника внешний управляющий осуществляет меры, предусмотренные планом внешнего управления. При этом планом внешнего управления могут быть предусмотрены различные меры по восстановлению платежеспособности должника. Их перечень не является исчерпывающим. Статьей 109 Закона о банкротстве названы такие меры, как:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- продажа предприятия должника.

Закон о банкротстве содержит детальные правила продажи предприятия: определение состава имущественного комплекса; продажа имущественного комплекса на открытых торгах, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве; определение начальной цены продажи и иные условия проведения торгов; организация торгов внешним управляющим или привлекаемой им специализированной организацией; проведение в случае необходимости повторных торгов; и другие правила содержаться в ст. 110 Закона о банкротстве.

- продажа части имущества должника. Соответствующие правила содержатся в ст. 111 Закона о банкротстве. Продажа части имущества должника производится в сущности по тем же правилам, что и продажа предприятия целиком.

- уступка прав требования должника. В соответствии со ст. 112 Закона о банкротстве уступка прав требования должника осуществляется путем их продажи на открытых торгах, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

Так, по одному из дел Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, отменяя судебные акты как принятые с нарушением норм материального права, отметил, что право требования к ответчику, вытекающее из спорного договора, входит в конкурсную массу и может быть реализовано конкурсным управляющим по возмездной сделке об уступке права требования.

- исполнение обязательств должника иными лицами. Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо в любое время до окончания внешнего управления в целях прекращения производства по делу о банкротстве вправе удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или представить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов. В таком случае кредиторы должника обязаны принять такое удовлетворение. Если кредитор уклоняется от принятия исполнения обязательств должника, денежные средства могут быть внесены в депозит нотариуса. Денежные средства считаются предоставленными должнику на условиях договора беспроцентного займа, срок которого определен моментом востребования, но не ранее окончания срока, на который была введена процедура внешнего управления (ст. 113 Закона о банкротстве).

Завершение внешнего управления и прекращение производства по делу о банкротстве происходит в соответствии со ст. 116 Закона о банкротстве.

Законом о банкротстве 1992 г. предусматривалась самостоятельная реорганизационная процедура - санация, заключающаяся в оказании должнику финансовой помощи со стороны собственника, кредиторов или иных лиц. Главным образом имелось в виду участие государства бюджетными средствами в судьбе государственных предприятий, имеющих важное значение для экономики страны. Экспертами западных стран отмечалось, что поддержка государством государственных предприятий означала административное вмешательство в правила конкуренции и противоречила принципам права рыночной экономики, сути конкурсного права.

Благодаря мощным бюджетным финансовым вливаниям происходило искусственное сдерживание ликвидации неэффективных государственных предприятий, являющихся фактически банкротами. Расходовавшиеся для таких целей бюджетные средства с большей пользой можно было использовать для решения социальных проблем, связанных с высвобождением работников ликвидируемых предприятий, для развития малого предпринимательства и создания новых рабочих мест.

Закон о банкротстве 1998 г. изменил эти правила. Собственники (государство, муниципальные образования, частные физические и юридические лица) были поставлены в равные условия. В настоящее время могут быть осуществлены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

1) По действующему Закону о банкротстве исполнение обязательств должника иными лицами может быть осуществлено в любой момент производства по делу о банкротстве, в рамках любой процедуры банкротства, а не только в рамках внешнего управления. Это один из легальных способов пресловутого передела собственности;

2) Также возможно увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц. Увеличение уставного капитала должника - акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций может быть включено в план внешнего управления исключительно по ходатайству органа управления должника, принявшего решения, предусмотренные п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве. Особенности реализации этого способа восстановления платежеспособности должника определены ст. 114 Закона о банкротстве, в частности, размещение дополнительных обыкновенных акций должника может производиться только по закрытой подписке; акционеры должника имеют преимущественное право на приобретение указанных акций.

3) Замещение активов должника (ст. 115 Закона о банкротстве). Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного акционерного общества или не скольких акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится все имущество должника. Акции созданных на базе имущества должника акционерных обществ, включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах, включая организованный рынок ценных бумаг, т.е. фондовые биржи. Продажа акций должна обеспечивать накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов.

Итогом деятельности внешнего управляющего является отчет перед собранием кредиторов с одним из следующих предложений:

1) О прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

2) О продлении установленного срока внешнего управления;

3) О прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или о заключении мирового соглашения;

4) О прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Соответственно собрание кредиторов по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего вправе принять одно из следующих решений:

1) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

2) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) о заключении мирового соглашения;

5) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления при условии, что общий срок внешнего управления не будет превышать максимально допустимый срок внешнего управления.

Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. Основания для утверждения или отказа в утверждении отчета внешнего управляющего предусмотрены п. 4 и 5 ст. 119 Закона о банкротстве. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего выносится один из следующих судебных актов:

1) определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;

2) определение о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами. Вынесение такого определения является основанием для начала расчетов со всеми кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.

После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае же, если в установленный арбитражным судом срок (но не более 6 месяцев) не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Порядок расчетов с кредиторами установлен ст. 121-122 Закона о банкротстве);

3) Определение о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;

4) Определение об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если судом будут выявлены обстоятельства, препятствующие утверждению отчета внешнего управляющего (п. 5 ст. 119 Закона о банкротстве);

5) Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случаях, если имеется соответствующее ходатайство собрания кредиторов либо арбитражным судом отказано в утверждении отчета внешнего управляющего или указанный отчет не представлен в течение месяца со дня окончания срока внешнего управления.

Основания и порядок прекращения полномочий внешнего управляющего и порядок передачи им дел определены ст. 123 Закона о банкротстве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...